Теория и методика физического воспитания и развития ребенка кто автор
Отечественная теория физического воспитания детей дошкольного возраста формировалась на протяжении нескольких десятилетий на основе многих наук о человеке (педагогика, теория и методика физического воспитания, анатомия и физиология, медицина, гигиена, биология, психология и т.д.). Она несет в себе огромный научно-методический потенциал. В настоящее время определены задачи и средства физкультурно- оздоровительной работы с детьми, отобрано и апробировано содержание физического воспитания в учреждениях дошкольного образования, фундаментально разработаны многие методические аспекты проблемы.
Попытка создания теории физического воспитания детей дошкольного возраста была предпринята в 20-е гг. XX в. Учреждениям дошкольного образования, массово открывавшимся в то время, нужны были кадры, владеющие необходимыми знаниями и практическими навыками физического воспитания детей. Специальные научные исследования в этом направлении тогда еще не проводились, поэтому в практике работы детских садов применялись многие положения общей системы физического воспитания. Например, цель и задачи физического воспитания людей разного возраста связывались с подготовкой к труду и защите Родины. Механически они были перенесены и на дошкольный возраст.
В развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста огромный вклад внесли работы В.В. Гориневского, Л.И. Чулицкой, Е.А. Аркина, Н.А. Метлова, Е.Г. Леви-Гориневской, Н.И. Озерецкого и др. Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Особенно успешными в развитии теории физического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать 50-80-е гг. XX в. В этот период были проведены фундаментальные научные исследования, определившие базис теории и методики физического воспитания детей. Концептуально значимыми явились исследования, определившие значение и виды физических упражнений для детей дошкольного возраста, методики формирования у детей двигательных умений и навыков, средства, формы и методы физического воспитания, с помощью которых решались оздоровительные задачи. В первых научных исследованиях по проблеме развития движений детей (А.И. Быкова, Е.Г. Леви-Гориневская) было показано значение этого вида работы, определены нормативы физической подготовленности (для детей 4—7 лет).
Известный ученый А.В. Кенеман раскрыла закономерности, методы и приемы успешного обучения детей двигательным действиям. Под ее руководством в 1968 г. был создан учебный курс «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».
Многочисленные научные исследования по проблеме формирования двигательных умений, развития физических качеств у детей дошкольного возраста проведены в 1970-1980-е гг. специалистами НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.И. Вавилова, А.Д. Удалая), исследователями Украины (Э.С. Вильчковский, Г.В. Шалыгина), Армении (О.Г. Аракелян), Белоруссии (З.И. Ермакова, Л.В. Карманова, В.А. Шишкина), Латвии (С.Я. Лайзане), Литвы (Ю.Ю. Раскис). Показатели физической подготовленности детей оказались более высокими, чем полученные Е.Г. Леви-Гориневской в 1950-е гг. В результате были уточнены задачи в области физического воспитания детей, предложены новые обучающие методики, созданы учебно-методические пособия по физкультуре.
Полученные данные о возрастных возможностях развития движений явились основанием для значительного повышения программных требований к формированию двигательной функции у детей дошкольного возраста.
Обучение детей спортивным упражнениям и играм также вызвало научный интерес. Были разработаны методики и системы занятий по обучению детей дошкольного возраста плаванию (Т.И. Осокина), ходьбе на лыжах (М.П. Голощекина), катанию на коньках (Л.Н. Пустынникова), освоению элементов спортивных игр (Е.И. Адашкявичене, В.Г. Гришин). Значительное число научных исследований было посвящено подвижным играм. Идея внедрения подвижных игр в практику работы учреждений дошкольного образования получила развитие в работах Е.А. Аркина, А.В. Кенеман. Было установлено положительное воздействие подвижных игр на формирование основных движений (Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева), развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (Э.Я. Степаненкова).
Большое внимание уделялось поиску эффективных форм и методов физического воспитания детей дошкольного возраста. Результаты исследований привели к определенным педагогическим установкам. В практике утвердилась ежедневная утренняя гимнастика, широкое применение нашли различные виды активного отдыха, физкультурные минутки. Сложилось представление о физкультурном занятии как основной форме обучения детей двигательным умениям и навыкам. Опытным путем (в том числе в лабораторных условиях) определялись оптимальные физические нагрузки для детей на занятии, на основании чего были разработаны методические рекомендации по содержанию занятий, их структуре, специфике проведения в разных возрастных группах. В практику внедрялись различные виды физкультурных занятий, в том числе нетрадиционные: с включением многократных беговых упражнений, с целевой установкой на формирование выносливости (В.Г. Фролов), комплексные с элементами речевой, художественной и других видов деятельности (Л.Д. Глазырина).
Особый интерес вызывала у исследователей проблема двигательной активности детей. На основании фундаментальных работ физиологов, гигиенистов, врачей было установлено, что в дошкольном возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования всех систем и функций организма и его развития в целом, в связи с чем в работах педагогов большое внимание стало уделяться проблеме коррекции психических и психомоторных отклонений с использованием физических упражнений. Доказано положительное влияние воздействия корригирующих программ физического воспитания на психомоторное развитие ребенка (М.Ю. Кистяковская, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и др.).
Педагогическими исследованиями (Г.В. Сендек, Т.Н. Осокина, В. А. Шишкина, М.А. Рунова, Э.С. Вильчковский) были определены возрастные суточные нормы продолжительности и объема двигательной активности (в условных шагах), формы ее организации, методы руководства. Это позволило конкретизировать теоретические представления о двигательной активности детей и внести обоснованные рекомендации для создания двигательного режима в учреждении дошкольного образования.
Предметом специальных исследований стала интенсификация двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Значительные результаты в увеличении объема двигательной деятельности дошкольников достигнуты Ю.Ю. Рауцкисом — за счет рационального подбора и распределения физических упражнений в основной части занятия, JI.B. Карма-новой — путем широкого использования на занятиях спортивных упражнений и элементов спортивных игр, Д.Н. Селиверстовой – благодаря объединению обычных занятий с круговой тренировкой. Для широкого использования полученных результатов было представлено годовое планирование физкультурно-оздоровительных форм работы в разных возрастных группах детского сада.
Возросшие требования к двигательной сфере ребенка обусловили необходимость разработки проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Критериями отбора индивидуальных методов работы явились показатели физической подготовленности дошкольников (В.Н. Шебеко), типологические особенности высшей нервной деятельности детей (JI.B. Карманова), степень двигательной активности ребенка (М.А. Рунова, В.А. Шишкина). При индивидуально-дифференцированном обучении значительно улучшались показатели физического развития и физической подготовленности, а также показатели физического здоровья детей.
Определенный итог этапа развития теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста был подведен созданием в 1984 г. сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР типовой программы «Физическая культура в детском саду». Она свидетельствовала о качественном скачке в системе физического воспитания детей. В программе было отражено многообразие форм и функций физической культуры детей дошкольного возраста, показаны формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, впервые практически заложена идея организации двигательного режима, представлена целостность процесса развития движений у детей от рождения до 7 лет. Следует подчеркнуть исключительное значение данной программы как базиса для разработки инновационных направлений физического воспитания детей и вариативных программ в последующие годы, поскольку все материалы исследования были получены в контексте идеи изучения ребенка в единстве его физических и психических возможностей.
Девяностые годы XX в. характеризовались резким ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни населения, что отрицательно сказалось на системе дошкольного образования в целом и физическом воспитании детей в частности. Обострившиеся противоречия в системе образования вызвали необходимость инноваций в постановке задач, содержании, формах, методах физкультурно-оздоровительной работы. Особенности этого этапа развития теории и методики физического воспитания — переосмысление накопленного научного и практического потенциала и поиск путей его совершенствования. Эти задачи являются главными и в настоящее время.
Источник
Скопировать в буфер библиографическое описание
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01344-7 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444767 (дата обращения: 27.01.2021).
Добавить в избранное
2-е изд., стер. Учебное пособие для СПО
- Завьялова Т. П., Стародубцева И. В.
2019
Страниц
350
Обложка
Твердая
Гриф
Гриф УМО СПО
ISBN
978-5-534-11219-1
Библиографическое описание
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01344-7 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444767 (дата обращения: 27.01.2021).
Показать все
В учебно-методическом пособии изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста, раскрыты методические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, представлены функции руководителя физического воспитания и медико-педагогического персонала. Раскрыты вопросы внедрения традиционных и инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в условиях современного дошкольного учреждения. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Предназначено студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, педагогам дополнительного образования, а также будет полезно тренерам, слушателям курсов повышения квалификации, родителям.
Источник
Скопировать в буфер библиографическое описание
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456959 (дата обращения: 27.01.2021).
Добавить в избранное
2-е изд., стер. Учебное пособие для СПО
- Завьялова Т. П., Стародубцева И. В.
2020
Страниц
350
Обложка
Твердая
Гриф
Гриф УМО СПО
ISBN
978-5-534-11219-1
Библиографическое описание
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456959 (дата обращения: 27.01.2021).
Показать все
В учебно-методическом пособии изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста, раскрыты методические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, представлены функции руководителя физического воспитания и медико-педагогического персонала. Раскрыты вопросы внедрения традиционных и инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в условиях современного дошкольного учреждения. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Предназначено студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, педагогам дополнительного образования, а также будет полезно тренерам, слушателям курсов повышения квалификации, родителям.
Источник
Идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин (1873—1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист Е. А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности,
выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.
Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Она, опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка, определила гигиенические нормы его воспитания и обучения.
Е. Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста. Ею совместно с А. И. Быковой написана книга «Закаливание организма ребенка».
А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А. И. Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н.А. Метловым, М.М. Канторович, Л.И. Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.
Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Вся жизнь его была посвящена детям: работая на общественных началах в дошкольных учреждениях, Н.А. Метлов организовывал там великолепные, зрелищные, радостные спортивные праздники. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Совместно с профессором В. Ф. Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики. В 60-е годы им написан учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку». С 1924 г. Н.А. Метлов преподавал предмет «Гимнастика и подвижные игры» в МШИ им. В.И.Ленина (ныне МГПУ). Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием.
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман (1896—1987). Она начала работу преподавателя МГПИ, имея за плечами огромный опыт педагогической работы с детьми. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В. Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста».
Рассматривая физическую культуру как одно из достижений человечества, А. В. Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде.
Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Ее работы в этой области опирались на разработанный П.Ф. Лесгафтом принцип осознанности. Раскрывая закономерности, методы и приемы успешного обучения, А. В. Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. Под ее руководством в 1960 г. была создана методика использования сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Данная методика широко используется в работе с детьми до настоящего времени. Ценность ее в том, что, воздействуя на фантазию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ.
Методологические подходы к подвижной игре, созданные А.В. Кенеман, продолжили ее ученики, отразившие свои изыскания в кандидатских диссертациях на эту тему (Л.М. Коровина, Н. В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова).
Особо следует отметить заслугу А. В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве с Д. В. Хухлаевой. Он выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Учебник сыграл важную роль в совершенствовании подготовки специалистов по физической культуре.
А. В. Кенеман сотрудничала с практиками, вела большую научно-методическую работу. С 1968 по 1985 г. она возглавляла научно-методическую комиссию по теории и методике физического воспитания при Министерстве просвещения СССР. В комиссии работали ведущие специалисты, практики, преподаватели теории и методики физического воспитания в вузах и педучилищах: М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.П. Лескова, Н.В. Полтавцева, Э.Я.Степаненкова, П. П. Буцинская, В.И. Васюкова. Под редакцией А. В. Кенеман и Т. И. Осокиной в серии: «Наука — практике» выходили многочисленные публикации по теории и методике физического воспитания детей. (См.: Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1984; Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1980; Семинарские и практические занятия; Игры народов СССР. — М., 1987.)
Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д. В. Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ, где Д. В. Хухлаева преподавала теорию и методику физического воспитания, способствовали подготовке огромной армии специалистов для дошкольных учреждений.
Важную роль в развитии физического воспитания ребенка в советский период сыграли также многочисленные научно-исследовательские институты и центры по дошкольному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и МЗ СССР с их высокопрофессиональными кадрами, всячески способствовавшими углублению и совершенствованию практической работы в дошкольных учреждениях: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, Ю.Ф. Змановский, Н.Н. Поддъяков, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Н.Т. Терехова, Е.А. Тимофеева, Е.Н. Вавилова, А.М. Фонарев, Т.Л. Богина, М.А. Рунова); НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР (С.М. Тромбах, Г.П. Юрко, Л.Б. Ященко, В.В. Белоярцева); Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (Е.А. Сагайдачная, М.А. Рунова), а также многие замечательные педагоги, энтузиасты своего дела как в Москве (Д.В. Хухлаева, Т.С. Яковлева, Е.А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова), так и в других городах нашей страны (Г. П. Лескова, Н.А. Ноткина (Санкт-Петербург), Н.В. Полтавцева (Ульяновск), Н.И. Бочарова (Орел), Т.С. Казаковцева (Киров), Н.В. Алябьева (Мурманск), З.И. Нестерова (Шадринск), О.И. Кокарева (Тула) и многие другие). Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф. Литвинова, Т.Ф. Саулина и др.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. С. 36-39.
Источник