Теория и методика физического воспитания и развития ребенка читать онлайн

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка читать онлайн thumbnail

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006.

  В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006

О ЕДИНСТВЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это рассматривается И.П. Павловым как основной закон жизни.

Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это прежде всего выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии.

Способы индивидуального приобщения ребенка к жизни охватывают естественные и выработанные специально в системе воспитания средства психофизического развития. Они направлены на всестороннее расширение функциональных возможностей организма.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка.  
Глава 1 Теория и методика физического воспитания ребенка.
1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками.
1.1.3. О единстве организма и окружающей среды.
1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания.
Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка.
1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка
1.2.2. Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России.
1.2.3. Система физического воспитания ребенка в советский период.
Глава 3. Задачи и средства физического воспитания.
1.3.1. Цель и задачи физического воспитания.
1.3.2. Средства физического воспитания.
1.3.3. Физические упражнения — основное средство физического воспитания.
Часть вторая. Методика физического воспитания и развитии ребенка.   
Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет.
2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста.
2.1.2. Особенности развития ребенка — дошкольника.
2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию
Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания.
2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
2.2.2. Принципы физического воспитания.
2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.
2.2.4. Формирование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств.
2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения.
2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам.
2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств.  
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста.
2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого года жизни.
2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго и третьего года жизни.
Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста.
2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка.
2.4 2. Виды гимнастики и их характеристика.
2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка. Спортивные игры.
2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика.
2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания.
2.5.3. Теория подвижных игр.
2.5.4. Классификация игр.
2.5.5. Методика проведения подвижных игр.
2.5.6. Русские народные подвижные игры.
2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх.
2.5.8. Воспитание выразительности движений в подвижных играх.
2.5.9. Спортивные игры для дошкольников.
Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.
2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.
2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.
2.6.3. Обучение катанию на коньках.
2.6.4. Катание на роликовых коньках.
2.6.5. Катание на санках.
2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.
2.6.7. Катание на велосипеде.
2.6.8. Обучение плаванию.
Глава 7. Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников.
2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду.
2.7.3. Физкультминутка.
2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.
2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок.
2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.
2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
2.7.9. Активный отдых дошкольников.
Глава 8. Планирование и организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2.8.1. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников.
2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников.
2.8.4. Врачебный контроль.
2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.
2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей.
2.8.7. Санитарно-просветительская работа.
2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье.
2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями.
Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении.
Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической культуре ребенка.
3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре.
3.1.2. Оформление методического кабинета.
3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами.
Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.
3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.
3.2.2. Методика проведения учебной работы.
Приложения.
Использованная литература.
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 – pdf
Скачать файл № 2 – djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– djvu – Яндекс.Диск.

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 21.04.2019 08:08 UTC

Теги:

учебник по физкультуре :: физкультура :: Степаненкова

Следующие учебники и книги:

  • Система профессионального образования в области физической культуры и спорта, учебно методическое пособие для магистрантов, Скутин А.В., 2014
  • Физиология силы, Городничев Р., Шляхтов В., 2016
  • Физическое воспитание дошкольников, Теоретические и методические основы, Малозёмова И.И., 2018
  • Теория и методика обучения физической культуре, Тиссен П.П., Ботагариев Т.А., 2019

Предыдущие статьи:

  • От трех до семи, Янкелевич Е.И., 1977
  • Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников, Шишкина В.А., 2011
  • Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет, Прохорова Г.А., 2004
  • Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста, Ефименко Н.Н., 1999

Источник

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительная специальность» 3-е издание, исправленное

Рецензенты:

кафедра физического воспитания Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики детства и семьи Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова В.Л. Шишкина

Предисловие

Современное образование акцентировано на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», найти свое место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования не являются самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – обеспечить наилучшие условия для саморазвития личности. Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная постоянно саморазвиваться, является той целью, на достижение которой направлены сегодня все усилия педагогики как науки.

Изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, и корректировка самих целей обучения вызывают необходимость создания новых учебных пособий, в которых с помощью всей системы дидактических средств, форм и методов моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности будущего специалиста.

Данное учебное пособие адресовано студентам педагогических вузов, изучающим дисциплину «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Его цель – помочь будущим специалистам освоить свою профессию, развить познавательную и профессиональную мотивацию, личностный смысл процесса учения, личностную позицию в решении задач физического воспитания детей, вооружить необходимым объемом знаний и навыков, обязательных для методической и организаторской деятельности.

Объективная необходимость написания пособия обусловлена стремлением к целостному осмыслению разнообразных научно-практических знаний о теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста, освещению накопленного в Республике Беларусь за последние годы научно-практического опыта в данном направлении.

При подготовке учебного пособия были использованы основные теоретические положения учебной и учебно-методической литературы прошлых лет: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (В.В. Кенеман,

Д.В. Хухлаева, 1978); «Физическая культура в детском саду» (Т.И. Осокина, 1978); «Развитие двигательной функции у детей» (Э.С. Вильчковский, 1983); «Теория и методика физического воспитания и спорта» (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000); «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» (Э.Я. Степаненкова, 2001), а также новейшие достижения современных педагогических исследований: «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» (Т.Л. Богина, 2005); «Лечебная физкультура для дошкольников» (О.В. Козырева, 2006); «Физическое воспитание дошкольников» (В А. Шишкина, 2007).

В данном пособии отражены также результаты собственных научных исследований автора, в частности по вопросам личностно ориентированного физического воспитания, индивидуального подхода в физкультурном занятии, развития и совершенствования двигательных способностей детей, имеющих признаки психомоторной одаренности, и др.

Автор выражает глубокую признательность рецензентам рукописи – коллективу кафедры физического воспитания Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина (особенно кандидату педагогических наук, доценту О.М. Афонько) и кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики детства и семьи Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова В.А. Шишкиной.

Все отзывы и пожелания просьба направлять по адресу: издательство «Вышэйшая школа», пр. Победителей, 11, 220048, Минск, Республика Беларусь.

Автор

Глава 1
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. История развития теории и методики физического воспитания детей

Отечественная теория физического воспитания детей дошкольного возраста формировалась на протяжении нескольких десятилетий на основе многих наук о человеке (педагогика, теория и методика физического воспитания, анатомия и физиологии, медицина, гигиена, биология, психология и т. д.). Она несет в себе огромный научно-методический потенциал. В настоящее время определены задачи и средства физкультурно-оздоровительной работы с детьми, отобрано и апробировано содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях, фундаментально разработаны многие методические аспекты проблемы.

Попытка создания теории физического воспитания детей дошкольного возраста была предпринята в 20-е гг. XX в. Дошкольным учреждениям, массово открывавшимся в то время, нужны были кадры, владеющие необходимыми знаниями и практическими навыками физического воспитания детей. Специальные научные исследования в этом направлении тогда еще не проводились, поэтому в практике работы детских садов применялись многие положения общей системы физического воспитания. Например, цель и задачи физического воспитания людей разного возраста связывались с подготовкой к труду и защите Родины. Механически они были перенесены и на дошкольный возраст.

В развитие теории и практики физического воспитания дошкольников огромный вклад внесли работы В.В. Гориневского, Л.И. Чулицкой, Е.А. Аркина, Н.А. Метлова, Е.Г. Леви-Гориневской, Н.И. Озерецкого и др. Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Особенно успешными в развитии теории физического воспитания дошкольников можно назвать 50—80-е гг. XX в. В этот период были проведены фундаментальные научные исследования, определившие базис теории и методики физического воспитания детей. Концептуально значимыми явились исследования, определившие значение и виды физических упражнений для дошкольников, методики формирования у детей двигательных умений и навыков, средства, формы и методы физического воспитания, с помощью которых решались оздоровительные задачи. В первых научных исследованиях по проблеме развития движений детей (А.И. Быкова, Е.Г. Леви-Гориневская) было показано значение этого вида работы, определены нормативы физической подготовленности (для детей 4–7 лет).

Известный ученый А.В. Кенеман раскрыла закономерности, методы и приемы успешного обучения детей двигательным действиям. Под ее руководством в 1968 г. был создан учебный курс «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Многочисленные научные исследования по проблеме формирования двигательных умений, развития физических качеств у дошкольников проведены в 1970—1980-е гг. специалистами НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.И. Вавилова, А.Д. Удалая), исследователями Украины (Э.С. Вильчковский, Г.В. Шалыгина), Армении (О.Г. Аракелян), Белоруссии (З.И. Ермакова, Л.В. Карманова, В.А. Шишкина), Латвии (С.Я. Лайзане), Литвы (Ю.Ю. Рауцкис). Показатели физической подготовленности детей оказались более высокими, чем полученные Е.Г. Леви-Гориневской в 1950-е гг. В результате были уточнены задачи в области физического воспитания детей, предложены новые обучающие методики, созданы учебно-методические пособия по физкультуре.

Полученные данные о возрастных возможностях развития движений явились основанием для значительного повышения программных требований к формированию двигательной функции у дошкольников.

Обучение детей спортивным упражнениям и играм также вызвало научный интерес. Были разработаны методики и системы занятий по обучению дошкольников плаванию (Т.И. Осокина), ходьбе на лыжах (М.П. Голощекина), катанию на коньках (Л.Н. Пустынникова), освоению элементов спортивных игр (Е.И. Адашкявичене, В.Г. Гришин). Значительное число научных исследований было посвящено подвижным играм. Идея внедрения подвижных игр в практику работы дошкольных учреждений получила развитие в работах Е.А. Аркина, А.В. Кенеман. Было установлено положительное воздействие подвижных игр на формирование основных движений (Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева), развитие творческих способностей дошкольников (Э.Я. Степаненкова).

Большое внимание уделялось поиску эффективных форм и методов физического воспитания дошкольников. Результаты исследований привели к определенным педагогическим установкам. В практике утвердилась ежедневная утренняя гимнастика, широкое применение нашли различные виды активного отдыха, физкультурные минутки. Сложилось представление о физкультурном занятии как основной форме обучения детей двигательным умениям и навыкам. Опытным путем (в том числе в лабораторных условиях) определялись оптимальные физические нагрузки для детей на занятии, на основании чего были разработаны методические рекомендации по содержанию занятий, их структуре, специфике проведения в разных возрастных группах. В практику внедрялись различные виды физкультурных занятий, в том числе нетрадиционные: с включением многократных беговых упражнений, с целевой установкой на формирование выносливости (В.Г. Фролов), комплексные с элементами речевой, художественной и других видов деятельности (Л.Д. Глазырина).

Особый интерес вызывала у исследователей проблема двигательной активности детей. На основании фундаментальных работ физиологов, гигиенистов, врачей было установлено, что в дошкольном возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования всех систем и функций организма и его развития в целом, в связи с чем в работах педагогов большое внимание стало уделяться проблеме коррекции психических и психомоторных отклонений с использованием физических упражнений. Доказано положительное влияние воздействия корригирующих программ физического воспитания на психомоторное развитие ребенка (М.Ю. Кистяковская, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и др.).

Педагогическими исследованиями (Г.В. Сендек, Т.И. Осокина, В.А. Шишкина, М.А. Рунова, Э.С. Вильчковский) были определены возрастные суточные нормы продолжительности и объема двигательной активности (в условных шагах), формы ее организации, методы руководства. Это позволило конкретизировать теоретические представления о двигательной активности детей и внести обоснованные рекомендации для создания двигательного режима в дошкольном учреждении.

Предметом специальных исследований стала интенсификация двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Значительные результаты в увеличении объема двигательной деятельности дошкольников достигнуты Ю.Ю. Рауцкисом – за счет рационального подбора и распределения физических упражнений в основной части занятия, Л.В. Кармановой – путем широкого использования на занятиях спортивных упражнений и элементов спортивных игр, Д.Н. Селиверстовой – благодаря объединению обычных занятий с круговой тренировкой. Для широкого использования полученных результатов было представлено годовое планирование физкультурно-оздоровительных форм работы в разных возрастных группах детского сада.

Возросшие требования к двигательной сфере ребенка обусловили необходимость разработки проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Критериями отбора индивидуальных методов работы явились показатели физической подготовленности дошкольников (В.Н. Шебеко), типологические особенности высшей нервной деятельности детей (Л.В. Карманова), степень двигательной активности ребенка (М.А. Рунова, В.А. Шишкина). При индивидуально-дифференцированном обучении значительно улучшались показатели физического развития и физической подготовленности, а также показатели физического здоровья детей.

Определенный итог этапа развития теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста был подведен созданием в 1984 г. сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР типовой программы «Физическая культура в детском саду». Она свидетельствовала о качественном скачке в системе физического воспитания детей. В программе было отражено многообразие форм и функций физической культуры дошкольников, показаны формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, впервые практически заложена идея организации двигательного режима, представлена целостность процесса развития движений у детей от рождения до 7 лет. Следует подчеркнуть исключительное значение данной программы как базиса для разработки инновационных направлений физического воспитания детей и вариативных программ в последующие годы, поскольку все материалы исследования были получены в контексте идеи изучения ребенка в единстве его физических и психических возможностей.

Девяностые годы XX в. характеризовались резким ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни населения, что отрицательно сказалось на системе дошкольного образования в целом и физическом воспитании детей в частности. Обострившиеся противоречия в системе образования вызвали необходимость инноваций в постановке задач, содержании, формах, методах физкультурно-оздоровительной работы. Особенности этого этапа развития теории и методики физического воспитания – переосмысление накопленного научного и практического потенциала и поиск путей его совершенствования. Эти задачи являются главными и в настоящее время.

Источник