Теория основы развития ребенка макаренко
Антон Макаренко – Всемирно известный педагог, воспитатель и писатель. Он разработал собственную систему воспитания детей, которую многие критиковали, считали антисоветской и негуманной. Однако именно ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали зарплату и отдавали часть полученных средств государству.
В 1988 году Антон Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира.
Как всё началось
Это было послевоенное время, когда возникло большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособится к нормальной жизни в обществе. Таких детей отправляли в колонии поселения. Часто бывало, что родители сами приводили в такое место своих сложных подростков, с которыми не могли справится.
Колония Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись во всём сами и большинство учителей оказались не нужны – Макаренко занимался почти всем сам.
Дети сами вставали по звонку, заправляли постель, умывались, убирались в помещениях и делали все другие необходимые дела.
В итоге он выпустил более трёх тысяч человек и среди них практически не было рецидивов.
Итак, вот пять основных методов, которые позволили педагогу добиться таких результатов:
1. Коллектив
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – утверждал Макаренко.
Воспитательный коллектив был основой методики педагога. В нём дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. Это взаимодействие позволяло также развивать личность и индивидуальность каждого.
Таким образом, ученики учились находится в социуме и работать в команде, поддерживать и помогать друг другу. То есть дети ориентировались не только на получение выгод, но и на отдачу: не «вы мне должны, а я вам нет», а «мы помогаем друг другу».
2. Трудовое воспитание
Макаренко считал, что правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог говорил: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности».
Производительный труд был частью воспитательной системы, так как психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
В итоге его воспитанники обустроили натуральное хозяйство, чтобы прокормить себя, а также наладили производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах.
Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
3. Самоуправление
При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.
«Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
4. Знание своего дела
Макаренко говорил: « Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».
По его мнению, учитель должен быть внимательным и искренним, так как дети различают фальшь.
5. Дисциплина
По мнению педагога, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а его результат. То есть, если выполняются все первые четыре пункта, то дисциплина возникнет сама собой и будет поддерживаться самим коллективом.
«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
Как применить метод Макаренко в семье, школе и бизнесе
Система воспитания великого педагога подходит не только для колоний со сложными детьми, но также для современных школ, каждой отдельной семьи и даже в развитии бизнеса.
Распределение элементарных обязанностей между сотрудниками, учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых младшие и старшие должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.
Такой подход поможет им выработать дисциплину, умение брать на себя ответственность и силу воли – те качества, которые точно помогут добиться успеха в жизни любому человеку.
А как вы относитесь к таким методам? Согласны с системой Антона Макаренко?
Читайте также: Какие сладости можно давать ребёнку: чем заменить конфеты
Не забудьте поставить ЛАЙК и подписаться на мой КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие весёлые истории или полезные статьи.
А ещё можете заглянуть ко мне в Instagram)
Источник
13 марта 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей мировой педагогики – (1888—1939). Его система воспитания детей в коллективе и их адаптации к жизни в обществе осуществила в свое время грандиозный переворот в педагогике.
Макаренко — автор множества трудов по воспитанию и педагогике. Его главное произведение “Педагогическая поэма” (1935) переведено на многие языки мира и считается одной из самых значительных книг по воспитанию XX века.
В 20е-30е годы ХХ века Макаренко руководил трудовой колонией для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей недалеко Полтавы и других трудовых детских колониях и коммунах. Он осуществил во многом противоречивый, но уникальный в педагогической практике опыт массового перевоспитания малолетних правонарушителей.
В чем же заключался метод Макаренко?
Разделение учебы и воспитание
Главное отличие системы Макаренко – чёткое разделение учебы и воспитания. Макаренко определял обучение и воспитание как два разных процесса и осуществляться они должны разными средствами. Для обучения хорошо подходила обычная классно-урочная система. А для воспитания, считал Макаренко, нужно было создать «коллектив с достаточно выраженными не только вертикальными (начальник – подчинённый, учитель – ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями».
Трудовое воспитания
Основой метода Антона Макаренко было трудовое воспитание. Педагог считал, что «труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы.
В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка», имеющие такую «точную оптику, где сложнейшие процессы, каких в старой России никогда не знали».
Таким образом, производительный труд, являющийся и частью воспитания, и обучения, должен был, по мысли Макаренко, формировать личность: в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.
Главное средство воспитания – коллектив
Ядро педагогической теории Макаренко – учение о коллективе – определенной организации детей. Макаренко был первым педагогом, который рассматривал коллектив, в который погружён ребенок, как средство воспитания.
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – отмечал педагог. «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами», главное из которых – объединять людей во имя общей цели, в общем труде и в организации такого труда.
Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне.
Коллектив — это «целеустремленный комплекс личностей». С помощью опыта коллективной жизни у учеников развиваются управленческие качества, способность найти нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.
Главное дело учителя здесь — тактичное руководство ростом коллектива.
Старшие – младшим
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, участливость и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений».
Самоуправление
По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. Макаренко считал, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать ему.
Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и проч.
С активными членами самоуправления необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, разговаривать о том, какие есть трудности в работе, и проч.
Завтрашняя радость
Завтрашняя радость — это стимул жизни человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и быть лучше, чем сегодняшний. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности.
Перспективы могли быть близкими, средними и дальними.
Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Однако жизнь коллектива должна быть наполнена не только развлечениями, но и радостью труда. Например, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими положительно, так как оно обещает им будущие развлечения на катке. «В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др.» За выполнение задачи, детей ждёт какое-нибудь удовольствие, например мороженое после обеда.
Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к событиям готовятся на протяжении длительного времени,
Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.
«Для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной». На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее. Помочь воспитаннику выбрать свою жизненную перспективу было важно не только для жизни в воспитательном учреждении, но и для его будущей судьбы.
Традиции
В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим.
Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.
Чувство защищенности
Важной идеей педагогики Макаренко была идея защищенности каждого в коллективе, когда человек чувствует себя защищенным от самодурства, всяческих издевательств; когда член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть. Макаренко обращал внимание педагогов на необходимость развития у детей способности к уступчивости.
«Воспитывать привычку уступать товарищу — это очень трудное дело. Я добился того, что раньше, чем дети перессорятся, — стоп, тормоз, и уже ссора не происходит. Поэтому… в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», — рассказывал педагог.
Красивая жизнь
«Что такое красивая жизнь? Жизнь, связанная с эстетикой. Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко?
Красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а также красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета.
Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах. «Миллиарды мелочей» — в каком состоянии находятся учебники и карандаши — не могут оставаться без внимания со стороны педагога. Это украшает коллектив, а эстетика деловых отношений и внешнего вида становятся воспитывающим фактором.
Игра
В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребенка есть потребность в игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, отмечал Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Макаренко наставлял: «Сама детская жизнь должна быть игрой, а вы с ними должны играть, и я 16 лет играл». Играл он вместе с воспитанниками в «военизацию», используя некоторые военные элементы: рапорт, строй, командиры, салют, «Есть, товарищ командир» и пр.
Читайте также:
Макаренко: как самоучка изменил педагогику
15 цитат Антона Макаренко
Источники: Д. И. Латышина «История педагогики. История образования и педагогической мысли», исследовательские материалы Педагогического музея А.С. Макаренко
Использовано фото: Jerry Norbury
Источник
Система Макаренко применялась в прошлом веке в СССР и творила настоящие чудеса. Многие советы по воспитанию детей актуальны до сих пор. О том, как из беспризорников и малолетних преступников вырастали выдающиеся личности – в нашем материале.
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори.
Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?
Коллектив
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Самоуправление
По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива . «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.
«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?
Трудовое воспитание
Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.
Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.
К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Учитель/Воспитатель/Родитель
« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».
Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».
Дисциплина
По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.
«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
Источник