Теория и технологии музыкального воспитания и развития ребенка
На чтение 10 мин.
С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Дети слушают музыку с удовольствием
Место музыки в искусстве
Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.
И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.
Виды музыкальной деятельности
Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую. Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке. Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.
Таблица музыкальных жанров
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:
- Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
- Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
- Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.
Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.
И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.
Особенности музыкального развития ребенка
Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.
Музыкальная культура – определение
Оно осуществляется в следующих направлениях:
- Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
- Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
- В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
- В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.
Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?
Музыкальные способности детей и их развитие
Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.
Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях
Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:
- Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
- Слуховое представление мелодии.
- Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.
Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит
- Способность к эмоциональному отклику на музыку.
- Музыкальная память.
- Музыкальное мышление.
- Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.
Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.
Музыкальные способности – определение
От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?
Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:
- Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
- Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
- Испытывает потребность в музыке
- Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)
Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.
Музыкальная одаренность – определение
С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.
Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.
На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.
Прослушивание музыки можно начинать с года
В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.
В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.
К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.
Развитие способностей на музыкальных занятиях
К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.
Задачи музыкального воспитания
- Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
- Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
- Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
- Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
- Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).
Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка
Основные методы музыкального воспитания
- Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
- Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
- Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.
Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:
- Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
- Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.
Методы музыкального воспитания – перечисление
Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.
Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.
Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:
- Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
- Иметь высокую художественную ценность.
- Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
- Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.
Принципы музыкального воспитания детей
Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы
- комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
- постепенность;
- повторность;
- систематичность;
- учет особенностей детского развития.
Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка
Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни. Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д. Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.
Расширение музыкального кругозора на концерте
Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.
Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.
Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки. Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое. К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей
Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка. Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка. Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.
Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.
Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения
Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.
Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.
Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.
Оставить комментарий
Источник
Основы музыкального воспитания и развития ребенка
Определение 1
Методика музыкального воспитания – это самостоятельная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей музыкального воспитания и развития, преобразованием имеющихся и разработкой новых методов, технологий, приемов музыкального воспитания.
Восприятие людьми музыки очень различно. Одно и тоже музыкальное произведение может оказывать различное по своей силе воздействие на разных слушателей. Музыкальное восприятие определяется эмоциональной отзывчивостью слушателей, их подготовленностью к построению взаимоотношений с искусством и его творениями.
Педагог, реализующий музыкальное воспитание, должен уметь развить у детей правильное и адекватное восприятие музыкальных произведений, научить различать музыкальные жанры, привить музыкальный вкус и развивать музыкальные задатки, имеющиеся у ребенка. В этой связи, педагог должен знать теоретические основы музыкального воспитания и владеть его технологиями. От используемой технологии музыкального воспитания зависит его эффективность.
Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка и прохождении процесса ее социализации. Поэтому, важно опираться на целесообразные технологии и методики музыкального воспитания. Нельзя использовать методики, которые являются неактуальными на текущем этапе развития общества, не отвечают его требованиям и направлениям развития.
Технология музыкального воспитания неразрывно связана с музыкознанием, влияющим на разработку содержания и методов музыкального воспитания. При разработке технологии воспитания в основу берутся теории психологической науки. Они позволяют разработать ее таким образом, чтобы создать оптимальные условия для восприятия детьми музыки, раскрытия их музыкального потенциала, помочь в развитии музыкальных талантов.
Кроме того, при разработке технологии музыкального воспитания активно применяются данные физиологии. Они необходимы для понимания устройства голосового аппарата на различных возрастных этапах развития ребенка.
Закономерности и принципы технологии музыкального воспитания
Технология музыкального воспитания строится на базе принципов общей педагогики и дидактики, использовании ее методов и форм организации.
Предметом технологии музыкального воспитания выступают теоретические и практические аспекты музыкального развития детей, условия успешного музыкального обучения, специфика прохождения этого процесса.
Музыкальное воспитание нацелено на формирование условий, позволяющих сформировать музыкальные представления учащихся, развить у них музыкальную культуру.
Технология музыкального воспитания включает в себя следующие закономерности проявления данного процесса:
- Социологические закономерности. Они предполагают построение воспитательного процесса на основе учета прав и свобод ребенка, ориентации на его личностное развитие и индивидуальное особенности. Только такой подход позволяет достичь должного воспитательного эффекта;
- Коммуникативные закономерности. Они предполагают, что музыкальное воспитание, в первую очередь, определяется сложившейся системой взаимодействия между педагогом и учащимися. Характер этого взаимодействия определяется результативность эстетического развития детей и музыкального воспитания;
- Физиологические закономерности. Воспитание музыкальных способностей зависит от природных особенностей ребенка, его физических качеств и генетических показателей;
- Психологические закономерности. Если ребенок заинтересован в музыкальном развитии, ему интересны музыкальные занятия, он проявляет желание обучаться игре на каком-то музыкальном инструменте, то такое воспитание будет иметь положительный эффект;
- Организационные закономерности. Эффективность музыкального воспитания подвержена влиянию таких факторов, как: работоспособность учащихся, выносливость, время суток, время года, погодные условия, состояние здоровья учащихся и педагога.
Технология музыкального воспитания ориентируется на педагогические и дидактические принципы. В ее основе лежат следующие из них:
- Зависимость музыкального воспитания от потребностей общества, социального заказа;
- Технология музыкального воспитания должна соответствовать текущему этапу общественного развития, его тенденциям;
- Музыкальное обучение и воспитание должно быть связано и двигаться в едином направлении с практическими тенденциями социальной сферы и развитием науки;
- Задачи по музыкальному обучению, воспитанию и развитию должны решаться комплексно;
- Все элементы технологии музыкального воспитания – цели, задачи, содержание, методы, формы, средства должны быть взаимосвязаны;
- Организация педагогического процесса должна соответствовать творческим навыкам детей, возможностям их самостоятельного обучения и способствовать проявлению их инициативы;
- Воспитательные действия должны носить непрерывный системный характер, а требования быть постоянными;
- Характер реализации воспитательной технологии, применение приемов и методов должно соответствовать общему развитию личности каждого учащегося.
Стадии реализации технологии музыкального воспитания детей
Музыкальное воспитание проводится последовательно. Оно включает в себя следующие стадии реализации технологии музыкального воспитания:
- Изучение теоретической базы музыкального воспитания. Оно включает в себя научные аспекты музыкального воспитания, рассмотрение музыки, как вида искусства, изучение средств, используемых для музыкальной выразительности, форм, жанров музыки.
- Привитие детям знаний о музыкальности и музыкальной культуре. На данной стадии, дети получают знания о том, что оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, изучают направления развития музыкальной культуры. Также, проводится диагностика музыкально-сенсорных способностей детей и формируются первые основы их музыкальной культуры.
- Организация музыкальной деятельности в разнообразных ее видах. Детей учат воспринимать музыку, устраивая прослушивание музыкальных композиций, различных жанров и репертуаров, проводят обучению пению и игре на различных музыкальных инструментах, организуются творческие музыкальные мероприятия.
- Использование музыкальной деятельности в повседневной жизни. В учебном учреждении устраиваются разнообразные музыкальные праздники, конкурсы, используется оснащение учебных помещений музыкальной аппаратурой для прослушивания музыки в перерывах между занятиями, даются музыкальные задания на дом.
- Проведение контрольных заданий для проверки усвоенных музыкальных знаний.
Источник