Терапия для развития у ребенка воображения

Терапия для развития у ребенка воображения thumbnail

Каждый работник дошкольного образования знает, что основной деятельностью дошкольника является игра! Простая игра, которая в первую очередь развивает воображение юного человечка.

Современное воспитание очень противоречиво, создаёт вокруг себя много вопросов. К сожалению, современные родители сильно озабочены подготовкой к школе. Они так напуганы, что их ребёнок не справится с учёбой, что не замечают, по какой неправильной дорожке идут и не слышат советов воспитателей.

Ребенку, который с 3 лет посещает множество обучающих кружков, а потом ещё дома выполняет “домашнее задание”, не остаётся времени на другие детские забавы и заботы: игры, прогулки, простое общение со сверстниками, познание окружающего мира.

Каждый работник дошкольного образования знает, что основной деятельностью дошкольника является игра! Простая игра, которая в первую очередь развивает воображение юного человечка. И тут мы пришли к самому главному – ВООБРАЖЕНИЮ – это именно то, что способно психологически подготовить ребёнка к школе.

Воображение – это умение мысленно формировать различные новые образы, руководствуясь воспоминаниями и пережитыми эмоциями. Благодаря воображению человек способен видеть и воспринимать мир под разным углом.

Человек с развитым воображением быстро адаптируется в новой обстановке, легко воспринимает разного рода ситуации, анализирует их и делает умозаключения. По необходимости может сформировать несколько решений той или иной проблемы, организовать план действий, прокрутив их в голове. Человек, способный к мысленному формированию образов и ситуации наперёд, чаще делает правильный выбор. Именно поэтому воображение очень важно активизировать и развивать в дошкольном возрасте, когда это легче всего делать.

Методы развития воображения у ребёнка.

В психологии выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

Воссоздающее – опирается на воспоминаниях.
Творческое – фантазия, строящаяся посредством ума.
Неуправляемое – выходящее за рамки реальности настолько, что ребёнок начинает воспринимать его за реальность. В основном происходит у неуравновешенных детей из неблагополучных семей.

Для развития здорового воображения у ребёнка существует множество простых методов, которые можно организовать как в детском саду, так и дома.

Представленные способы можно развить в процессе игры и просто с помощью общения с ребёнком.

  • Пополнять жизненный опыт. Детям важно познавать всё вокруг любыми способами: зрительными (прогулки по местам, где ребёнок еще не был, походы в лес, на берег озера, в музей, театр и другие различные путешествия), вкусовыми (пробование блюд и продуктов: можно как-нибудь назвать новый суп в детском саду, например, “нектаром лесных фей” или “пайком пиратов”), обонятельными (изучение различных запахов: цветов, книг, игрушек, мыла, еды и т.д.) и осязательными (ощутить на ощупь крупу, бобовые, макароны, игрушки и т.д.).
  • Разумеется, основным двигателем фантазии является ЧТЕНИЕ КНИГ. Подробное описание героев, мест и сюжетов позволяет в голове ребёнка нарисовать полную картину происходящего. Заставляет переживать эмоции и чувства героев. Сказки – отличный пример, насколько безгранично может быть воображение. А последующее обсуждение истории способствует закреплению прочитанного.
  • Вместе придумывать сюжеты сказок или интересных ситуаций. Использовать в роли главных героев ребёнка и членов семьи. Дать ребёнку повод для размышления, задавая вопросы. Например:
    если бы тебе предложили какую-нибудь одну суперсилу, какую бы ты выбрал(а)? Почему?
  • Рисование – ещё один эффективный способ развития воображения. Можно задать задание – нарисовать сюжет из сказки. Или дать волю фантазии.
    Также интересно будет ребёнку дорисовывать предложенные заготовки или получить картинку для рисования по точкам. Важно обращать внимание на рисунки детей. Обсуждать с ними их шедевры и обязательно хвалить.
  • Игры с подручными материалами. Раньше у детей не было такого большого выбора готовых наборов для сюжетно-ролевых игр. Таких, как детские кухни, магазины, больницы и прочее. Всё придумывалось на ходу с использованием подручных материалов. Играя на улице в магазин, ребята делали коробку прилавком, а листики и камешки деньгами. Из покрывал и подушек получался засекреченный штаб. А палка служила острым, опасным мечом. Покажите ребёнку всё это, а дальше его фантазия выполнит своё предназначение.

Игр на развитие воображения можно придумать очень много, вот некоторые из них:

  • “Что мы видим на рисунке?” Психологи часто прибегают к тесту Роршаха, когда человек должен назвать, что он видит в кляксе. Нам тоже понадобятся подобные изображения. На одной стороне альбомного листа густо в хаотичном порядке мажем краской и складываем лист пополам так, чтобы краска отпечаталась на другой стороне. Такие рисунки можно создать с детьми, а потом вместе узнать, что они видят в своём рисунке.
  • “Кто я?” Такая игра отлично подойдёт для группы детей. Вы наверняка её знаете: один ребёнок без слов показывает какое-нибудь животное или предмет, или сказочного героя, а другие дети должны отгадать, что пытается изобразить ведущий.
  • “Что я слышу в музыке?” Для задействования сразу нескольких органов чувств можно включить для прослушивания классическую музыку, например, Чайковского “Времена года”, а после узнать у детей, что они представили во время прослушивания музыки, какие эмоции она вызвала. Либо вместе с детьми придумать историю под эту музыку.

Источник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ» ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

hello_html_m1f676929.jpg

Развитие воображения у детей средствами

арттерапии

АВТОР: ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА – ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Красный Сулин

2018

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Залог успешного освоения программы по изобразительной деятельности.

  3. Арттерапия – как метод изобразительного искусства

  4. Спектр проблем, решаемых методом Арт – терапии

  5. Виды Арт – терапии

  6. Общее представление о изотерапии

  7. Примерные темы занятий

  8. Процесс рисования методом изотерапии

  9. Практические задания

  10. Приложения(детские работы)

  11. Список литературы

  1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В рамках деятельности эксперимента по проблеме «Дополнительное образования как элемент муниципальной системы профильного обучения» в изостудии «Штрих» было проведено обобщение опыта работы по индивидуальным маршрутам.

Тема моей экспериментальной деятельности «Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, как основной составляющей предпрофильной подготовки обучающихся». Отслеживание результатов проводилось через наблюдение, контентанализ, анализ специальных творческих конкурсов.

В рамках данной работы были выделены условные группы детей с высоким, средним и низким уровнями развития. Из них, в свою очередь, определены наиболее яркие представители и составлены маршруты индивидуального развития. Каждому дана характеристика исходя из поля для составления маршрута индивидуального развития. А так же были заполнены карты, где отражены: мотивирование к занятиям изобразительного искусства, познанию, творчеству, личностному самоопределению.

Так как дети очень рано проявляют интерес к изобразительному искусству, по мере приобретения умений и навыков изобразительной грамоты углубляется их эстетическое восприятие, формирование художественных представлений и воображения. Все это требует систематического целенаправленного обучения. Каждый ребенок в ранний период жизни и до подросткового возраста охотно рисует, сочиняет даже многофигурные композиции со сложными сюжетами. Он рисует все, что видит и знает.

С обучающимися, у которых недостаточно развиты творческие способности, в частности – воображение, а так же низкий уровень компетенций, была проведена индивидуальная работа и намечены различные компенсационные мероприятия для повышения качества изобразительной грамоты и развития творческих способностей. Обучающиеся с низким уровнем компетенций привлекались к различным выставкам, к конкурсам различного уровня, проводилась индивидуальная работа с использованием карточек для развития творческих способностей у детей, конкретные задания для развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста, например: Задание 1 – нарисуй вкус солнца; Задание 2 – нарисуй свои ощущения, если бы ты был рукой и т. д.

А так же были использованы задания для развития творческих способностей, одно из них – педагог читает отрывок рассказа, в данном случае обучающиеся воспринимают на слух и пытаются воспроизвести услышанное на листе бумаге. Слушание речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого «Слушание рассказа, стихотворения… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».

Экспериментальная работа подтвердила, что слушание рассказов является эффективным средством развития воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В основе методики должно быть действие «Покажи, как» — условное воссоздание действий персонажей. Данная деятельность показала, что использование карточек для развития творческих способностей у детей, а так же чтение рассказов для развития воображения положительно действует на подъем уровня компетенций, с помощью данной работы обучающиеся получили возможность продемонстрировать свои творческие способности не только в процессе обучения , но и в участии различного уровня выставках и конкурсах.

К концу учебного года планируется создание банка методик, способствующих развитию творческих способностей обучающихся средствами изобразительной деятельности.

  1. ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы знаем, что любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необыч­ный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школь­ного обучения — это написание сочинений по ли­тературе. Общеизвестно и то, что школьники, отли­чающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказыва­ют, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

— построение образа конечного результата его дея­тельности;

— создание программы поведения в ситуации неоп­ределенности;

— создание образов, заменяющих деятельность;

— создание образов описываемых объектов.

  1. АРТТЕРАПИЯ – КАК МЕТОД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Арттерапия – одно из самых загадочных направлений психотерапии, что же такое арттерапия: Арт – искусство, терапия – лечение. То есть, лечение посредством искусства. Вроде ничего нового, целительная сила искусства известна издревле. Во всех сакральных и целительских обрядах есть магия искусства. И не так важно, актер ты или зритель, писатель или читатель, художник или созерцатель. Наверное, арттерапия больше всего напоминает народное искусство, когда результатом является процесс, акт творения и самовыражения и чувства.
Листая литературу по арттерапии, вы встретите разные названия этого направления, где <искусство является терапевтическим фактором, это такие как:

  • Креативная терапия

  • Терапия творческим самовыражением

  • Интермодальная арттерапия

  • Артсинтезтерапия.

В этих названиях акцент делается на творчестве и самовыражении, как основных механизмах Арттерапии. Кроме того, часто подразумевается что искусством являются как непосредственно <арт> – искусство визуального ряда – рисунок, живопись, коллаж, мозаика, инсталляции, куклы, грим, боди-арт, маски, (ведь , это художник), так и иные искусства, такие как: театр породивший – драматерапию, литература – библиотерапию, танцы – танцевальную терапию, музыка – музыкотерапию. Несомненно, вы встретитесь со сказкотерапией, с маскотерапией, с куклотерапией. Появилась литература по этнотерапии, терапевтическим потенциалом которой является доступ к древним архетипическим образам праздника жизни и смерти. Можно придумать счастливое окончание грустной истории – и понять, что хочешь. Можно из драмы сделать комедию и посмеяться над тем, что было страшно. Можно найти мелодию, которая будет плакать с вами, о том, что нельзя вернуть. Можно неожиданно, в толстой книге, прочитать пару фраз, которые изменят жизнь. А можно написать самому новую историю своей жизни.

Понятно, что любые наши затруднения болезненны для нас лишь потому, что мы, как нам кажется, не способны найти выход из них. Но выход есть из любой ситуации. Так как мы с вами говорим в данном случае о развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста, то необходимо отметить, что каждый ребенок тратит свою энергию на уроках, играя в свободное время, получает не только физические , но и умственные травмы, и каждому нужна разрядка, отдых, релаксация, расслабление, как раз на занятиях арт – терапии это возможно. И очень важно, даже когда очень плохо, сохранить способность к творчеству, то есть привычку глядеть на привычные вещи каким-нибудь совершенно необычным способом и делать то, что лежит за пределами повседневного опыта и получить удовольствие не от результата, выраженного в звонкой монете, а от процесса – рисования, сочинения, то есть, по сути, от Игры в иную возможность. Игры, в процессе, которой вдруг понимаешь, что знающий мудрец, художник с палитрой всех красок Света, писатель жизни – всегда с тобой. И чем чаще ты рисуешь, пишешь, поешь, танцуешь, читаешь, играешь, сочиняешь, тем легче они приходят к тебе. И помогают творить. А кроме того, у искусства есть еще и свой язык. Это язык не слов, а язык образов. А язык образов более древний, чем язык слов, так как это язык на котором «говорит» наше бессознательное, это язык снов и фантазий, страхов и грез. И именно в нем, нашем бессознательном, таятся грандиозные ресурсы человека, в частности ребенка.

А переводя на привычный язык слов язык своей души, мы, конечно, упростим и переведем на язык алгебры наши чувства. Но упростить – это значит понять, а обозначить, дать имя – значит получить власть над тем, что назвал. Над своим чувством, над своим страхом, над своей бедой. Именно так считали наши мудрые предки. А психологи говорят: расширить зону осознавания и получить доступ к вытесняемым, теневым аспектам психики. То есть, воплотив свои страхи, беды, радости в образы на бумаге, в глине, в музыке, в танце, и найдя верное слово – дав название, мы получим ключ к неиспользованным ресурсам нашей души и мы станем сильнее, способнее, мудрее, мы увидим новые возможности.

Так что же такое арттерапия – наука, искусство или магия?

Начать можно с того, что, в отличие от других психотерапевтических направлений, арттерапия не имеет своего собственного и специфического взгляда на то, что же такое человеческая личность и каким образом создаются у этой личности разнообразные проблемы. ( Правда, сейчас в литературе можно встретить и психоаналитическую арттерапию, и психодинамическую арттерапию, и гуманистическую, и трансперсональную, то есть есть теория личности, которую <арт> обслуживает. При этом, арттерапия – это психотерапевтическое направление, которое характеризуется скорее не научной теорией, а спецификой методов работы с клиентом и механизмами их действия. И самое интересное состоит в том, что именно в арттерапии наиболее прямо и неизбежно формулируется краеугольный вопрос: а что такое психотерапия вообще арттерапия в частности? Что это – наука, искусство или магия? Наверно, ближе всего психотерапия искусству.

Арттерапевты – работают с образами воплощенными в метафорическом поле – рисунка, танца, стихотворения. С использованием этих магических, а по сути, психотерапевтичеких принципов. То есть, в процессе арттерапевтической работы с ребенком включается произведение искусства, созданное клиентом. И при этом абсолютно неважно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, сочинять сказки или танцевать. Даже если он ничего этого делать не умеет, он вполне способен создать свое собственное Произведение. Пусть не совсем искусства. Ему нужно только забыть, что он не умеет: рисовать, лепить, танцевать и пр. И совсем не обязательно потом искать музей для сего творения. Важнее, что человек сумел выразить то, что обнаружил у себя в душе.

Конечно, создать условия, в которых обучающиеся смогут раскрываться и творить, наверное, самое важное. Ведь задания, которые ребенок может получать от педагога, как от арттерапевта могут казаться не стандартными, немного нелепыми. Например, задания нарисовать, слепить, либо изобразить собственный страх, себя, какого ты не знаешь, свою беду или победу и много еще чего. И сотворив, ребенок начинает понимать, что обладает, куда большими возможностями, чем привык предполагать. Разрешив себе не следовать правилам, не соответствовать эстетическим критериям, внешним оценкам, не боясь <потерять лицо>, разрешив себе быть естественным и свободным от оценок, обучающийся получает доступ к своему естеству, внутреннему ресурсу. Он осваивает язык души, язык чувств, с правом не уметь, не знать, не соответствовать. И при этом оставаясь творцом. Пусть не шедевров, но всегда нового опыта. А именно:

Опыт 1. Проблему – страх, неуверенность, болезнь, смерть и т.д.можно нарисовать слепить, описать и пр. и тогда приходит понимание – “Моя проблема отделима от меня. Я не есть моя проблема – значит, я могу жить и без нее!”.Опыт 2. “Оказывается, я могу делать то, о чем никогда и не подозревал!!!”. Опыт 3. “Значит, и для решения моей проблемы я могу прибегнуть к совершенно новым способам действия”.

  1. СПЕКТР ПРОБЛЕМ, РЕШАЕМЫХ МЕТОДОМ АРТ – ТЕРАПИИ

  • внутри- и межличностные конфликты,

  • кризисные состояния

  • экзистенциальные и возрастные кризисы

  • травмы

  • потери

  • постстрессовые расстройства

  • невротические расстройства

  • психосоматические расстройства

  • развитие креативности

  • развитие целостности личности

  • обнаружение личностных смыслов через творчество

  • многое другое

ВИДЫ АРТ – ТЕРАПИИ

  • Анимационная терапия

  • Артсинтезтерапия

  • Библиотерапия

  • Видеотерапия

  • Драматерапия

  • Игротерапия

  • Изотерапия

  • Маскотерапия

  • Музыкотерапия

  • Оригами

  • Песочная терапия

  • Работа с глиной

  • Сказкотерапия

  • Цветотерапия

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ИЗОТЕРАПИИ

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми, это развитие творческих способностей. Я проявила особый интерес среди всех средств арттерапии методу, с помощью которого можно прекрасно развивать воображение и творческое мышление – этот метод изотерапия.

Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок
сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны – это методпсихокорекции, с помощью которого можно
корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:
-эмпатическое принятия ребёнка;
-создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
-эмоциональная поддержка ребенка;
Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией и обязательно присутствует в программе по игровой коррекции и обогащая развивающие возможности игры. На занятиях по изотерапии педагог непосредственно осуществляет лечебное воздействие на психику, коррекцию посредствам изобразительной деятельности. Изобразительная терапия выполняет определенную психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, и рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношение к миру. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке является для проблемных детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Основной задачей терапии творчеством, является восстановление индивидуальной и общественной ценности детей. Проводимые занятия, упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции. Использование терапии предполагает две формы это – групповая и индивидуальная. Основным методом воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог партнерство.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ИЗОТЕРАПИЕЙ

  • Автопортрет

  • Мои родители

  • Мое любимое занятие

  • Я в будущем

  • Что я люблю

  • Чего я боюсь

  • День рождения

  • Моя семья

ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ МЕТОДОМ ИЗОТЕРАПИИ

В процессе работы ребенок концентрирует внимание не столько на том, что он рисует, сколько на том, как это происходит. Краски “провоцируют” спонтанность в рисовании, помогают эмоционально “зажатым” детям более ярко и открыто проявить разнообразные эмоции, проявить собственные переживания. Плоскостью для рисования может служить не только стол и мольберт. Рисунок можно выполнять на полу, предварительно застелив его. Листы обоев (обратной стороной) можно закрепить на стене. Оборудованная таким образом плоскость для рисования позволяет ребенку раскрепостить свое тело, ребенок может двигаться в процессе рисования. “Разрисовавшись”, у детей появляется желание сделать работу сообща.

Например, техника коллажа, когда изображение составляется из готовых журнальных вырезок, подходит для снятия у детей тревожности, связанной с рисованием. Картинки, фотографии из журналов, объемные предметы, маленькие игрушки помогают создавать задуманные образы, особенно тем детям, которые твердо убеждены, что у них ничего не получится с красками и карандашами. Именно работа в техники коллажа создает необходимое для тревожных детей чувство защищенности и безопасности в ходе творческого процесса.

Главное в процессе рисования – это не качество рисунка, а свобода действий. Таким детям более полезны изобразительные материалы, требующие широких, свободных движений, включающих в работу мышцы всего тела. Листы бумаги для работы должны быть больших размеров.

Детский рисунок – это не просто “красивая картинка” для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несет особую информацию о состоянии здоровья ребенка, о его внутреннем мире.

ПРЕДСТАВЬ, КАКОГО ЦВЕТА … СМЕХ?

hello_html_m27f6919f.jpg

Опиши или нарисуй цвет

ПРЕДСТАВЬ, КАКОГО ЦВЕТА… ОСТРАЯ БОЛЬ?

Опиши или нарисуй цвет острой боли.

hello_html_m4e6472ab.jpg

ПРЕДСТАВЬ ОБЕД ИЗ ТВОИХ ЛЮБИМЫХ БЛЮД

Опиши или нарисуй твои любимые блюда

hello_html_m3a376ba6.jpg

КАКОВ ВКУС СОЛНЕЧНОГО СВЕТА?

Опиши или нарисуй вкус солнечного света

hello_html_7638fdfc.jpg

ЧТО ТЫ ОЩУЩАЕШЬ, КОГДА ДОТРАГИВАЕШЬСЯ ДО РАДУГИ?

hello_html_m2f0ef0e3.jpg

Опиши или нарисуй свои ощущения

Представь, что ты на экскурсии в музее.

где вместо таблички “Руками не трогать” висит табличка “Дотронься, и почувствуешь”. В этом необычном музее много интересного, много твоих любимых вещей. Представь, что ты закрываешь глаза и прикасаешься к ним по очереди.

Опиши или нарисуй свои ощущения

hello_html_m815830b.jpg

Представь, как ты будешь выглядеть, когда вырастешь.

Какое у тебя будет лицо… щеки… лоб… волосы… руки— пальцы… туло­вище… локти… колени… ступни… и оста­льные части тела, все, что придет на ум.

Опиши или нарисуй свой портрет в будущем

hello_html_m677c11a5.jpg

Список литературы.

  1. Меньшиков С.В.. Роль воображения в развитии творческой личности. -Екатеринбург, 1993.

  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.

  3. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 2./ Под ред. М.В. Гамезо. – Москва: Просвещение, 1982.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – т.1. – Москва, 1989.

  5. Гринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. Москва: «ЭЙДОС», 1997

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!!!

hello_html_5b8fb071.jpg

hello_html_m275ed735.jpg

Источник