Тест на психическое развитие ребенка
По рисункам человека любого возраста можно определить его настроение, переживания, особенности личности, психологические проблемы и уровень развития интеллекта. Тесты просты в проведении, интересны для ребёнка и информативны для взрослого.
✔”Рисунок человека”
Помогает определить индивидуальные особенности личности. На листе А4 предлагают нарисовать простым карандашом человека. В процессе рисования, также необходимо наблюдать за ребёнком что, он говорит, над чем задумывается, что стирает и т.д. Затем проводится беседа. Кто этот человек? Какое у него настроение? Что он делает? Он хороший или плохой? и т.д. Либо просят сочинить про него историю.
✔«Человек под дождём»
Тест подходит для детей от 9 лет и для взрослых. Выполняться может как в чёрно-белом варианте, так и цветном, завит от выбора ребёнка, на листе А4 (вертикально). Рисунок показывает внутреннею силу человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации.
✔ “Моя семья”
Можно применять уже с 4 лет. По рисунку можно определить отношения в семье, как себя чувствует в ней ребёнок, скрытые проблемы, отношение к каждому члену семьи. На листке А4 предлагают нарисовать семью, включая самого себя, по желанию можно добавить к рисунку, то что захочет малыш.
✔ “Динамический рисунок семьи”
Подходит старшим дошкольникам и школьникам. Помогает понять распределение ролей в семье глазами ребёнка. Может быть проведён в дополнении предыдущего теста. Ребёнку даётся задание на листе бумаги нарисовать свою семью чем-то занятыми (в действии).
“Три дерева”
Рисунок выполняется на листе А4 в горизонтальном положении. Необходимо нарисовать 3 дерева и сравнить их со своей семьёй.
✔”Дом – дерево – человек “
Подходит для детей и взрослых. Помогает определить уровень развития ребёнка, его личности и взаимоотношение с миром в целом.
Сначала предлагают малышу нарисовать красивый дом, затем дерево и только потом человека, всё на одном рисунке. Время, которое ушло на каждый элемент засекают. Главное условие – нарисовать как можно лучше.
✔”Несуществующее животное”
Подходит детям от 5 лет и взрослым. Позволяет исследовать особенности характера, скрытые эмоции, склонности и предпочтения. Одна из самых информативных методик.
Ребёнку предлагают придумать несуществующего животного, изобразить его на бумаге и придумать ему имя. После завершения рисунка, беседа. Где оно живёт? Почему так называется? Доброе оно или злое? Чем питается и т.д.
✔”Семья животных”
Подойдет детям с 4 лет и взрослым. Рисунок является прямой проекцией отношений в семье глазами ребёнка. Ему предлагается нарисовать свою семью в виде разных животных.
✔ “Слон”
Тест помогает оценить состояние человека (физическое, моральное, эмоциональное). Рисунок слона – это проекция самого себя.
✔”Кактус”
Подойдет для детей старше 3х лет. Исследуется эмоциональное состояние ребёнка. Возможно применения цветных карандашей – 8 шт (“Люшеровские” цвета).
Задание: нарисовать кактус как представляешь. Дополнительных объяснений к заданию не должно быть.
✔«Дерево»
Рисунок дерева это проекция самого себя. Ребёнок может выбрать, чем он будет рисовать (простой карандаш или цветные, ручка, фломастеры). Лист А4 располагается вертикально. Задание – нарисовать дерево любое, которое больше всего нравится. Больше никаких объяснений не должно быть.
Все тесты показывают состояния ребенка и его отношение к окружающему миру в данный момент времени. Также нужно учитывать его возрастные особенности. В процессе выполнения тестов необходимо наблюдать за ребёнком: на высказывания, порядок рисования объектов, времени затраченных на них, и т.д. После окончания обсудить нарисованное.
Рисунок – это раскрывает внутренний мир ребёнка. Задача взрослого – правильно понять его и при необходимости помочь.
Вам может быть интересно:
О чём может рассказать детский рисунок
Воспитание сказкой
Как сделать детство для своего ребенка запоминающимся и счастливым. 69 идей
Источник
На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.
Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития
Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.
Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.
Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.
Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.
Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.
Как определить уровень психического развития детей: задания
Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.
Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:
- речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
- психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
- внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).
Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:
- недостаточная познавательная активность;
- нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
- избирательная активность с выбором отдельных игр;
- быстрая утомляемость.
В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.
Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей
Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.
Нормальные дети | Дети с задержками развития | |
Моторика | Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. | Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. | Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь. |
Интеллектуальная деятельность | Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. | Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков. |
Игровая деятельность | Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. | Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми. |
Умения | Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. | Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек). |
Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии
Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.
Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.
Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.
Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.
Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.
Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.
Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.
Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.
Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.
Источник
ShutterStock/Fotodom.ru
Разбираем самые популярные тесты, которые проводят школьные психологи. Как интерпретировать результаты и стоит ли бить тревогу, если тебе показалось, что что-то идет не так?
Известно, что школьные психологи проводят тестирование детей, от которого, впрочем, у тебя есть право отказаться. Случается, результаты тестов настораживают и пугают родителей. Давай развеем тревоги: объясним, в чем суть наиболее популярных методик.
Тесты для детей 7-10 лет
«Гомункулус»
Диагностика выявляет соматические проблемы: с ее помощью можно определить, какой орган болит, и через это «выйти» на психологические проблемы. Ребенок раскрашивает человечка, похожего на лягушонка, и отвечает на вопросы психолога. Придуманная история про невиданное существо и выбранные цвета помогают определить психосоматические проблемы. Диагностика достаточно точная.
«Рисунок семьи»
Одна из самых популярных диагностик, про нее слышал, наверное, каждый родитель. Ребенок рисует свою семью, а психолог анализирует выбранные цвета, расположение и размер фигур. Результаты дают повод задать вопросы родителям. Не более. Точно проанализировать ситуацию в семье по данной диагностике нельзя, потому что рисуночные тесты имеют ситуативный характер.
Например, ребенок утром поссорился с папой и нарисовал его меньше – это не повод считать папу незначительной фигурой. Или, бывает, что под рукой лишь красный или черный карандаш, это не повод говорить о чрезмерной агрессии школьника и напряженной ситуации дома. В общем, диагностика требует уточнения, не стоит слепо ей доверять и напрягаться от вопросов психолога о семейной обстановке.
«Моя страна»
Диагностика на выявление детских страхов. Ребенку предлагают построить свою страну на столе, используя все, что есть в кабинете. После психолог берет два элемента, например, колпачки от фломастеров и просит разрешения приехать в гости в эту страну. Психолог расспрашивает о границах, о способах защиты страны, о том, кто главный, кто соседи. Ребенок увлеченно играет и многое рассказывает. Это отличный способ распознать причину страха, поработать с ней и даже нивелировать.
Тесты для детей от 10 до 16 лет
«Тест Филлипса»
Направлен на определение уровня тревожности: высокой, умеренной или низкой. По нему психологи чаще всего ориентируются, адаптировался ученик к пятому классу или нет. Тест состоит из вопросов, рядом с которыми нужно поставить плюс или минус, то есть «да» или «нет».
С тестом нужно быть осторожным: тревожность бывает временной, ситуативной. Помните, что вашему ребенку не «ставят диагноз», а лишь дают пищу для размышлений о том, чтобы присмотреться к поведению, поддержать, пообщаться с подростком.
«Прогрессивные матрицы Равена»
Это карточки с картинками, на которых недостает одной части изображения, и ребенок выбирает подходящий кусочек для «мозаики». Отличный способ узнать уровень развития интеллекта ребенка. Матрицы действительно помогают выявить закономерности: с какими типами геометрических фигур испытуемому было сложнее. Результат позволяет предположить, какие мыслительные процессы более развиты: например, синтез или анализ.
Тесты для старшеклассников
«Тест Роджерса-Даймонд»
Диагностика направлена на изучение социально-психологической адаптации старшеклассника. Особенно актуально в 10 классах, после смены педагогов и трансформации классов. Школьнику предлагается 101 утверждение, и он должен оценить каждое по семибалльной шкале. Немного скучно, однако результаты — неплохой маячок по дезадаптированным ребятам, то есть подросткам, которым сложно адаптироваться в новом коллективе. Звучит тревожно, но пугаться не стоит, просто не пускайте ситуацию на самотек.
«Тест Голланда»
Любимая психологами диагностика профориентации старшеклассника. Предлагаются пары профессии – нужно выбрать одну из них. Например, «водитель» или «продавец»? Результаты теста помогают определить тип профессиональных личностных особенностей ребенка: артистичные, реалистичные, интеллектуальные, социальные и другие.
Можно даже построить своеобразную диаграмму, на которой будет видно – между каким областями лучше выбирать профессии. Диагностика реально работает, поэтому она уже много лет в большом почете у школьных психологов.
Источник
Консультация для родителей
Возраст ребенка – 1 год 6 месяцев
ТЕСТ1. Понимание речи. Обобщение предметов по существенным признакам
Дидактический материал: два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет сходный с одним из них по этому признаку (кошка белая – кошка черная – собака черная) и контрольный предмет — кукла.
Методика. Перед ребенком раскладываются предметы в последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.
Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Дидактический материал: ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика. Такая же, как в первой ситуации.
Поведение ребенка: находит однородные предметы пo названию (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Задание считается выполненным, если ребенок находит однородные предметы отличающиеся по какому либо признаку или сходные предметы с одним из признаков.
ТЕСТ
2. Активная речь.
Дидактический материал: 4 предмета (кукла, зайчик, машина, петушок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика. Взрослый вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?”.
Поведение ребенка: называет предметы правильно («ляля», «зайка», «би-би», «кукареку») облегчёнными словами.
Задание считается выполненным, если ребенок называет предметы облегченными словами («би-би», «ляля», «кукареку») и повторяет произнесенные эти слова за взрослым правильно (машина, кукла, петушок).
ТЕСТ
3. Сенсорное развитие
Дидактический материал: 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика. Взрослый раскладывает перед ребенком материал в любом порядке. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.
Поведение ребенка: по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором шарики).
Задание считается выполненным, если ребенок ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
ТЕСТ
4. Игра и действия с предметами
Дидактический материал: кукла, носовой платок
Методика. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.
Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.
Дидактический материал: кукла с волосами, расческа.
Методика. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля не причесанная, вот расческа”.
Поведение ребенка: прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи и отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
ТЕСТ
5. Движения
Дидактический материал: 4 брусочка.
Методика. На полу на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать и попросить повторить.
Поведение ребенка: перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Задание считается выполненным, если ребенок перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
ТЕСТ
6. Навыки
Дидактический материал: глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика. Ситуация естественная – во время обеда.
Поведение ребенка: самостоятельно съедает 34 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Задание считается выполненным, если ребенок самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Источник