Тест на развитие самоконтроля ребенка

Цель: изучить уровень самоконтроля, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Расскажи, что на них нарисовано? Объясни, почему так произошло».

Ситуации:

– на первой картинке изображено как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять;

– на второй картинке нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает;

– на третьей картинке девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них;

– на четвертой – нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.

Возможные варианты ответов

1. Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим – 1 балл.

2. Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю – 2 балла.

3. Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации – 3 балла.

Второй и третий варианты ответов свойственны детям, прошедшим кризис 7 лет и способным более правильно (адекватно) оценивать себя и контролировать свою деятельность. Первый вариант ответов — типично «дошкольный», как правило, сочетается с неадекватно завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя.

Приложение 4.

Тест «Раскрась картинку»

Цель: выявить понимает и принимает ли ребенок задачу, поставленную педагогом.

Тест проводится фронтально. Для каждого ребенка необходимо приготовить одинаковые контурные рисунки, один раскрасить в нетрадиционные цвета (например, дерево — красное, небо — черное, солнце — зеленое, облака — коричневые, земля — синяя) и поместить перед детьми в качестве образца.

Инструкция: «Раскрасьте свою картинку так же, как у меня». После того как задание будет выполнено, детей просят проконтролировать себя, т.е. посмотреть на свою работу и сказать, все ли правильно сделано, похожа ли их картинка на образец.

По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.

I. Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать). Дети с заданием справляются полностью. Когда их спрашивают, все ли они правильно сделали, то ребята не просто отвечают, а пытаются аргументировать свои слова: «Здесь небо черное, и у меня тоже черное, значит, правильно».

П. Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но не понял, что надо делать). Формально задание выполняется неправильно. Дети используют цвета несоответствующие эталону, но когда взрослый начинает интересоваться каждым предметом отдельно, дети этой группы замечают свои ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным карандашом, а я зеленым».

III. Не принимает, но понимает (понимает, что требуется сделать, но не хочет это выполнять либо хочет выполнить по-своему). Дети внимательно рассматривают образец, при выполнении задания частично или полностью раскрашивают предметы на картинке, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов они часто рассуждают о целесообразности так, а не иначе раскрашивать рисунок, говорят: «Дерево не красное, а зеленое», «А так не бывает» и т.д.

IV. Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает суть задания). Дети выполняют задание неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся. Когда их просят сравнить результат с образцом, они не замечают ошибок. Даже если их спрашивают о каждом изображенном предмете в отдельности («А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?), они отвечают утвердительно, иногда не взглянув на рисунок.

Приложение 5.

Теппинг-тест.

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:

Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести карандашом точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птичкам») в соответствии с последовательностью их нумерации; переход от квадрата к квадрату осуществляется по команде воспитателя. Продолжительность работы в каждом квадрате 5 секунд. В целом ребенок работает 30 секунд, Перед проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении данного задания в игровой форме («капает дождик»). Результаты выполнения данного задания позво­ляют судить о зрелости нервной системы ребенка: чем большее количество точек окажется в 1-м квадрате, тем выше уровень зрелости нервной системы.

Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно значительное умень­шение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом.

Наряду со слабым и сильным типами нервной системы, у детей наблюдаются и промежуточные варианты.

Приложение 6.

Беседа о школе (Гинзбург)

Инструкция. «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (Внешний мотив.)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». (Учебно-познавательный мотив.)

Читайте также:  Карта развития ребенка с проблемами в развитии скачать

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Пози­ционный мотив.)

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». (Мотив получения высокой отметки.)

После прочтения каждого «высказывания» перед ре­бенком выкладывается схематический рисунок. Ребенку задается вопрос: «Кто, по-твоему, из них прав?». Ребенок последовательно выбирает три ответа.

Оценка результатов: о готовности учиться свидетель­ствует выбор учебно-познавательного мотива и социально­го. У ребенка может быть другое сочетание мотивов, важно, чтобы они отражали формирующуюся направленность на учебную деятельность. Если ребенок выбирает сочетание внешнего и игрового мотивов, это говорит о том, что у него не сформировано понимание значения учебной де­ятельности, поэтому в школе ребенок может испытывать трудности, связанные с нежеланием учиться.

Источник

Картотека диагностических методик  на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.

Изучение общей способности к обучению у детей 5- 7 лет

 (методика У.В.Ульенковой «Выкладывание елочки»)

Проведение исследования.

Ребенку показывается елочка, составленная из наклеенных на лист писчей бумаги трех треугольников зеленого цвета и разной величины (большой — 32 см2, средний — 16 см2, маленький — 8 см2, длина сторон соответственно : 8 см, 6 см, 4 см), «посаженных на ствол»— коричневый прямоугольник. Фигурки наклеены при соблюдении следующих правил, о которых ребенку специально не говорится:

1) каждой фигурке отведено строго определенное место;

 2) «ствол»-прямоугольник служит елочке основанием;

3) в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине;

 4) в направлении от верхушки к стволу — в нарастающей величине.

Ребенку говорится: «Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и сделай (составь) на этом листе бумаги точно такую же елочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги».

Составить елочку ребенок должен при обстоятельствах, несколько затрудняющих его действия: ему намеренно предлагали два набора фигурок, каждый из которых был идентичен наклеенному на лист, а сложить нужно было только одну елочку: «Выбери из этих фигурок подходящие, такие, как здесь, и делай»,— говорят ему.

По окончании работы ребенку задаются следующие вопросы:

 1) Тебе нравится твоя работа?

2) А почему она тебе нравится (не нравится)?

3) У тебя получилась точно такая же елочка?

4) Почему ты так считаешь?

5) Расскажи, как нужно делать такую елочку: какие нужно соблюдать правила при этом?

Оценка результатов

Высокий уровень: Дети правильно выкладывают елочку, уверенно оценивают результат и объясняют правила, по которым собирали елку.

Средний уровень: дети выкладывают елочку, хотя иногда и допускают ошибки, которые устраняют самостоятельно. Испытывают большие затруднения при формулировании правил.

Низкий уровень: дети не достигают заданного результата, но этого не осознают. Побуждение взрослого к сравнению полученного им результата с образцом не приводит к успеху. Дети выкладывают «любую» елочку, работой своей всегда остаются довольны: «Все получилось», «Все сделал хорошо», «Красиво», «Елочка вышла» и т п они довольны уже тем, что получилась именно елочка. Ребенок утверждает, что работу выполнил правильно, «как здесь».

Методика «Рисование флажков» ( У.В.Ульенкова)

Цель: изучение общей способности к обучению.

Ход работы

В отличие от предыдущего это задание по степени сложности рассчитано на возраст подготовительной к школе группы: в нем преобладал не сенсорный компонент, а логический; оно требовало от ребенка более напряженного ручного труда, хотя и на протяжении сравнительно короткого времени — в течение 15 мин, ориентации на листе бумаги с разлиновкой в кле­точку, навыков штриховки.

Ребенку предлагается рассмотреть образец задания — на половине  тетрадного листа с разлиновкой в клеточку нарисованы цветные флажки при соблюдении следующих правил:

 1) ножка флажка занимает три клеточки, флажок — две;

2) расстояние между двумя соседними флажками — две клеточки;

3) расстояние между строчками — две клеточки;

4) флажки нарисованы при чередовании красного и зеленого цвета;

5) ножка у флажка коричневая.

Ребенку дают следующую инструкцию: «Смотри, на этом листочке нарисованы цветные флажки. У тебя такой же листок, вот цветные карандаши. Нарисуй на своем листочке точно такие же флажки, как здесь. Посмотри внимательно на мою работу и делай точно так же. Можешь смотреть на нее и во время рисования, я ее убирать не буду. Рисуй до тех пор, пока я не скажу: «Достаточно, положи карандаш». А теперь рисуй!».

Для выполнения задания достаточно двух строчек нарисованных флажков. Если флажки нарисованы хаотично, то достаточно 7-10 шт. По окончании работы, каждому ребенку задавали следующие вопросы:

1) Тебе нравится твоя работа?

 2) Почему она тебе нравится (не нравится)?

 3) У тебя все получилось так, как здесь нарисовано?

 4) Почему ты так считаешь?

5) Расскажи, как надо было рисовать.

Обработка результатов:

Определяется  уровень общей способности дошкольника к учению.

1-й уровень – полностью принимается задание и сохраняется до конца занятия; работа  в основном выполняется точно, если и допускаются отдельные ошибки, то при проверке замечаются и самостоятельно устраняются; адекватно оценивается результат в сравнении с образцом, причем делается это в развернутой  речевой форме самостоятельно.

Читайте также:  Динамика развития ребенка раннего возраста речевое развитие

2-й уровень. Задание принимается полностью и выполняется полностью до конца занятия, тем не менее по ходу работы допускаются ошибки, они замечаются, но самостоятельно не устраняются; результат работы в целом соответствует образцу, оценивается положительно, но только с помощью наводящих вопросов взрослого.

3-й уровень. У ребенка есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. Созданная программа деятельности в ходе практических действий адекватна общей цели задания – рисовать флажки, и лишь частично – заданным способом. Программируется в речевом оформлении лишь одно правило – последовательность цвета. Оценка, как правило, бывает весьма недифференцированной, производится не на основе содержания задания, а по первому впечатлению, полученному от сравнения: «Не все флажки получились, эти очень широкие, а ножки длинные»

4-й уровень: поставленная цель определенным образом организовывает- есть готовность рисовать. Образец с закодированными в нем правилами не имеет для детей никакого значения. Из инструкции они берут лишь общую цель – рисовать флажки. Дети рисуют флажки разного размера, располагают их  нередко в беспорядке по всему листу, раскрашивают любым цветом, то есть никаких правил для них не существует. «По почерку», это действия детей младшего дошкольного возраста, которые еще не подаются организации извне. Всем детям своя работа нравится. На просьбу объяснить, как нужно было рисовать, часто отвечают мимикой непонимания собеседника.

5-й уровень. Основная характеристика- безразличие ребенка не только к содержанию задания, но и к процессу работы. Предъявляемое задание не понимается, улавливается требуемая форма активности – рисовать. Оценка результата – положительная, но без мотивации. Результат и заданный образец не имеют ни малейшего сходства, но исполнитель этого понять не в состоянии.

Итоговые результаты: Для детей 5-7 лет 1 и 2 уровни развития общей способности к обучению соответствуют высокому, 3-й – среднему, 4-й и 5-й  – низкому.

Методика «Да и нет»

Цель: оценка умения действовать по правилу.

Ход: тест – модификация детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите» , ребенку, отвечая на вопросы, нельзя говорить слова “да” и “нет”.

Когда вы убедитесь в том, что ребенку понятны правила игры, задавайте ему вопросы:

1.        Ты хочешь идти в школу?

2.        Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.        Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.        Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

(Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: “Ты хочешь пойти в школу не с осени, а только через год?”)

5.        Ты любишь гулять?

6.        Ты любишь играть?

7.        Ты хочешь учиться?

8.        Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами “да” и “нет” и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Оценка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова “да” и “нет”. Хороший результат для ребенка 6-7 лет, если он сделает не более двух ошибок.

Методика «Домик» (Н.Гуткина)

Цель:  диагностика развития произвольной сферы; позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности.

Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. В программе по исследованию психологической готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, а в случае специального использования ее для определения особенностей сенсомоторного развития ребенка возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.

Ход: Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с образцом домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

1)        какой рукой он рисует (правой или левой);

2)        как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3)        быстро или медленно проводит линии;

4)        отвлекаемость во время работы;

5)        высказывания и вопросы во время рисования;

6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, экспериментатор предлагает ему проверить, все ли нарисовано правильно. Все изменения, внесенные в рисунок во время проверки, фиксируются в протоколе. Если ребенок не замечает свою ошибку или ошибки в первый раз, то ему снова предлагают проверить точность рисунка, если и на этот раз он не увидит ошибки, то ему предлагают осуществить проверку в третий (последний) раз. Независимо от результата больше испытуемому не предлагают проверить правильность выполненного задания. По ходу осуществления указанных проверок все вопросы экспериментатора, а также все ответы, реплики и действия испытуемого должны быть внесены в протокол. Детей, которые после трех проверок так и не увидят пропущенные детали, необходимо дополнительно обследовать.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 1 год и 1 месяц развитие

Анализ результата

При анализе рисунка с ошибками учитывается не только характер ошибок, но и особенности деятельности испытуемого по срисовыванию образца. Так, разную информацию для последующей работы с ребенком дают ошибки, допущенные в результате того, что испытуемый, мельком взглянув на образец, дальше рисовал его по памяти, и ошибки, допущенные, несмотря на тщательное изучение образца и даже проверку сделанного.

Обработка детского рисунка проводится путем качественного анализа допущенных ребенком ошибок. Ошибками считаются:

1)        отсутствие какой-либо детали рисунка;

2)        неправильно изображенная деталь рисунка;

3)        неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

4)        диспропорция деталей рисунка;

5)        увеличение всего рисунка вдвое и более;

6)        отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий от заданного направления;

7)        изображение прямых линий не просто неровными, а в виде изломанных и волнистых;

8)        разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

9)        залезание линий одна на другую.

Все ошибки можно разделить на грубые и не грубые К грубым ошибкам относятся 1,2,3,4,5. Ошибки 6,7,8,9 могут быть как грубыми, так и не грубыми.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5-6 лет редко выполняют задание без ошибок в связи с недостаточным функциональным созреванием структур головного мозга, отвечающих за дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона), концентрацию внимания, развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Наличие грубых ошибок после 7 лет говорит о том, что ребенок плохо справляется с работой по образцу. Причиной может быть неблагополучие в развитии одного или нескольких исследуемых методикой психологических параметров.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности (см. А. М. Прихожан, 2000).

Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей, то полученные по ней результаты интерпретируются не с точки зрения нормальности-аномальности развития ребенка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.

Методика «Графический диктант»

Цель: определение уровня развития произвольной сферы

Ход: Подготовьте тетрадный лист в клеточку. На нем, отступив 4 клетки от края, поставьте 3 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали)

Дайте ребенку карандаш и скажите: “Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги”. (Проверьте, помнит ли ребенок, где правая рука.)

Первое задание — тренировочное. “Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам”.

Подскажите ребенку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию.

На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

Последующая инструкция звучит так:

“Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор”.

И заключительный узор.

“Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узор”.

Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка

Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы.

Низкий  уровень  развития   произвольной   сферы если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

Источники:

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова – Изд.2-е.- Волгоград: Учитель.

Н.И. Гуткина «Психологическая готовность к школе».- СПб.:Питер, 2007г, стр. 104

М.Н. Ильина «Тесты для детей. Готов ли Ваш ребенок к школе». – СПб.: «Дельта» 1997 г

Источник