Теории и концепции воспитания и развития ребенка дошкольника

Концепция   воспитания

      Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно имеет своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

 Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.

Воспитание детей дошкольного возраста оказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

 Воспитание  как один из факторов (среда, наследственность) влияет на становление личности. Оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер.

Особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала

Целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

.

Концептуальные принципы:

1. Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.

2.Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

3.Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4.Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение. Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств.  Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т. д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т. д.). Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 1599 отзывы

Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) 

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2.     Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3.     Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы. 

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

   Задачи дошкольного воспитания:
1. обеспечить физическое здоровье
2. обеспечить эмоциональное благополучие
3. обеспечить интеллектуальное развитие
4. обеспечить волевое развитие каждого малыша

В содержании воспитания выделяем 3 подхода:

1.     Комплексный подход.

Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы развития детей дошкольного возраста «Детство». Девиз программы «Чувствовать – познавать – творить». Выделяется комплекс основных направлений: Ребёнок и природа (экологическое воспитание), Ребёнок в мире искусства (музыкальное, художественно-эстетическое воспитание), Первые шаги в математику (интеллектуальное воспитание), Ребёнок и социальный мир (нравственно-трудовое и патриотическое воспитание), физическое развитие ребёнка (культура физического здоровья), речевое развитие (культура общения).

2.     Деятельностный подход. 

Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.

Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:

1.Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.

2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).

3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» – «взрослый – слушатель».

Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.

3.     Средовой подход.

Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.

Механизмы реализации воспитательной системы ДОУ :

1.     Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.

2.     Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.

3.     Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.

4.     Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.

Критерии  и показатели эффективности воспитательного процесса:

В детском саду  созданы условия  потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности, для удовлетворения запросов родителей,    ведется психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка,    оказывается поддержка и помощь,   создана эмоционально благополучная обстановка для максимального развития личности, организации его воспитания и обучения, ориентированного на «завтрашний день развития».

Читайте также:  Схема развития ребенка второго года жизни

Система воспитания детей дошкольного возраста

– строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

– основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

– предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

У ребенка-дошкольника к моменту перехода на начальное обучение в школе развиты следующие интегративные качества личности:

-Физическиразвитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками,

-Эмоционально отзывчивый ,

-Любознательный, активный,

-Овладевший необходимыми  умениями и навыками

-Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),государстве (стране), мире и природе.

-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

-Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Источник

Методологические основы дошкольной педагогики.

Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования._______________

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС­КИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур – основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.
СИСТЕМНЫЙ
ПОДХОД
Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь».
В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО­
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
ЛИЧНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания.
Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы.
Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу в подготовительной группе

обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).

Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметно­практической активности и познания.

Таким образом, воспитание – это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.

Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника

Педагогическая теория – система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

Педагогическая концепция – это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

Концепция Природа детства рассматривается в контексте

Д. Б. Эльконина конкретно-исторических условий, которые определяют

развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.

Детство рассматривается как социально­психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.

Роль взрослого – оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

Концепция Д. И. Фельдштейна Детство – особое явление социального мира.
Функционально детство – необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества.
Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Сущностно детство – особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Концепция Ш. А. Амонашвили Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость.
«Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
Концепция В. Т. Кудрявцева Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.

Источник