Теория нравственного развития ребенка автор
Любовь Абрамова
Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка».
«Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника».
Подготовила: воспитатель
Батеева Л. А.
Актуальность.
Дошкольное детство – начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным это этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива.
В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.
В данной работе раскрыты концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника.
Социальное воспитание –- целенаправленная деятельность, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.
С точки зрения современной педагогической науки проблема социально – личностного развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка.
Именно входя в социальное пространство, ребенок приобретает соответствующие знания, умения, навыки, формируя все необходимые социально-личностные качества, способствующие его развитию и социальному становлению.
Современный научный взгляд на социализацию детской личности, представленный в концепции социального развития С. А. Козловой, нацеливает на рассмотрение комплекса составляющих, которые включают адаптацию дошкольника к миру людей, усвоение и присвоение опыта общественных отношений, а также формирование потребности в преобразовании окружающего мира в качестве компонентов социализации ребёнка.
С. А. Козлова указывает на тот факт, что, оказавшись в человеческом обществе, ребёнок изначально познает мир через близкое и доступное ему, через то, с чем он непосредственно взаимодействует, то есть через социальную действительность
Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста, С. А. Козловой основывается на таких понятиях, как «социальное чувство», «социальный опыт», «социальная действительность», «социальный мир», «социальное развитие»
Согласно утверждению С. А. Козловой, успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Задача современного многофункционального комплекса состоит в том, чтобы из его стен детского сада вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоение общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников- это целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Ж. Пиаже.
Выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находящиеся на гетерономной стадии, считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое периодически имеет место, представляется им всегда непростительным, а зло они определяют в зависимости от причиненного ущерба, другими словами, оценивают по последствиям.
Старшие дети критерием нравственности поступка считают намерения. Они смотрят на правила морали как возникающие из взаимного согласия и уважения.
По мнению Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами.
Л. И. Божович.
Л. И. Божович рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации и образца. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов.
Божович Л. И., в дошкольном возрасте (особенно в среднем и старшем) можно говорить о проявлении умения принимать решения и действовать в соответствии с ними. Одним из первоначальных мотивов, побуждающих ребенка, к моральному поведению, является одобрение взрослых, а затем дошкольник может поступать нравственно в соответствии с представленным в зачаточной форме чувством долга. Чувство долга является основным моральным мотивом. Моральные же мотивы, как отмечает Божович Л. И., представляют собой качественно новый тип поведения.
А. В. Петровский
Выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено огромное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей. Человек, собственно, обучается быть личностью.
На стадии индивидуализации происходит
Здесь личность – субъект общественных отношений. Человек, усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, в чем и проявляется его личность.
Интеграция – третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.
Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.
Эриксон Эрик Хомбергер
Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.
Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей.
Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает 8 стадий развития личности. Раскроем первые 3 стадии дошкольного возраста:
1 – стадия. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности.
В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.
Вывод.
Нравственное развитие ребенка-дошкольника – сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь “вербальную сферу”: ребенок осваивает нормы “на словах”, в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.
И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.
Список используемой литературы.
1. Безрукова, В. С.Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
2. Коджаспирова, Г. М.Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Козырев, В. А.Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
4. Колесникова, И. А.Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Попков, В. А.Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – М.: Академический Проект, 2004.
7. Смирнов, С. Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Источник
Цитата сообщения Беларусачка
Уровни нравственного развития личности (по Колбергу)
Уровни нравственного развития личности (по Л.Колбергу)
В процессе развития дети каким-то образом выучиваются отличать добро и зло, хорошие поступки от дурных, великодушие и эгоизм, сердечность и жестокость. Существует несколько теорий относительно того, как дети усваивают моральные нормы. И надо сказать, что единения авторов по этому вопросу не наблюдается. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря регулирующему воздействию со стороны взрослых, поощряющих или наказывающих детей за различные виды поведения – соответствующие или не соответствующие требованиям морали. Кроме того, важную роль играет подражание детей моделям поведения взрослых. Другие психологи считают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей. Существуют и другие теории.
Одной из самых известных теорий нравственного развития является теория Лоуренса Колберга, которую он разработал в 80-е годы.
Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые, короткие рассказы нравственного характера. После прочтения рассказов испытуемые должны были ответить на некоторые вопросы. В каждом рассказе главный герой должен был решить нравственную проблему – дилемму. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования решений.
Пример дилеммы:
Одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Только одно лекарство могло бы ее спасти. Это лекарство – препарат радия, который изобрел местный аптекарь. Изготовление лекарства стоило аптекарю очень дорого, но за готовое лекарство он запрашивал цену в 10-кратном размере превышающую стоимость затрат. Чтобы купить лекарство, нужно было заплатить 2000 долларов. Муж женщины, которого звали Хайнц, обойдя всех своих друзей и знакомых, сумел собрать 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он попросил аптекаря снизить цену или продать ему лекарство в кредит, потому что жена умирает и лекарство ей необходимо срочно. Но аптекарь ответил: «Нет. Я открыл это лекарство и хочу сделать на нем деньги». Муж женщины пришел в отчаяние. Ночью он взломал дверь и украл лекарство для жены».
Испытуемых спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превышающую себестоимость лекарства? Почему?», «Что хуже – позволить человеку умереть или украсть ради его спасения? Почему?».
Конечно, люди по-разному отвечали на поставленные вопросы.
Проанализировав их ответы, Колберг пришел к выводу, что в развитии моральных суждений можно выделить определенные стадии. По началу люди в своём развитии опираются на внешние критерии, а затем на личные критерии. Он выделил 3 основных уровня морального развития (преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный) и 6 стадий – по две стадии на каждом уровне.
Уровень 1. Основанный на наказании и поощрении. 4-10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются.
1-я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания.
2-я стадия – Opиентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды.
Уровень 2. Основанный на социальном согласии.10-13 лет. Придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей.
3-я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей (быть “хорошим мальчиком” или “хорошей девочкой”). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей.
4-я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины.
Уровень 3. Постконвенциональный. 13 лет и >. Основанный на принципах. Истинная нравственность возможна только на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев.
5-я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния.
6-я стадия –Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы. законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей.
Каждая последующая стадия основывается на предыдущей. Преобразует её и включает в себя. Люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны.
https://mypsychologysite.ru/index/urovni_nravstvenn…ija_lichnosti_po_kolbergu/0-24
Источник
Если заглянуть в “Словарь академии России”, датируемый 1789 годом, то там уже можно встретить слово “нравственность”. Как и в других словарях, нравственность описывают как свод норм и правил человека. Скажем некий личный кодекс. Но если в то время нравственность пытались скорее привить по общему сценарию, то спустя век психологи стали изучать природу и возникновение наших внутренних кодексов.
Давайте же ознакомимся с трудами известного психолога прошлого столетия, а так же пройдем его небольшой тест, в котором сами себе честно ответим на ряд вопросов. Итак.
Лоуренс Колберг – известный американский психолог, специалист в области психологии развития. Его имя получило мировую известность благодаря созданной им «Теории развития нравственности», над которой он начал работать будучи еще аспирантом и продолжал развивать на протяжении всей своей жизни.
Колберг проводил интервью с испытуемыми, которые записывались на магнитные ленты. Особенность его интервью в том, что он не просто задавал испытуемым какие-то каверзные вопросы, он рассказывал истории, которые получили название «нравственные дилеммы». Прослушав историю, испытуемый должен был ответить на ряд вопросов о том, насколько правильно или неправильно поступил персонаж истории, как бы поступил на его месте сам испытуемый и т.д.
Побудем немного испытуемыми Лоуренса. Почитаем одну из его дилемм и попробуем для себя понять, что персонажи сделали правильно, а что нет.
Главное примечание, которое делает Колберг перед интервьюированием – не существует единственно верного ответа на эти вопросы и каждый вариант имеет свою плюсы и минусы. На что стоит обратить внимание, это на свои обоснования. Почему вы думаете именно так? Какие на то есть причины?
Дилемма Хайнца.
Женщина умирала от особой формы рака. Ей могло помочь только одно лекарство, которое открыл недавно фармацевт из того же города. Вещество, из которого производилось лекарство стоило 400 долларов, но фармацевт, назначил цену в 10 раз больше – 4000 долларов за упаковку. Муж умирающий женщины – Хайнц, смог собрать только половину стоимости. Он пришел к фармацевту с просьбой снизить цену или продать ему лекарство в рассрочку. Но фармацевт ему твердо отказал, аргументировав тем, что он создал это лекарство и намерен хорошо на нем заработать. Хайнц не нашел другого выхода, как ночью залезть в аптеку и украсть лекарства.
Вопросы:
Правильно ли поступил Хайнц, совершив кражу? Если бы он не любил свою жену, должен ли он был все равно пойти на преступление, ради спасения ее жизни? Если бы это была не его жена, а малознакомый человек? Должен ли Хайнц украсть лекарство? Да или нет? А если бы болел совсем не человек, а, например, любимое животное Хайнца? Он бы имел право красть? Нужно ли людям идти на любые поступки, делать все возможное, чтобы спасти чью-то жизнь?Должны ли люди повиноваться закону? Воровать нельзя только со стороны закона? Или со стороны морали тоже это плохо?
Как бы вы ответили на эти вопросы? Что такое хорошо, что такое плохо? Часто ли мы поступаем по закону, а не по совести? Или наоборот, имеем ли мы право нарушить закон, ради чего-то действительно стоящего и важного? Стоит задуматься…
Теории нравственного развития по Колбергу.
Основная мысль его теории заключалась в том, что развитие нравственности или морали происходит у человека постепенно, последовательно проходя через 6 стадий. И самое главное, что должен усвоить человек, заключается в том, что моральные нормы – это результат договоренности между людьми и ничего абсолютно правильного или в корне неправильного в мире не существует. А нравственность человеческого поступка зависит вовсе не от результата, который в итоге получился, а от намерения человека, от его побуждений. Именно так и должен рассуждать здравомыслящий и взрослый человек, именно в этом его отличие от ребенка.
Рассмотрим кратко стадии развития.
Данные стадии Колберг не ограничивает жесткими рамками возраста, т.к. совершенно не факт, что человек в своем развитии дойдет до последней стадии. Даже будучи в преклонном возрасте, он может остановиться в развитии на менее зрелых стадиях. Но в любом случае, переход от одной стадии к другой, Колберг связывает с развитием когнитивных функций и способности к эмпатии. Итак, 6 стадий развития, которые поделены еще и по уровням. Смотрим:
1 уровень. Доконвекциональный. Состоит из двух стадий:
Ориентация на наказание и послушание.Основное, чем руководствуется человек, совершая определенный поступок – как избежать наказание.
Наивная гедонистическая ориентация.Здесь уже человек поступает так или иначе, в зависимости от того, какую пользу он будет для себя иметь.
2 уровень. Конвенциональный. Состоит из:
Ориентация на соответствие ближнему окружению. Поступки человека исходят из норм, принятых в его небольшом социальном кругу (семье, группе, коллективе), что можно назвать «моделью хорошего ребенка»
Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости. Тут уже мораль соответствует более обширным правилам и законам.
Уровень 3. Постконвенциональный. Состоит из:
Представление о морали как о продукте общественного договора. Человек понимает, что мораль это всего-лишь социальный контракт, и нормы действуют не во всем и не всегда, а в зависимости от ситуации.
Универсальные этические принципы. У человека на этой стадии появляется совесть, он руководствуется в своем поведении собственными моральными принципами.
А если другими словами…
Все это действительно серьезный материал, над которым трудился Колберг. Понимая откуда рождается наша внутренняя программа, мы можем лучше понять себя и нашу реакцию на окружение. Можем легче относится к оценке и поведению других людей. У каждого свое понятие нравственности, которое проходит определенные жизненные этапы и зависит от многих факторов. Особенно оно зависит от общества, в котором мы выросли, от культуры, в которой нас воспитали.
Источник