Тест на развитие творческих способностей ребенка

Тест на развитие творческих способностей ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области

КАРТОТЕКА

игр-тестов для выявления

художественно-творческих способностей дошкольников

Составила:

Денисова Л. В.

«Дорисовывание фигур»

Тест для детей 3—4 лет

 Материал: лист белой бумаги (стандартный лист формата А4) и овал длиной 5—7 см, вырезанный из цветной бумаги,.

Инструкция: возьми овал и положи его в любое место на листе бумаги, где тебе больше понравится, а потом нарисуй картинку так, чтобы в центре ее был этот самый овал.

Проведение теста. Для того чтобы детям было удобнее рисовать,

 взрослому необходимо прикрепить цветной овал липкой лентой на место, выбранное ребенком. Перед началом рисования (цветными карандашами или фломастерами) детей спрашивают, что они будут рисовать. Если ребенок не может ответить заранее о том, что он нарисовал, его спрашивают еще раз после окончания работы. Если ребенок не может сам придумать название картинки, ему можно в этом помочь, однако ребенок должен хотя бы примерно самостоятельно рассказать о содержании нарисованного.

 При исследовании детей 3—4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформированной ориентировки и планирования – 3 балла, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы – 2 балла, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности – 1 балл, которое влияет и на общее познавательное развитие.

Тест для детей 4—6 лет

       Материал: листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

       Инструкция: посмотри на этот листок. Кто —то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

       Проведение теста: детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5—6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

        Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов.

       Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два —три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов — 3, минимальное — 0 (если ребенок отказывается рисовать).

       Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, н животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, максимальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких категорий).

       Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 — звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

       Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка — важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведенного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания — 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), — 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) — 3 балла.

          В норме дети должны набрать 5—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 2—4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

          Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

«Составление изображений объектов»

      Этот тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление.

      Проведение теста: попросите ребенка нарсовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

      Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, клоун, дождь, радость.

       Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

       Параметры для оценки результатов:

– изображены ли все заданные объекты

– реалистичность изображения

– уникальность изображения

– использование всех предложенных фигур

       Каждый пункт оценивается по пятибальной системе, подсчитывается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше представлены у ребенка функции воображения и мышления.

       Правила оценки: за изображение, обозначенное ребенком требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже, ставится 1 балл. За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», ставится 2 балла. За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла. За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное – 4 балла. За изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации, ставится 5 баллов.

«Незаконченные рисунки»

    Данный тест направлен на выявление способности к воображению.

      1. Инструкция: ребенку предлагается блок последовательных рисунков, который подводит в конце к полному изображению собаки. Необходимо закрыть блок листом белой бумаги и, последовательно открывая изображение от. А до Г предложить ребенку, что же здесь нарисовано. Время выполнения 1 минута.

      Оценка: чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

    2.  Инструкция: ребенку предлагается последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из девяти квадратов. На всю работу дается 1 минута.

     Оценка: чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

«Вербальная (словесная) фантазия»

       Инструкция: придумай рассказ, сказку о каком – либо живом существе (человеке, животном) и потом расскажи его. Время проведения в течение пяти минут.

        Оценка:1) Быстрота воображения (оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно)

 2) Необычность, оригинальность образов воображения (необычность, оригинальность оценивается высоко, если ребенок придумал, что то такое, чего он не мог видеть и слышать раньше, или пересказал известное, но в нес в это новое)

 3) Богатство фантазии, эмоциональность образов (оценивается высоко в том случае, если в рассказ внесены большое количество живых существ, более семи образов, и все образы эмоционально окрашены)

Читайте также:  Обучению обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики

 «Невербальная фантазия»

     Инструкция: Стандартный лист, бумага, цветные карандаши. Нарисовать сказочную картину. Время проведения в течение пяти минут.

     Оценка: Интерпретацию теста смотреть выше (тест1)

 « Что это?»

 Инструкция: Посмотри на рисунок. Что ты на нем видишь?

 Оценка: а) 3 варианта названий рисунка-низкий уровень развития воображения.

 б) 6 вариантов-средний уровень развития воображения.

 в) 8 вариантов – высокий уровень развития воображения.

« Определи выражение лица»

       Инструкция: Изобразить схему на лице, назвать соответствующее чувство. Допускается приближенная интерпретация чувств:

1) Радость. 2) Спокойствие. 3) Грусть. 4) Удовольствие. 5) Смущение.

 6) Насмешка. 7) Злость . 8) Недовольство. 9) Стресс (слезы)

        Оценка: 1-3 низкий уровень развития воображения.

 б) 1-4-средний уровень развития воображения.

в) 1,2,3,4,5- высокий уровень развития воображения.

г) 1-9- очень высокий уровень развития воображения

Упражнение  «Пантомима»

Изобрази жестами, мимикой, звуками каждый предмет (чайник, поезд, машину, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, рисование, расчесывание, плавание)

 Упражнение  «Изображение»

Ребенку предлагаются различные незаконченные изображения и просят его нарисовать, что нибудь интересное, используя эти изображения. В конце задания, просят ребенка рассказать, что он изобразил.

 Упражнение  «Точки»

Ребенку показывается, как можно соединить точки, сделав рисунок. А второй рисунок он рисует сам. Необязательно соединять все точки.

Упражнение «Комбинирование»

Нарисовать как можно больше предметов, используя предметные фигуры

Упражнение «Представь-ка»

 Попробуй представить, что будет если:

 А) Собаки научатся летать?

 Б) Твоя любимая игрушка научится разговаривать?

 В) Ты окажешься в стране Чудес?

 Упражнение  « Не может быть»

 Расскажи мне то, во что я не поверю. И я должна тебе сказать не может быть, тогда ты выиграл.

Тест « Где чье место»

       Инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка. На картинке около всех предметов расположены пустые кружочки, с нарисованными фигурками. Необходимо попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

       Оценка: Если ребенок испытывает затруднение, выполняя задание, ставит фигурки на законные места, то у ребенка низкий уровень развития воображения. Например: Собака в конуре потому-то она должна там быть.

       Если ребенок легко ставит кружочки с персонажами на «чужие» места, но объяснения вызывают трудности, то средний уровень развития воображения.

        Если ребенок легко расставляет кружочки с персонажами на «чужие» места, все объясняют легко, связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в целостный единый сюжет, высокий уровень развития воображения.

Список литературы методической литературы

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004

8. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000

10. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

11. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961

12. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997

13. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994

14. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997

15. Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. – 1992

16. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004

17. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

18. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. – С.17.

19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. – М.:Просвещение, 2001. – С.66.

20. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. – М.:Просвещение, 2006. – С.278.

21. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

22. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. – М.:Просвещение, 2001. – С.43.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. – М.:Просвещение, 2002. – С.314.

24. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

25. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. – М.:Просвещение, 2005. – С.342.

26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. – М.:Просвещение, 2003. – С.63.

27. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. – М.:Просвещение, 2004. – С.66.

29. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. – М.:Просвещение, 2004. – С.25.

30. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. – М.:Просвещение, 2006. – С.123.

31. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. – С.13.

32. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. – С.66.

33. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.:Просвещение, 2000. – С.62.

34. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]/Т.А.Репина. – М.:Просвещение, 2003. – С.123.

35. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. – М.:Просвещение, 2001. – С.83.

36. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. – М.:Просвещение, 2003. – С.50.

38. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. – С.55.

39. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

40.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. – М.:Просвещение, 2006. – С.97.

41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. – М.:Просвещение, 2007. – С.219.

42. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. – М., 2000. -Т.8. – С.13.

43. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. – М.:Просвещение, 2000. – С.223.

Источник

Тест Э.П. Торренса: Оцениваем творческое мышление школьников

Креативность высоко ценится в современном мире — на рынке труда растёт спрос на людей творческих профессий. Умение оригинально разрешать любые ситуации может пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни. Неслучайно вопросом наличия у ребёнка творческих способностей задаются и родители, и работники образования. Имеющийся потенциал следует начинать развивать как можно раньше. Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью теста Э.П. Торренса.

Читайте также:  Оценка нервно психического развития ребенка третьего года жизни

Тест Торренса предназначен для выявления у детей творческих способностей с самого раннего возраста.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Он состоит из 3 частей:

1. «Нарисуй картинку». Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом. Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

hello_html_m21f5baf3.jpg

2. Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

hello_html_7d4f4c16.jpg

3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы (На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста).

hello_html_7d4817f4.jpg

Процедура проведения диагностики творческого мышления

Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек (Оптимальное количество испытуемых — не более 5–10 человек). Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ.

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.

hello_html_4af42026.jpg

Рисунок-пример. Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним.

Обработка и интерпретация результатов

Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если:

  • не был использован предложенный элемент;

  • рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию;

  • название картинки бессмысленное, не связанное с изображением;

  • та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

Беглость

Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

Оригинальность

Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками.

Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.

Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

hello_html_100fd8ae.jpg Рис. Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень

Примерные ответы с низкой оригинальностью

Овал:

  • 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

  • 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.

  • 1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2:

  • 0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.

  • 1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Читайте также:  9 месяцев ребенку развитие и питание по комаровскому по месяцам

Стимул №3:

  • 0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.

  • 1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

Стимул №4:

  • 0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.

  • 1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок.

Стимул №5:

  • 0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.

  • 1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

Стимул №6:

  • 0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека.

  • 1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

Стимул №7:

  • 0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.

  • 1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

  • 0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело.

  • 1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

  • 0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы , животное и его уши, буква М;

  • 1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

  • Стимул №10:

  • 0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.

  • 1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).

Параллельные линии:

  • 0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

Гибкость

Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории

  • Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.

  • Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.

  • Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.

  • Бельевая верёвка, шнур.

  • Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.

  • Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.

  • Воздушный змей.

  • Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.

  • Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.

  • Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.

  • Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.

  • Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.

  • Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.

  • Животное: следы.

  • Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.

  • Зонтик.

  • Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.

  • Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.

  • Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.

  • Книга: одна или стопка, газета, журнал.

  • Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.

  • Комната или части комнаты: пол, стена, угол.

  • Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.

  • Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.

  • Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.

  • Космос: космонавт.

  • Костёр, огонь.

  • Крест: Красный крест, христианский крест, могила.

  • Лестница: приставная, стремянка, трап.

  • Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.

  • Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.

  • Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.

  • Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.

  • Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.

  • Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.

  • Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.

  • Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.

  • Облако, туча: разные виды и формы.

  • Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.

  • Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.

  • Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит.

  • Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.

  • Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.

  • Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.

  • Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.

  • Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.

  • Развлечения: певец, танцор, циркач.

  • Растения: заросли, кустарник, трава.

  • Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.

  • Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.

  • Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.

  • Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.

  • Снеговик.

  • Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.

  • Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.

  • Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.

  • Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.

  • Тростник и изделия из него.

  • Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.

  • Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.

  • Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.

  • Цифры: одна или в блоке, математические знаки.

  • Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.

  • Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.

  • Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.

  • Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Разработанность

Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).

  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.

  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки.

  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.

  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.

  • подробный заголовок.

Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

Абстрактность названия

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

  • 0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

  • 1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

  • 2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);