Теоретические подходы к развитию ребенка

Теоретические подходы к развитию ребенка thumbnail
Теоретические подходы к развитию ребенка

ТОП 10:

Развитие – изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью – оно медленно раскрывается само для себя, – медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя». [ 25. С.285].

Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми организму, индивидуальности или личности и тем, чем располагает человек и как он может ответить на эти требования).

Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводят к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.

В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологический подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, заданных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешения различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности.

· противоречие между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;

· противоречие между целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

 Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

· «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.

· «зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.( 15,Т.2, ,с.246-247)

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка, то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Задача педагога – способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: “Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору”.

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.

Что такое социализация?

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование социальных чувств: социальных симпатий и антипатий.( В.В. Зеньковский)

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

 Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, мы имеем в виду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение – выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеский, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. П.Н.Наторп писал: “Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг-друга, непрестанно реагируя на эти влияния” [41.С.76].

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка в коррекционных группах

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы. Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова “Ночь после выпуска”. “Люблю ли я школу? – Голос звенящий, взволнованный. – Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается – сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все – прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного – что мне нравиться, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравиться, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и … и не смела сильно любить… Теперь вот оглянулась, и оказалось – ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы, и школы. И тысячи дорог – и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!” [61.С.12].

Юлечку и других героев повести можно назвать “жертвами социализации”. Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего только себе присущего способа социального поведения.

Такими же “жертвами” социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.

Критерии социализации

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор». (22 ,с.86)

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами “Быть со всеми” и “Оставаться самим собой”. Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.



Источник

Библиографическое описание:

Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2164/ (дата обращения: 16.09.2020).



Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда. Одной из актуальных проблем на всех этапах образования дошкольника служит стимуляция познавательной деятельности, так как активность является существенным условием умственного развития. О важности дошкольного возраста как сенситивного периода в становлении познавательной сферы обоснованно в работах учёных (Н. В. Абрамовских, М. И. Лисина, А. А. Люблинская и др.).

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности заключается в осознании относительности своей позиции, в учете своей точки зрения.

Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир. Ребенок отождествляет свои представления и восприятия со свойствами внешнего мира. В результате возникает интересный парадокс детской мысли: ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности.

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных исследованиях по психологии. Это объясняется огромным значением, которое имеют приобретения в умственном развитии, достигнутые в период дошкольного детства не только для успешного обучения в школе, но и для всей последующей жизни человека.

Основной особенностью дошкольного возраста является преобладание образных форм познания действительности — восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их формирования этот возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности. Это значит, что и основной задачей умственного воспитания дошкольника является всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности.

Систематическое обучение дошкольников — важнейшее условие умственного воспитания. Предпосылкой эффективного руководства организованной деятельностью детей является ориентировка педагога на психологические особенности процесса усвоения дошкольниками определённых знаний и способов их применения на разных этапах дошкольного детства, выявление и умелый учёт индивидуальных возможностей усвоения. Уметь видеть достижение каждого ребёнка, систематически фиксировать и направлять прогрессивные изменения в его умственном развитии — одно из самых значительных профессиональных качеств педагога дошкольного учреждения.

Читайте также:  Реферат развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста

Принципы научного понимания закономерностей умственного развития ребёнка в отечественной психологии были разработаны в трудах Л. С. Выготского. Он считал принципиально важным определения двух уровней развития ребёнка, без знания которых мы не сумеем в каждом конкретном случае найти правильное соотношение между умственным развитием ребёнка и возможностями его обучения. Первый уровень он назвал уровнем актуального развития. Это тот уровень развития психических функций (восприятия, мышления, речи, воображения), который сложился у ребёнка на сегодняшний день. Он определился характером задач, которые ребёнок может решить самостоятельно. Второй уровень — уровень потенциального развития, определяющие теми задачами, которые ребёнок может решить при помощи взрослого, в сотрудничестве с ним.

Обучение не должно ориентироваться на вчерашний день в развитии ребёнка, на ужё пройденные и завершённые его этапы. Только то обучение является хорошим, которое опережает развитие ребёнка. Таким образом, Л. С. Выготский показал, что процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающимися зонами ближайшего развития. Влияние обучения на развитие ребёнка в основном определяется ведущей ролью взрослого в обучении.

Развитие ребёнка происходит в процессе сотрудничества путём подражания, которое является источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания. Таким образом, центральный момент в психологии обучения — это возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуального развития. На этом основано значение обучения, направленное на развитие ребёнка, что и составляет понятия «зоны ближайшего развития». Подражание, если понимать его в широком смысле, является основной формой, в которой осуществляется влияние обучения на развитие.

В дошкольном возрасте ребёнок уже способен устанавливать различные связи и отношения между предметами, он активно стремится объяснить то, с чем сталкивается в жизни. Поэтому задача взрослых дать правильное объяснение элементарным физическим, биологическим и общественным явлениям, а не ограничивается ознакомлением детей только с отдельными объектами. Необходимо вводить детей в разные области действительности — открыть для него мир живой и неживой природы, мир людей, искусства. Такое учение должно завершатся усвоением навыков чтения, счёта, письма, т. е. усвоением тех умений, которые на следующей ступени развития будут играть роль главных способов овладения основами общеобразовательных и специальных знаний.

Отмечали роль инициативы в познании как естественного стремления дошкольников Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо. Осуществляли анализ специфики познавательной деятельности и способов ее активизации у старших дошкольников А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие.

Познавательная активность дошкольников происходит из необходимости постичь новые чувства и впечатления. Всем известен факт, что познавательная активность дошкольников возникает из потребности в новых впечатлениях, которая есть у каждого человека с рождения. На основе этой потребности в старшем дошкольном возрасте, в ходе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка развивается желание узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Известные отечественные ученые (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина) считают, что познавательная активность — это одно из значимых свойств психического развития дошкольника. Познавательная активность — многообразное субъективное образование, характеризующееся в стремлении к полному познанию предметов и явлений окружающего мира и складывается оно под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных.

Психические процессы — это подвижное отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы отвечают за первичную регуляцию поведения и формирование знаний и деятельности человека в целом. Среди психических познавательных процессов принято выделять ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение. В период времени от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской продуктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей.

Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета). На втором этапе дети знакомятся с про-странственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание уже от 12 до 20 секунд. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления. Поэтому, как показывают специальные исследования (В. К. Котырло), первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно выполнить задания.

В старшем дошкольном возрасте развитие памяти приобретает произвольный характер. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 30 мишка

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, как носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств».

Изменения в мышлении дошкольника связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.

Ж. Пиаже обозначил психическое развитие как результат активного приспособления детской психики к окружающей реальности.

По мнению автора, данный процесс сугубо индивидуален и зависит физиологического созревания и генетических задатков. Концепция когнитивного развития предполагает активность самого субъекта. Собственно развитие взаимоотношений ребенка с окружающей средой, по определению Ж. Пиаже, помогает усвоению знаний и развитию мышления, т. е. толкование какого-либо события оказывает влияние на поведение ребенка. Поскольку интерпретация требует перестройки своего прошлого опыта и организации имеющихся знаний, то психическое развитие будет рассматриваться как процесс овладения операциями. Механизмами когнитивного развития, по мнению Ж. Пиаже, становятся — ассимиляция, аккомодация и равновесие. Они работают в течение всей жизни субъекта, меняется лишь их соотношение в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, функциональное развитие, согласно Ж. Пиаже, это часть онтогенеза ребенка.

Дети — исследователи мира, который их окружают, у них велика потребность к познанию. С самого рождения у детей присуща способность пытливо исследовать все, что их окружает. И.М Сеченов высказывался о врождённой и очень ценной особенности нервно-психической организации ребёнка — неосознанном желании познать мир. Учёный И.П Павлов данную реакцию назвал «Что такое?» Именно под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с предметом и устанавливает новые связи с ними. С ранних лет жизни ребёнку свойственна предметно — исследовательская деятельность именно она помогает формировать и фиксировать познавательную связь с окружающим миром.

Познавательная деятельность детей переходит на другой этап после овладения ими речи. При помощи речи дети могут синтезировать приобретённые знания, появляется способность аналитической и синтетической деятельности на базе представлений и непосредственного восприятия предметов.

На сегодняшний день перед работниками образования стоит задача формировать у дошкольников не только общие знания и понятия об окружающем их мире, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей. Конструкция когнитивной сферы образуется к старшему дошкольному возрасту (5–6лет). Н. Н. Поддьяков, на основе выше представленных принципов, создал структуру мотивационно — потребностной сферы дошкольника. Главным в этой структуре является традиционное побуждение и необходимость и только потом появляются новые нужды, ещё не найденного предмета. В такой предприимчивой поисковой деятельности дошкольников появляются новые мотивы деятельности.

После овладения детьми речью изменяется форма общения детей со взрослым: первое место занимает значительное место начинают занимать субъективные и когнитивные контакты. Разговаривая со взрослыми людьми кто бы это не был — члены семьи, воспитатель, ребёнок получает новые знания и обогащает свой кругозор. Интерес к познанию детей отражается во всех видах его деятельности (игры, рисунки, рассказы). Взрослые всеми возможными способами должны обеспечить условия для творческой деятельности ребёнка.

Жажда к познанию и любознательность к окружающему миру принуждают ребёнка к получению знаний, и поиску способов удовлетворения желания познать.

Особенности развития познавательной сферы старших дошкольников отмечены в работах В. В Давыдов и Н.Е Веракса, подчеркивается творческое начало в индивидуальности человека. Творчество — это труд человека, который создаёт новые богатства (материальные, духовные), где новшество и значимость общества являются основными мерами творчества 1.

С. В. Кожокарь и С. А. Козловой обнаружены условия, которые обеспечивают довольно стабильные познавательные потребности дошкольников: создание всесторонне пополняющейся предметно-пространственной среды как начала развития интереса; организация поисково-познавательного функционирования детей; привлечение детей к осуществлению творческих заданий; интегрирование образовательной деятельности; формирование представлений у детей о предстоящей работе; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности; использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

На протяжении всего обучения в дошкольном учреждении ребёнок получает знания двух категорий. В первую категорию входят знания, которые ребёнок получает без специального обучения, это знания, которые он получает в повседневной жизни, общение с взрослыми и сверстниками, в ходе игр и наблюдений. Знания данной категории не имеют системности, зачастую они случайны, а порой искажают и отражают действительность.

Наиболее сложные знания включает в себя вторая категория, они могут быть получены непосредственно в специальной образовательной деятельности. На занятиях конкретизируются, классифицируются, суммируются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

Таким образом, можно выделить ряд важных вопросов по проблеме формирования познавательной сферы детей дошкольного возраста. К наиболее актуальным вопросам возможно отнести: развитие познавательной активности, определение содержания познавательных задач и методов ознакомления дошкольников с окружающим миром, определение педагогами ДОУ содержания работы по развитию мыслительных операций, интеллектуальных действий, которыми дети должны овладеть.

Литература:

  1. Гордиенко, Н. В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения»: учебное пособие / Н. В. Гордиенко. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — 136 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, знание, познавательная деятельность, когнитивная сфера, познавательная активность, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Источник