Теория развития ребенка в психоанализ

Теория развития ребенка в психоанализ thumbnail

Детский психоанализ

На сегодняшний день большинство людей, интересующихся психологией, в большей или меньшей степени понимают, что такое психоанализ, какое воздействие он имеет на человека, и как он проходит. Но что такое детский психоанализ, многие читатели слышат впервые.

Немного истории

Фрейд совершил открытия в области детской психологии, опираясь на психоанализ взрослых. В дальнейшем, когда у него появилось желание проверить свою теорию на реальных детях, он попросил своих знакомых наблюдать за своими детьми и присылать ему отчет. Так появилась статья Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика».

Роль этого «анализа» имела двоякие последствия. С одной стороны, теория Фрейда о детском психосексуальном развитии подтвердилась, но по поводу работы с детьми Фрейд испытывал пессимизм. Только спустя 15 лет возродился интерес к изучению детей для проверки теории нарциссизма. Данный проект был связан с воспитанием.

Но первым психоаналитиком, попытавшимся разработать форму детского психоанализа без педагогического уклона, была Мелани Кляйн.

Техника детского психоанализа Мелани Кляйн

Кляйн начала практиковать детский психоанализ по рекомендации своего психоаналитика Ференци. Первым ее пациентом стал ее собственный ребенок. В то время анализ собственных детей практиковался. Фрейд анализировал свою дочь Анну, Абрахам также анализировал свою дочь. На сегодняшний день анализ родственников, друзей и близких не допустим.

На протяжении более пяти лет Мелани Кляйн развивала особый подход в психоанализе детей. Кляйн называла свой подход игровой техникой. Благодаря такому подходу она смогла анализировать детей меньше трех лет, что в свою очередь позволило ей продвинуться намного дальше в понимании детской психики.

Игровая техника возникла не сразу. В самом начале Мелани Кляйн просто честно отвечала на все вопросы, которые задавали ей дети. Но это была работа с сознательным. Психоанализ же подразумевает работу с бессознательным.

Для этого Кляйн ввела в работу с детьми игрушки. У каждого ребенка была личная коробка с игрушками, которая закрывалась на замок. В коробке хранились игрушки, клей, краски, мисочки, вода. Кляйн наблюдала за игрой ребенка и по мере необходимости принимала в ней участие сама. Таким образом, не задавая вопросов и не вмешиваясь в процесс, Мелани Кляйн начала работу с детским бессознательным.

Кляйн интерпретировала детскую игру так, как будто это сновидение. В своих разговорах она использовала слова, которыми пользовались сами дети, но говорила прямо и откровенно и о сексуальности, и об агрессии, и о многом другом.

Мелани Кляйн обнаружила, что при помощи игры внутренние конфликты ребенка проявляются вовне, таким образом происходит снятие напряжения, и симптоматика уходит.

Анна Фрейд и ее теория детского психоанализа

В своей работе «Введение в детский психоанализ» Анна Фрейд обратила внимание на следующие отличия детского и взрослого психоанализа:

  • Ребенок никогда не принимает решение начать анализ, это решение принимают родители либо фигуры, их замещающие (сегодня такое решение может принимать детсадовский или школьный психолог, а также рекомендовать обратиться к психологу может воспитатель детского сада либо учитель).
  • Ребенок никогда не решает, когда закончить работу с психологом. Это существенно усложняет сам процесс – часто родители, увидев улучшения в поведении ребенка, забирают его с терапии.
  • Для ребенка необходим период подготовки к работе с психологом, ребенок должен привыкнуть к психологу, почувствовать себя в безопасности, заинтересоваться самим процессом.
  • По мнению Анны Фрейд, необходимы подготовительные встречи для того, чтобы ребенок заинтересовался самим процессом.
  • В детском психоанализе сложно отличить выдумку от реальности и желания казаться лучше, поэтому приходится обращаться за информацией к взрослым.
  • Что касается сновидений, то тут нет никаких различий между детским и взрослым психоанализом. Дети часто видят сны и охотно о них рассказывают.
  • То же происходит и со «сном наяву», дети охотно делятся своими мечтами и фантазиями.
  • В отличие от взрослого психоанализа, в детском довольно часто используются детские рисунки.
  • Что касается переноса, то Анна Фрейд заинтересованность ребенка процессом психоанализа воспринимала как положительный перенос (его установление является важным для начала работы).
  • Самым важным в работе психоаналитика с детьми является активная заинтересованность (в классическом психоанализе взрослых наоборот), быть интересным и нравиться ребенку.
  • Важно понимать, что ребенок, в отличие от взрослого пациента, очень зависим от своих отношений с окружающим миром, что оказывает значительное влияние на протекание неврозов.

Детский психоанализ сегодня

На сегодняшний день детский психоанализ широко распространен в мире. Проблема детства исследуется многими учеными. Проводятся лонгитюдные (длительные) исследования. Специалисты делятся опытом, находят новые подходы в детском психоанализе. На сегодняшний день существует множество программ по подготовке детских психоаналитиков.

Если у Вас возникла потребность обратиться к детскому психоаналитику, выбирайте специалиста, прошедшего переподготовку в данном направлении и имеющим опыт работы с детьми.

Войдя в кабинет специалиста, Вы обнаружите много игрушек и предметов для работы с детьми. Это то, что главным образом визуально отличает детского психоаналитика от взрослого.

Источник

Психоанализ возник
как метод лечения, но почти сразу же был
воспринят как средство получения
психологических фактов, которые стали
основой психологической системы.

Анализ свободных
ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда
к выводу, что болезни взрослой личности
сводятся к переживаниям детства. Два
открытия 3. Фрейда — открытие
бессознательного (пациенты не осознавали
то, что говорили) и открытие сексуального
начала (детские переживания, такие как
любовь и ненависть к отцу или матери и
др., имеют сексуальную природу) —
составляют основу теоретической
концепции психоанализа.

В последней модели
личности 3. Фрейд выделил три основных
компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»
— наиболее примитивный компонент,
носитель инстинктов, «бурлящий котел
влечений». Будучи иррациональным и
бессознательным, «Оно» подчиняется
принципу удовольствия. Инстанция «Я»
следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира, его свойства
и отношения. «Сверх-Я» служит носителем
моральных норм, выполняет роль критика,
цензора личности. Поскольку требования
к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и
реальности несовместимы, неизбежно его
пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от
которого личность спасается с помощью
специальных «защитных механизмов» —
таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация. Только сублимация
является механизмом, приемлемым для
индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3.
Фрейду, — это взаимодействие взаимно
побуждающих и сдерживающих сил. Все
стадии психического развития он сводит
к стадиям преобразования и перемещения
по различным эрогенным зонам либидозной,
или сексуальной энергии.

Оральная
стадия (0—1 год).

Основной источник удовольствия
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. Делится на две
фазы: ранняя — действия сосания, поздняя
— укус. Источник неудовольствия связан
с невозможностью матери удовлетворять
все желания младенца по первому
требованию. На этой стадии «Я» постепенно
дифференцируется от «Оно».

Анальная
стадия (1—3 года).

Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. «Я» ребенка обучается
разрешать конфликты, находя компромиссы
между стремлением к наслаждению и
действительностью. На этой стадии
полностью образована инстанция «Я», и
теперь она способна контролировать
импульсы «Оно». Социальное принуждение,
наказание родителей, страх потерять их
любовь заставляют ребенка мысленно
представлять себе запреты. Таким образом,
начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая
стадия (3—5 лет)

характеризует высшую степень детской
сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. Здесь
сексуальность в отличие от аутоэротичной
двух первых периодов становится
предметной. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для
мальчиков и «комплексом Электры» для
девочек. В греческом мифе о царе Эдипе,
убившем своего отца и женившемся на
матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ
к сексуальному комплексу: мальчик
испытывает влечение к матери, воспринимая
отца как соперника, вызывающего
одновременно и ненависть, и страх.
Освобождение от «Эдипова комплекса»
совершается в конце этой стадии под
влиянием страха кастрации, который
вынуждает ребенка отказаться от влечения
к матери и идентифицировать себя с
отцом, и после этого полностью
дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная
стадия (5—12лет).

Снижение полового интереса. Психическая
инстанция «Я» полностью контролирует
потребности «Оно», энергия либидо
переносится на освоение общечеловеческого
опыта, на установление дружеских
отношений со сверстниками и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная
стадия (12—18лет).

По мнению 3. Фрейда, подросток стремится
к одной цели — нормальному сексуальному
общению, все эрогенные зоны объединяются.
Если осуществление нормального
сексуального общения затруднено, тогда
можно наблюдать феномены фиксации или
регресса к одной из предыдущих стадий.
На этой стадии инстанция «Я» должна
бороться против агрессивных импульсов
«Оно», которые вновь дают о себе знать.

Нормальное развитие
происходит с помощью механизма сублимации.
Другие механизмы порождают патологические
характеры.

Концепция
развития 3. Фрейда — это динамическая
концепция, в которой впервые показано,
что для развития человека главное
значение имеет другой человек. Л. С.
Выготский ценным в этой концепции считал
установление факта подсознательной
определяемое™ ряда психических явлений
(в частности, невроза) и факта скрытой
сексуальности, но справедливо критиковал
превращение сексуальности в метафизический
принцип, который проник в разные ветви
психологии.

Развитие психоанализ
получил в работах дочери 3. Фрейда —
Анны Фрейд.

Она придерживалась
классической для, психоанализа структуры
личности, но в инстинктивной ее части
выделила сексуальную и агрессивную
составляющие (психоаналитический закон
биполярности). Каждая фаза развития
ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат
разрешения конфликта между внутренними
инстинктивными влечениями и ограничительными
требованиями внешнего социального
окружения. Детское развитие она
рассматривает как процесс постепенной
социализации ребенка, подчиняющийся
закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности. Продвижение
ребенка от одного принципа к другому
не может наступить раньше, чем различные
функции «Я» достигнут определенных
ступеней развития. С развитием памяти
ребенок может действовать на основе
опыта и предвидения, приобретение речи
делает его членом общества, логика
способствует пониманию причины и
следствия, и тогда приспособление к
требованиям окружающего мира становится
осознанным и адекватным.

Становление
принципа реальности и мыслительных
процессов открывает путь для новых
механизмов социализации: подражания,
идентификации, интроекции, способствующих
образованию «Сверх-Я». Именно возникновение
этой инстанции означает для ребенка
решающий прогресс в социализации.

Наблюдения за
детьми приводят к выводу, что индивидуальные
пристрастия и антипатии матери оказывают
существенное влияние на развитие
ребенка.

По глубокому
убеждению А. Фрейд, негармоничное
личностное развитие основывается на
многих причинах. Это и неравномерный
прогресс по линиям развития, и неравномерно
длящиеся регрессии, и особенности
обособления внутренних инстанций друг
от друга, и формирование связей между
ними, и многое другое. «При этих
обстоятельствах не удивительно, что
индивидуальные различия между людьми
столь велики, отклонения от прямой линии
развития заходят так далеко и определения
строгой нормы так неудовлетворительны.
Постоянные взаимовлияния прогресса и
регресса приносят с собой бесчисленные
вариации в рамках нормального развития».

Анализ движущих
сил и условий развития в психоаналитических
теориях

Проведенный С. Д.
Смирновым анализ движущих сил и условий
развития личности, представленный в
широко известных зарубежных концепциях,
показывает, как трактуются эти силы и
условия:

  • по
    3. Фрейду, основой индивидуального и
    личностного развития являются врожденные
    влечения и инстинкты, где единственным
    источником психической энергии
    признаются биологические влечения
    (либидо);

  • по
    К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация»
    как дифференциация от общности. Конечная
    цель индивидуализации -достижение
    высшей точки «самости», целостности и
    полного единства всех психических
    структур;

  • по
    А. Адлеру, человеку от рождения присуще
    «чувство общности» или «общественное
    чувство», которое побуждает его войти
    в общество, преодолеть чувство собственной
    неполноценности, обычно возникающее
    в первые годы жизни, и добиться
    превосходства за счет разного рода
    компенсаций;

  • по
    К. Хорни, основной источник энергии для
    развития личности — чувство беспокойства,
    неуютности, «коренной тревоги» и
    порождаемое им стремление к безопасности
    и т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сильные позиции в современной западной детской психологии занимает психоанализ, созданный З. Фрейдом. Одна из ключевых идей психоанализа состоит в том, что причины внутренних конфликтов и неврозов взрослого человека лежат в детстве. Восстановление истории развития индивида в раннем детстве является методом познания человеческой природы. Непосредственное отношение к детской психологии имеют описанные З. Фрейдом стадии психосексуального развития. При этом психосексуальное развитие человека он отождествлял с развитием личности. Каждый из пяти выделенных им этапов психосексуального развития имеет свои проявления либидо (половой энергии) через характерные для данного возраста эрогенные зоны. Меняющиеся способы и физические области удовлетворения либидо составляют стадии психосексуального развития. Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться в своем развитии на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

Оральная стадия (0–1 год). Данная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная зона здесь – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Во время кормления ребенка утешают, качают, прижимают и ласкают. Ребенок поначалу ассоциирует с процессами кормления удовольствие и уменьшение напряжения. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к формированию таких черт, как курение, грызение ногтей, переедание, словесная агрессия, жадность, требовательность.

Анальная стадия (1–3 года). На этой стадии приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Ребенок озабочен проблемами управления процессами «сдерживания» и «выпускания». В процессе приучения к горшку ребенок начинает привыкать, что увеличение уровня контроля приносит ему внимание и похвалу родителей. Если родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, то это может привести к фиксации у него таких черт, как аккуратность, опрятность, пунктуальность, бережливость, упрямство.

Фаллическая стадия (3–5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. В этот период развития дети впервые осознают сексуальные различия. На этой стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. По З. Фрейду, эти комплексы характеризуются сильным, но бессознательным влечением ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола. Поскольку осуществление желаний такого рода явно недопустимо, они выливаются в тревогу. Освобождение от комплексов совершается посредством идентификации ребенка с родителем того же пола; в результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Латентная стадия (5–12 лет) характеризуется уменьшением в силе сексуальных стремлений. Многое из того, что ребенок делал или знал ранее, оставляется и забывается. На первый план выходит школьное обучение и социализация. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. В этот период возникает стыд, отвращение и мораль, предназначенные для противостояния последующим сексуальным желаниям.

Генитальная стадия (12–18 лет) начинается в подростковом возрасте. На этой стадии полового созревания происходит возвращение либидозной энергии к половым органам. У юношей и девушек формируется половая идентичность, они начинают искать пути удовлетворения своих эротических потребностей, стремиться к нормальному общению с представителями противоположного пола. Цель этой стадии – формирование зрелой сексуальности, желания работать и способности любить другого человека ради него самого.

Наиболее популярной теорией психоаналитического толка в современной западной психологии является эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Трактуя структуру личности так же как и З. Фрейд, Э. Эриксон существенно отступал от позиций классического психоанализа в понимании природы личности и детерминант ее развития. Он принимал идею неосознанной мотивации, но посвящал свои исследования главным образом процессам социализации, полагая, что основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Им была создана психоаналитическая концепция об отношениях Я и общества.

Ключевым в теории Э. Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное… ощущение тождества и целостности». Идентичность – это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность – это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. В самоидентичности индивид переживает чувство того, что он остается тем же самым, что у него есть преемственность целей, намерений и представлений.

Формирование идентичности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. При этом первые пять стадий по обозначению совпадают со стадиями, выделенными З. Фрейдом. Задачи и содержание развития на каждой ступени определяются обществом, в котором живет человек.

Решение задачи на каждой стадии жизненного цикла сводится к установлению определенного динамического соотношения между позитивным и негативным вариантами развития. Развитие личности – борьба этих крайних возможностей, которая не прекращается при переходе на следующую стадию развития. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы самоидентичности и открывает возможности включения субъекта в более широкое социальное окружение. Широкое признание в западной психологии получила периодизация психического развития Э. Эриксона.

Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, – движущая сила развития, которую Э. Эриксон кладет в основание своей периодизации. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития идентичности растущего человека. Вступая в новые отношения с другими, человек более или менее бессознательно делает выборы (разрешает кризисные противоречия данного типа отношений), которые и определяют направление развития на каждой возрастной ступени. Это направление может быть продуктивным, и тогда у человека развиваются его сильные качества, или базовая способность самотождественности. Выбранное или навязанное направление развития может быть деструктивным, – в этом случае развивается центральная патология данного возраста, разрушающая, ослабляющая чувство самоидентичности.

Периодизация развития в онтогенезе, разработанная Э. Эриксоном, носит название эпигенетической . Он полагал, что схема периодизации не должна походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом; периодизация – это эпигенетический ансамбль , в котором одновременно соприсутствуют все возрасты. Ни один прожитый человеком возраст не кончается в том смысле, что ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.

Одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней. Начало возраста – понятие весьма условное: та общая способность, которая будет ключевой в новом возрасте, уже обнаружила себя в более примитивном виде в предыдущих возрастах. Ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего возраста. Многие проблемы, осложнения, отклонения развития являются следствием неразрешенности кризисных противоречий предыдущих периодов развития. Так, подросток, у которого базисное доверие к людям и к самому себе не сложилось в младенчестве или не развилось в последующих возрастах, будет испытывать большие трудности при вхождении в любую группу сверстников, чем подросток с устойчивым доверием к окружающим.

Говорить о разрешении того или иного кризисного противоречия, о выборе того или иного направления развития можно тоже лишь с оговоркой: при пластичном ходе развития ни один из выборов не является окончательным. Переход от одной формы самоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э. Эриксону, – это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.

На первой стадии – младенчество (0–1–1,5 года) – решается задача формирования базового доверия к окружающему миру («Могу ли я доверять миру?»). Признаки доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Решающую роль в формировании у ребенка базового доверия к миру Э. Эриксон отводил матери; важным критерием доверия младенца к миру он считал способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения. Из антитезы развития на первой стадии – основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности – при поддержке, последовательности поведения близких родных, при удовлетворении основных потребностей младенца происходит рождение первого базового качества – надежды . Если ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, происходит депривация потребностей ребенка и, как следствие, недоверие к миру.

Вторая стадия – ранний возраст (1,5–4 года) . На этой стадии ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии и независимости («Могу ли я управлять своим поведением?»). Негативный вариант развития – следствие либо гиперопеки, либо отсутствия поддержки и доверия, когда взрослые проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, – приводит к развитию у детей неуверенности в себе, сомнению в своих действиях, стыдливости. Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями: оно будет положительным, если родители и близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, поддерживают стремление ребенка к автономии, не торопят его. Из противостояния автономности и стыда (сомнения) рождается новое качество – воля.

Третья стадия – детство (4–6 лет) . На этой стадии решается альтернатива между инициативой и чувством вины («Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?»). При поощрении взрослыми исследовательской активности ребенка, направленной на окружающий мир, его фантазирования и пытливости он научается обращаться с людьми и вещами конструктивным образом и обретает чувство инициативы. Если взрослые ограничивают возможные действия ребенка, строго критикуют или наказывают его, то он привыкает чувствовать себя виноватым за многие свои поступки. Интегральным качеством этой стадии Э. Эриксон называет целенаправленность.

Четвертая стадия – школьный возраст (6–11 лет) . Основной вопрос этой стадии: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» На этой стадии происходит формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; противоположная тенденция – осознание собственной неумелости и бесполезности. В школьном возрасте учебные навыки для детей превращаются как бы в особый самостоятельный мир со своими собственными целями и ограничениями, достижениями и разочарованиями. Систематическое обучение и воспитание, поощрение взрослыми учебного и трудового творчества школьников, их наклонностей к рукоделию, конструированию и т. п. развивают у них предприимчивость, настойчивость, инициативу. Если при обучении в школе ребенок не получает удовольствия от работы, не испытывает гордости за то, что хотя бы что-то одно он сделает своими руками действительно хорошо, если его усердие не поощряется, то это может привести к формированию чувства неполноценности. Основное позитивное приобретение этой ступени – умелость, компетентность.

Пятая стадия – отрочество (11–20 лет) – ставит перед индивидом задачу первого целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи – неуверенность в понимании собственного Я («диффузия идентичности», «спутанная идентичность»). Перед подростком стоит задача объединения на новом уровне всего того, что он знал и знает о себе, о своих социальных ролях, в нечто целое и спроецировать это представление на будущее («Кто Я?» «Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?»). В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития: подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности, полно выраженную в верности.

Шестая стадия – молодость (21–25 лет) – знаменует переход к решению собственно взрослых задач на базе сформировавшейся идентичности. Основные из них – поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы («Могу ли полностью отдать себя другому человеку?»). Уверенный в своей идентичности молодой человек проявляет психологическую интимность, душевную теплоту, понимание, доверие в общении с другим человеком, обнаруживает ее в дружбе, в эротических связях или в совместной деятельности. Юноша, не уверенный в своей идентичности, избегает межличностной интимности, его отношения с другими становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к глубокому чувству изоляции. Его уделом становится одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Основное приобретение этой стадии – любовь.

Седьмая стадия – зрелость (25–50–60 лет) . Этот этап жизни человека связан с решением противоречия между способностью к развитию и личностным застоем, медленным регрессом в процессе обыденной жизни («Что я могу предложить будущим поколениям?»). На этой стадии проявляется новый параметр развития личности, полюсы которого составляют способность человека интересоваться судьбами других людей, задумываться над жизнью грядущих поколений и самопоглощенность, сосредоточенность на себе, озабоченность своим здоровьем, забота о собственном комфорте. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны своих детей – они подтверждают субъективное ощущение своей нужности другим. Продуктивность и продолжение рода как главные положительные характеристики личности на этой стадии развития реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Забота – главное качество, которое вырабатывается на этой стадии. Если же появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, то это приводит к косности, застою и к личностному опустошению.

Восьмая стадия жизненного пути – старость (свыше 60 лет) – характеризуется достижением новой формы идентичности. Человек должен ответить себе на вопрос: «Доволен ли я прожитой жизнью?» Здесь человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие ощущения осмысленности жизни и целостности своей личности, либо оказывается обречен на ощущение безнадежности, восприятия прожитой жизни как череды упущенных возможностей и досадных промахов. Отсутствие или потеря личностной интеграции приводит к полной безысходности: судьба не принимается как завершение жизни, а смерть – как ее последняя граница. На этой стадии развития возникает мудрость со многими оттенками значений – от зрелости ума до сосредоточенности знаний, – тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием.

Источник: 

Слободчиков В.И., Психология развития человека

Источник