Тест для ребенка 6 лет на психическое развитие рисунок
Психологические тесты для детей 5, 6, 7 лет
Тест «Несуществующее животное»
Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Проведите известный всем психологический рисуночный тест «Несуществующее животное».
Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание — нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.
РАСШИФРОВКА ТЕСТА.
После того как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения. Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы. Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.
Расположение рисунка на листе.
Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением — неосознанная претензия «я стою большего». Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы. Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам. Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.
Линии.
Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки.
Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой. Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию. На этот момент следует обратить внимание.
Имя животного.
Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории:
❀ Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира.
❀ Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность.
❀ Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бу- бяш»),
❀ Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»).
❀ Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания.
❀ Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.
Голова.
Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова — одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей. Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость. Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.
Глаза.
Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.
Рот.
Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.
Уши.
Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.
Детали.
Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки — чувствительность.
Фигура.
Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.
Лапы.
Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах. Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности. Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.
Хвост.
Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться, Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия. Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние. Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.
Самое известное несуществующее животное «Винни-Пух и Пятачок преследуют Слонопотама буквально по пятам, роют на него ловушки, но нигде ни разу не говорится, кто он такой. Птица? Рыба? Еж с хвостом ужа? Неизвестно. Возможно, он похож на плюшевого медведя, которому на голову надели горшок. Но это, опять же, домыслы…»
Источник: https://ped-kopilka.ru/psihologija/testy-dlja-detei-5-6-7-let.html
Серия сообщений “ТЕСТЫ”:
Часть 1 – Тест “Готов ли Ваш ребёнок к школе?”
Часть 2 – Проверяем знания дошкольника – 7 лет. Тесты для детей – 1 часть
…
Часть 5 – Тесты.Что должен знать ребёнок 2-3 лет
Часть 6 – Тесты.Что должен знать ребёнок 3-4 лет
Часть 7 – Психологические тесты для детей 5, 6, 7 лет
Часть 8 – Как определить готовность ребенка к обучению в школе?
Часть 9 – Готов ли ваш ребенок к школе. Тесты для детей
…
Часть 18 – Проверяем готовность к школе. Речь и письмо
Часть 19 – Что должен знать и уметь будущий первоклассник (в помощь воспитателю)
Часть 20 – Проверяем готовность к школе
Серия сообщений “готов ли ваш ребенок к школе”:
Часть 1 – Тест “Готов ли Ваш ребёнок к школе?”
Часть 2 – Психологические тесты для детей 5, 6, 7 лет
Часть 3 – Как определить готовность ребенка к обучению в школе?
Часть 4 – Готов ли ваш ребенок к школе. Тесты для детей
…
Часть 13 – Проверяем готовность к школе. Речь и письмо
Часть 14 – Что должен знать и уметь будущий первоклассник (в помощь воспитателю)
Часть 15 – Проверяем готовность к школе
Источник
Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.
Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!
Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.
Психология творчества: о чем говорят детские рисунки
Интерпретация рисунка по цвету
Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.
- Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
- Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
- Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
- Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
- Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
- Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
- Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.
Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.
- Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
- Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
- Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
- Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.
Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.
Нажим на карандаш
Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.
Положение и размер рисунка
Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.
Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!
Анализ детского рисунка
Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.
Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.
Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.
Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.
Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым – главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.
Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.
Детские психологические тесты по рисункам
Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.
Психологический анализ детского рисунка с примером.
Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, – главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.
Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.
А вот второй пример.
Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.
В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.
Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам
Источник
Тест «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис).
Флоренс Лаура Гудинаф – яркая фигура в мировой психологии. Она обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта.
С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провел новую стандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 г.
Созданный двумя незаурядными психологами тест «Нарисуй человека», позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
Авторами разработана шкала, которая позволяет оценить элементы рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 14 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.
14 баллов
Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 и просят создать рисунок:
«Нарисуй человека, как можно лучше».
Время рисования не ограничивается.
Оцените рисунок ребенка по приведенным ниже пунктам.
За каждый соответствующий пункт – 1 балл, в конце баллы суммируются.
1. У человека есть голова?
2. У него две ноги?
3. У него две руки?
4. Туловище достаточно отделено от головы?
5. Длина туловища превышает ширину?
6. Плечи выделены хорошо?
7. Места соединения, ног и туловища выделены хорошо?
8. Точки соединения рук и ног с туловищем находятся на своём месте?
9. Шея на своём месте?
10. Шея удлиненна по отношению к плечам и голове?
11. У него есть глаза?
12. У него есть нос?
13. У него есть рот?
14. Нос и рот имеют нормальные размеры?
15. Можно различить ноздри?
16. У него есть волосы?
17. Волосы, хорошо различимы, они покрывают голову?
18. Человек одет (т.е. указаны, по крайней мере, шляпа на голове и пуговицы спереди)?
19. По крайней мере, две части одежды (шляпа и брюки) выделены не чётко, но покрывают очертания фигуры?
20. Вся одежда нарисована, как указанно в пункте 19?
21. Одежда состоит, по крайней мере, из 4-х хорошо выделенных предметов?
22. Одежда хорошо выделена и не содержит абсурдные и фантастические элементы?
23. Пальцы рук изображены на своих местах?
24. Пальцев 5 на каждой руке?
25. Пальцы скорее длинные, чем широкие и не слишком растопырены?
26. Большой палец хорошо выделяется по сравнению с мизинцем по размерам и расположению?
27. Руки выделены хорошо на фоне кисти и запястья?
28. Верхние сочленения (плечи, локти и запястья) различимы хорошо, благодаря некоторым деталям (изгиб руки по отношению к туловищу, рука согнута на половину)?
29. То же самое наблюдается с суставами ног?
30. Голова имеет нормальные пропорции относительно всего тела.
31. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или максимально в 2 раза длиннее?
32. Длина стоп соответствует примерно 1/3 длины ног?
33. Длина ног соответствует примерно длине туловища или , самое большее длиннее в 2 раза?
34. Длина и ширина конечностей пропорциональны?
35. Пятки на ногах различимы?
36. Очертания головы переданы точно?
37. Очертания туловища переданы точно?
38. Очертания конечностей переданы точно?
39. Очертания всех остальных частей тела переданы точно?
40. Уши хорошо различимы?
41. Уши находятся на своём месте?
42. Глаза имеют ресницы и брови?
43. Зрачки правильно расположены в глазной впадине?
44. Глаза расположены пропорционально относительно лица?
45. Взгляд прямой (т.е. глаза как бы смотрят на какой то предмет, нет косоглазия)?
46. Чётко различимы лоб и подбородок?
47. Подбородок достаточно отделён от нижней губы?
Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
3 года = 2 очка
4 года = 6 очков
5 лет = 10 очков
6 лет = 14 очков
7 лет = 18 очков
8 лет = 22 очка
9 лет = 26 очков
10 лет = 30 очков
11 лет = 34 очка
12 лет = 38 очков
13 лет = 42 очка
14 лет = свыше 42 очков.
Источник