Теория развития ребенка анна фрейд

Теория развития ребенка анна фрейд thumbnail

Анна Фрейд: линия развития ребёнка от смеси любви и сосания к рациональному питанию

Анна Фрейд разработала концепцию развития ребенка, одним из основных понятий которой было понятие о линии развития (Freud, 1965).

Основная линия развития — это последова­тельность фаз, которая ведет от выраженной зависимости от мате­ринской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям.

Анна Фрейд описала следующие линии развития:

  • «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрос­лым объектным отношениям».
  • Линии, приводящие к телесной независимости, например: «от сосания к рацио­нальному питанию».
  •  «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
  •  «От тела к игрушке, и от игры к работе».

Приведем пример развития по линии «От сосания к рациональному питанию».

Фазы этого пути выглядят следующим образом.

1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки (по часам или по тре­бованию) с обычными трудностями кормления, вызванными пере­падами аппетита и пищеварительными расстройствами, а также тре­вогой матери относительно кормления.

Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужная отсрочка пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые нарушения в позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.

В случае, если отлучение инициировано матерью, особенно если это начинается в раннем возрасте ребёнка и протекает в сжатые сроки, протест малыша против лишения груди искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать также с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.

3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов или без них, «пища» и «мама» все еще ассоциируется друг с другом.

При­ём пищи может становиться полем битвы, на котором могут происходить сражения, связан­ные с трудностями материнско-детских отношений.

4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с ма­терью о количестве съедаемого сменяются вопросами манер поведения за столом.

Также в этой фазе может возникать тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю  удо­вольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) и вновь приобретенное отвращения.

5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдипо­вой фазе (3-5 лет).

Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь могут быть обуслов­лены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности че­рез рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных ро­дов (страх приема пищи и ее выхода).

6. Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с со­хранением или даже увеличением удовольствия от еды.

Увеличение рацио­нальных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в форми­ровании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, пред­почтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.

Из этой линии вытекают следующие следствия:

1. Реакции ребенка на изменения второй фазы (отлучение от еды и вве­дение новых вкусов и консистенций) впервые отражает либо его стремление к продвижению вперед и склонность к приключениям (в случае если с удовольствием принимается новый опыт), либо цепляние к уже существующим удовольствиям (когда каждое изменение переживается как уг­роза и лишение). В зависимости от преобладания той или иной установки в процессе принятия пищи это распространится и на другие области развития.

Осторожный в пище ребёнок чаще всего будет большим консерватором ив остальных вопросах. Надо помнить в то же время, что все дети консерваторы (больше, чем взрослые привыкли думать)

2. Равенство еда=мать, которое сохраняется в восприятии ребенка в течение первых четырёх фаз, представляет собой рациональную основу для уверенности матери, что каждый отказ ребенка от пищи наце­лен лично на нее, то есть выражает отвержение ребенком ее материнской за­боты.

Эта уверенность лежит в основе сражений по поводу пищи со стороны матери.

Это также объясняет, почему в этих фазах с отказом от еды или стойкими капри­зами может легче справиться временно замещающий мать чужой человек.

Это также объясняет, почему травматическое отделение от матери часто сопровож­дается отказом от пищи (отвержение материнской замены), либо же жадно­стью и перееданием (еда воспринимается как заместитель материнской любви).

После 6-й фазы процесс принятия пищи становится собственной забо­той зрелой личности. Прежнее сражение с матерью по поводу еды иногда заменяется внутренним рассогласованием — между сознательным желанием есть и бессознательно принятой установкой о невыносимости какой-либо пищи, то есть различными пищевыми неврозами и нарушениями пищеварения.

Вообще, трудности, связанные с количеством принимаемой пищи в течение всей жизни, напрямую связываются психоаналитиками с ранними отношениями с матерью. Однако в более позднем возрасте эти проблемы становятся внутренним конфликтом (например, булимия или анорексия).

В статье использован материал из книги Э.Г. Эйдемиллера «Детская психиатрия»

Поделитесь знанием с друзьями!

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Источник

Обратимся к базовой для развития личности ребенка линии развития от зависимости к взрослым объектным отношениям. Она во многом прототипична для других линий развития и изначально привлекла внимание аналитиков.

В первой фазе эмоционального развития ребенка отмечается «биологическое единство» между ним и матерью. Оно связано с тем, что, с одной стороны, нарциссизм матери распространяется на ребенка, а с другой — что ребенок также включает мать в свою внутреннюю «нарциссическую среду».

Во второй фазе, аналогичной стадии частичного объекта по М. Кляйн, центральной составляющей является привязанность по типу анаклити- ческой, которая представляет собой предварительную ступень для развития на следующем шаге истинных объектных отношений. Здесь присутствует позитивный либидозный катексис удовлетворения влечений, которому содействует объект, но после получения удовлетворения, как считает А. Фрейд, объектные отношения прекращаются. Таким образом, эта фаза носит частичный характер и в связи с функционированием объектных отношений.

В третьей фазе — стадии объектного постоянства, у ребенка появляется постоянный позитивный образ объекта вне зависимости от того, удовлетворяет тот его потребности в данный момент или нет. Здесь возникают собственно объектные отношения, и появляется константность объекта.

В четвертой фазе отмечаются амбивалентные отношения анальносадистской стадии, в силу чего привязанность приобретает отчетливо амбивалентный характер, где содержатся и агрессия, и либидо. Появляются и свои особенности функционирования Эго, которое «стремится привязать, контролировать объект желаний и управлять им» (Фрейд А., 1999, т. 2, с. 59).

В пятой, фаллически-эдиповой, фазе появляется страсть к родителям противоположного пола, ревность и соперничество с другим родителем, защищенность, любопытство, потребность в восхищении и эксгибиционизм.

В шестой фазе, соответствующей латентному периоду, либидо переносится на внесемейное окружение — учителей, ровесников, общественные группы. Проявления фантазий дают повод к разочарованию в родителях (фантазии близнецов и т. д.).

В седьмой, предпубертатной, фазе происходит подготовка к «подростковому бунту», оживляются ранние инфантильные отношения и поведение, типичное для стадий частичного объекта и амбивалентности.

В восьмой фазе наконец достигается направленность либидо на объекты противоположного пола вне семьи (там же, с. 58—59).

Уже здесь, опираясь только на эти выделенные вехи на пути от зависимости к зрелым объектным отношениям, можно делать также реальные практические выводы. К примеру, более конкретное значение приобретает проблема разлучения ребенка с матерью. Если ребенок достиг третьей фазы, то разлука с матерью будет переноситься им гораздо легче, чем на предыдущих этапах. Установившееся объектное постоянство, стабильный внутренний образ матери, которые сложились к этому времени, позволят ребенку легче мириться некоторое время с ее физическим отсутствием и недостатком удовлетворения потребностей со стороны объекта. Страх и анаклитическая депрессия возникают в том случае, если разлука происходит в первой фазе биологического единства. Нарушения, которые возникают вследствие неудовлетворения потребностей ребенка на второй фазе, приводят, как считает А. Фрейд, к возникновению «фальшивого», «ложного» Я (Winnicott D. W., 1965). Бесконтрольная агрессивность, деструктивные действия характерны при нарушениях четвертой фазы (там же, с. 60).

А. Фрейд приводит и другие практические следствия на основе анализа данной линии развития, которые позволяют точно отвечать на многочисленные вопросы родителей и педагогов:

  • а) родителям не следует ожидать взаимности в объектных отношениях на предэдиповой фазе: она появится позже, в пятой фазе;
  • б) в случае нарушения протекания эдипова комплекса и соответственно прохождения пятой фазы нарушатся и процессы адаптации к группе: возможно появление школьных фобий, большой тоски по дому и пр.;
  • в) реакция на усыновление приобретет более негативный характер в конце латентного периода (шестая фаза), когда под влиянием неминуемого разочарования в родителях все дети чувствуют себя в семье чужими;
  • г) впервые появившиеся на эдиповой фазе сублимации, получающие свое развитие в латентный период, во время прохождения седьмой фазы могут исчезнуть «не в результате ошибок в воспитании или развитии, а как следствие соответствующей данному периоду регрессии на более ранние стадии развития» (вторая, третья и четвертая фазы) (там же, с. 61);
  • д) не имеет смысла противостоять разрыву связей с родительскими узами у молодого человека или его борьбе с прегенитальными импульсами в подростковом возрасте, так же как не имеет смысла противостоять прегенитальному аутоэротизму в первой, второй, третьей, четвертой и седьмой фазах (там же, с. 60—61).

Еще одна линия развития — линия развития сферы питания. Проблема нарушения приема пищи у детей, а также нормального развития этой сферы последовательно разрабатывалась А. Фрейд в работе, посвященной детдомовским детям (Freud A., Burlingham D., 1943), а также в статьях на эту тему (Freud А., 1946, 1947). В 1965 г. А. Фрейд суммирует ранее высказанные ею по этому поводу идеи в рамках «линии развития сферы питания». Для приобретения навыка самостоятельного принятия пищи ребенок делает следующие шаги. На первом шаге все питание ребенка полностью организовывается матерью. Трудности в принятии пищи на этой стадии могут быть вызваны нормальными колебаниями аппетита и расстройствами кишечника у ребенка или же его отношением к матери и ее тревогой по поводу кормления. Расстройства питания здесь часто вызываются неправильным удовлетворением потребности в еде (длительным ожиданием или же насильственным кормлением). Наряду с удовольствием от пищи на этой стадии присутствует удовольствие от сосания пальца. Вторая стадия связана с отнятием от груди или же от бутылки. Важно, кем инициирован этот шаг — матерью или же самим ребенком. От этого зависят восприятие ребенком оральной депривации, а также особенности возможных нарушений. На третьей стадии появляются первые пробы самостоятельного приема пищи, но на этом шаге пища и мать еще идентифицируются друг с другом. На четвертой стадии появляется самостоятельное питание с помощью приборов. На этом шаге на материале приема пищи могут быть обнаружены проблемы во взаимоотношениях матери и ребенка. Здесь же может появиться и страсть к сладостям как эквивалент орального удовольствия от сосания, прихоти в еде как результат приучения к туалету, т. е. нового реактивного образования — отвращения. А. Фрейд считает, что именно уравнение «питание-мать», которое является центральным на первых четырех шагах развития данной линии, позволяет понять, почему разлука с матерью, носящая травматический характер, часто сопровождается отказами от еды (отвержение замены матери) или же жадностью и перееданием (еда начинает видеться заместителем материнской любви).

Только на пятой стадии эквивалентность пищи и матери постепенно сходит на нет. Это происходит во время эдиповой фазы. Нарушения питания продиктованы в данном случае уже детскими теориями рождения, беременности, например представлением об оплодотворении через рот (страх отравления) и др. В расстройствах питания уже не наблюдается связи с присутствием или отсутствием внешнего объекта (матери), их источник теперь находится во внутренних, структурных конфликтах. И наконец, на шестой стадии, в латентный период, снижается сексуализированность процесса питания с одновременным ростом удовольствия от поглощения пищи.

Развивается рациональный подход к питанию, складываются те вкусы и предпочтения, которые лягут в основу вкусовых пристрастий взрослого человека. После этой фазы пища и ее характер становятся целиком и полностью прерогативой зрелого индивида. Однако ранее присутствующая борьба с матерью может проявляться и здесь, найдя свое отражение в прихотях в еде и расстройствах пищеварения.

Далее А. Фрейд выделяет следующие линии развития: от навязываемой матерью чистоплотности к формированию автоматического контроля над кишечником и мочевым пузырем; от стремления разделить потребности своего тела с матерью к самостоятельному окончательному управлению своим телом подростком; от эгоцентризма к развитию отношений взаимности и дружбы; от эротических забав со своим телом и телом матери к переходным объектам, игрушкам, хобби и работе.

Обычно выделенные и описанные А. Фрейд линии развития находятся в более или менее дисгармоничном соотношении: ребенок может достичь высот по одной линии развития, в то время как по другой линии развития находиться гораздо ниже. Соответственно наблюдается разная скорость прогрессивного продвижения по выделенным линиям.

Причиной этого являются прежде всего внутренние факторы, а именно: созревание ребенка в отношении Ид (последовательность в развитии либидо и агрессии), а также развитие процессов организации и оформления психической структуры по отношению к Эго. Другими факторами, лежащими в основе прогресса при движении по той или иной линии, являются влияние окружающей среды, и прежде всего отношения ребенка и матери, а также семейной атмосферы в целом.

Иногда в начале жизни, желая заслужить одобрение матери, ребенок пытается проявлять интерес к тому, что значимо именно для нее, что приводит к стимулированию и повторению определенных видов активности. Но в целом умеренная дисгармония по линиям развития является нормой. А. Фрейд считает, что именно умеренная дисгармония производит многочисленные вариации нормы, а также большое число индивидуальных различий.

Источник

Детский психоанализ

На сегодняшний день большинство людей, интересующихся психологией, в большей или меньшей степени понимают, что такое психоанализ, какое воздействие он имеет на человека, и как он проходит. Но что такое детский психоанализ, многие читатели слышат впервые.

Немного истории

Фрейд совершил открытия в области детской психологии, опираясь на психоанализ взрослых. В дальнейшем, когда у него появилось желание проверить свою теорию на реальных детях, он попросил своих знакомых наблюдать за своими детьми и присылать ему отчет. Так появилась статья Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика».

Роль этого «анализа» имела двоякие последствия. С одной стороны, теория Фрейда о детском психосексуальном развитии подтвердилась, но по поводу работы с детьми Фрейд испытывал пессимизм. Только спустя 15 лет возродился интерес к изучению детей для проверки теории нарциссизма. Данный проект был связан с воспитанием.

Но первым психоаналитиком, попытавшимся разработать форму детского психоанализа без педагогического уклона, была Мелани Кляйн.

Техника детского психоанализа Мелани Кляйн

Кляйн начала практиковать детский психоанализ по рекомендации своего психоаналитика Ференци. Первым ее пациентом стал ее собственный ребенок. В то время анализ собственных детей практиковался. Фрейд анализировал свою дочь Анну, Абрахам также анализировал свою дочь. На сегодняшний день анализ родственников, друзей и близких не допустим.

На протяжении более пяти лет Мелани Кляйн развивала особый подход в психоанализе детей. Кляйн называла свой подход игровой техникой. Благодаря такому подходу она смогла анализировать детей меньше трех лет, что в свою очередь позволило ей продвинуться намного дальше в понимании детской психики.

Игровая техника возникла не сразу. В самом начале Мелани Кляйн просто честно отвечала на все вопросы, которые задавали ей дети. Но это была работа с сознательным. Психоанализ же подразумевает работу с бессознательным.

Для этого Кляйн ввела в работу с детьми игрушки. У каждого ребенка была личная коробка с игрушками, которая закрывалась на замок. В коробке хранились игрушки, клей, краски, мисочки, вода. Кляйн наблюдала за игрой ребенка и по мере необходимости принимала в ней участие сама. Таким образом, не задавая вопросов и не вмешиваясь в процесс, Мелани Кляйн начала работу с детским бессознательным.

Кляйн интерпретировала детскую игру так, как будто это сновидение. В своих разговорах она использовала слова, которыми пользовались сами дети, но говорила прямо и откровенно и о сексуальности, и об агрессии, и о многом другом.

Мелани Кляйн обнаружила, что при помощи игры внутренние конфликты ребенка проявляются вовне, таким образом происходит снятие напряжения, и симптоматика уходит.

Анна Фрейд и ее теория детского психоанализа

В своей работе «Введение в детский психоанализ» Анна Фрейд обратила внимание на следующие отличия детского и взрослого психоанализа:

  • Ребенок никогда не принимает решение начать анализ, это решение принимают родители либо фигуры, их замещающие (сегодня такое решение может принимать детсадовский или школьный психолог, а также рекомендовать обратиться к психологу может воспитатель детского сада либо учитель).
  • Ребенок никогда не решает, когда закончить работу с психологом. Это существенно усложняет сам процесс – часто родители, увидев улучшения в поведении ребенка, забирают его с терапии.
  • Для ребенка необходим период подготовки к работе с психологом, ребенок должен привыкнуть к психологу, почувствовать себя в безопасности, заинтересоваться самим процессом.
  • По мнению Анны Фрейд, необходимы подготовительные встречи для того, чтобы ребенок заинтересовался самим процессом.
  • В детском психоанализе сложно отличить выдумку от реальности и желания казаться лучше, поэтому приходится обращаться за информацией к взрослым.
  • Что касается сновидений, то тут нет никаких различий между детским и взрослым психоанализом. Дети часто видят сны и охотно о них рассказывают.
  • То же происходит и со «сном наяву», дети охотно делятся своими мечтами и фантазиями.
  • В отличие от взрослого психоанализа, в детском довольно часто используются детские рисунки.
  • Что касается переноса, то Анна Фрейд заинтересованность ребенка процессом психоанализа воспринимала как положительный перенос (его установление является важным для начала работы).
  • Самым важным в работе психоаналитика с детьми является активная заинтересованность (в классическом психоанализе взрослых наоборот), быть интересным и нравиться ребенку.
  • Важно понимать, что ребенок, в отличие от взрослого пациента, очень зависим от своих отношений с окружающим миром, что оказывает значительное влияние на протекание неврозов.

Детский психоанализ сегодня

На сегодняшний день детский психоанализ широко распространен в мире. Проблема детства исследуется многими учеными. Проводятся лонгитюдные (длительные) исследования. Специалисты делятся опытом, находят новые подходы в детском психоанализе. На сегодняшний день существует множество программ по подготовке детских психоаналитиков.

Если у Вас возникла потребность обратиться к детскому психоаналитику, выбирайте специалиста, прошедшего переподготовку в данном направлении и имеющим опыт работы с детьми.

Войдя в кабинет специалиста, Вы обнаружите много игрушек и предметов для работы с детьми. Это то, что главным образом визуально отличает детского психоаналитика от взрослого.

Источник