Теория психосоциального развития ребенка эриксон

Теория психосоциального развития ребенка эриксон thumbnail

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности.

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря,  целостность  личности. Формирование эго-идентичности  продолжается на  протяжении  всей  жизни человека  и  проходит  ряд  стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Стадия 1.

1. Доверие или недоверие (0-1 год).

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путьНегативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.

Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.

Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме:   орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Стадия 2.

2. Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путьНегативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме:  Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если  исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Читайте также:  Все о развитии ребенка от года до двух лет

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей Сильная сторона -цель.

Стадия 4.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет). 

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь:  Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если   школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности. 

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме:  Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток  ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек  не уверен в своей идентичности (5 стадия),  то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Читайте статью: В чем причина вашего одиночества.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

Читайте также:  Отставание в психологическом развитии ребенка

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Стадия 7.

7. Генеративность или стагнация (26-64 года).

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме:  Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой.  Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

Стадия 8.

8. Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если  жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Теория психосоциального развития ребенка эриксонЭрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Теория психосоциального развития ребенка эриксон Теория психосоциального развития ребенка эриксонТеория психосоциального развития ребенка эриксон Теория психосоциального развития ребенка эриксон

Источник

Эрик Эрексон был большим специалистом по психологии развития и психоаналитики. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития. В ней Эриксон описывает 8 стадий развития личности, в которой основой всего является развития «Я» человека:

I. Младенчество до 1 года;

II. Раннее детство 1 – 3 года;

III. Дошкольный возраст 3 – 6 года;

IV. Школьный возраст 6 – 12 года;

V. Юность 12 – 20 лет;

VI. Ранняя зрелость, молодость 20-25 лет ;

VII. Зрелость 26 – 64 года;

VIII. Старость после 65 лет.

На протяжение всей жизни мы задаем себе вопросы, с самого младенчества – «Надежен ли мир?» и до самой старости – «Имела ли моя жизнь смысл?». В течение жизни мы проходим разные стадии психосоциального развития, которые Эриксон разделил на 8 стадий.

Стадии психосоциального развития

Младенчество:

Эта стадия начинается у нас с самого рождения и длится до одного года. На этом этапе закладываются основы здоровой личности, которые проявляются в виде чувства доверия.

Главными добродетелями на этом этапе выступает надежда. Личность матери выступает как главный гарант выработки чувства доверия к людям. И способность именно матери организовать жизнь своего ребенка так, чтобы выработались основные ощущения последовательности, узнаваемости и преемственности переживаний, выступают как основные.

Благоприятный выход из кризиса: Базисное доверие.

Главным вопросом выступает: «Надежен ли мир?».

Раннее детство:

Это вторая стадия психосоциального развития Эриксона, которое протекает в жизни человека в возрасте от 1 до 3х лет. В теории Фрейда она соответствует анальной фазе. Развитие ребенка дает основу для самостоятельных действий, таких как передвижение, умывание, одевание etc.

Читайте также:  Задержка развития речи у ребенка лекарства

В этой фазе родители должны создавать у ребенка возможность для самостоятельных действий, не только приучая его к горшку, но и таких, как самоконтроль ребенка. Некая дозволенность, в рамках его возраста, способствует становлению автономии ребенка.

Родители выступают важнейшими и значимыми во взаимоотношениях.

Благоприятный выход из кризиса: Автономия

Главным вопросом выступает: «Я – ОК?».

Дошкольный возраст:

Или Возраст Игры, как его еще называют. Он является следующем этапом, третьим, и протекает в возрасте от 3 до 6 лет. В этом возрасте ребенок начинает интересоваться уже трудными занятиями, искать новое, появляются все большие контакты с другими детьми.

Главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Добродетелями становится Намерение.

Благоприятный выход из кризиса: Инициативность, предприимчивость;

Главным вопросом выступает: «Как много я могу сделать?».

Школьный возраст:

Период от 6 до 12 лет, схожий с латентным периодом Фрейда. Преодолевается соперничество с родителем своего пола и ребенок выходит за пределы семьи.

В нем ребенок учиться жить вне, завоевывать внимание сверстников, привыкает к систематическому обучению. Основа периода: «Трудолюбие». Эго-идентичность: «Я — то, чему я научился».

Главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Добродетелями становится компетентность.

Благоприятный выход из кризиса: Трудолюбие;

Главным вопросом выступает: «Способен ли я?».

Юность:

Пятый период, происходящий в возрасте от 12 до 20 лет. Юность – самый важный из этапов психосоциального развития.

«Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности»

В нем человек бросает вызов родителям и всему миру вокруг. Пробуются новые роли, испытываются новые требования.

Ищет новые ответы на важные вопросы: Ребенок он или взрослый? Кто он есть? Кем он станет?

Ответ кроется в его собственной оценки себя, и своей эго – идентичности. Возможности собрать воедино все знания, полученные за свою жизнь.

Добродетелями становится – Верность. Именно успешно выйдя из кризиса, человек приобретает верность себе

Благоприятный выход из кризиса: Идентичность;

Главным вопросом выступает: «Кто я есть?».

Молодость:

В возрасте 20 – 25 лет, по психосоциальной теории Эриксона, происходит начальное формирование взрослой жизни. Период обусловлен получение профессии, начала самостоятельной жизни, в том числе первый, ранний семейный опыт.

Достижение близости – интимность, самом собой образуемее для поддержания отношений, слияние с идентичностью другого человека.

Добродетель – Любовь.

Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности.

Благоприятный выход из кризиса: Интимность;

Главным вопросом выступает: «Могу ли я иметь интимные отношения?».

Зрелось:

В возрасте 26 – 45 лет, в средние годы жизни, перед человека создается основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Т.е. генеративность или стагнация.

При этом, очень важно, чтобы стадия сопровождалась творческой самореализацией.

В поздняя “Зрелость” приносит более последовательное чувство себя. И в этот период, «Я» проявляется в большей отдачи человеческим взаимоотношениям.

Те, кому удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой. Основным добродетелям выступает забота.

Благоприятный выход из кризиса: Генеративность (производительность);

Главным вопросом выступает: «Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?».

Старость:

Последняя стадия, возраст после 60-65 лет. Эриксон ее охарактеризовал конфликтом цельности и безнадежностью.

В конечном итоге, здоровое саморазвитие достигает цельности. Это и есть мудрость – принятие себя, своей роли на самом глубоком уровне.

У Эриксона, мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи. Они названы одним термином – integrity, что в свою очередь обозначает полнота, целостность, чистота.

Мудрость и выступает добродетелям.

Благоприятный выход из кризиса: Целостность, интеграция;

Главным вопросом выступает: «Имела ли моя жизнь смысл?».

Сам Эриксон причислял себя к фрейдистам, при том, что консервативный психоанализ Фрейда централизовал внимание на Ид, в то время как Эриксон на Эго. Тем самым его и причисляли к «Эго – психологам».

Ведь фрейдийская теория ограничивается лишь детством, в том время как Эриксона охватывает весь период человека, при это каждая ступень, или этап, развития, ставит вопрос, отмечается конфликтом и благоприятным решение, при переходе к новому этапу.

Источник