Теория развития ребенка с рождения

Теория развития ребенка с рождения thumbnail

«Пра­вильно ли раз­ви­ва­ется наш ребе­нок?» Этот вопрос бес­по­коит едва ли не каж­дого из «ново­ис­пе­чен­ных» роди­те­лей. Осо­бен­ное бес­по­кой­ство он вызы­вает в семьях, в кото­рых ребе­нок появился впер­вые. Это – есте­ствен­ное бес­по­кой­ство, и спра­виться с ним можно только обла­дая инфор­ма­цией о том, что «дол­жен делать» малыш в раз­лич­ные воз­раст­ные периоды.

В послед­ние годы, осо­бенно в зару­беж­ных изда­ниях, много гово­рится о том, что «вся­кий ребе­нок раз­ви­ва­ется по-сво­ему», «у каж­дого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет раз­ви­ваться как надо…». Вряд ли можно при­вет­ство­вать такой под­ход, поскольку он сни­жает вни­ма­ние роди­те­лей к раз­ви­тию ребенка, что зача­стую при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию «про­пу­щен­ной» задержки в пси­хи­че­ском и мотор­ном раз­ви­тии ребенка. Поэтому мы пред­ла­гаем Вам при­мер­ную схему обре­те­ния малы­шом тех или иных навы­ков на пер­вом году его жизни.

В целом раз­ви­тие ребенка на пер­вом году жизни можно све­сти к несколь­ким эта­пам. В пер­вые недели после рож­де­ния тонус мышц повы­шен, обес­пе­чи­вая сохра­не­ние «внут­ри­утроб­ной позы», от кото­рой ребе­нок еще «не отвык».

Кроме того, с рож­де­ния ребе­нок нахо­дится во вла­сти врож­ден­ных «рефлек­сов ново­рож­ден­ного». Посред­ством этих рефлек­сов При­рода все делает за него: рото­вые авто­ма­тизмы вклю­чают поиск соска и соса­ние при лег­ком каса­нии губ, хва­та­тель­ный рефлекс помо­гает ему удер­жи­ваться на поверх­но­сти (как обе­зья­ньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы ухо­дят кор­нями в наше дале­кое про­шлое), при ощу­ще­нии опоры под пят­кой в поло­же­нии лежа ребе­нок непро­из­вольно пол­зет (чтоб не поте­ряться!). Будучи постав­лен­ным на ножки, он активно опи­ра­ется и даже делает (непро­из­воль­ные!) шаго­вые дви­же­ния. Это – тот «про­жи­точ­ный мини­мум», кото­рый поз­во­ляет малышу обес­пе­чи­вать свою жизнь непро­из­вольно, то есть неосмыс­ленно, пока идет созре­ва­ние его цен­траль­ной нерв­ной системы.

Известно, навер­ное, всем, что мы рож­да­емся уже с прак­ти­че­ски пол­ным набо­ром нерв­ных кле­ток и что они в после­ду­ю­щем «не вос­ста­нав­ли­ва­ются». Но после рож­де­ния весь этот «ком­плект» дол­жен зара­бо­тать. Клетки должны «узнать», чем каж­дой из них пред­стоит зани­маться, объ­еди­ниться в группы согласно постав­лен­ным перед ними зада­чам, нала­дить обмен информацией.

Поэтому про­цесс созре­ва­ния нерв­ной системы сво­дится к нала­жи­ва­нию свя­зей между ними путем про­рас­та­ния кле­точ­ных отрост­ков – аксо­нов, орга­ни­за­ции их таким обра­зом во все более и более слож­ные группы, и уве­ли­че­нию ско­ро­сти обмена информацией.

Что же явля­ется основ­ным в раз­ви­тии ребенка на пер­вом году жизни? Посте­пен­ное сни­же­ние повы­шен­ного при рож­де­нии мышеч­ного тонуса поз­во­ляет посте­пен­ной отойти от внут­ри­утроб­ной позы и «рас­кре­по­щает» конечности.

Посте­пенно ниве­ли­ру­ясь, врож­ден­ные рефлексы заме­ня­ются про­из­воль­ной, то есть осмыс­лен­ной, актив­но­стью, кото­рую обес­пе­чи­вает посто­янно раз­ви­ва­ю­щийся мозг. Парал­лельно идеи и раз­ви­тие пси­хи­че­ских функций.

Именно таким обра­зом Авто­ма­ти­че­ское соса­ние пере­хо­дит в осмыс­лен­ный прием пищи, авто­ма­ти­че­ское пол­за­ние заме­ня­ется пол­за­нием актив­ным, после дол­гого пере­рыва (реак­ция опоры и авто­ма­ти­че­ская походка уга­сают обычно меся­цам к трем) при­хо­дят слож­ные навыки удер­жа­ния тела в поло­же­нии стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы пони­ма­ете, выпа­де­ние какого-то этапа в этом слож­ном про­цессе при­во­дит к «поломке после­до­ва­тель­но­сти» и зача­стую – к фор­ми­ро­ва­нию задержки в раз­ви­тии. Так, напри­мер, сохра­ня­ю­щийся дли­тель­ное время повы­шен­ный тонус ведет к огра­ни­че­ниям в дви­же­ниях конеч­но­стей и тор­мо­зит раз­ви­тие осмыс­лен­ных дви­же­ний. Не угас­ший вовремя рефлекс ново­рож­ден­ного ско­вы­вает иду­щий ему на смену про­из­воль­ный дви­га­тель­ный акт. Все это опре­де­ляет вни­ма­ние, уде­ля­е­мое нюан­сам раз­ви­тия ребенка дет­скими вра­чами. Зна­ние основ­ных эта­пов раз­ви­тия роди­те­лями поз­во­лит нам наде­яться на то, что Вы вовремя позо­вете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Ново­рож­ден­ный

Зре­ние – при ярком свете жму­рится, пово­ра­чи­вает глаза к источ­нику света.

Слух – при рез­ком звуке вздра­ги­вает или моргает.

Мото­рика – поза «эмбри­она» с при­ве­ден­ными к туло­вищу руками и ногами, дви­же­ния хао­ти­че­ские, мед­лен­ные. Кисти в кулачках.

Эмо­ции – много спит, про­сы­па­ется только на корм­ле­ния или когда мокрый.

1 месяц

Зре­ние – фик­са­ция взора на непо­движ­ном пред­мете или лице взрос­лого, начи­нает про­сле­жи­вать за дви­жу­щимся пред­ме­том, пери­о­ди­че­ское косо­гла­зие, зажму­ри­ва­ние глаз при ярком свете.

Слух – крат­ко­вре­мен­ное сосре­до­то­че­ние на звук и голос, вздра­ги­ва­ния, мига­ния при рез­ком звуке.

Речь – появ­ля­ются отдель­ные зад­не­языч­ные звуки «г», «к».

Мото­рика – в поло­же­нии на животе под­ни­мает голову, пыта­ется ее удержать.

Эмо­ции – откры­вает рот при обра­ще­нии к нему взрос­лого (рото­вое внимание).

2 месяца

Зре­ние – про­сле­жи­ва­ние взгля­дом в гори­зон­таль­ной плос­ко­сти, может сохра­няться непо­сто­ян­ное косо­гла­зие, любит рас­смат­ри­вать лицо матери, гео­мет­ри­че­ские фигуры в бело-чер­ном цвете.

Слух – при­слу­ши­ва­ется, пово­ра­чи­вает голову в сто­рону источ­ника звука.

Речь – в конце вто­рого месяца появ­ля­ется гуление.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе хорошо дер­жит голову, удер­жи­вает вло­жен­ную игрушку в руке.

Эмо­ции – появ­ля­ется улыбка при обще­нии со взрослым.

3 месяца

Зре­ние – дли­тельно рас­смат­ри­вает пред­меты, соче­тан­ный пово­рот головы и глаз, плавно про­сле­жи­вает за пред­ме­тами в поло­же­нии лежа на животе.

Слух – отыс­ки­вает источ­ник звука гла­зами с пово­ро­том головы.

Речь – ребе­нок гулит нарас­пев, пыта­ется под­ра­жать инто­на­ции обра­щен­ной речи взрослого.

Мото­рика – удер­жи­вает голову в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, в поло­же­нии на животе опора на руки под ост­рым углом. Кисти открыты, наты­ка­ется руками на пове­шен­ные перед ним игрушки, пыта­ется их захва­тить. При попытке потя­нуть за руки при­под­ни­мает голову.

Эмо­ции – в ответ на вид взрос­лого, игрушки появ­ля­ется улыбка, уси­ли­ва­ется дви­га­тель­ная актив­ность, голо­со­вые реакции.

Игра – рас­смат­ри­вает, ощу­пы­вает свои руки.

4 месяца

Зре­ние – может пере­во­дить взгляд с пред­мета на пред­мет, оце­ни­вая рас­сто­я­ние до игрушки, тянется к ней, рас­смат­ри­вает пред­меты на близ­ком рас­сто­я­нии (фор­ми­ру­ется бино­ку­ляр­ное зрение).

Слух – раз­ли­чает голоса близких.

Речь – громко кри­чит, при­слу­ши­ва­ясь к соб­ствен­ным звукам.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе опора на руки под пря­мым углом, пово­ра­чи­ва­ется на бочок. При потя­ги­ва­нии за ручки сги­бает руки в лок­тях, подтягивается.

Эмо­ции – сме­ется в голос, появ­ля­ется чув­ство испуга.

Читайте также:  Основные условия для нормального развития ребенка

Игра – целе­на­прав­ленно тянется к игрушке, захва­ты­вает ее всей ладо­нью. Ощу­пы­вает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 меся­цев

Зре­ние – может про­сле­жи­вать взгля­дом за двумя пред­ме­тами попе­ре­менно, четко диф­фе­рен­ци­рует «свой-чужой», ищет напо­ло­вину спря­тан­ный предмет.

Слух – при­слу­ши­ва­ется к музыке.

Речь – появ­ля­ются соглас­ные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пыта­ется на своем языке раз­го­ва­ри­вать с игруш­ками, взрослыми.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе опи­ра­ется на кисти рук, высоко под­ни­мая верх­ний пле­че­вой пояс. Пово­ра­чи­ва­ется со спины на живот. При потя­ги­ва­нии за руки присаживается.

Эмо­ции – при виде новой игрушки, незна­ко­мого лица насто­ра­жи­ва­ется, зами­рает, а затем появ­ля­ется ожив­ле­ние или реак­ция страха.

Игра – активно захва­ты­вает пред­меты, двумя руками дер­жит бутылочку.

6 меся­цев

Зре­ние – пони­мает отдель­ные жесты взрос­лого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появ­ле­ние опре­де­лен­ных реак­ций на раз­ные звуки (напри­мер, на скрип две­рей или шаги пово­ра­чи­вает голову и пыта­ется при­под­няться в кро­ватке, чтобы посмот­реть кто это), узнает зна­ко­мые голоса.

Речь – ребе­нок подолгу может общаться сам с собой (само­го­во­ре­ние).

Мото­рика – пере­во­ра­чи­ва­ется с живота на спину, поса­жен­ный удер­жи­вает позу с опо­рой на две руки, под­пол­зает к игрушке, может дер­жать в каж­дой руке по игрушке, пере­кла­ды­вает их из руки в руку.

Эмо­ции – с вни­ма­нием рас­смат­ри­вает окру­жа­ю­щие пред­меты и людей, быстро и адек­ватно реа­ги­рует на выра­же­ние лица взрослого.

Игра – мани­пу­ли­рует с игрушками.

7 меся­цев

Зре­ние – узнает зна­ко­мых, про­сле­жи­вает за упав­шей игруш­кой, зри­тельно оце­ни­вает раз­мер пред­мета, соиз­ме­ряет его захват.

Слух – раз­ли­чает инто­на­цию голоса, пони­мает когда его хва­лят или ругают.

Речь – эле­менты лепет­ной речи.

Мото­рика – сидит само­сто­я­тельно или с опо­рой на одну руку, пол­зает по-пластунски.

Эмо­ции – реак­ция страха сме­ня­ется позна­ва­тель­ным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, раз­вя­зы­вать лен­точки, выбра­сы­вает игрушки из кроватки.

8 меся­цев

Зре­ние – инте­рес или удив­ле­ние при виде незна­ко­мых пред­ме­тов, фик­са­ция вни­ма­ния на двух объ­ек­тах одновременно.

Слух – пони­мает поня­тия «где?», «дай», «на».

Речь – актив­ный лепет, сло­го­вая речь.

Мото­рика – устой­чиво сидит, само­сто­я­тельно садится, встает на чет­ве­реньки, у опоры встает на коленки, стоит, дер­жась за опору. Хло­пает в ладоши, про­тя­ги­вает руки близ­ким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмо­ции – посто­янно занят какой-нибудь дея­тель­но­стью, есть игро­вой кон­такт со взрослым.

Игра – оттал­ки­вает пред­меты, кидает игрушки. Скла­ды­вает мел­кие пред­меты в круп­ные. Раз­би­рает пирамидку.

9 меся­цев

Зре­ние – долго может наблю­дать за взрос­лым, появ­ля­ется реак­ция на их мимику и жесты.

Слух – выпол­няет более слож­ные сло­вес­ные инструк­ции: «поце­луй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появ­ля­ются отдель­ные слова, нередко сло­го­под­ра­жа­тель­ные (вме­сто «собака» «бабака»).

Мото­рика – пол­зает, попе­ре­менно пере­дви­гая то пра­вые, то левые конеч­но­сти; встает у опоры на ноги; стоит; пере­дви­га­ется, дер­жась за опору. Захва­ты­вает мел­кий пред­мет двумя или тремя пальцами.

Эмо­ции – раз­лич­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции при кон­такте с мате­рью, обще­ние при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколь­кими пред­ме­тами, посту­ки­вает игруш­кой об игрушку, любит музы­каль­ные игрушки, ищет спря­тан­ную игрушку.

10 меся­цев

Зре­ние – пока­зы­вает неко­то­рые пред­меты в соот­вет­ствии с их названием.

Слух – узнает про­стые музы­каль­ные мело­дии, раз­ли­чает тика­нье часов.

Речь – повто­ряет за взрос­лым слова, копи­рует инто­на­цию взрослого.

Мото­рика – стоит без опоры крат­ко­вре­менно, ходит за две руки. Соби­рает пира­мидку. Пока­зы­вает части тела дру­гого чело­века. Под кон­тро­лем зре­ния вкла­ды­вает пальцы в отверстия.

Эмо­ции – реак­ция неудо­воль­ствия на раз­лич­ные ситу­а­ции, голо­сом сиг­на­ли­зи­рует о том, что мок­рый, голодный.

Игра – начи­нает играть с игруш­ками, в соот­вет­ствии с их назна­че­нием (машинку катает, мячик бро­сает). Может само­сто­я­тельно играть 20–30 минут.

11 меся­цев

Зре­ние – вни­ма­тельно рас­смат­ри­вает обста­новку в ком­нате, осо­бенно если попа­дает в дру­гое помещение.

Слух – пони­мает обра­щен­ную речь, выпол­няет инструк­ции (напри­мер, «при­неси куклу»).

Речь – обра­ща­ется ко взрос­лым с целью что-то сооб­щить, зача­стую на «своем» языке.

Мото­рика – стоит само­сто­я­тельно, ходит за одну руку, делает пер­вые само­сто­я­тель­ные шаги. Вкла­ды­вает пальцы в отвер­стия на ощупь. Пока­зы­вает части сво­его тела.

Эмо­ции – появ­ля­ется реак­ция тор­мо­же­ния при слове «нельзя», изби­ра­тельно отно­сится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно вклю­ча­ется в игру, пред­ло­жен­ную взрос­лым, появ­ля­ются эле­мен­тар­ные кон­такты со сверст­ни­ками. Соби­рает пирамидку.

12 меся­цев

Зре­ние – узнает мно­гие пред­меты на картинке.

Слух – появ­ля­ется и услож­ня­ется зву­ко­под­ра­жа­ю­щая дея­тель­ность (машина едет – «ж‑ж-ж», киска мяу­кает – «мяу»).

Речь – умеет гово­рить 8–10 слов, посто­янно нарас­тает сло­вар­ный запас, улуч­ша­ется про­из­но­ше­ние слов.

Мото­рика – ходит само­сто­я­тельно, при­се­дает и встает.

Эмо­ции – появ­ля­ется сопереживание.

Игра – активно кон­так­ти­рует со взрос­лыми, любит играть с детьми. Откры­вает коробку, ящик, вкла­ды­вает один пред­мет в дру­гой, поль­зу­ется лож­кой и рас­чес­кой по назначению.

Источ­ник: https://www.baby.ru/

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Читайте также:  Карточки картинки по развитию речи ребенка

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

Читайте также:  Скачать фильм раннее отношение и развитие ребенка фильм

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. – ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. – ВАК
  3. Игра – форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. – ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник