Теоретической основой диагностики психического развития ребенка

Теоретической основой диагностики психического развития ребенка thumbnail

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень – все выполнено правильно;

средний уровень – допущено 2 ошибки;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень – задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень – точное следование инструкции;

средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Читайте также:  Английский для детей развитие ребенка

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

hello_html_m420f747d.png

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник

При подходе к разработке диагностических
вопросов и проблем возрастного
консультирования детей-сирот мы опираемся
на теоретический базис и практический
опыт, который накоплен в возрастной
психологии и в области специальной
психологии. В отечественной науке общий
подход к проблемам индивидуального
развития психики ребенка, заданный
работами Л.С. Выготского и его учеников,
исходит из процесса психического
развития ребенка в системе категорий
источника, движущих сил и условий
развития. Эта понятийная триада отражает
специфику психического развития человека
как существа, по своей природе социального
и активного, “деятельностного”.
Индивидуальные формы психической
деятельности формируются на основе
процесса усвоения и присвоения ребенком
опыта человеческих поколений, воплощенного
в материальной и духовной культуре
общества, на основе овладения многообразными
средствами и способами ориентации в
сфере человеческих отношений и предметной
практики, в мире в целом.

Усвоение общественного опыта деятельности
не сводится, таким образом, к приобретению
ребенком знаний и умений или совокупности
культурных навыков. Это гораздо более
глубокий процесс, включающий в себя
формирование потребностей и способностей
ребенка, его целостной личности.

Читайте также:  Роль современной семьи в воспитании и развитии ребенка

Общеизвестно, что психическое развитие
ребенка есть единство биологического
и социального факторов. На каждом
возрастном этапе присвоение человеческого
опыта происходит по-своему, что, в
известной мере, определяется степенью
биологического созревания. На каждом
возрастном этапе сочетание биологического
и социального изменяется, вступает в
новые взаимоотношения, что находит свое
выражение в сочетании уровней физического
и психического развития.

Необходимым условием развития ребенка
является полноценность его органического
субстрата, понимаемая как сохранность
нейроанатомических структур и тонких
физиологических механизмов мозговой
деятельности (так же, как и органов
чувств, двигательной системы и, по сути
дела, всех других функциональных систем
организма). Но при этом следует подчеркнуть,
что формирование морфофункциональных
мозговых систем, обеспечивающих высшую
нервную деятельность, возможно лишь
при условии соответствующей, специально
организуемой активной деятельности
ребенка во внешней среде. Только в этом
случае нормально функционирующий мозг
открывает возможность формирования
любой специфически человеческой
способности. Совершенно иначе обстоит
дело при нарушении нейрофизиологических
функций, но и тогда мы сталкиваемся с
процессами развития, формирования
психики ребенка, хотя и в нарушенных,
аномальных условиях.

Усвоение общественного опыта происходит
в процессе активной деятельности самого
ребенка — общения, предметной деятельности,
игры, учения и др. В противоречиях,
порождаемых собственной активной
деятельностью ребенка в мире, и заключены
подлинные движущие силы его развития.
В то же время для анализа процессов
индивидуального развития особенно
важно то, что по своему строению
Деятельность ребенка может быть
качественно различной, причем та или
иная ее организация складывается не
спонтанно и самопроизвольно, а в
зависимости от определенных условий.
К числу таких условий, жизненно необходимых
для психического развития и потому
требующих в индивидуальном психологическом
анализе первостепенного внимания, как
известно, относится общение. Начиная с
самых ранних этапов онтогенеза оно
приобретает личностный характер и
предполагает возможность тесного
практического взаимодействия ребенка
со взрослым.

В соответствии со сменой возрастных
этапов развития первоначально совместные
действия, а затем действия по подражанию
взрослому уступают место самостоятельной
деятельности, а со временем приобретают
характер творческой деятельности.
Поэтому при консультировании раскрываются
те или иные особенности ребенка как
производные от конкретной системы
взаимоотношений его со взрослыми. Связи
между ребенком и взрослым не являются
раз и навсегда данными: для психического
развития ребенка необходима и своевременная
перестройка на каждом возрастном этапе.
Так, в младенческом возрасте эмоциональное
общение взрослого и ребенка возникает
на основе совместных действий, которые
сопровождаются улыбками и ласковым
голосом. В дальнейшем этот вид общения
переходит в предметное, деловое, а затем
и в речевое общение. Воспитатели и другой
персонал детских учреждений порой не
знают этого и используют все эти виды
общения с детьми-сиротами без учета их
возраста. Кроме того, общение с
воспитанниками не носит
личностно-ориентированного характера.
Это отрицательно сказывается на всем
развитии ребенка, в том числе и на его
поведении.

Психическое развитие ребенка, формирование
его личности в целом теснейшим образом
связаны с процессом обучения и воспитания.
Известно, что формирование представлений
об окружающей действительности происходит
двумя путями: стихийно-практическим
взаимодействием ребенка с окружающим
миром и со сверстниками и целенаправленным
изучением, организованным взрослым.
Оба пути — каждый по-своему — вносят
свой вклад в формирование ребенка.
Отсюда возникает необходимость в анализе
всех его представлений об окружающей
действительности. Значение оптимальных
способов ориентации активности ребенка
взрослым нередко превосходит роль
природных способностей, и, напротив,
самые благоприятные предпосылки могут
остаться нереализованными при отсутствии
адекватных форм организации самостоятельной
деятельности и общения ребенка, что
имеет принципиальное значение для
стратегии консультирования детей-сирот.

Итак, основной подход генетической
теории, определяющей стратегическую
линию разработки многих практических
вопросов, состоит в направленности
прикладной психологии детства на
контроль за ходом и содержанием, а также
за условиями психического развития
ребенка, на помощь в организации
оптимальных форм его деятельности и
общения.

Наряду с этой традиционной для современных
отечественных психологов и педагогов
теорией развития ребенка мы с большим
уважением относимся к гуманистическим
подходам к пониманию источников
психического развития ребенка, пришедшим
к нам с Запада, и, прежде всего, к теории
депривации.

Теория депривации возникла к началу
40-х годов в результате мощного развертывания
исследований о детях, подвергшихся
лишениям во время Второй мировой войны
и непосредственно после нее. С развитием
этих исследований видение источника
искажения развития ребенка только в
лишении его материнской заботы
(материнская депривация) сменилось
более сложным понятием о психической
депривации. Отрицательное влияние
психической депривации оказалось
возможным даже в условиях семейного
воспитания ребенка при условии
недостаточного удовлетворения его
основных психических потребностей: как
в случаях обедненности и неудовлетворенности
отношений с матерью из-за ее собственных
индивидуальных особенностей, так и при
трудностях эмоционального контакта
матери с собственным ребенком в результате
имеющихся у ребенка сенсорных,
интеллектуальных и прочих нарушений.

Читайте также:  Выготский игра и ее роль в психологическом развитии ребенка скачать

Исследования последних лет, проведенные
в русле теории психической депривации,
показали успешность предупредительных
и педагогических мероприятий при условии
соответствующего материального и
кадрового оснащения детских сиротских
учреждений и при подчинении всей работы
таких учреждений идее уважения личности
каждого отдельного ребенка. Вместе с
расширяющимися сведениями о сущности
психической депривации и механизмах
ее воздействия на ребенка возрастает
также возможность прицельной индивидуальной
психотерапии, направленной на профилактику
и устранение пагубного влияния социального
сиротства.

Целью диагностического
психолого-медико-педагогического
обследования становится определение
уровня готовности ребенка к коррекционному
обучению, ведущему к преодолению
отставания и искажения в его развитии.

Глобальное значение имеют изучение
уровня развития ведущей, а также других
типичных для данного возраста видов
деятельности (игры, рисования,
конструирования, учения, элементов
труда и т.д.), оценка его соответствия
возрастным нормативам, диагностика
характерных для данного возраста
преобразований эмоционально-личностной
и познавательной сфер психического
развития ребенка. При этом необходимо
опираться на разработанные современные
принципы диагностики нарушений в
развитии:

–       тщательное
анамнестическое обследование в целях
как можно более полного исследования
семьи ребенка, ее внутренней атмосферы,
а также всех условий воспитания ребенка
в учреждениях для детей, лишенных
попечения родителей;

–       комплексный подход
как один из основных принципов диагностики
отклонений в развитии. Всестороннее
обследование и оценка особенностей
развития ребенка: соматического
состояния, состояния слуха, зрения,
двигательной сферы; особенностей
психического развития ребенка;

–       принцип системного
и целостного изучения ребенка во
взаимосвязи и взаимозависимости между
отдельными проявлениями нарушения
психического развития и первичными
нарушениями, установление иерархии
обнаруженных недостатков или отклонений
в психическом развитии, соотношении
первичных и вторичных отклонений;

–       принцип динамического
изучения, опирающийся на концепцию Л.С.
Выготского о двух уровнях умственного
развития ребенка — актуальном и
потенциальном, т.е. ноне его ближайшего
развития. Это возможно определить в
сотрудничестве со взрослым при усвоении
ребенком новых способов действия;

–       принцип качественного
анализа данных, получаемых в процессе
психологической диагностики, находящийся
в тесной связи с принципом динамического
изучения. Качественный анализ умственной
деятельности ребенка включает в себя
отношение испытуемого к эксперименту,
способы ориентирования в условиях
задания, характер его ошибок, отношение
к результату своей деятельности.
Качественный анализ не противопоставляется
учету количественных данных. При этом
необходимо определить как уровень
психического развития отдельного
ребенка, так и его личностные особенности;

–       учет возрастных
особенностей развития ребенка при
организации условий и методов построения
диагностического обследования.

Основными задачами коррекции психического
развития ребенка являются, во-первых,
профилактика нежелательных негативных
тенденций личностного и интеллектуального
развития и, во-вторых, коррекция отклонений
в психическом развитии на основе создания
оптимальных возможностей и условий для
развития личностного и интеллектуального
потенциала ребенка. Исходный в
коррекционно-педагогической работе —
принцип единства диагностики и коррекции
развития. Задачи коррекционной работы
могут быть правильно поставлены только
на основе полной диагностики и оценки
ближайшего вероятностного прогноза
развития, определяемого, исходя из
понятия “зона ближайшего развития”.

Коррекционная работа должна основываться
на психологической структуре нарушений
и анализе их генезиса.

От первичных нарушений зависит и
содержательно-психологическая
направленность коррекции умственного
развития, развития личности и профилактики
вторичных нарушений. Неотъемлемой
частью коррекционной работы является,
помимо психолого-педагогического
направления, эффективное лечение
соматических и нервно-психических
нарушений. Оно должно быть направлено
на преодоление цереброастенических
расстройств, а также соматических
отклонений и психиатрическую помощь
при наличии поведенческих, личностных,
психотических нарушений.

Психолого-медико-педагогическая
консультация с диагностическим
стационаром должна выполнять следующие
функции:

–       улучшение медицинского
и социального обслуживания семей из
группы социального риска: совершенствование
контрацептивной политики и методов
планирования семьи;

–       помощь и поддержка
беременных женщин из группы риска;

–       помощь семьям,
оказавшимся в кризисной ситуации;

–       своевременная
квалифицированная помощь приемной
семье в целях профилактики повторных
отказов;

–       диагностика
отклонений в психофизическом развитии
ребенка при изменении социального
положения;

–       планирование
коррекционно-воспитательной работы с
детьми в учреждениях для сирот;

–       консультативная
помощь работникам детских домов и домов
ребенка;

–       регулярная помощь
домам семейного типа по воспитанию
детей-сирот;

–       помощь одаренным
детям-сиротам;

–       постинтернатная
помощь воспитанникам детского дома.

Эти функции должны определять
организационную структуру и подходы к
созданию психолого-медико-педагогической
консультации с диагностическим
стационаром для детей-сирот.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    22.03.201623.16 Mб226_Бизюк А.П., Компендиум методов нейропсихологического исследования.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник