Тест на сенсорное развитие ребенка
×åì àêòèâíåå ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò îêðóæàþùèé ìèð, òåì áûñòðåå è óñïåøíåå îí ðàçâèâàåòñÿ. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïåðèîä èíòåíñèâíîãî ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ – èìåííî ñ òðåõ äî øåñòè ëåò.
Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå – ýòî ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ è ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î âíåøíèõ ñâîéñòâàõ ïðåäìåòîâ: èõ ôîðìå, öâåòå, âåëè÷èíå, ïîëîæåíèè â ïðîñòðàíñòâå. Ñåíñîðíîìó ðàçâèòèþ ñâîéñòâåííà ðàçâèâàþùàÿ íàïðàâëåííîñòü. Ñ âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà íà÷èíàåòñÿ ïîçíàíèå. Âñå äðóãèå ôîðìû ïîçíàíèÿ – çàïîìèíàíèå, ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå – ñòðîÿòñÿ íà îñíîâå îáðàçîâ âîñïðèÿòèÿ. Ïîýòîìó íîðìàëüíîå óìñòâåííîå ðàçâèòèå äåòåé íåâîçìîæíî áåç îïîðû íà ïîëíîöåííîå âîñïðèÿòèå ïðåäìåòîâ. Óðîâåíü èíòåëëåêòà ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, â ñâîþ î÷åðåäü, âçàèìîñâÿçàí ñ óðîâíåì ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ. Îáùàÿñü ñî âçðîñëûìè, ìàëûø ñî âðåìåíåì íà÷èíàåò îðèåíòèðîâàòüñÿ â ðàçëè÷íûõ âíåøíèõ ïðîÿâëåíèÿõ, ñâîéñòâàõ, â ïðîñòðàíñòâå è âðåìåíè. Èãðàÿ ñ ðàçëè÷íûìè ïðåäìåòàìè, âñå áîëåå òî÷íî îïðåäåëÿòü ôîðìó, öâåò, âåñ è ò.ä. Ñëóøàÿ ðå÷ü, âûäåëÿòü ðàçëè÷íîå ïðîèçíîøåíèå çâóêîâ, òåìï. Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå èìååò è ñàìîñòîÿòåëüíîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïîëíîöåííîå âîñïðèÿòèå íåîáõîäèìî è äëÿ óñïåøíîãî îáó÷åíèÿ, è äëÿ ìíîãèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè.
Ñ ïîìîùüþ òàáëèöû âû ñìîæåòå îöåíèòü çíàíèÿ ðåáåíêà îá îêðóæàþùåì ìèðå è óìåíèÿ ïðîèçâîäèòü äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è èõ ÷àñòÿìè, îñíîâûâàÿñü íà èìåþùèõñÿ çíàíèÿõ î ñâîéñòâàõ ïðåäìåòîâ, èõ îòíîøåíèÿõ ìåæäó ñîáîé è ìåæäó ÷àñòÿìè îòäåëüíûõ ïðåäìåòîâ. Îöåíêà óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà – ýòî ñàìûé ïåðâûé øàã, êîòîðûé íåîáõîäèì äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðàâèëüíî âûáðàòü ñòðàòåãèþ îáó÷åíèÿ è îïðåäåëèòü, ÷åìó èìåííî ñëåäóåò ó÷èòü ðåáåíêà äàëüøå. Ïîñòàðàéòåñü áûòü ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíû ê óìåíèÿì ñâîèõ äåòåé, ïîòîìó ÷òî ÷àñòî, êîãäà ðîäèòåëü ñàì îöåíèâàåò óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìàëûøà, åñòü ðèñê ëèáî íåäîîöåíèòü, à ÷àùå ïåðåîöåíèòü åãî âîçìîæíîñòè. Ïåðåîöåíêà âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà ïðèâîäèò ê âàøèì çàâûøåííûì òðåáîâàíèÿì, ÷òî íå äàñò âîçìîæíîñòè ðåáåíêó áûñòðî äîáèòüñÿ óñïåõà. Íåäîîöåíêà åãî âîçìîæíîñòåé ïðèâåäåò ðåáåíêà, â êîíöå êîíöîâ, ê ñêóêå, åìó íå áóäåò õâàòàòü èíòåðåñà è çàíèìàòåëüíîñòè.
Åñëè áîëüøàÿ ÷àñòü íàâûêîâ ðåáåíêîì óñâîåíà, òî âû ìîæåòå äåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî îí ðàçâèâàåòñÿ íîðìàëüíî è ãàðìîíè÷íî.
Åñëè æå áîëüøàÿ ÷àñòü íîðìàòèâíûõ íàâûêîâ ðåáåíêîì åùå íå óñâîåíà, òî ìîæåò èäòè ðå÷ü îá îòñòàâàíèè â ðàçâèòèè â òîé èëè èíîé ñòåïåíè. Åñëè âû îáíàðóæèëè îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè êàêîé-ëèáî ôóíêöèè, íå ñòîèò äåëàòü ñêîðîïàëèòåëüíûõ âûâîäîâ, ò.ê. ýòî, âîçìîæíî, ïðîèñõîäèò åñòåñòâåííîå âðåìåííîå åãî çàìåäëåíèå ïåðåä î÷åðåäíûì “ðûâêîì” â ðàçâèòèè. Íî ñ äðóãîé ñòîðîíû, îòñòàâàíèå ïî íåñêîëüêèì ïàðàìåòðàì èëè òåì áîëåå â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè, ìîæåò ñëóæèòü ïðèçíàêîì ïîêà åùå ñêðûòîé ïðîáëåìû. È çäåñü îïûòíûé ñïåöèàëèñò ìîæåò ïðîâåñòè äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå è ïîëó÷èòü âàæíûå ðåçóëüòàòû.
Åñëè âàø ðåáåíîê, íàðÿäó ñ íîðìàòèâíûìè òðåáîâàíèÿìè ê åãî âîçðàñòó, óñâîèë òàêæå è áîëüøóþ ÷àñòü íàâûêîâ, ñîîòâåòñòâóþùèõ áîëåå ñòàðøåìó âîçðàñòó, òî ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îí îïåðåæàåò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ â ðàçâèòèè ïî âñåì èëè êàêèì-ëèáî îòäåëüíûì ïîêàçàòåëÿì è ëèíèÿì ðàçâèòèÿ.
Åñëè çàäåðæêà èëè îïåðåæåíèå â ðàçâèòèè ïðîèñõîäÿò ÷àñòè÷íî è òîëüêî â îäíîé èëè äâóõ îáëàñòÿõ, òîãäà ìîæåò èäòè ðå÷ü î íåãàðìîíè÷íîì ðàçâèòèè.
Âñå ïîñîáèÿ, êîòîðûå ïîòðåáóþòñÿ âàì ïðè ðàáîòå ñ òåñòîì, âû ìîæåòå ïðèîáðåñòè â íàøåì ìàãàçèíå.
Источник
Людмила Дводненко
Диагностический материал по сенсорному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня хочу поделиться с вами своими разработками в области диагностики. Тема моей аттестации “Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры”. Я надеюсь, что мой материал многим поможет в работе в данном направлении.
Диагностический материал разработан на основе методической литературы: Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Башаева Г. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук»; Бейлина А. «Игры и игровые средства»; Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Показатели достижений детей младшей группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.
[/b]
Показатель достижений детей: Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Красный, синий, жёлтый, зеленый, белый, чёрный, розовый, голубой, оранжевый.)
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не называет и не различает цвета, не находит такой же цвет.
В стадии формирования или частично сформирован – называет и различает цвета, находит такой же цвет, только с помощью взрослого.
Сформирован – называет и различает цвета, находит такой же цвет, называет цвет самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Помоги козляткам спрятаться от волка»; «Подбери по цвету»; «Воздушные шары»; «Собери цветик – семицветик».
Показатель достижений детей: Знает основные формы. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – ребенок не может назвать ни одной.
В стадии формирования или частично сформирован – ребенок различает и называет, но путается в названиях.
Сформирован – ребенок различает и самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, используя, зрение и осязание, находит такую же фигуру самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Соберем бусы», «Кому какая форма».
Показатель достижений детей: Умеет соотносить предметы по величине. (Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – ребенок, сравнивая два предмета по величине допускает ошибки в понятиях выше – ниже, длиннее-короче, шире – уже.
В стадии формирования или частично сформирован – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные, не может рассказать о результатах сравнения словами, иногда путает понятие величины и использует слова – большой – маленький.
Сформирован – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные, самостоятельно обозначает.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Веселые матрешки»; «Ежик», «Три медведя», «Построим дома».
Показатель достижений детей: Пространственное восприятие.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.
В стадии формирования или частично сформирован – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает пространственные направления от себя, но выполняет всё с помощью взрослого.
Сформирован – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела, справляется с заданиями, не сделав ни одной ошибки.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Где что стоит?»; «Робот»
Показатели достижений детей средней группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.
[/b]
Показатель достижений детей: Различает и называет цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением задания или не знает цвета.
В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.
Сформирован – различает и называет цвета спектра и 2-3 оттенка самостоятельно
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Художники», ««Поле чудес», «Цветной телевизор», «Одень кукол красиво»
Показатель достижений детей: Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест, воссоздает фигуры из частей.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – различает и называет геометрические фигуры с помощью воспитателя
В стадии формирования или частично сформирован – знает фигуры, воссоздает фигуры из частей с помощью взрослого.
Сформирован – понимает правила игры и действует самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Что изменилось?», «Поручения»
Показатель достижений детей: Использует сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не называет свойства предметов.
В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.
Сформирован – выполняет игровое задание самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Палочки», «Какая одежда?», «Коврики», «Неразбериха»
Показатель достижений детей: Сравнивает предметы, выделяет отличия и сходства по 2-3 признакам, группирует (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре, поверхности). Описывает предметы по 3-4 основным свойствам.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением игрового задания. Группирует предметы по одному признаку. Не может описать предмет.
В стадии формирования или частично сформирован – игровое задание выполняет частично, с подсказками и наводящими вопросами взрослого.
Сформирован – сравнивает предметы, выделяет отличия и сходства по 2-3 признакам, группирует. Описывает предметы по 3-4 основным свойствам самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: ««Посади свою аллею», «Что происходит на картинке?», «Угадай какой это предмет?», «Чей звук?»
Показатель достижений детей: Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не может определить положение предметов в пространстве.
В стадии формирования или частично сформирован – определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе с помощью взрослого.
Сформирован – определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Кто быстрее?», «Где предмет?»
Показатели достижений детей старшей группы, уровни их освоения, методы мониторинга по сенсорному развитию.
[/b]
Показатель достижений детей: Различает и называет все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый, оттенки цвета, 3-5 тонов цвета теплых и холодных оттенков.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением задания или нужны наводящие вопросы.
В стадии формирования или частично сформирован – различает и называет все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый, путается в оттенках, нужна помощь взрослого.
Сформирован – понимает игровое задание, выполняет самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Какого цвета не стало?», «Нарисуй сказочную лестницу», «Краски смешались».
Показатель достижений детей: Различает и называет геометрические фигуры, способен воссоздать фигуры из частей, делит фигуры на части.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – различает и называет геометрические фигуры с помощью воспитателя, не воссоздает фигуры из частей.
В стадии формирования или частично сформирован – знает фигуры, но воссоздает фигуры из частей и делит фигуры на части с помощью взрослого
Сформирован – все задания выполнено самостоятельно и верно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Из каких фигур сложили фигуры?», «Найди похожие фигуры», «Найди по описанию»
Показатель достижений детей: Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине, проверяет точность путем наложения и приложения.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не может сравнить предметы на глаз.
В стадии формирования или частично сформирован – требуется небольшая помощь взрослого.
Сформирован – выполняет игровое задание самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Расставь по порядку», Как измерить длину? (ширину, высоту, толщину и т. п.).
Показатель достижений детей: Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – затрудняется с выполнением игрового задания. Не может определить материалы, из которых сделаны предметы.
В стадии формирования или частично сформирован – игровое задание выполняет частично, с подсказками и наводящими вопросами взрослого.
Сформирован – классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Что лишнее?», «Коробка с сюрпризом», «Узнай предмет по деталям», «Классификация предметов».
Показатель достижений детей: Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Уровни освоения критериев:
Не сформирован – не может определить местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
В стадии формирования или частично сформирован – определяет положение предметов в пространстве с помощью взрослого.
Сформирован – понимает и определяет положение предметов в пространстве самостоятельно.
Методы мониторинга:
Дид. игры: «Найди игрушки», «Кто первый?», «Клад».
Источник