Теория клапареда о развитии психики ребенка

Большую роль в развитии возрастной психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области возрастной психологии.

Поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке – педологии, он не принимал его интерпретации биогенетического закона. Клапаред считал, что известное сходство между фило- и онтогенетическим развитием психики существует не потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, которые ребенок должен изживать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому, что существует общая логика развития психики и в филогенезе и в онтогенезе. Именно общая логика развития психики и определяет сходство этих процессов, но не их тождество, поэтому не существует фатальной предопределенности в развитии ребенка, и внешние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и даже частично изменить направление.

Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, считая, что у них разный круг изучаемых проблем. Задачей теоретической возрастной психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную возрастную психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.

Говоря о том, что психическое развитие не нуждается в дополнительных стимулах или факторах, которые бы его ускоряли, Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития являются игра и подражание, благодаря которым оно получает определенное направление и содержание. С его точки зрения, игра представляет собой более универсальный механизм, так как направлена на развитие разных сторон психики, как общих, так и специальных психических функций. Клапаред выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные игры (развивающие чувства).

Подражание связано главным образом с развитием поведения, произвольной деятельности детей, так как в основе его лежит ассоциация между образами движений (показанными взрослым) и самими этими движениями, т. е. следами их мускульных ощущений. При повторении движения ощущение от него сливается с внешним видом этого движения, после чего возможно выполнение данного задания сначала при появлении его образа, а потом и при словесной команде. Таким образом, Клапаред говорил не только об интериоризации произвольных движений, но и о необходимости перехода от двигательного к образному и только потом к внутреннему плану.

Несмотря на широкий круг проблем, интересовавших Клапареда, в центре его исследовательских интересов было изучение мышления и этапов его развития у детей. Он (как позднее его известный ученик Ж. Пиаже) фактически отождествлял мышление с психическим развитием, а потому критерием деления детства на периоды для него служил переход от одного вида мышления к другому.

Он выделял четыре этапа в психическом развитии:

1. От рождения до 2 лет – на этом этапе у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия.

2. От 2 до 3 лет – на этом этапе у детей развивается речь, и потому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.

3. От 3 до 7 лет – на этом этапе начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.

4. От 7 до 12 лет – на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных объективных интересов.

Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления -синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представлений о мире друг с другом. Он утверждал, что психическое развитие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназначения, что уже является следствием развития логического мышления. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее и Л. Выготский, оспаривая утверждение Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.

Исходя из того, что развитие способностей обусловлено наследственными факторами, Клапаред выделял общую и специальную одаренность, причем общая одаренность проявляется, с его точки зрения, в детском возрасте и связана с общим (высоким) уровнем всех умственных свойств ребенка. Одаренность в узком смысле он относил к зрелому возрасту и связывал со способностью человека разрешать новые проблемы.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной области психологической науки – возрастной психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

Развитие возрастной психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этой науки, что было сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объективных методов психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественно-научным (антропометрии, тестам Гальтона). но в то же время являлись бы именно психологическими методами, направленными на изучение познавательного развития детей.

Начало этому процессу положили работы Бине (подробнее о которых будет сказано ниже), и в течение сравнительно короткого отрезка времени (10-15 лет) было разработано большое количество тестов для измерения разных сторон психической жизни детей. Однако все эти тесты предназначались для исследования детей от 3 лет и старше и оставляли в стороне детей раннего возраста. Этот серьезный пробел был восполнен исследованиями известного американского психолога А. Л. Гезелла (1880-1961).

Гезелл создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучал психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темп этого развития самый высокий именно в первые три года, а затем постепенно замедляется. На этой основе он разработал периодизацию психического развития, в которой выделял три периода – от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй – средним, а третий – низким.

Исследования Гезелла, в отличие от работ Н. М. Щелованова и его лаборатории генетической рефлексологии, в которой также изучалось развитие детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативов этого развития.

В клинике Гезелла была создана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Им также были введены в психологию новые методы исследования – лонгитюдный метод изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый метод (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев до шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (так же как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.

Источник

Большую заинтересованность спецификой психического развития проявили учёные конца XIX в. В этот период возрастная психология начала осознаваться как независимая область психологической науки. Одним из учёных, занимавшихся проблемами в этой сфере, был Э. Клапаред.

Эдуард Клапаред – швейцарский врач-невролог, психолог, педагог, представитель функционализма. Появился на свет 24 марта 1873 г. в Женеве. Учился в Женевском университете, стал доктором медицины. После этого начал осваивать психологию. Второе образование получил в университете своего родственника Теодора Флерноя. Совместно с Флерноем в 1901 году он создал журнал «Психологический архив». Клапаред являлся редактором этого журнала до 1940 г.

В 1904 Э. Клапаред руководил психологической лабораторией. После смерти Т. Флерноя стал профессором. Занимаясь экспериментальной психологией, клинической неврологией, зоопсихологией, всё больше сосредоточивая внимание на проблемах психического развития ребёнка.
Эдуард Клапаред создал свою теорию саморазвития. Разделяя замыслы Стенли Холла о необходимости создания педологии, Клапаред не принимал его объяснения биогенетического закона. Он думал, что распространённая сходность между видовым и индивидуальным развитием психики существуют потому, что существует всеобщая логика расширение психики в филогении и онтогении. Собственно, эта совместимая логика развития распознаёт сходность процессов (а не их тождество!). Благодаря этому не существует неминуемой предопределённости в воспитании ребёнка, и наружные причины (например, обучение) могут поторопить его развитие и даже наполовину деформировать направление.
Э. Клапаред советовал разграничить детскую психологию на теоретическую и практическую (прикладную), предполагая, что у них разный круг проблем. Установление законов психологической жизни и этапов психологического развития детей являлось основной целью теоретической детской психологии. Прикладная детская психология, в свою очередь, подразделялась на психогностику и психотехнику. Главной целью психогностики была диагностика, распознавание психического онтогенеза детей, целью психотехники было создание средств обучения и воспитания.

Считая, что психологический онтогенез не нуждается во вспомогательных побуждениях или обстоятельствах, которые бы его побуждали, Клапаред совершенствовал идею о саморазвитии, самопоявление тех зачатков, которые имеются у чада уже при появлении на свет. Игра и подражание являются механизмами этого развития.
Из всех проблем, интересовавших Клапареда, он уделял больше внимания мышлению и стадиям его онтогенеза у детей. Клапаред практически отождествлял онтогенез мышления с психологическим развитием, поэтому критерием разделения детства на этапы для него служило перерождении от одной формы мышления к другой. Он выделил 4 этапа в психологическом онтогенезе. Клапаред отождествил мышление с этапами психического развития. Критерий деления детства на периоды служил переход от одного типа мышления к другому.

1-й этап – от рождения до 2-х лет. На этом этапе у детей господствует любопытство к внешней стороне предметов, а поэтому умственное развитие связано важным образом с онтогенезом восприятия.

2-й этап начинается в 2 года и продолжался до 3-х лет, в это время у детей улучшается речь, и поэтому их когнитивные интересы сосредоточены на словах и их смыслах.

3-й этап – с 3 до 7 лет – связан с началом собственно умственного развития, при этом у детей преобладают совместные умственные интересы.

4-й этап длится с 7 до 12 лет, в этом периоде начинают проявляться и развиваться индивидуальные особенности и наклонности детей, т.к. их умственное развитие объединено с формированием особенных объективных интересов.

Анализируя формирование умственной сферы детей, Клапаред обнаружил одно из важнейших свойств пуэрильного мышления. Этим свойством является синкретизм (детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом ), т.е. не раздробленность, единство детских пониманий о мире. Клапаред утверждал, что психологический онтогенез продвигается от улавливания внешнего вида к именованию объекта (словесная стадия), а следом к усвоению его роли, что уже есть результат онтогенеза логического мышления.

О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С. Выготский, оспаривая утверждение В. Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.
В результате того, что онтогенез способностей определён унаследованными факторами. Клапаред выделял совокупную и специальную одарённость, притом общая одарённость обнаруживается, по его мнению, в незрелом возрасте и объединена с единым (высоким) уровнем всех интеллектуальных особенностей ребёнка. Одарённость в одностороннем смысле Клапаред относил к развитому возрасту и объединял с талантом человека решать непривычные проблемы.
Подводя итог, можно сказать, что Эдуард Клапаред заложил основы возрастной психологии как особого раздела психологической науки, обеспечивающего тесную связь психологии с педагогикой. Тем самым он оказал большое влияние на понимание области применения психологических знаний в обучении и воспитании ребёнка.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть

Виктория Алтфатер
Факультет истории и права, 1 курс

Спецификой психического положения детей занимались учёные ещё в классический период. Но особенно большую заинтересованность в этом проявили учёные конца XIX в. В этот период возрастная психология начала осознаваться как независимая область психологической науки. Одним из учёных, занимавшихся проблемами в этой сфере, был Э. Клапаред.

Эдуард КлапаредЭдуард Клапаред – швейцарский врач-невролог, психолог, педагог, представитель функционализма. Появился на свет 24 марта 1873 г. в Женеве. Учился в Женевском университете, стал доктором медицины. После этого начал осваивать психологию. Второе образование получил в университете своего родственника Теодора Флерноя. Совместно с Флерноем в 1901 году он создал журнал «Психологический архив». Клапаред являлся редактором этого журнала до 1940 г. [1].

В 1904 Э. Клапаред руководил психологической лабораторией. После смерти Т. Флерноя стал профессором [2].

Клапаред занимался экспериментальной психологией, клинической неврологией, зоопсихологией. В итоге его внимание всё больше сосредоточивалось на проблемах психоразвития ребёнка.

Эдуард Клапаред создал свою теорию саморазвития. Разделяя замыслы Стенли Холла о необходимости создания педологии, Клапаред не принимал его объяснения биогенетического закона. Он думал, что распространённая сходность между видовым и индивидуальным развитием психики существуют потому, что существует всеобщая логика расширение психики в филогении и онтогении. Собственно, эта совместимая логика развития распознаёт сходность процессов (а не их тождество!). Благодаря этому не существует неминуемой предопределённости в воспитании ребёнка, и наружные причины (например, обучение) могут поторопить его развитие и даже наполовину деформировать направление.

Э. Клапаред советовал разграничить детскую психологию на теоретическую и практическую (прикладную), предполагая, что у них разный круг проблем. Установление законов психологической жизни и этапов психологического развития детей являлось основной целью теоретической детской психологии. Прикладная детская психология, в свою очередь, подразделялась на психогностику и психотехнику. Главной целью психогностики была диагностика, распознавание психического онтогенеза детей, целью психотехники было создание средств обучения и воспитания.
Считая, что психологический онтогенез не нуждается во вспомогательных побуждениях или обстоятельствах, которые бы его побуждали, Клапаред совершенствовал идею о саморазвитии, самопоявление тех зачатков, которые имеются у чада уже при появлении на свет. Игра и подражание являются механизмами этого развития.

Из всех проблем, интересовавших Клапареда, он уделял больше внимания мышлению и стадиям его онтогенеза у детей. Клапаред практически отождествлял онтогенез мышления с психологическим развитием, поэтому критерием разделения детства на этапы для него служило перерождении от одной формы мышления к другой. Он выделил 4 этапа в психологическом онтогенезе.

1-й этап – от рождения до 2-х лет. На этом этапе у детей господствует любопытство к внешней стороне предметов, а поэтому умственное развитие связано важным образом с онтогенезом восприятия.

2-й этап начинается в 2 года и продолжался до 3-х лет, в это время у детей улучшается речь, и поэтому их когнитивные интересы сосредоточены на словах и их смыслах.

3-й этап – с 3 до 7 лет – связан с началом собственно умственного развития, при этом у детей преобладают совместные умственные интересы.

4-й этап длится с 7 до 12 лет, в этом периоде начинают проявляться и развиваться индивидуальные особенности и наклонности детей, т.к. их умственное развитие объединено с формированием особенных объективных интересов.

Анализируя формирование умственной сферы детей, Клапаред обнаружил одно из важнейших свойств пуэрильного мышления. Этим свойством является синкретизм, т.е. не раздробленность, единство детских пониманий о мире. Клапаред утверждал, что психологический онтогенез продвигается от улавливания внешнего вида к именованию объекта (словесная стадия), а следом к усвоению его роли, что уже есть результат онтогенеза логического мышления. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С. Выготский, оспаривая утверждение В. Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира [3].

В результате того, что онтогенез способностей определён унаследованными факторами. Клапаред выделял совокупную и специальную одарённость, притом общая одарённость обнаруживается, по его мнению, в незрелом возрасте и объединена с единым (высоким) уровнем всех интеллектуальных особенностей ребёнка. Одарённость в одностороннем смысле Клапаред относил к развитому возрасту и объединял с талантом человека решать непривычные проблемы.

Подводя итог, можно сказать, что Эдуард Клапаред заложил основы возрастной психологии как особого раздела психологической науки, обеспечивающего тесную связь психологии с педагогикой. Тем самым он оказал большое влияние на понимание области применения психологических знаний в обучении и воспитании ребёнка.

Список источников
1. История психологии в лицах: персоналии, под общей ред. А.В.Петровского , ред.-сост. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ , 2005.
2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
3. Эдуард Клапаред // Календарь событий. – URL: https://www.calend.ru/person/4002/ (дата обращения: 15.12.2013).

Робот определил, что со статьёй “Психолого-педагогические идеи Э. Клапареда” тематически связаны:
Для ссылки:
Алтфатер В.А. Психолого-педагогические идеи Э. Клапареда [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: https://si-sv.com/publ/6-1-0-275 (дата обращения: 12.10.2020).

Источник