Теория психического развития ребенка шпаргалка
Психоаналитические теории детского развития
Два открытия 3. Фрейда – открытие бессознательного и открытие сексуального начала – составляют основу теоретической концепции психоанализа. В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: “Оно” (ид-ребенок), “Я” (эго – взрослый) и “Сверх-Я” (супер-эго – родитель). Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.1) Оральная стадия (0-1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (1-3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.2) Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.3) Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.4) Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже) В центре концепции Ж. Пиаже – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления: Ассимиляцию – это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; Аккомодацию – механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т.е. он вынужден перестроить старые схемы. Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.1) Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) – стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей.2) Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т.д. Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).3) Период формальных операций (11/12-14/15 лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы “прокручивая” в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.
Бихевиоризм о развитии психики С позиций бихевиоризма предметом психологического исследования является поведение человека от рождения до смерти (англ. behaviour – поведение). Поведенческие акты подобно другим объектам естественных наук можно исследовать общими методами. Чувствования, ощущения, сознание, воображение, волевые проявления в логике бихевиористов не могут рассматриваться в качестве подлинных феноменов психологии, так как не поддаются объективному изучению. Центром внимания школы бихевиористов (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер), таким образом, стало изучение развития поведения, которое отождествлялось с развитием психики как таковой. Механизм психического развития заключается в оформлении стимулов и возникающих на их основе реакций. “Развитие поведения, в основе которого лежит формирование между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребёнка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т. е адаптация в этой школе считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребёнка. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно”. Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определённых навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определённого возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определённых условий, двух-трёхлетние дети могут не только читать, но и писать.
Концепция конвергенции (сближения) двух факторов детского развития
Штерн – специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. С его точки зрения психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследственности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
Теория социального научения Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания. Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).
Культурно-историческая концепция В1927 г.Л.С. Выготский вместе с группой сформулировал основные теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами – знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л.С. Выготского, является для человека, прежде всего социальным средством, своего рода “психологическим орудием”. Основные законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским:
1) Детское развитие имеет сложную организацию вовремени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).2) Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).3) Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.4) Закон развития высших психических функций “извне внутрь”.
Обучение – движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).
Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:
- 1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
- 2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д.Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого – освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.
Источник
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория
Автор
Метод
Факты
Теоретические взгляды
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Рекапитуляции
С. Холл
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.).
Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.
Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
- установил наличие закономерности в развитии ребенка;
- классифицировал игры.
- использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
- критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
- критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
- критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.
2. Трех ступенчатого развития
К. Бюллер
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).
Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
- ввел эксперимент;
- наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
- перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
- навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
- не учел роль активности субъекта в развитии;
- полностью исключено средовое влияние.
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
Л. Гезелл,
Л. Термен.
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)
Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
- первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
- разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
- положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
- учитывали пол и порядок рождения ребенка;
- все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
- представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
- исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
- небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
4. «Чистой доски»
Скиннер, Торндайк
Лабораторный (обучающий) эксперимент.
Законы научения:
- готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
- повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
- эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).
После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
- естественнонаучный подход;
- учет влияния среды на развитие.
- игнорирование активной позиции ребенка;
- научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
5. Конвергенции двух факторов
В. Штерн
Наблюдение, биографический метод.
Способности детей повторяют способности родителей.
Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
- учет влияния и средовых и генетических факторов
- потребность в самосохранении является основой для психического развития.
- социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
- роль наследственности ведущая.
6. Психодинамическая концепция развития личности
З. Фрейд
А. Фрейд
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
- наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.).
СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
- первая концепция личностного развития;
- открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
- формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
- разработка проблемы защитных механизмов;
- сведение побудительных сил развития к телесным;
- ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
- периодизация получена на клиническом материале (неврозы);
7. Эпигенетическая
концепция
Э. Эриксон
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.
Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.
- единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
- человек сам определяет свою судьбу
- социальное начало двигатель развития;
- период старости не имеет негативного значения;
- не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
- не определения критерия перехода от стадии к стадии;
- человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
8. Концепция развития интеллекта
Ж. Пиаже
Клиническая беседа
Особенности детского мышления:
- эгоцентризм;
- реализм;
- артифициализм;
- алогизм;
- трансдукция.
Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
- введение метода клинической беседы;
- интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
- развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
- отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
- использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
- игнорировал влияние обучения на развитие;
- ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
9. Культурноисторическая
Л. Выготский
Эксперимент (развитие понятий)
Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
- введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
- среда источник развития;
- ввел представление о смысловом строении сознания;
- для развития необходима активность ребенка.
Источник