Теоретический подход рассматривающий развитие ребенка как созревание

Теоретический подход рассматривающий развитие ребенка как созревание thumbnail

а) предпосылкой психического развития

б) условием и источником психического развития

в) движущей силой психического развития

г) фактором психического развития

3. Ведущая деятельность – это:

а) деятельность, которой ребенок занимается с удовольствием

б) деятельность, которой ребенок посвящает все свое свободное время

в) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта

г) деятельность, в которой формируются личностные и психические новообразования

4. Теоретический подход, рассматривающий развитие ребенка как созревание, развертывание наследственных данных – это:

а) социогенетический подход

б) биогенетический подход

в) теория конвергенции двух факторов

Г) теория рекапитуляции

ДЕ 2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

5. Непосредственное эмоциональное общение выступает в качестве ведущей деятельности в:

А) младенчестве

Б) раннем детстве

В) новорожденности

Г) дошкольном детстве

6. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием

А) младенчества

б) раннего детства

В) новорожденности

г) дошкольного возраста

7. Личностным новообразованием раннего возраста является

а) гордость за собственные достижения

б) чувство взрослости

в) активность

г) иерархия мотивов

8. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления

а) новорожденность

б) раннее детство

в) дошкольный возраст

г) младенчество

ДЕ 3. Развитие деятельности в дошкольном возрасте

9. Какому возрастному этапу дошкольного детства свойственно следующее содержание игры ребенка: «Дети в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым. Имитируют предметную деятельность: трут морковку, моют посуду. Поглощены процессом выполнения действий, забывая о результате. Действия детей не согласованы, роли сменяются»?

а) 3-4 г.

б) 4-5 л.

в) 5-7 л.

10. Одной из особенностей развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте является:

а) ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности

б) формируется первое представление о бытовых процессах и первые их предпочтения

в) формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности

г) формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из их личной и общественной значимости

11. Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является:

а) стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки со стороны взрослых

б) формирование простейших трудовых умений и навыков благодаря освоению орудийных действий

в) складываются общественные мотивы труда

г) цель оперирования орудиями труда скрыта в самих действиях

12. Главным мотивом внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым является:

а) личный

б) познавательный

в) деловой

г) личностный

ДЕ 4. Познавательное развитие личности в дошкольном возрасте

13. Способность к словотворчеству развивается у ребенка в

а) 2-3 г.

б) 3-5 л.

в) 5-7 л.

14. Эгоцентризм детского мышления – это:

а) объяснение происходящего в окружающем мире с собственной точки зрения

б) понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека

в) нечувствительность к противоречиям

г) открытость ребенка мнению других людей

15. Память дошкольника характеризуется:

а) преобладанием произвольности

б) одновременным развитием всех видов памяти

в) формированием предпосылок для овладения логическими приемами запоминания

г) отсутствием самоконтроля в запоминании на протяжении всего дошкольного детства

16. Особенностями сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте являются:

а) освоение сенсорных эталонов

б) ведущая роль зрительного восприятия

в) возрастание целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия

г) все ответы верны

ДЕ 5. Развитие личности в дошкольном возрасте

17. Самооценка дошкольника формируется под влиянием следующих факторов:

а) мнение взрослых о ребенке

б) общение со сверстниками

в) собственный практический опыт

г) все ответы верны

18. Соподчинение мотивов поведения у дошкольника связано с

а) выведением на первый план социально значимого мотива, который определяет поведение ребенка, подчиняя себе все другие мотивы

б) подчинением ребенка более сильному, привлекательному мотиву

в) подчинением ребенка мотиву, выдвигаемому взрослым

г) подчинение мотиву, предлагаемому сверстником

19. Первые проявления попытки сдержать свои чувства отмечаются в возрасте:

а) 2-3 л.

б) 3-4 л.

в) 4-5 л.

г) 5-7 л.

20. Новая внутренняя позиция школьника проявляется в:

а) стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

б) желании овладеть новыми школьными принадлежностями

в) чувстве взрослости

г) все ответы верны

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВАРИАНТ 2

ДЕ 1. Теоретические основы детской психологии

1. Детская психология как наука возникла:

а) в середине Х1Х в.

б) в конце Х1Х в.

в) в начале ХХ в.

г) в начале Х1Х в.

2. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал:

а) Ж. Пиаже

б) Э. Эриксон

в)

г) З. Фрейд

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад

3. Понятия «зона юлижайшего развития» и «уровень актуального развития» ввел:

4. Социальная ситуация развития – это:

а) место пребывания ребенка

б) бытовые условия жизни ребенка

в) отношение ребенка к себе

г) система отношений ребенка с обществом

ДЕ 2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

5. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого появляется в:

А) 2 мес.

б) 1 мес

в) 2,5 мес.

г) 3 мес.

6. Период появления гуления:

а) 4-6 мес.

б) 6-7 мес

в) 1,5-4 мес.

г) 9-11 мес.

7. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей, и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:

а) кризис новорожденности

б) кризис 1 года

в) кризис 3 лет

г) кризис 7 лет

8. Основная потребность ребенка раннего возраста:

а) общение со сверстниками

б) эмоциональное общение со взрослым

в) потребность в безопасности

г) познание окружающего мира через действия с предметами

ДЕ 3. Развитие деятельности в дошкольном возрасте

9. Какому возрастному этапу дошкольного детства свойственно следующее содержание игры ребенка: «Дети имитируют отношения между людьми, этому подчинены игровые действия. Действия с предметами отодвигаются на второй план. Контролируется правило выполнения ролей.»?

а) 3-4 г.

б) 4-5 л.

в) 5-7 л.

10. Особенностью отношения дошкольников к личности воспитателя является:

а) ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля»

б) в оценке педагога выделяют только внешние качества

в) отношение детей к воспитателю не зависит от отношения к ним педагога

г) оценка личности педагога имеет дифференцированный, часто критичный характер

11. Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:

а) развитием умения создавать и воплощать замысел

б) ограниченностью средств изобразительной деятельности

В) содержание рисунка определяется лишь техническими умениями ребенка

г) спонтанностью

12. Умение провести самостоятельный анализ образца или конструкции, выделить части, определить их назначение, пространственное положение характерно для конструктивной деятельности детей:

а) 3-4 лет

б) 4-5 лет

в) 5-7 лет

ДЕ 4. Познавательное развитие в дошкольном возрасте

13. Объяснительная речь ребенка получает свое развитие в:

а) 3-4 г.

б) 4-5 л.

в) 5-7 л.

14. Синкретизм детской мысли обнаруживается в:

а) отсутствии связи между суждениями

б) тенденции связывать все со всем

в) всеобщем одушевлении предметов и явлений

г) понимании природных явлений по аналогии с деятельностью человека

15. Произвольная память дошкольников начинает формироваться в:

а) 2-3 г.

б) 3-4 г.

в) 4-5 л.

г) 5-6 л.

16. Объем внимания дошкольников составляет:

а) 1-2 предмета

б) 2-3 предмета

в) 3-4 предмета

г) 4-5предметов

ДЕ 5. Развитие личности в дошкольном возрасте

17. Мотив, связанный с притязанием ребенка на признание, – это:

а) игровой мотив

б) познавательный мотив

в) соревновательный мотив

г) поддержание положительных отношений с окружающими

18. Переход от стихийной нравственности к сознательной происходит в:

а) младшем дошкольном возрасте

б) среднем дошкольном возрасте

в) старшем дошкольном возрасте

19. Правильные представления о своих физических возможностях, личностных качествах и умственных способностях складываются у дошкольника в возрасте:

а) 3-4 л.

б) 4-5 л.

в) 5-7 л.

20. В каком возрасте чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими, возникают на мысленно предполагаемые обстоятельства?

а) в раннем возрасте

б) в младшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) в старшем дошкольном возрасте

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВАРИАНТ 3

ДЕ 1. Теоретические основы детской психологии

1. Отечественная детская психология в качестве движущей силы психического развития рассматривает:

а) социальные условия

б) игровую деятельность

в) мотивацию деятельности

г) противоречия психического развития

2. Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных и качественных преобразований психики и поведения человека – это:

а) созревание

б) развитие

в) рост

г) кризис

3. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта и социальной действительности, отражающая в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми, – это:

а) центральное новообразование возраста

б) социальная ситуация развития

в) уровень развития общения

г) ведущая деятельность

4. Автором культурно-исторической теории высших психических функций является:

ДЕ 2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

5. Автономная речь ребенка – это:

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика комаровский видео

а) самостоятельная речь

б) речь, ни к кому не обращенная

в) речь, направленная на самого себя

г) интонационно выразительные звукосочетания, слова, значение которых понятно только с учетом наличной ситуации в целом

6. Время появления первых подражательных движений рук:

а) 10 мес.

б) 6 мес.

в) 7 мес.

г) 9 мес.

7. Причиной кризиса 3-х лет является:

а) появление личных действий

б) сюжетно-ролевые игры

в) осознание своего Я и пересмотр старой системы социальных отношений

г) ссоры с ровесниками

8. Основной формой общения ребенка со взрослым в раннем возрасте является:

а) внеситуативно-познавательная

б) ситуативно-деловая

в) ситуативно-личностная

г) внеситуативно-личностная

ДЕ 3 Развитие деятельности в дошкольном возрасте

9. Какому возрастному этапу дошкольного детства свойственно следующее содержание игры ребенка: «В игре дети создают модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры. Ролевая игра смыкается с играми по правилам.»?

а) 3-4 г.

б) 4-5 л.

в) 5-7 л.

10. Для какого возрастного этапа дошкольного детства свойственен «труд рядом»?

а) 3 г.

б) 3-4 г.

в) 4-5 л.

г) 5-7 л.

11. Какому возрастному этапу дошкольного детства соответствует стадия «схематического рисунка»?

а) 2-3 г.

б) 3-4 г.

в) 4-5 л.

г) 5-7 л.

12. На каком этапе дошкольного детства разворачивается ситуативно-деловая форма общения ребенка со сверстниками?

а) 2-4 г.

б) 4-5 л.

в) 6-7 л.

ДЕ 4. Познавательное развитие в дошкольном возрасте

13. Усвоение мнемических приемов запоминания приходится на возраст:

а) 3-4 г.

б) 4-5 л.

в) 5-7 л.

14. Эгоцентрическая речь ребенка – это:

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник

Теории
созревания
рассматривают психическое развитие
как эндогенный процесс, детерминированнный
биологическим созреванием морфологических
структур мозга в соответм=ствии с
врожденной наследственной программой.
Последовательность и содержание стадий
псих развития полностью определены
динамикой и последовательностью
созревания соответствующих отделов
ЦНС. В отличие от теории рекапитуляции
говрят, что наследственность определяет
не все, а только процессы созревания
соответствующих структур ЦНС. Теория
исходит из представлений о жесткой
локализации всех психических функций.

Классический
вариант теории созревания- теория
трех ступеней К. Бюллера
.

1
стадия – инстинкт – врожденное поведение,
не требует научения, одинаково у всех
членов вида, 0-6 месяцев;

2
стадия – дрессура (навык) – требует
научения, 6-12 месяцев;

3
стадия – интеллект – высшая форма
поведения, не требует научения, оновывается
на инсайте, 1 год и старше.

Связывал
с созреванием мышления, с окружающей
средой, с аффективными принципами, с
переживанием удовольствия, с детством.
Главная закономерность – переход
удовольствия с конца на начало действия.
Переход со стадии на стадию- создевание
определенных отделов ЦНС.

В
современной психологии наиболее
известные представители этого направления-
Д. Фодор и Н. Хомский.

Хомский:
теория речевого онтогенеза. Существуют
врожденные заданные лингвистические
структуры. Актуализируются лишь в момент
созревания речевых зон коры БП, это
сензитивный период. Роль среды: пусковой
материал для врожденных лингвистических
структур, обеспечение языковым материалом.

Критика
теории созревания:

  1. Психические
    ф-ции имеют не точечную, а системную
    локализацию (Лурия)

  2. ВПФ
    (мышление, речь, память, внимание,
    восприятие) формируются прижизненно
    в ходе развития деятельности человека
    как «функциональные органы».

  3. Теория
    созревания характеризует отношения
    между структурами мозга и функцией как
    однонаправленные: стуктура созрела =>
    началось функционирование. Но в период
    новорожденности в условиях незрелости
    коры БП у младенца формируется условный
    рефлекс на положение кормления, значит
    существует возможность функционирования
    в условиях незрелости субстрата.
    Интенсивное функционирование ускоряет
    развитие (если исключить движ глаза,
    созревание не происходит).

9 Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение

Бихевиоризм-
наука о поведении. Психическое развитие
отождествляется с процессами научения.
Основная схема, описывающая процессы
развития: стимул => реакция. Ребенок
от рождения обладает очень бедным
врожденным репертураром поведенческих
реакций, не обеспечивающих приспослбления
к среде. Поэтому с первых дней важными
становятся процессы научения.

Термином
научение
обозначают
относительно постоянное изменение
поведенче­ского потенциала в результате
практики или приобретенного опыта. В
этом опре­делении содержатся три
ключевые элемента:

1) совершившееся
изменение обычно отличается устойчивостью
и длительно­стью;

2)
изменение претерпевает не само поведение,
а потенциальные возможности для его
осуществления (субъект может научиться
чему-то не изменяющему его поведение в
течение долгого времени или не влияющему
на него вооб­ще никогда);

3)
научение требует приобретения некоторого
опыта (так, оно не происходит просто в
результате взросления и роста).

Читайте также:  Развитие фонематических процессов у ребенка

В
рамках бихевиоризма научение приравнивается
к развитию, но все же Уотсон попытался
развести эти понятия. Он выделил законы
развития: хронологический порядок
возникновения новых поведенческих
реакций, увеличение колич выраженности
реакций. Но понимал недостаточность
своих законов и сделал следующую попытку
разграничения научения и развития: в
обоих случаях результат- возникновение
нового поведения. Если новое поведение
приобретается в условиях созревания и
не связано с обучением напрямую, но это
развитие, если нет доказательств
созревания и присутствует момент
научения, то это научение. Однако в
детском возрасте и научение и созревание
проходят в условиях созревания.

Законы
научения Торндайка:

Закон
готовности
,
предполагающий наличие у индивида
готовности к подкреплению определенным
видом стимула. Например для эффективного
научения, когда в кач-ве подкрепления
используется пища, животное должно быть
голодным.

Закон
подкрепления или эффекта

научение происходит только при условии
подкрепления новой реакции.

Закон
упражнения или повторения

новой формы поведения для ее подкрепления.

Для
бихевиоризма характерно утверждение,
сформулированное Торндайком: законы
научения универсальны для всех, от червя
до человека. (тут проявляется позиция
натурализма).

Основные
направления в бихевиоризме – три теории:
классического обуславливания, оперантного
научения, социального научения.

Классического
обуславливания: условный стимул =>
безусловный стимул => безусловная
реакция, затем преобразуется в схему
условный стимул => условная реакция.

Оперантного
научения Скиннера: поведение =>
положительное подкрепление => усиление
(повторение) => поведение. Систематический
контроль , подкрепление желаемого
адаптивного поведения. Например система
жетонов в тюрьмах.

Социального
научения Бандуры: принципиальные отличия
научения человека от животных. У чел-ка
– по механизму социального подражания,
а у животных- путем проб и ошибок. Человек
учится на чужих ошибках. Если бы каждый
из нас вырабатывал новое поведение
путем проб и ошибок, репертуар поведения
был бы крайне ограничен. Опыт: 2м группам
детей показывали фильм, где был агрессивный
человек. В первой ситации он выходил
победителем, во второй его наказывали.
Первая группа детей потом вела себя
агрессивно в играх с игрушками, а вторая
нет. Схема: презентация модели поведения;
разъяснение; имитация, воспроизведение
ребенком; обр связь и подкрепление;
оценка правильности поведения и
подкрепление; упражнения.

Бандура
считал, что способность к подражанию
зависит от уровня развития когнитивных
процессов. Успех научения Бандура
связывает с процессами самоконтроля и
самоподкрепления. Таким образом теория
соц научения вышла за пределы факторного
подхода, тк тут уже активность человека.

В
бихевиоризме были факты о возможности
сдвигов сроков обучения на более ранние
возраста => лозунг: детство используется
непродуктивно! => детей загрузили
кружками, занятиями, а игры отошли на
второй план.

Ранние
представители «теории научения»
направляли свои изыскания на
инструментальное
поведение. Они
исследовали те его виды, которые влекли
за собой последствия. Изучению
подвергалось, например, поведение
кры­сы, перемещающейся по лабиринту
для нахождения выхода и получения пищи.
При этом измеряли такие величины, как
количество времени, требующееся крысе
для достижения цели в ходе каждой из
повторяющихся попыток. Аналогично
ис­следованию Торндайка, процедура
состояла в том, что крыса помещалась в
нача­ло лабиринта, а затем производилась
оценка ее продвижения к выходу. Главным
анализируемым показателем было количество
попыток, требующихся крысе для того,
чтобы она, наконец, смогла пройти весь
лабиринт, не совершая ошибок (та­ких,
как попадание в тупиковые коридоры).

Представители
теории научения несколько отошли от
строгого бихевиоризма. Они использовали
такие понятия, как научение, мотивация,
движущие силы, по­буждения, психическое
торможение, которые обозначали невидимое
поведение. По утверждению выдающегося
теоретика научения Кларка Халла
(1884-1952), эти понятия являются научными
настолько, насколько их можно определить
в терминах наблюдаемых операций.
Например, операциональное определение
наличия голода или «потребности в
насыщении» можно выдвинуть исходя из
количества часов пищевой депривации,
испытываемой крысой перед экспериментом,
или из снижения веса тела крысы
относительно нормального. В свою очередь,
операциональное определение научения
можно дать в терминах прогрессирующего
снижения от попытки к попытке количества
времени, необхо­димого крысе для
достижения выхода из лабиринта (или
кошке для освобож­дения из проблемного
ящика). Теперь теоретики могли задаться
такими требую­щими исследования
вопросами, как: «Происходит ли обучение
быстрее, если усиливается мотив
удовлетворения пищевой потребности»?
Оказывается, проис­ходит, но лишь до
определенного момента. После этого
момента у крысы просто не остается сил,
чтобы пройти лабиринт.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник