Теории развития личности ребенка презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
3 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).
4 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
5 слайд
Описание слайда:
Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
6 слайд
Описание слайда:
Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон
7 слайд
Описание слайда:
Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц
8 слайд
Описание слайда:
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу
9 слайд
Описание слайда:
Культурно-историческая теория Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “взращиваются” в его сознание. Л.С.Выготский
10 слайд
Описание слайда:
Кризисы и стабильные периоды Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические . Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
11 слайд
Описание слайда:
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.
12 слайд
Описание слайда:
Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции: 1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1359066
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Теории развития личности
Учебный проект
Слайд 2
Описание слайда:
Цель проекта
изучить теории развития личности.
Этапы работы
изучить литературу по теме проекта;
структурировать изученный материал;
создать презентацию проекта.
Предполагаемые результаты проекта
Структурированный теоретический материал представленный в виде презентации.
Слайд 3
Описание слайда:
Психоаналитические теории личности
Теория З. Фрейда
Теория А. Адлера
К.Г. Юнг аналитическая теория личности
Эго-психология (Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни)
Теория А. Маслоу
Теория личности К. Роджерса (феноменологическое направление психологии)
Концепция личности А. Менегетти
Слайд 4
Описание слайда:
Бихевиористские теории личности
Взгляд на личность Б. Скиннера
Необихевиористские социально-психологические
Личность в концепции социального научения
Слайд 5
Описание слайда:
Когнитивные теории
Теория когнитивного стиля и личность (американский психолог Герман Виткин)
Теория личностных конструктов Д. Келли
Слайд 6
Описание слайда:
Теории личности в отечественной психологии
Развитие теории личности в трудах А.Ф. Лазурского
Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна
А.Н. Леонтьев о личности
Слайд 7
Описание слайда:
Теория Фрейда
Фрейд никогда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием “психического аппарата”. Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером.
Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго (“Я”) и суперэго (“Сверх-Я”).
Слайд 8
Описание слайда:
“Эго – это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему “восприятие -сознание”.
“Эго – это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему “восприятие -сознание”.
Точно так же и “Сверх-Я” нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и “погружена в Оно”.
Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его поздней теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует “Я” на пути развития психики.
Слайд 9
Описание слайда:
Модель личностной динамики – модель “редукции напряжения”
Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т.к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т.к. его цель – сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения.
Слайд 10
Описание слайда:
Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: “инстинкты жизни” и “инстинкты смерти”. Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам – защитным механизмам.
Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: “инстинкты жизни” и “инстинкты смерти”. Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам – защитным механизмам.
Слайд 11
Описание слайда:
Психосоциальная теория Эриксона
Эриксон занимался анализом эго. Эриксон видел развитие личности только в социальном контексте. Эго развивается в контексте социальной адаптации, параллельно идет развитие ид и инстинктов.
Эриксон открыл психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты: личность развивается ступенчато, постепенно, общество устроено так, что развитие социальных способностей человека воспринимается одобрительно и поддерживается.
Слайд 12
Описание слайда:
Стадии развития следующие:
• орально-сенсорная
• мышечно-сенсорная
• локомоторно-генитальная
• латентная
• подростковая
• ранняя зрелость
• средняя зрелость
• поздняя зрелость
Слайд 13
Описание слайда:
Гуманистическая теория личности Фромма
Потребности человека:
Потребность в установлении связей
Потребность в преодолении
Потребность в корнях
Потребность в идентичности
Потребность в системе взглядов и преданности
Слайд 14
Описание слайда:
Типы характеров (Фромм)
Рецептивный
Эксплуатирующий
Рыночный
Продуктивный
Слайд 15
Описание слайда:
Карен Хорни: социокультурная психоаналитическая теория
Хорни отвергла все положения Фрейда по поводу вторичности женского по отношению к мужскому, изучала специфику психологии детства.
Выделила 10 невротических потребностей, которые лежат в основании всех известных неврозов.
Также Хорни выделила три типа людей: ориентирующихся на людей (уступчивый тип), от людей (избегающий тип), против людей (враждебный тип).
Слайд 16
Описание слайда:
Гуманистическая теория Маслоу
Человек является целостным существом, в котором заложен потенциал развития с максимальным положительным зарядом. Зло порождается только деструкциями и фрустрациями, которым подвержен человек.
Взгляд на человека супероптимистичен и светел.
Маслоу сконцентрировался на описании здорового человека и здоровой психики с точки зрения психологии.
Основные потребности человека: физиологические, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личностного совершенствования.
Слайд 17
Описание слайда:
Феноменологическое направление
К. Роджерс поддерживает идею о том, что человека можно понять только в контексте его субъективного восприятия мира. Система отсчета – внутренняя реальность человека. Человек сам может определять свою судьбу.
К.Роджерс, также как и А.Маслоу, верил в изначальное добро человеческой природы.
Люди имеют практически не ограниченный потенциал для самосовершенствования. Руководящий мотив в жизни: самоактуализация.
Слайд 18
Описание слайда:
Онтопсихология А.Менегетти
В основе концепции – понятие семантического поля (От греч. «сема» (знак) и «ан» (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является формальной силой и направленным смыслом.
Речь идет о целенаправленных импульсах, которые субъект выделяет в окружающую среду и по которым узнается о его природе. Через семантическое поле проявляет себя сама человеческая природа.
Слайд 19
Описание слайда:
Взгляд на личность Б. Скиннера
Главная цель психологии – это правильное понимание причин поведения.
Существует два способа познания человека: пассивный, созерцательный – ассоциируется с экзистенциализмом, феноменологией и структурализмом; другой способ заключается в познании того, что человек делает.
Личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств.
Слайд 20
Описание слайда:
Необихевиоризм
Ситуативная специфичность, независимость от суждений о личности. Позиция Мишела “умеренно личностна”. Для предсказания поведения лучше опираться не на личностные черты, а на когнитивную компетентность, стратегии обработки информации, личные цели, субъективные ожидания и другие результаты “социального научения”. Противопоставление “личностных черт” и результатов “социального научения” свидетельствует об особом понимании личности ситуационистами и приписывании этого понимания “диспозиционистским” теориям.
Слайд 21
Описание слайда:
Концепция социального научения
Альберт Бандура (1925 г.р.) рассматривал личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, которая определяет “психологическое функционирование”.
Бандура сформулировал модель реципрокного детерминизма: психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами.
Слайд 22
Описание слайда:
Теория когнитивного стиля и личность (Герман Виткин)
Личность – это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется:
1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга;
2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри;
3) усложнением интеграции элементов системы.
Слайд 23
Описание слайда:
Компоненты психологической дифференцированности:
Артикулированность представления о своем теле
Артикулированность когнитивной сферы
Чувство сепаратной идентичности
Структурированный контроль и специализированная защита
Слайд 24
Описание слайда:
Теория личностных конструктов
Д. Келли
Центральным в теории является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование – это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии – изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе.
Слайд 25
Описание слайда:
Теория личности в трудах А.Ф. Лазурского
Он внес заметный вклад в учение о темпераменте и характере, явился инициатором исследования отношений человека к социальной среде.
Личность – организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические.
Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. Экзопсихика – это отношение личности к различным категориям окружающей действительности.
Слайд 26
Описание слайда:
Личность в трудах
С.Л. Рубинштейна
С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые вкл?