Тест на развитие ребенка 1 месяц

Первые месяцы жизни ребенка

Ребенку первый месяц
Коснитесь указательным пальцем щеки младенца. В ответ здоровый малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и совершает сосательные движения. Если прикосновение не вызывает никакой реакции, повторите его несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке.
Вложите палец в ладошку малыша. Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает его. Придерживая за запястья, аккуратно приподнимайте кроху над кроватью, старайтесь, чтобы он держался сам, а вы бы его только страховали.
Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его и держите на руках приблизительно под углом в 45 градусов. Малыш успокаивается в тот момент, когда вы его поднимаете или вскоре после изменения положения.
Если поведение малыша беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно возле детской кроватки. Ребенок успокоится, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки. ( Однако это не значит, что таким образом вы сможете отвлечь малыша от желания оказаться сухим или покушать. Кстати, чем более он настойчив в этих требованиях, тем лучше. )
Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, находящегося в слегка затемненном пространстве ( повесьте над кроватью большой темный платок ). Глазки младенца должны задержаться на несколько секунд на пятне света.
Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза малыша должны на секунду задержаться на движущейся тени.
Кусочком ваты делайте движения, как при чистке носа ( без прикосновения к слизистой ). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею.
Младенец лежит на животе, ручки в согнутом положении на уровне головы. Хотя бы на мгновение ребенок может поднять голову.
После того как малыш немного пососал, соска или грудь отнимается. Кроха придвигает голову к соске, груди или бутылочке и пытается схватить ртом.
В возрасте одного месяца на обращение взрослого у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка появляется раньше, уже на 2-й неделе. А во сне сытый и сухой младенец со 2-й недели улыбается регулярно – это так называемая «физиологическая» улыбка.

К концу первого месяца, сосредоточившись на лице взрослого, малыш может вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и движения языка развивают речевой аппарат, поэтому стимулируйте их появление! При общении с взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки. Повторяйте их, копируя ритм и мелодику – так вы вступаете в первый «разговорный» диалог с малышом. Все эти движения еще рефлекторны.

Рефлексы у вашего крохи проверяли сразу после появления на свет. На них же обращает внимание невропатолог при первом посещении поликлиники. Однако одной проверки мало. Основываясь на рефлексах, делайте с малышом зарядку, играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к осмысленным движениям, повышая интеллект.

Ребенку второй месяц
Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Малыш автоматически должен повернуть голову в направлении звука. При этом реакции на отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум трещотки ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при непрерывно звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового раздражителя не должна превышать 30 секунд.
Если младенцу на лицо положить пеленку, он будет производить неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки сам пока не сможет.
Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и чуть-чуть опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет удерживать голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит голову.
Пребывание в возбужденном состоянии, ребенок успокоится, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку пока не даете. Младенец реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка, перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться согласованное движение глаз малыша: они, то имаются, то опускаются.

Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.

Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка, – яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные вокализации.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам набор веса

Ребенку третий месяц
Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, он будет следит за ней взглядом. Малыш лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая, в конце концов, исчезает из поля зрения ребенка, при этом в течение нескольких секунд он продолжает смотреть вслед исчезнувшей игрушке.

Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно смотрит на них.
Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см ) гремит погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В положении на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90 секунд.
Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».

Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует доброжелательную реакцию.
Если подвесить в пределах досягаемости игрушку, то случайно натолкнувшись на нее, малыш замрет на некоторое время, «соображая», что же произошло.
Лежа на животе, ребенок может опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.

На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе – научиться различать маму ( «своих» ) и «чужих» людей.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Источник

Из журнала пользователя
Алена Агапкина

1 ноября 2012, 15:16

Первые месяцы жизни ребенка

Тесты психофизиологического

Молодые мамочки порой забывают, что младенец – вовсе не кабачок на грядке а самый настоящий человечек. И кроме граммов и сантиметров стоит обращать внимание на такую важную составляющую человеческой личности, как правильное развитие и своевременное развитие психических функций ребенка. Ведь это гораздо более верный показатель здоровья ребенка! Давайте вместе проверим, все ли с крошкой в порядке? Что он умеет, а чему его можете научить вы?

Ребенку первый месяц

  • Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, он будет следит за ней взглядом. Малыш лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая, в конце концов, исчезает из поля зрения ребенка, при этом в течение нескольких секунд он продолжает смотреть вслед исчезнувшей игрушке.

Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно смотрит на них.

  • Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см ) гремит погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В положении на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90 секунд.
  • Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».
  • Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует доброжелательную реакцию.

    • Если подвесить в пределах досягаемости игрушку, то случайно натолкнувшись на нее, малыш замрет на некоторое время, «соображая», что же произошло.
    • Лежа на животе, ребенок может опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.
    • На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе – научиться различать маму ( «своих» ) и «чужих» людей.

      «Хватайка»

      В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

      Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

      Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

      Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

      Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Читайте также:  Игры для развития фонематический слуха у ребенка 2 лет


Подпишись на канал baby.ru в

Актуальные посты

Источник

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы.

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако первый месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди — марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3–7 дней — прививают против туберкулеза (БЦЖ). Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. 

Показатели ребенка от рождения до 1 месяца

Окружность головы

34-35 см

Обхват грудной клетки

33-34 см

Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. 

У новорожденного в этот период различают пять состояний сна: 

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; 
  • <

  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; 
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; 
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; 
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.
  • В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5 – 2 сантиметра.

    <

    В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка 

    Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации. Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10–12 кормлений за сутки.

    Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша — он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5 – 10 минут кормления. Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами — вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, — и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

    Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу по вераксе

    Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3–5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

    Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает.

    Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37–37,5°С, продолжительность купания — не более 5–7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14–15 дней.

    Психическое развитие

    Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

    • Хватательный — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
    • Поисковый — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
    • Сосательный — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
    • Рефлекс Бабинского — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
    • Рефлекс Мора — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
    • Рефлекс Бабкина — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
    • Плавательный рефлекс — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
    • Рефлекс Ходьбы — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

    Как развиваются органы чувств в этот период? 

    Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40–50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

    Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

    Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

    Несколько слов об органах слуха 

    В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

    К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным образом. В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения. Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

    Вас также может заинтересовать

    <

    Источник