Тест на развитие ребенка матрица
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2016;
проверки требуют 16 правок.
Пример матрицы. Прослеживаемая логическая закономерность: смещение слева направо в каждом ряду фигур закрашенного квадранта по часовой стрелке на 90°, фигуры в каждом ряду одинаковые → искомая фигура в нижнем правом углу — ромб с закрашенным правым квадрантом
Тест стандартными прогрессивными матрицами Равена (Рейвена) — тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста Джон Рейвен и Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году. Тест Равена известен как один из наиболее «чистых» измерений фактора общего интеллекта g, выделенного Ч.Э. Спирменом[1]. Успешность выполнения теста SPM интерпретируется как показатель способности к научению на основе обобщения собственного опыта и создания схем, позволяющих обрабатывать сложные события[2]. Этот удобный в применении и простотой в интерпретации тест, имеющий 80-летнюю историю, неоднократно подтверждал высокие показатели валидности и надежности[3]. Несмотря на снижение различительной способности в области высоких значений, возникшее ввиду тенденции роста тестовых показателей (эффект Флинна), SPM остается в арсенале многих исследователей и практиков.
Тест содержит 60 заданий, распределенных по пяти сериям. Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Рейвена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей.
Результатом теста является общее количество правильно решенных заданий. Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.
Согласно официальному Руководству[4], тестирование должно проводиться без ограничения времени, чтобы не дискриминировать испытуемых с «медленным» стилем мышления. В то же время, получили распространение версии теста с 20 и 30 минутными ограничениями. Имеющиеся данные показывают, что различие в результатах являются не столь значимыми, как это можно было бы представить исходя из теории. Так, оказалось, что 20-минутная версия матриц Равена надежно предсказывает результативность версии без временных ограничений[5][6]. В пользу ограничения времени говорит и то обстоятельство, что на практике сложно создать условия для безлимитного по времени тестирования, поскольку ограничения существуют более или менее явно. Режим ограничения времени обеспечивает более высокую дискриминативность, достоверность и защиту от влияния мотивации.
Распространен и комбинированный способ: задания теста выполняются без ограничения времени, но отмечается, сколько заданий выполнено верно за первые 20 минут. Таким образом, тест Стандартные прогрессивные матрицы Равена может быть использован как в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничений времени). Выбор режима применения теста должен осуществляться в зависимости от цели и условий диагностики (прежде всего возможности обеспечения длительной непрерывной работы испытуемого с тестом).
Для интерпретации результатов следует ориентироваться на соответствующие возрастные нормы, полученные на национальной выборке[6].
Примечания[править | править код]
- ↑ Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Питер. — СПб., 2001.
- ↑ Raven J. The Raven Progressive Matrices: A Review of National Norming Studies and Ethnic and Socioeconomic Variation Within the United States (англ.) // Journal of Educational Measuremen. — 1989. — Т. 26, № 1. — С. 1-16.
- ↑ Raven J. The Raven’s progressive matrices: change and stability over culture and time // Cognitive Psychology. — 2000. — Т. 41, № 1. — С. 1-48.
- ↑ Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогреccивные Матрицы (включая Параллельные и Плюс версии). — «Когито-Центр». — М., 2012.
- ↑ Hamel R., Schmittmann V.D. The 20-Minute Version as a Predictor of the Raven Advanced Progressive Matrices Test // Educational and Psychological Measurement. — 2006. — Т. 66, № 6. — С. 1039-1046.
- ↑ 1 2 Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. Применение теста Стандартные прогрессивные матрицы Равена в режиме ограничения времени // Вопросы психологии. — 2016. — № 4. — С. 129-139.
Ссылки[править | править код]
- Прогрессивные Матрицы Рейвена
Источник
Методика “Шкала прогрессивных матриц” была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).
Автору методики удалось создать тест, который был бы теоретически обоснован, однозначно интерпретируем, и оценка которого минимально зависела бы от различий в образовании, происхождении и в жизненном опыте людей.
Имеется взрослый и детский вариант тестов Равена. Приведенный здесь вариант теста ПМР предназначен для обследования взрослых (возрастной диапазон от 14 до 65 лет).
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.
Прогрессивные матрицы Равена (ПМР / Raven Progressiv Matrices / Методики для диагностики интеллекта подростков и взрослых):
Далее:
- Инструкция к тесту Равена.
- Тестовый материал (таблицы из 5 серий по 12 штук) к методике Равена.
- Бланк ответов к тесту Равена.
- Обработка результатов ПМР.
- Ключ (ответы) к тесту Равена.
- Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям.
- Перевод полученных результатов в IQ показатель.
- Интерпретация полученных результатов.
- Качественный анализ результатов теста Равена.
- Сферы применения теста ПМР.
Инструкция к тесту Равена.
Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп.
На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоугольника имеется вырез – свободное, пустое место.
Под прямоугольником находится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок.
Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны заполнить.
Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.
Тестовый материал к методике Равена.
Бланк ответов к тесту Равена.
№ задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
---|---|---|---|---|---|
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
Сумма правильных ответов | |||||
Нормативное распределение баллов |
Обработка результатов методики Равена.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена.
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия Е |
---|---|---|---|---|---|
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7 |
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1 |
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1 |
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 |
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 3 |
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 |
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5 |
Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.
Количество правильных ответов/ Серия | А | В | С | D | E | IQ | Диагноз |
---|---|---|---|---|---|---|---|
15 16 17 18 19 20 21 | 8 8 8 8 8 8 8 | 4 4 5 5 6 6 6 | 2 3 3 3 3 4 4 | 1 1 1 2 2 2 2 | 1 | 62 65 65 66 67 69 70 | Идиотия 0-20 Имбецильность 21-25 Дебильность средняя 51-70 1. |
22 23 24 25 26 27 28 29 | 9 9 9 10 10 10 10 10 | 6 7 7 7 7 7 7 7 | 4 4 4 4 5 5 6 6 | 2 2 3 3 3 4 4 5 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 71 72 73 75 76 77 79 80 | Легкая степень дебильности 71-80 2. |
30 31 32 33 34 35 36 | 10 10 10 11 11 11 11 | 7 7 8 8 8 8 8 | 6 7 7 7 7 7 8 | 5 5 5 5 6 7 7 | 2 2 2 2 2 2 2 | 82 83 84 86 87 88 90 | Ниже среднего 82-90 3. |
37 38 39 40 41 42 43 44 | 11 11 11 11 11 11 12 12 | 9 9 10 10 10 10 10 10 | 8 8 8 8 9 9 9 9 | 7 8 8 8 8 9 9 9 | 2 2 3 3 3 3 3 4 | 91 92 94 95 96 98 99 100 | Средний 91-100 4. |
45 46 47 48 49 | 12 12 12 12 12 | 10 10 10 11 11 | 9 10 10 10 10 | 9 9 9 9 10 | 5 5 6 6 6 | 102 104 106 108 110 | Нормальный 101-110 5. |
50 51 52 53 54 | 12 12 12 12 12 | 11 11 11 11 12 | 10 11 11 11 11 | 10 10 10 11 11 | 7 7 8 8 8 | 112 114 116 118 120 | Выше среднего 112- 120 6. |
55 56 57 58 59 60 | 12 12 12 12 12 12 | 12 12 12 12 12 12 | 11 12 12 12 12 12 | 11 11 11 12 12 12 | 9 9 10 10 11 12 | 122 124 126 128 130 140 | Высокий Незаурядный 121-130 7. |
Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как “отклонение” (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).
Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.
Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
Интерпретация полученных результатов.
В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)
3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)
Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты | Степень |
---|---|
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого |
75-95 | 2 степень; незаурядный интеллект |
25-74 | 3 степень: средний интеллект |
5-24 | 4 степень: интеллект ниже среднего. |
5 и менее | 5 степень: дефектная интеллектуальная способность |
В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:
IQ = (IQв / %) * 100
где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):
Возраст | 14-30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70 |
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта |
---|---|
Свыше 140 | незаурядный, выдающийся интеллект |
121-140 | высокий уровень интеллекта |
111-120 | интеллект выше среднего |
91-110 | средний уровень интеллекта |
81-90 | интеллект ниже среднего |
71-80 | низкий уровень интеллекта |
51-70 | лёгкая степень слабоумия |
21-50 | средняя степень слабоумия |
0-20 | тяжёлая степень слабоумия |
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Пример.
Общая сумма баллов | Серия А | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E | IQ | Диагноз | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Испытуемый (возраст 35 лет) | 53 | 12 | 12 | 12 | 9 | 8 | 118 | Выше среднего |
Испытуемый в первых трех сериях не допустил ни одной ошибки, т.е. все 12 ответов в сериях A, B, C верны. В четвертой серии D три ответа не совпали в правильным вариантом, в пятой серии E таких ответов было четыре. Отклонение результатов тестирования по каждой серии не превышает 2-х (см. таблицу Нормативное распределение баллов по сериям). Следовательно, числовой показатель по каждой серии можно считать надежным. Общий показатель также надежен. Тем самым, можно говорить о достоверности результата исследования.
Уровень развития испытуемого на основании процентной шкалы: 53*100/60 = 88,33. Полученный результат означает 2 степень развития интеллекта, которую можно охарактеризовать как незаурядный интеллект (см. таблицу Процентная шкала степени развития интеллекта)
Общее количество баллов, полученных в результате диагностики по методике Равена, равно 53 и это соответствует значению коэффициента интеллекта IQ равному 118 (см. таблицу Перевод полученных результатов в IQ показатель).
Делаем поправку на возраст: (118 * 100) / 97 = 121,65 (см. таблицу №2). Таково фактическое значение IQ с учетом возраста испытуемого.
Согласно таблице №3 Градации уровней умственных способностей данное значение показателя IQ свидетельствует о высоком уровне интеллекта.
Качественный анализ результатов теста Равена.
В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Сферы применения теста ПМР.
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Профессиональная деятельность, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.
Раздел: тесты по психологии с ответами.
Тесты для диагностики интеллекта.
Тест Равена. Прогрессивные матрицы. ПМР. Raven Progressiv Matrices.
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест с ответами, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик). Опросник диагностики интеллекта (IQ).
Тест на мышление и креативность. Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. (Методика многофакторный опросник Кэттелла / Тест Кеттела 187 вопросов / Опросник Кетела 16 pf)
Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)
Источник
Тест прогрессивных матриц Равена для младших школьников
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.
Начало теста:
- <
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 5
- 4
- 1
- 3
- 8
- 6
- 7
- 2
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 5
- 3
- 7
- 8
- 2
- 6
- 1
- 4
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 8
- 2
- 4
- 1
- 3
- 7
- 6
- 5
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 8
- 7
- 2
- 3
- 6
- 5
- 4
- 1
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 4
- 3
- 6
- 8
- 7
- 1
- 5
- 2
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 1
- 3
- 8
- 7
- 4
- 2
- 6
- 5
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 6
- 4
- 1
- 2
- 8
- 7
- 3
- 5
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 6
- 8
- 2
- 7
- 4
- 3
- 5
- 1
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 7
- 5
- 8
- 2
- 4
- 3
- 1
- 6
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания
Варианты ответов:
- 1
- 5
- 6
- 7
- 3
- 8
- 4
- 2
Идет подсчет результатов
11
Выберите, что Вас интересует:
Ожидайте загрузка теста…
9
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение
1 654 просмотров
Верно 19 / С ошибками 329
- 0
- 0
Популярные тесты
-
В чём ваш мозг крут
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 433 140
790 167 просмотров – 22 ноября 2018
Пройти тест -
Тест на общие знания: Только редкий эрудит способен набрать все 12 правильных ответов
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 254 878
489 494 просмотров – 19 июня 2019
Пройти тест -
Насколько вы привлекательны?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 349 631
636 319 просмотров – 08 января 2017
Пройти тест -
Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 655 092
1 135 103 просмотров – 21 августа 2018
Пройти тест -
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 524 245
846 435 просмотров – 15 января 2019
Пройти тест -
Тест на интеллект: Ваш IQ явно выше среднего, если вы сможете набрать 10/14
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 256 031
410 363 просмотров – 06 ма