Тест для определения развития речи у ребенка

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об  окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
  4. Какой сегодня день недели?
  5. Какой день недели был вчера?
  6. Какой день недели будет завтра?
  7. Назови своих любимых сказочных героев.
  8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
  9. Какие города ты знаешь?
  10. Какие деревья растут в лесу?
  11. Какие животные дают нам молоко?
  12. .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
  13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или

зимой?

  1. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 14.

Блок 1

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:

А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).

Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).

В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).

Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).

Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:

Корова — бык, курица — ?             Утка — утёнок, лошадь — ?

 Птица — гнездо, пчела — ?                 Гвоздь — молоток, шуруп — ?

Длинный — короткий, широкий — ?

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.

Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:

письменный стол — обеденный стол;

деревянный стол — стеклянный стол;

пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)

ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 7. Закончи предложения.

Курам нужен курятник, а муравьям — …

На гармони играет гармонист, а на балалайке — …

Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …

Двор убирает дворник, а часы чинит — …

Белка живёт в дупле, а пчёлы — …

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 8. Ответь на вопросы.

Какие носки мы называем шерстяными?

Какую шишку мы называем еловой?

Какое платье мы называем бальным?

Какую одежду мы называем домашней?

 Какой суп мы называем вермишелевым?

 Какой сок мы называем томатным?

Какой торт мы называем ореховым?

Какое дупло мы называем беличьим?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 10 Растолкуй значение слов:

печник, коровник, виноградник, воротник;

 соусница, учительница, больница;

водитель, зритель, победитель, выключатель.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).

ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?

Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )

Б. Из каких цветов сплетены эти венки?

Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

3 а да н и е 13. Назови иначе.

Образец: Хвост лисы — лисий хвост.

Голова барсука — …

Уши зайца — …

Шерсть овцы — …

Голова осла — …

Хвост белки — …

Грива льва — …

Уши телёнка — …

Лапы индюка — …

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.

      Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака – из-под стола (лист 6-13).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.

Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.

А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.

Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

Сахар — сахарница, масло — …

 Очки — очечник, мыло — …

Трактор — тракторист, экскаватор — …

 Гитара — гитарист, скрипка — …

Летать — лётчик, учить — …

Носить — носильщик, строить — …

Тигр — тигрица, заяц — …

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу

Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 18. Закончи предложения.

Лена ходила в лес, чтобы …

Автобус сломался, поэтому…

Ребята ходили в цирк, который …

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 19.

А. Повтори слова и словосочетания:

слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.

Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20. Повтори слоги:

па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 21.

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.

Лена была вчера в школе? (Да, была.)

Папа принес эти цветы? (Да, папа.)

Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы

Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Вопросы:

  1. Что охотники используют при ловле обезьян?
  2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
  3. Какой кувшин используют при ловле обезьян?
  4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки (даны вперемешку):

  1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
  2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
  3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
  4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
  5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.

Максимальное количество баллов — 2.

Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:

а)        рассказ соответствует предложенному сюжету;

б)        в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в)        тема раскрыта полностью;

г)        ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.

1 балл:

а)        рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

б)        логическая последовательность событий не нарушена;

в)        в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г)        ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

О баллов:

а) рассказ не соответствует предложенному сюжету

б)        нарушена логическая последовательность событий;

в)        ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка

Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а)        пересказ соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;

в)        при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а)        пересказ частично соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит только основную информацию;

в)        используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

О баллов:

а)        пересказ не соответствует оригиналу;

б)        нарушена смысловая организация текста;

в)        значительные трудности в языковом оформлении текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

Источник

Наталья Евдокимова
Развитие речи у дошкольников. Тесты

Развитие устной речи дошкольников

Тесты для определения сформированности устной речи ребенка и готовности его к школе

Для определения речевой готовности к школе я предлагаю использовать следующие направления диагностики:

• Исследование состояния фонематического восприятия.

• Исследование языкового анализа и синтеза.

• Исследование фонематического анализа.

• Исследование фонематического синтеза.

• Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

• Исследование словаря и навыков словообразования.

• Исследование грамматического строя речи.

• Исследование связной речи.

По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые критерии оценивания.

I. Исследование состояния фонематического восприятия

а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)

ба — па — па — ба

са — ша- ша — са

ша — жа — ша — жа — ша — жа

ца — са — ца — са — ца — са

ра — ла — ра — ла — ра — ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па, а затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба).Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т. к. задачей обследования является определение актуального уровня развития речи.

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления;

средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.

б) воспроизведение и различение слов-паронимов.

(ложки — рожки, удочка — уточка)

Инструкция (даётся поэтапно):

—внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;

— что означают эти слова?

— какими звуками отличаются?

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов, понимание различия лексического значения, понимание различия звукового состава;

средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава слов;

низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава.

II. Исследование языкового анализа и синтеза

а) определение количества и последовательности слов в предложении.

Инструкция: внимательно послушай предложение.

Девочка читает книгу.

Сколько слов в предложении?

Назови 1, 2, 3… слово.

Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.

Под деревом вырос большой гриб.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).

низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи взрослого.

III. Исследование фонематического анализа

а) выделение звука на фоне слова.

Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).

Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас, закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.

б) выделение первого звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом слове.

Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

в) выделение последнего звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).

Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём стоит звук…

Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч, дорога, кино.

д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).

Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.

Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.

е) определение общего звука в словах.

Инструкция :сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.

Миска, коса, лиса.

Мыши, камыш, кушетка.

ж) придумывание слов с заданным звуком.

Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.

IV. Исследование фонематического синтеза

Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.

Д-о-м, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.

V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова

а) Произнесение слов сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.

Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг, регулировщик, милиционер, температура.

б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.

Костя слепил из пластилина снеговика.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.

(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления,

средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,

низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены, пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

VI. Исследование словаря и навыков словообразования

а) названия детёнышей животных.

Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …

Кошки —, волка —, овцы —, коровы —, льва —, собаки —, курицы — ,

свиньи —, лошади — …

б) подбор антонимов.

Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие. Я назову слово, а ты скажешь наоборот.

Светлый —, высокий —, старый —, смелый —, трудный —, грустный — ,

близкий —, лёгкий —, тихий — ….

в) образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

Стул —, стол —, дом —, снег —, дерево —, окно —, ухо —, платье —, трава — ….

г) образование прилагательных от существительных.

Относительных.

Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.

Матрёшка из дерева -, ручка из пластмассы —, шуба из меха —, горка изо льда —, салат из капусты —, суп из овощей —, лист берёзы —, шишка сосны —, варенье из малины —, варенье из земляники — ….

Качественных.

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность —, зайца за трусость —, медведя за силу —, льва за смелость — ….

Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …

Мороз —, солнце —, снег —, дождь —, ветер —, холод -….

Притяжательных.

Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …

тигра —, лисы —, зайца —, белки —, собаки —, медведя —, волка — ,

клюв птицы —, перо орла —, ружьё охотника — ….

Оценка:для всех заданий осуществляется по общим критериям:

высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VII. Исследование грамматического строя речи.

а) повторение предложений.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)

Курица снесла яйцо.

Белые чайки кружились над морем.

Во дворе гуляет много детей.

Соня купила в магазине разноцветные карандаши.

Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;

средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения.

б) составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Девочка, читать, книжка.

Лечить, доктор, больной.

Внучка, груша, бабушка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;

средний уровень — нарушен порядок слов;

низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов, смысловые неточности, аграмматизмы.

в) добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного слова,догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.

Таня ходила … магазин.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывёт … озеру.

Вещи вынули … шкафа.

Мяч закатился … диван.

В связи с трудностью этого задания,используются два вида помощи: 1-й — стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.

г) образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а много — это ….

Кресло —, платье —, цветок —, ухо — ….

Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? — ….

Кресло —, платье —, цветок —, ухо — ….

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VIII. Исследование связной речи

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки,постарайся определить: что было сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточности словоупотребления;

низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

б) пересказ прослушанного текста.

Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

(рассказ предъявляется не более двух раз)

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

(по И. Н. Садовниковой)

Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму рассказы,имеющие скрытый смысл:

Горькое лекарство.

Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт лекарство с трудом,и говорит: «Милая мамочка! Дай я выпью лекарство за тебя!»

(по К. Ушинскому)

Голодный человек.

Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел, но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось есть.

Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую баранку. Человек съел баранку и наелся.Тогда он ударил себя по голове и сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы надо сначала съесть одну баранку!»

(по Л. Толстому)

Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого предъявления, воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм;

средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены;

низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.

Источник