Теория и методика математического развития ребенка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
На тему:
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».
Составитель занятия: Мурадова Оксана Павловна
Методическая разработка конспекта занятия по математическому развитию в младшей группе «Математические игры».
Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение
ими логико-математических представлений и способов познания.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные
признаки предметов; цвет, форму, величину.
Учить устанавливать соответствие между множествами. Закрепить навыки счета
до 4-х.
2. Развивающие задачи:
Продолжать осваивать умение различать правую и левую руки, составлять из
частей целое.
Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
3. Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, развивать
доброжелательные отношения.
Тип занятия:
Занятие на повторение пройденного материала
Форма занятия:
Интегрированное занятие
Продолжительность:
15 минут
Участники:
2 Младшая группа
Возраст обучающихся:
3-4 года
Оборудование и материалы:
сундучок, кукла, бабочки, зайка, ключи; образцы бус,
набор геометрических фигур, полянка с цветами, ручеек, разрезанные картинки;
музыкальное сопровождение.
Предварительная подготовка: Чтение стихов и сказок с математической тематикой; отгадывание загадок, дидактические игры “кто лишний?” разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Методы и приёмы работы с детьми:
Словесные – беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные – демонстрация игр, пособий.
Игровые – проведение игр “Найди, какой же?”, “Собери бусы”, “Собери
картинку”.
Практические – действия с дидактическим материалом.
Поощрение, анализ занятия.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Вводная часть | Разминка; сюрп. момент | 1.5 мин |
Основная часть | Беседа; вып. задания; д/и «Найди, какой же?»; д/и «Собери бусы»; д/и “Разрезные картинки”. | 12.5 мин |
Заключительная часть | Подведение итогов. | 1 мин |
Ход занятия:
1 часть (вводная )
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Начинает звучать музыка.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит. Хотите
знать, что в нем находится?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы?
Дети: Треугольник, квадрат, круг.
2 часть (основная)
Проводится игра “Найди, какой же?”
Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путем приложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.
В сундучке будет кукла.
Воспитатель: Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Таня. Она большая или маленькая?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Посмотрите она веселая или грустная?
Дети: Грустная.
Воспитатель: Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в
гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге веревочка разорвалась и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать.
Проводится игра “Собери бусы”.
Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались.
Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка
набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету). Ребенок собирает так как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему?
Дети: Веселая. Потому что собрали бусы.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в нашем волшебном сундучке
(достает бабочки). Посмотрите, дети, какие красивые бабочки. Какие они по
цвету?
Дети: Красные, синие.
Воспитатель: Хотите поиграть с ними?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А что делают бабочки зимой?
Дети: Спят.
Воспитатель: А наши бабочки из волшебного сундучка. В наших руках они сейчас оживут и полетят на полянки, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами. Возьмите бабочек в правую руку, (рассматривает с детьми полянку с красными цветами). Сколько цветов на полянке? Давайте посчитаем.
Дети: Один, два, три, четыре.
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько бабочек? (Спросить одного ребенка).
Дети: Один, два, три, четыре.
Воспитатель: Что из этого следует? Что бабочек столько, сколько и цветов.
Одинаковое количество, поровну.(Рассматривает другую полянку). Сколько цветов?
Дети: четыре.
Воспитатель: Сколько бабочек?
Дети: три.
Воспитатель: Чего у нас больше? Цветов или бабочек?
Дети: Цветов.
Воспитатель: На сколько?
Дети: На один.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что без бабочки остается один цветок.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Воспитатель: Вы слышите, ребята, кто-то плачет? Давайте посмотрим.
Дети и воспитатель собираются пойти посмотреть, кто плачет, но на пути им
встречается речка.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Речка.
Воспитатель: Она какая? Широкая или узкая?
Дети: Широкая.
Воспитатель: Как нам перейти через речку?
Дети: По мостику.
Идут дальше. На пути встречается ручеек.
Воспитатель: Дети, посмотрите, это что?
Дети: Ручеек.
Воспитатель: Какой он? Широкий или узкий?
Дети: Узкий.
Воспитатель: Мы можем его перейти?
Дети: Да.
Воспитатель и дети находят зайку.
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Давайте с ним познакомимся и спросим, почему он плачет.
Дети: Зайчик, как тебя зовут?
Зайчик: Степашка.
Дети: Почему ты плачешь?
Зайчик: Потому что я заблудился и очень хочу есть.
Воспитатель: Ребята, поможем зайчику?
Дети: Да.
Проводится игра “Разрезные картинки”. Дети составляют картинки из четырех частей.
Воспитатель: Посмотри, Степашка, какую мы тебе морковку собрали.
Воспитатель угощает зайчика морковкой (муляж).
Зайчик: Спасибо вам ребята.
Заключительная часть.
Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с зайчиком. Мы помогли зайчику, составили картинки из частей.
Дети: До свидания, Степашка.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Таней. Мы помогли ей собрать бусы.
Бусинки были разные по цвету.
Дети: До свидания, Таня.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с бабочками. Мы с вами сегодня узнали, что на полянке было больше синих цветов, чем синих бабочек на один, а красных цветов и бабочек поровну.
Дети: До свидания, бабочки.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать нашим друзьям? Что вам
больше всего понравилось? В какие игры вы играли?
Воспитатель благодарит детей и раздает угощенье.
Источник
Екатерина прокина
Теория и методика математического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»
КОНСПЕКТ
Теория и методика математического развития
Автор Прокина Е. С.
Иваново 2018 г.
Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Программный материал второй младшей группы ограничен до числовым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметови выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов.
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.
1. Цель
Развитие у детей элементарных математических представлений. Использование дидактических игр и игровых упражнений отдельно для каждой возрастной группы.
2. Задача.
Развивать мышление, учить считать, решать задачи, знание предметов.
3. Тип занятия.
«Считать предметы»
4. Форма занятий.
Развития познавательных процессов, применения различных форм,
методов, средств, технологий при проведении образовательной деятельности.
Решение различных задач, изучать предметы, формы. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Например:
Воспитатель:
– На столе лежало 5 яблок,
3 яблока я отдала Маше,
Сколько яблок осталось на столе?
Дети:
Должны решить эту задачу и
ответить устно.
Или же наглядный пример:
– поставить стаканчики с карандашами
на стол, в первый стакан положить
2 карандаша, во второй 4, а в третий
3 карандаша.
Вопрос сколько карандашей в первом стакане – это младшей группы. Сколько карандашей в третьем и в первом стакане – это для средней группы и сколько карандашей во всех стаканчиках – это для старшей группы.
5. Продолжительность.
От 15 до 30 минут. С возрастом детей увеличивается длительность занятий.
6. Возраст обучающихся.
От 2х до 3х лет – младшая группа;
от 3х до 4х – вторая младшая;
от 4х до 5ти – средняя группа;
от 5ти до 6ти – старшая группа;
от 6ти до 7ми – подготовительная группа.
7. Материалы.
Тетради, счеты, различные геометрические фигуры, предметы для наглядного просмотра.
8. Методы работы с детьми.
Часто возникают ситуации,требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Формирование системных знаний о геометрических фигурах. Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим материалом для интеллектуального развития дошкольников.
9. Ход занятия
Применение счета в разных видах детской деятельности. Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. Занятия должно интересовать ребенка.
10. Список литературы
1. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
2. Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», – 2005.-392с.
3. Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. -М., 1962.-с. 53-65.
4. Математика/Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало. В. Б. Рождественская, Л. Д. Стойлова. – М., 1977. – с 25-36, 252-289.
5. Депман И. Я. История арифметики. – М., 1965. – с. 328-342.
6. Теоретические основы начального курса математики / А. М. Пышкало, Л. П. Стойлова и др. – М., 1974.- с. 5-6, 12-19, 20-21, 25-31, 92-95. 36
7. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики. – М., 1988.
Источник
На чтение 8 мин.
Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Занятие по математике в детсаду, старшая группа
Почему это так важно?
- Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
- Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
- Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
- Совершенствуется основы воображения ребенка
Роль математики в жизни
Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?
К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:
- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета
Суть математического развития
Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком
На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:
- Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
- Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
- Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
- Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
- Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
- Использование игровой формы ведения занятий
- Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
- Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
- Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
- Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений
Задачи развития математических способностей
Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста
Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.
Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.
Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.
Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития
В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.
Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.
Математические тесты для малышей 3-4 лет
Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?
Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.
Методы развития математических знаний
Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:
- Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
- Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
- Самодельный, либо фабричный.
Раздаточный материал для математических занятий
Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:
- Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
- По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
- Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
- Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом
Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.
Дидактический материал для занятий
Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:
- Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
- Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
- Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
- Прочность и надежность
- Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
- Принцип логического построения, объединяющего основы материала
- Однородность
Игровой уголок с дидактическим материалов
Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?
- Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
- Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
- Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
- Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)
Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.
Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса
Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:
- Грамотной
- Четкой
- Эмоциональной и живой
- Доступной
- Доброжелательной
- Умеренно громкой
Развитие речи на занятиях по математике
Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.
Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме
Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.
Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:
- Грамотная
- Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
- Разборчивая и понятная
- Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
- Иметь достаточную громкость
Структура математического занятия для дошкольника
Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.
Используемые игры на занятиях по математике
- Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
- Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
- 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
- Повторение пройденного материала.
- Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Изучение формы и размера на занятиях физкультуры
Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.
Источник