Теории первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии ребенка

Определение 1

Первичные дефекты развития – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения, органов чувств и т.д.).

Определение 2

Вторичные дефекты развития – это дефекты, которые возникают опосредованно, во время аномального социального развития ребенка.

Понятие дефекта развития

Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться.

Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения.

Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им.

Первичные дефекты развития

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п.

Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п.

Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины и развития медицинской техники, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы и т.д.

Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные дефекты развития

Вторичные отклонения развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы, она не столь безусловна, как это ранее было представлено исследователями в области детской дефектологии.

Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития.

Вторичный дефект развития – это одной из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей.

Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.

Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды.

По мнению Л. С. Выготского, данные «выпадения» можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Так же это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию и т. п.

Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития:

  1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушение развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП.

  2. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, вдошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности.

  3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

    Определение 3

    Социальная депривация – это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в в развитии функций восприятия и памяти.

    Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Читайте также:  Развитие личности формирование личности образование личности ребенка

Источник

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрас­тной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

Первичный дефект яв­ляется следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, наруше­ний умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не ком­пенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личност­ном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культур­ных ценностей.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реак­ции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Для определения правильной тактики коррекции и понимания своеобра­зия психического развития ребенка с органическим поражением головного моз­га необходимо коротко вспомнить общие закономерности развития психики.

По мере развития живых организмов происходит изменение, усовершен­ствование нервной системы. Это усовершенствование связано с изменениями локализации функций с их кортикализацией, т.е. из стволовых отделов мозга в кору. Кортикализация функций означает изменение качества функций, и изме­нения способа их формирования.

Как известно кора – это орган условных, т.е прижизненно формирующихся рефлексов. Поэтому корковые функции обладают неизмеримо большей изменчи­востью и пластичностью, чем функции подкорковых образований, т.е. инстинктов. Корковые функции формируются в онтогенезе, на основе условных рефлексов.

Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совер­шенством. Эти качества возникают в процессе обучения. Интеллект ребенка не определяется наследственными задатками и не является величиной постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Умственные способности не появля­ются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Так, например, известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и Вернике). Однако ребенок никогда не заговорит без обучения вследствие простого созрева­ния этих центров мозга. Строение речевых зон, которое само зависит от ряда фак­торов, в том числе и наследственных, влияет на обучаемость ребенка речи, но не предопределяет языка, на котором будет говорить ребенок. Это происходит пото­му, что у человека минимальный по сравнению с животным фонд врожденных рефлексов (инстинктов). К примеру, способ передвижения у животных формиру­ется за счет созревания к моменту рождения подкорковых структур мозга, в то время как у ребенка становление локализации происходит при участии коры го­ловного мозга. Поэтому животное сразу после рождения уже владеет движением, а ребенку приходится учиться ходить. Другими словами функция у животного созревает по мере созревания мозговой структуры, а у человека возникшие функции оказывают влияние на дальнейшее фор­мирование мозга. С.Л. Рубинштейн писал, что «зависимость между строением органа и его функциями не односторонняя; не только функция зависит от строения, но и строение от функции».

Человек наследует структуры, на основе которых формируется изменчи­вость и сложные функции. При этом возникновение разных психических свойств определяется образом жизни в процессе воспитания.

Тем не менее, в жизни человека сохраняют известное значение безуслов­ные рефлексы и инстинкты. На их основе формируются потребности, переживания, чувства и эмоции, внешние, организованные взрослыми практические действия с возрастом видоизменят и очеловечат инстинкты ребенка. Даже са­мая простая потребность в пище у человека приобретает совершенно иной, оче­ловеченный характер.

Возникает вопрос: Каковы же закономерности развития психики у детей с поражением или недоразвитием головного мозга? Ссылаясь на положения Л.С. Выготского о принципиальной возможности развития у олигофренов сложных видов деятельности, Ж.Ш. Шиф пишет: «В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие таких детей протекает по тем же самым закономерно­стям, что и развитие нормального ребенка.

Читайте также:  Книги для развития логического мышления у ребенка 10 лет

Рассматривая процесс развития как единый процесс, где каждый после­дующий этап зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реаги­рования зависит от достигнутого ранее, Л.С. Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичное осложнение развития.

Ядерные признаки умственной отсталости от вторичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром. Наиболее частым осложнением оказывается недоразвитие высших психологических функций. Под этим понимается недо­развитие высших форм памяти, мышления.

Различие первичных и вторичных дефектов имеет, по мнению Выготско­го, не только теоретический, но и практический интерес, в том смысле, что вто­ричные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающиеся лечебно-педагогическому воздействию. Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, состоит в том, что такой ребенок принципиально способен к куль­турному развитию, может вырабатывать в себе высшие психические функции, но фактически часто оказывается культурно недоразвитым и лишенным этих функций. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно усваивать культуру. Это обусловлено плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью. А так как развитие ор­гана совершается в процессе его функционирования, то и развитие головного мозга происходит в процессе восприятия на все новых и новых раздражителей, вызывающих реактивную деятельность коры больших полушарий.

То, что возникло в про­цессе развития ребенка как вторичное образование, может быть профилактиче­ски предупреждено или лечебно педагогически устранено.

Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора:

1. Вид (тип) нарушения.

2. Степень и качество первичного дефекта.

3. Срок (время) возникновения первичного дефекта.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные– имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающего из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).

Общие закономерности развития детей с отклонениями в развитии.

Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание; замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта.

Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.

Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.

Общие закономерности отклоняющегося развития:

– снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

– трудность словесного опосредования;

– замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

– риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:

– ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;

Читайте также:  Диагностика нарушенного психического развития ребенка

дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;

– поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;

– асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии).

Специфические закономерности развития детей с нарушениями развития.

Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:

1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.

2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.

И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.

Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.

Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.

Кроме уже указанных общих закономерностей нарушенного пси­хического развития, были описаны и другие, специфические:

Если их расположить в порядке их значимости и всеобщности, то, несомненно, прежде всего необходимо упомянутьсниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации.При всех типах нарушенного развития объем информации, которая может быть принята в единицу времени, в той или иной мере меньше по сравнению с нормой. Для того чтобы принять информацию, рав­ную по объему принимаемой нормально развивающимся ребен­ком, детям с отклонениями психического развития необходимо больше времени. Кроме того, повышение порогов чувствительно­сти (например, при снижении слуха) приводит к росту уровня шумов, что влияет на точность принимаемой информации, ведет к ее искажениям. Замедлена переработка информации.

Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.

Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник