Теория руссо три фактора влияющие на развитие ребенка

Теория руссо три фактора влияющие на развитие ребенка thumbnail

Руссо утверждал, что развитие поведенческих навыков ребенка определяется главным образом наследственностью. Ребенок – активный участник (субъект) собственного процесса развития. Воспитание он признает только свободное и естественное. Воспитание идет от трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей. Среда влияет на развитие личности:

1) цивилизованное общество-город-плохо

2) на лоне природы «осуществляется природный замысел», вдали от общества можно ощутить правильное воспитание.

Истинно свободный человек- человек, живущий своим трудом. Детей тружеников не надо воспитывать, они уже воспитаны самой жизнью.

Место воспитания.

Руссо считает целесообразным воспитывать Эмиля на лоне природы, истинное воспитание- домашнее воспитание, но не то, что существует, а воспитание при помощи природы, т.е. педагог должен устранять посторонние вредные влияния и способствовать естественному развитию ребенка.

Ребенок воспитывается в семье.

«Нет матери – нет ребенка»

При этом лучший воспитатель не мать, а отец (мать превращает своего ребенка в какого-то идола, изнеживает вместо того, чтобы закалять). Странно звучат слова о священном долге отца в то время, когда он сам отдал своих детей в сиротский дом.

Руссо в своем сочинении рисует нам идеал гувернера, который воспитывает Эмиля. Этот человек занимается воспитательной деятельностью бесплатно (хотя сам Руссо не трудился бесплатно как воспитатель); гувернер и кормилица, заменяя отца и мать, первоначально воспитывают ребенка. Затем – дин гувернер- воспитатель до тех пор, пока Эмиль не женится, и не скажет ему: «Вы совершили свое дело, я беру с вас пример.» Эмиль становится отцом, а, т.к. он правильно воспитан, он не предоставит другому своей священной и прекрасной обязанности воспитать своего сына. После этого необходимость в гувернере исчезает.

Задачи и содержание воспитания сформулировал в соответствии с периодами жизни воспитанника:

От рождения до двух лет (период младенчества) – физическое воспитание детей; очень простые игрушки; свобода действий; не пеленать ребенка; закаливать и укреплять здоровье; показывать любые, красивые и уродливые, предметы, животных; можно идти навстречу детским потребностям, но не допускать, чтобы они всего добивались плачем.

*Не учить их рано говорить; успеют, и речь будет чище.

от 2 до 12 лет – период детства. Период сна разума. Надо развивать «внешние чувства», все познает сам, не учить читать, «чтение-бич детства», а если научить, то одну единственную книгу «Робинзон Крузо»; проводить время играючи. Специально не давать никаких понятий, но помочь ему овладеть «идеей собственности». Ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. Накапливание сил, чтобы найти свой выход в более старшем возрасте.

*Полемизирует с Дж. Локком. Руссо: «Воспитывать при помощи разума – это значит начать с конца».

12-15 лет- период отрочества (избыток сил ребенка, их надо использовать для приобретения знаний). Умственное и трудовое воспитание. Исходить из интересов ребенка. Самостоятельное исследование явлений (основные предметы: география, астрономия, природоведение). Знания получает не из книг, не от учителя, а больше всего из природы, наблюдая за ней.

*Локк – обучать тому, что полезно и пригодится в будущем.

*Руссо – что пригодится сейчас.

Период «бурь и страстей»- с 15 лет до совершеннолетия. Нравственное и гражданское воспитание. Преодоление страстей силою рассудка, сознания морального.

Цели воспитания.

Цель воспитания:

Воспитание подлинного человека (нового человека ), который жил бы плодами своих трудов, ценил бы свободу и уважал бы свободу других.

Индивидуалистическому по обстановке воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу = саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы жила, чувствовала свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей. (Эмиль…)

Принципы воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Дети должны воспитываться сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

Но Руссо не проводит такой аналогии с развитием природы как Коменский.

Руссо имеет в виду природу ребенка, а Коменский – природу внешнюю, действиям которой надо подражать по аналогии («синкритический» метод).

Принцип природосообразности предполагает естественное воспитание. Это воспитание исходит из трех источников: от природы, от людей, от вещей.

Воспитание природой ощущается путем «внутреннего» развития человека, его индивидуальных способностей, органов чувств;

воспитание людьми – это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов;

воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Все три источника должны действовать согласованно.

2.Принцип свободы.

Свобода – не самоцель, а условие для развития ребенка. Первое из естественных прав человека – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против механического заучивания, суровой дисциплины, принуждений, наказаний и какого- либо подавления личности ребенка. «Поистине свободен тот, кто желает того, что он может достигнуть…» Требование к уважению личности ребенка.

3.Принцип гуманизма

Учет интересов и запросов ребенка. Этот принцип в современной воспитательной системе, например в системе Караковского, реализуется через три основные требования:

1)педагогическая поддержка саморазвития ребенка. Педагог не должен оказывать прямое воздействие на личность ребенка;

2)не стремиться изменить ребенка и вообще кого-то;

3)безоценочное восприятие ребенка

Руссо: «С детьми следует обращаться гуманно. Любите их, давайте им играть, веселиться, не стесняйте их добрых природных инстинктов…в ребенке всегда должно видеть ребенка…»

4.Принцип самодеятельности

5.Индивидуальный подход

тоже можно рассмотреть как принцип воспитания у Руссо:

каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности, характер, и который следует изменять или развивать, совершенствовать. Учет индивидуальных особенностей каждого. Воспитатель должен считаться с человеческой природой, с человеческим сердцем, с естественным развитием каждого ребенка.

Нравственное воспитание.

У Руссо очень своеобразный и отличающийся от других педагогов подход к нравственному воспитанию.

Три задачи нравственного воспитания:

1)воспитание добрых чувств,

2)воспитание добрых суждений,

3)воспитание доброй воли.

Серьезно эту проблему Руссо рассматривал на 4 этапе – период «бурь и страстей». Пишет художественно-педагогическое сочинение- главный герой- Эмиль, из знатной семьи . Эмилю исполнилось 15 лет. До этого возраста была главная задача нравственного воспитания: поддержать в ребенке доброту. Пока нельзя проповедовать моралью, нельзя водить детей в церковь, главное правило: никогда не делать другому зла!

В этот период Руссо признает существование у человека совести, независимо от разума. И вот- 15 лет. Начинаем формировать у Эмиля нравственные понятия. Руссо пишет: пробуждаются страсти, главным источником которых является себялюбие со своим избытком сил; поэтому в это время и должно начаться нравственное воспитание. Эмиль ничего не знает о морали. Теперь- то следует познакомить с самим собой, с людьми и с отношениями к людям, следует развивать в нем сострадание, вытекающее из упомянутого избытка сил, и уважение к людям.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка до 3 лет уфа

Создавать специально воспитывающие ситуации, требующие от подростка совершения добрых, благородных поступков. «Только в добрых делах формируется добрая воля». Не моральное рассуждение, а реальные дела воспитывают в человеке добрые чувства.

О религии до 17-18 лет не следует говорить. Сам ребенок постепенно придет к познанию божественного начала. Против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия – это религия сердца.

Что касается воспитания девочек – связано с его пониманием роли женщины в обществе- женщина должна быть воспитана для дома, для семьи . Ее естественное состояние- зависимость, кротость- главная и основная добродетель женщины. Нравственность женщины зависит от общественного мнения первобытного человека »)

Источник

Теория руссо три фактора влияющие на развитие ребенка

ТОП 10:

Разрабатывая принцип свободного воспитания Жан Жак Руссо(1712—1778) развил идею о том, что педагог должен не навязывать ребенку свои взгляды, а предоставлять ему возможность расти и раз­виваться свободно.

В книгах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии» Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды, в основе которых лежит теория естественного воспитания.Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук твор­ца Вселенной, все вырождается в руках человека». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому вос­питывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».

Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приоб­ретет естественный, природосообразныйхарактер. Он полагал, что такое развитие обеспечивается совокупностью трех факторов: при­роды, людей, вещей. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими поль­зоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменским. В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.Он требовал тщательного изучения ребенка, хороше­го знания его возрастных и индивидуальных особенностей. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми… У детства свои, ему свойственные способы думать и чувствовать: нет ничего нелепее, чем заменять их нашими»1.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходи­мым позаботиться о созданииусловий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. И таким идеальным условием является окружающая природная среда.«Город — пучина человеческого рода. В нескольких поколениях расы погиба­ют или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня»2. И если родители не имеют возможности воспиты­вать своих детей в деревне, то необходимо, хотя бы изредка, посылать детей «обновляться, так сказать, и восстановлять среди полей силу, утраченную в нездоровой атмосфере местностей, слишком густона­селенных» 3.

Заслуга французского педагога состоит в показе ценности при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.

Каковы же основные пути познания ребенком природы по Ж.-Ж. Руссо? Это не рассказ или объяснение педагога, и не учебник или книга. Ж.-Ж. Руссо был противником словесных методов озна­комления с природой. Ибо как бы ни воодушевленно, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Единственной книгой, с которой можно было бы ознакомить ребенка, это «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей жизни среди природы (а это соответствовало идеалам Ж.-Ж. Руссо).

Наблюдение— вот один из основных путей познания природы. Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был про­тивником замены их другими средствами наглядности, типа картин­ки, карты, модели и т. д.

Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т. п. География должна изучаться на окружающей местности. Педа­гог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, что­бы ребенок мог собрать как можно больше фактов. Не накопление суммы знаний, а развитие умения приобретать их — такова, по мне­нию Ж.-Ж. Руссо, цель обучения. «Фактов, фактов», — непрерывно повторяет Ж.-Ж. Руссо, указывая, что при обычном, неправильном воспитании своею болтливостью мы создаем только болтунов. Педа­гог должен лишь наталкивать ребенка на вопросы, а если они у него не возникают, то самому ставить их перед ним.

«При исследовании законов природы начинайте всегда с яв­лений наиболее общих и наиболее наглядных и приучайте вашего воспитанника принимать эти явления не за доказательства, но за факты. “Мы видели солнечный восход в Иванов день, теперь по­смотрим на него в Рождество или в другой какой-нибудь хороший зимний день…” Я принимаю меры, чтобы это второе наблюдение происходило в той же местности, где было сделано первое; и если употребить некоторую ловкость, чтобы подготовить замечание, то один из нас непременно воскликнет: “Ай-ай, вот так штука: солнце-то восходит не на том же месте! — наши прежние приметы, а теперь оно восходит вот где”»1. Так развивается наблюдательность у ребенка, а главное — формируется его самостоятельное мышление. Ребенок не получает от воспитателя готовых объяснений и доказательств, а сам вынужден их находить.

Второй путь познания природы — исследование.Ж.-Ж. Руссо создал оригинальную методику получения знаний о природе, ос­нованную на самостоятельной исследовательской деятельности. Он постоянно ставит Эмиля в положения исследователя, открывающего научные истины. В процессе организации этой деятельности важно ввести ребенка в ситуацию, когда возникает необходимость, а отсюда и желание что-либо узнать. Так, например, чтобы передать Эмилю знания сторон света, воспитатель позволяет ему заблудиться в лесу и оказаться вынужденным ориентироваться. Открытые им самим знания о частях света и компасе приводят Эмиля в восторг. И та­ких ситуаций, заставляющих пытливый ум ребенка работать, делать открытия, познавать законы природы, можно создать очень много. Например, «опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если только вы не оставите прохода для воздуха; значит, воздух способен оказывать сопротивление. Погрузите стакан глубже, вода поднимется в пространстве, которое было занято воздухом, но не в состоянии его целиком заполнить; значит, воздух способен сжиматься до известной степени. Мяч, наполненный воздухом, прыгает легче; значит, воз­дух — тело упругое»2.

Читайте также:  Теплов о музыкальном развитии ребенка

Однако этой столь привлекательной системе обучения присущ существенный недостаток. В ней личный опыт ребенка выступа­ет основным источником знаний, эмпирия довлеет над теорией. А главное — опыт ребенка отрывается от накопленных человече­ством знаний.

Третий путь познания природы — труд. Ж.-Ж. Руссо проанализи­ровал различные виды труда и выстроил их в определенную иерархию в зависимости от их роли в развитии личности ребенка. И на первое место им было поставлено земледелие. Оно является самым первым занятием человека и самым почетным. Именно с ним ребенок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум. Выращивая растения, ребенок захочет узнать все до конца (что появится из семян, какие будут цветы, плоды), захочет знать причину происходящего (зачем растению вода, солнце, почва). Педагог должен предусмотреть, чтобы ребенок работал не механиче­ски, а обдуманно. Он должен работать, как крестьянин, и думать, как философ. Здесь Ж.-Ж. Руссо высказывает важную мысль о том, что труд в природе должен быть наполнен интеллектуальным содержанием.

То возвеличивание природы, ее роли в жизни человека, которое свойственно Ж.-Ж. Руссо, во многом определило и художественные достоинства его романов-трактатов и романа в письмах. В художест­венной прозе Ж.-Ж. Руссо создал великолепные картины природы, показав прелесть и красоту гор и долин старой Гельвеции. Он описал пейзажи гор Вале и неповторимую красоту Женевьевского озера. Это было первооткрытие в европейской прозе. Ж.-Ж. Руссо чувствовал красоту природы и понимал огромное ее значение в воспитании людей в духе гуманизма, гармонии, целостности. В своих работах философ призывал бережно относится к природе, сохранить ее для будущих цивилизаций, предостерегал от варварского истребления природных богатств. «Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля и виноградники, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего же еще требуется от них? И какая ярость ведет вас к совершению стольких убийств, — вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?»1

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо выступает за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.



Источник

Реферат

Влияние Ж.Ж.Руссо на воспитание детей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….2

Жизнь и творчество Ж.Ж Руссо…………………………………………………3

Влияние Ж.Ж. Руссо на физическое воспитание………………………………4

Заключение…………………………………………………………………………6

Список литературы……………………………………………………………….7

ВВЕДЕНИЕ

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — сгармонизировать действие этих факторов.

Наилучшим воспитанием Ж.Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.Ж. Руссо понимал природо сообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Ж.Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж.Ж. РУССО

Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами. В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности. Руссо бичевал тиранию, гнет эксплуататоров и доказывал, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна, она нарушает первоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передали некоторые свои права ими же выбранным властям, обязанным служить народу. Это был облеченный в форму литературного произведения призыв к свержению короля и феодальных устоев.

В 1762 году вышел в свет роман трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в ней свободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину. В 1778 году Руссо умер.

Читайте также:  Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти

Произведения Руссо глубоко волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции.

ВЛИЯНИЕ Ж. Ж. РУССО НА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Идеи Ж.Ж. Руссо относительно физического воспитания определялись потребностями независимого от наследственных и сословных привилегий воспитания революционной буржуазии. В своей работе «Эмиль, или О воспитании» он резко противопоставил изнеженной, избалованной и слабохарактерной аристократической молодежи диких, не затронутых цивилизацией, грубых и здоровых, связанных с природой выходцев из простого народа. В качестве примера для подражания он выдвинул отвечающий идеалам Возрождения тип разносторонне развитого, сильного, умелого и смелого человека.

По его мнению, всякая общественная проблема происходит от человеческого зла, а зло в свою очередь — от слабости человека. Это положение можно изменить только путем воспитания закаленной, сильной молодежи. Чем больше ребенок приучается бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастает. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировать органы чувств. В своих предложениях он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий, в частности таких ее видов, как карабканье на деревья, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, поднятие и перенос различных тяжестей, заплывы.

Руссо встроил в свою систему и взгляды других мыслителей. Например, у Локка он заимствовал тот принцип, что любовь к физическому труду, к подвижности следует прививать уже в детстве. Тезисы Локка, касающиеся активного отдыха, он использовал в своих предложениях относительно сочетания задач умственного и физического воспитания. «Великая тайна воспитания, — пишет он, — состоит в том, что физические упражнения и упражнения духовные всегда служат отдыхом друг для друга». В связи с педагогической ценностью игр он в целом придерживался одного мнения с Коменским, хотя последний признавал воспитательную ценность только тех игр, которые сопровождаются физическими испытаниями и побуждают решать самостоятельные задачи. В физическом воспитании девочек он считал важными не силу, закалку и ловкость, а характер, обаятельность и грациозность.

Взгляды Руссо вызывали в среде педагогов того времени большие споры и как сочувствие, так и возражения. Отдельные жаждущие прославиться группы тогдашней молодежи настолько восприняли его «воззрения» на естественный образ жизни, что по примеру первобытных людей начали ходить в звериных шкурах с дубиной на плече. Были и такие, которые доводили до крайности закалку своих детей. Они не пеленали новорожденных, окунали их в холодную воду и подвергали различного рода естественным испытаниям, выставляя на ветер, под дождь и т. п.

Крайности моды на Руссо вскоре прошли, но его взгляды на воспитание закрепились в западноевропейской буржуазной педагогике. Многое почерпнули из них филантропы. Даже апостолы реформы физического воспитания в конце XIX века ссылались на его теории в своей борьбе за введение атлетики и игр на открытом воздухе. Существовавшие во Франции школы естественной гимнастики и искусства движений тоже питались из источников наследия Руссо. А в наши дни его аргументы провозглашаются в противовес профессиональным спортивным воззрениям, искажающим суть физической культуры.

Однако часть принципов Руссо получила узкое и искаженное толкование. Так, например, мысль о том, что основы воспитания ребенка следует заложить до того, как ему исполнится 12 лет, стали понимать так, что именно по достижении им этого возраста и следует закончить воспитание. Этот превращенный в догму взгляд в течение длительного времени препятствовал распространению физического воспитания на старшие классы средних школ и на высшие учебные заведения.

Во взглядах Руссо на физическую культуру нашли свое выражение те запросы французской буржуазии, которые относились к потребностям физического развития человека. «Но не меньшая забота о физическом развитии как молодежи, занимающейся умственным трудом, требующим сидячего образа жизни, так и молодых людей, выполняющих тяжелую физическую работу, — констатирует профессор Анджей Воль, — выражается в работах социал-утопистов. Морелли (даты жизни неизвестны) тоже, отталкиваясь от законов природы, обратил внимание на роль физических упражнений, развивающих организм и способствующих выполнению работы по специальности. Габриель Мэбли (1709—1785), ссылаясь на примеры из истории Древнего Рима, подчеркивал роль физических упражнений в патриотическом воспитании трудящихся масс и сохранении их здоровья. Совершенно понятно, что мыслители эпохи Просвещения падению нравов феодального общества, изнеженности аристократии, ее лени и праздности противопоставляли трудолюбие революционных слоев, выступающих за социальное переустройство общества, их стремление получить физическую подготовку, неотделимую от дела защиты родины».

Самые последовательные силы революции пытались провести в жизнь представления предвозвестников нового общественного порядка, связанные с физическим воспитанием. В проекте выдвинутого Лепелетьером плана воспитания народа, который Робеспьер после смерти автора направил 13 июля 1793 года на рассмотрение Конвента, фигурировала и систематическая физическая подготовка школьников. Лепелетье хотел обеспечить развитие физических способностей не только путем введения нескольких гимнастических упражнений, но — наряду со здоровым образом жизни, соответствующим питанием, ритмичными и здоровыми темпами работы — при помощи «взаимосвязанных периодически повторяющихся упражнений». Однако через несколько лет после победы революции дело физического воспитания — вместе с другими гуманистическими требованиями эпохи Просвещения — отошло на задний, план. Типичным примером является и «хождение по мукам» швейцарского педагога Песталоцци.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Жан Жак Руссо, действительно, оставил глубокий след не 
только в истории философской мысли Франции, но и в истории 
всего человечества. Своими трудами он на несколько десятилетий 
предвосхитил те передовые демократические преобразования, ко 
торые произошли в Европе в конце XVIII начале XIX вв. и про 
должают развиваться во всем мире до сих пор. 
Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского 
Просвещения в разработку и исследование идей социального ра 
венства, народного суверенитета и т.п., и хотя в своих рабо 
тах он не находит разрешения многих противоречий, то что он 
поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа. 
Многие идеи Руссо об обществе, человеке, физическом воспитании, нравственности  очень актуальны и сегодня, в эпоху научно технического прогресса и наступающего экологического кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

Источник