Теория и практика оценки психического развития ребенка семаго купить

В монографии раскрываются основы диагностической работы психолога при индивидуальном обследовании детей разного возраста. В ней представлены все аспекты оценки психического развития ребенка — от современной методологии диагностической деятельности и конкретных апробированных практикой методик до технологии всех этапов подобной оценки, от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать диагностический процесс.

Основную часть монографии составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 2 до 10-12 лет (от раннего до предподросткового возраста). Каждая представленная в монографии методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.

Данное руководство по углубленной оценке психического развития детей от раннего до подросткового возраста предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных организаций и организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для различных категорий детей с ОВЗ, в т.ч. педагогов-психологов ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты. Оно может быть использовано также для подготовки бакалавров и магистров по психологическим, психолого-педагогическим и дефектологическим направлениям подготовки, а также в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.

Содержание


Введение

Часть I. ÐœÐµÑ‚одология и технологии оценки психического развития

Глава 1. Основные положения психологической диагностики
Понятие психологической оценки, ее цели и задачи
Основные принципы диагностической деятельности психолога
Понятие отклоняющегося развития
Представление о норме (идеальная, типологическая и индивидуальная модели психического развития)

Глава 2. Теоретические основы оценки психического развития ребенка
Представления о системности и структуре психического развития
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике
Оценка психического развития как технология деятельности специалиста
Понятие психологического диагноза

Глава 3. Основные варианты отклоняющегося развития (краткий обзор)
Недостаточное развитие и его основные типы и варианты
Асинхронное развитие
Поврежденное развитие
Дефицитарное развитие, его виды и варианты

Глава 4. Основные технологии психологического обследования
Основные положения проведения индивидуальной оценки особенностей психического развития в детском возрасте
Подготовка к проведению обследования
Психологический анамнез
Построение диагностической гипотезы
Общая технология проведения индивидуального психологического обследования
Технология обследования детей младшего дошкольного возраста
Требования к методическим средствам и стимульным материалам

Глава 5. Тактики проведения обследования
Общие положения проведения обследования
Тактика психологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тактика обследования детей младшего дошкольного возраста
Особенности проведения обследования детей с различными вариантами отклоняющегося развития

Глава 6. Анализ результатов обследования
Общие положения
Основные разделы и технология анализа результатов психологического обследования

Глава 7. Составление заключений по результатам оценки психического развития ребенка
Особенности составления первичного заключения. Его разделы
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации как итоговая часть заключения
Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения)

Часть II. Методическое обеспечение углубленной (индивидуальной) психологической диагностики

Глава 8. Метод наблюдения в деятельности детского психолога
Общие положения
Наблюдение за детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Особенности поведения детей 2-3-летнего возраста с вариантами отклоняющегося развития
Метод наблюдения в обследовании детей дошкольного возраста(от 3 до 7 лет)
Наблюдение в процессе обследования детей младшего школьного возраста
Приложение 1. Система оценки двигательных функций (GMFCS)
Приложение 2. Лист наблюдения родителей за изменениями поведения ребенка

Глава 9. Оценка особенностей психического развития детей 2—3-летнего возраста
Методика «Соотнесение предметов по цвету»
Методика «Выделение предметов по величине»
Методика «Пирамидка»
Соотнесение предметов по форме
Сличение предмета и его изображения
Методика «Подбери картинку» (соотнесение изображений)
Разрезные картинки
Оценка общей осведомленности ребенка
Знание частей тела (на себе и на кукле)
Методики оценки развития речи
Методика «Один предмет и много предметов»
Соотнесение числа и количества (в пределах 3)
Оценка развития простейших графических навыков
Сформированность произвольной регуляции двигательной активности
Оценка сформированности пространственно-временных представлений
Скрининговые методы оценки развития в раннем возрасте

Глава 10. Анализ профиля латеральных предпочтений и его место в оценке и прогнозе психического развития ребенка
Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей с вариантами отклоняющегося развития
Приемы определения профиля латеральных предпочтений

Глава 11. Приемы оценки сформированности произвольной регуляции
Приемы оценки регуляторных возможностей ребенка 3-5 лет
Оценка регуляторных возможностей ребенка 5-7 лет
Оценка регуляторных возможностей ребенка 7-9 лет

Глава 12. Методики исследования произвольной регуляции (удержание алгоритма деятельности)
Методика «Узоры»
Методика Пьерона—Рузера
Корректурные пробы
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика В.М. Когана

Глава 13. Исследование особенностей мнестической деятельности
Запоминание двух групп слов
Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурии)
Запоминание двух фраз
Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Глава 14. Исследование перцептивно-действенного (конструктивного) мышления
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Методика «Доски Сегена»
Разрезные картинки
Методика Кооса

Глава 15. Методики оценки перцептивно-логического мышления
Оценка сформированности пространственно-временных представлений
Методика Выготского—Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)
Предметная классификация (вариант для детей и подростков, начиная с 9 лет)
Прогрессивные Матрицы Дж. Равена
Исключение предметов (4-й лишний)

Глава 16. Методики исследования вербальнологического мышления
Подбор парных аналогий (парные аналогии)
Выбор простых аналогий (простые аналогии)
Выделение двух существенных признаков
Определение понятий
Сравнение понятий
Исключение понятий (вербальный 4-й лишний)
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Понимание скрытого смысла коротких рассказов
Установление последовательности событий

Глава 17. Исследование аффективно-эмоциональной сферы и личностных особенностей
Оценка сформированности системы аффективной регуляции поведения и сознания (по О.С. Никольской)
Методика «Метаморфозы»
Тест Руки
Контурный С.А.Т.-Н
Исследование субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР)
Цветовой Тест Отношений (ЦТО)
Методика «Эмоциональные лица»

Глава 18. Анализ детских рисунков. Возрастной и проективный аспекты
Основные законы и этапы становления детского рисунка
Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей разного возраста
Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ

Заключение

Литература

Источник

Аннотация:

Комплект предназначен для углубленной оценки психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности, личностных особенностей и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет).

Комплектация

  1. Методическое руководство к Диагностическому комплекту психолога “Интегративная психология”. Москва, 2007. â€” ÐœÐµÑ‚одическое пособие â€” 1 шт.; 
  2. Цветные прогрессивные матрицы Равена (Стандартная форма) “Когито-Центр”. â€” ÐÐ»ÑŒÐ±Ð¾Ð¼ стимульных материалов â€” 1 шт.; 
  3. Диагностический Альбом. Дошкольный и младший школьный возраст. “Интегративная психология”, Москва, 2008. â€” ÐÐ°Ð±Ð¾Ñ€ стимульных материалов с методическими рекомендациями — Папка (30 листов); 
  4. Предметная классификация (1 серия для детей 3-5 лет) â€” Ð¡Ñ‚имульные материалы â€” 25 карт (в упаковке); 
  5. Предметная классификация (2 серия для детей 5-8 лет) â€” Ð¡Ñ‚имульные материалы â€” 32 карт (в упаковке); 
  6. Предметная классификация (3 серия для детей 9-12 лет) â€” Ð¡Ñ‚имульные материалы â€” 70 карт (в упаковке); 
  7. Методика Выготского-Сахарова (объемный вариант) â€” Ð”еревянные фигуры â€” 25 шт. (в коробке); 
  8. Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) â€” 30 карт (в упаковке); 
  9. Методика В. М. Когана â€” Стимульные материалы Таблица (вариант 5×5) â€” 25 карт (в упаковке) â€” 1 шт.; 
  10. Исключение предметов (4-й лишний) â€” ÐÐ»ÑŒÐ±Ð¾Ð¼ стимульных материалов â€” 1 шт.; 
  11. Методика “Кубики Кооса” â€” ÐÐ°Ð±Ð¾Ñ€ стимульных материалов; станд. деревянные кубики â€” 9 шт. (в коробке); 
  12. Методика “Установление последовательности событий” â€” Ð¡Ñ‚имульные материалы â€” (общая упаковка, в которой находятся: 12А-1 серия “Снеговик” â€” 3 карт.; 12В-2 серия “Клумба” â€” 4 карт.; 12С-3 серия “Портрет” â€” 5 карт.; 12D-4 серия “Садовод” â€” 6 карт.);
  13. Методика “СОМОР” — ÐÐ»ÑŒÐ±Ð¾Ð¼ стимульных материалов â€” 1 шт.;
  14. Методика “Контурный САТ-Н” â€” ÐÐ»ÑŒÐ±Ð¾Ð¼ стимульных материалов â€” 1 шт.;
  15. Методика “Тест Рука” (модифицированный вариант для детей 3-11 лет) â€” ÐÐ»ÑŒÐ±Ð¾Ð¼ стимульных материалов â€” 1 шт.;
  16. Цветовой Тест Отношений (ЦТО) (модифицированный вариант для детей 4-10 лет) â€” Ð¡Ñ‚имульные материалы â€” 8 карточек (в упаковке);
  17. Методика “Эмоциональные лица” â€” Стимульные материалы; Абстрактные изображения; Реальные изображения (девочки); Реальные изображения (мальчики) â€” 17 карт, (в упаковке);
  18. Бланки протоколов к методикам Комплекта, образцы бланков документации психолога, методические рекомендации â€” CD-диск â€” 1 шт. (в конверте);
  19. Чемоданчик для материалов â€” 1 шт.

Каждая методика комплекта характеризуется следующими показателями

  1. Имеет длительный срок апробации на современной детской популяции нашей страны, в том числе на детях с различными типами отклоняющегося развития;
  2. Представляет неизменяемый в течение длительного времени стимульный материал, технологию предъявления и анализа;
  3. В связи с клинической направленностью и возможностью гибкого предъявления стимульного материала может быть использована в виде обучающего эксперимента, что дает возможность оценить такую характеристику как обучаемость ребенка;
  4. Как правило, обладает полифункциональностью, то есть способностью оценивать различные показатели состояния и характеристик деятельности ребенка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенные параметры той или иной сферы психического развития;
  5. Реализует возрастной подход к исследованию психического развития ребенка, охватывая достаточно большой возрастной диапазон, построена по принципу нарастающей сложности;
  6. Имеет качественные (для отдельных методик и количественные) условно нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей;
  7. Имеет оригинальный апробированный бланк (приводится на CD-диске в составе основной документации психолога образования), позволяющий регистрировать получаемые результаты и проводить их первичный анализ.

Описание каждой методики, приведенное в методическом руководстве комплекта, содержит

  1. Краткую историческую справку, основные литературные источники, теоретические основы разработки. Для авторских модификаций известных методик и собственных оригинальных разработок приводятся показатели клинической апробации;
  2. Основные, применительно к детскому возрасту цели использования;
  3. Описание диагностического материала;
  4. Возрастной диапазон применения. Под возрастным диапазоном применения понимаются средние минимальный и максимальный возраста использования методики для детей с условно нормативным развитием. Безусловно, в случае обследования детей с различными видами отклоняющегося развития возрастные границы должны быть изменены в соответствии с особенностями того или иного типа отклоняющегося развития (как правило, в сторону увеличения возраста использования);
  5. Процедура проведения и регистрации результатов. При наличии различных вариантов методики приводятся основные модификации проведения и регистрации результатов, прошедшие клиническую апробацию и получившие широкое практическое распространение;
  6. Анализируемые показатели. В качестве последних приводятся основные показатели, которые могут быть отражены в качестве результатов выполнения методики;
  7. Анализ и интерпретация результатов.

Апробация диагностического комплекта Семаго показала, что он может быть использован

  1. в общеобразовательных дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
  2. специальных (коррекционных) учреждениях различного вида;
  3. в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного типа;
  4. детских домах, интернатах;
  5. образовательных центрах для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи;
  6. реабилитационных учреждениях здравоохранения и социальной защиты.

Рекомендуем также:

“Когитоша: Психодиагностический комплект методик для детей от 3 до 6 лет” 
“Когитон: Психодиагностический комплект методик для детей 6-11 лет”

Источник