Теоретические основы диагностики развития ребенка

Теоретические основы диагностики развития ребенка thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Слайд 1

и методов педагогического воздействия Обзор диагностических методик КУ ХМАО – Югры « Урайский специализированный Дом ребёнка» Составила: воспитатель Антоненко М.Ф. Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе.

Слайд 2

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия на ребенка .

Слайд 3

Шкала развития Н. Бейли . Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в шкале оценок стандартного показателя QI . Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению , зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость.развития Результатом является «индекс умственного развития» ( MDI) . Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования ( умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки). Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI) . Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости. Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ. ТЕСТЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ТИПУ ШКАЛЫ.

Слайд 4

« Таблица развития» А.Газелла Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: Моторика Язык А даптивное поведение Личностно-социальное поведение. Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми. Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и И.Лезин , разработанная на основе тестов А.Газела . Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: Моторика. Зрительно-моторная координация. Речевое развитие. Социальное развитие. Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями (16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется «коэффициент развития». Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.

Слайд 5

«Шкала развития» Д.Лешли . Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии ребенка. В карточках Д.Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка: Физическое развитие ( развитие движений, локомоций и моторики); Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи); Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру). Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам . Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период . Система методических подходов Ж.Пиаже . Методики Ж.Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания шкал. Шкала И. Ужгирис и Дж.Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6 стадий. Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспи тания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.

Слайд 6

В отечественной науке диагностика развития детей младенческого возраста разрабатывалась в 20-30 годы. Н.М.Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга , создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием. В 40-е годы Н.М.Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев. Данная разработка была дополнена Н.С.Аксариной для детей до 3-х лет. Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н.М.Щелованова , М.Ю.Кистяковской , Э.Л. Фрухт , Г.В.Гридневой создали «Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года выступали: Зрительные и слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движение руки и действия с предметами; Подготовительные этапы в развитии речи; Навыки.

Слайд 7

Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни разработаны К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной , Л.Г. Голубевой . Оцениваются следующие линии развития: Понимание речи и активная речь; Сенсорное развитие; Развитие игры и действий с предметами; Развитие общих движений; Формирование навыков самостоятельности; Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни). Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно; Второй год – каждые три месяца; Третий год – каждое полугодие. Выделены 4 уровня оценки: 1-ая группа – нормальное развитие; 2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока; 4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.

Слайд 8

О.В.Баженова «Диагностика психического развития детей первого года жизни» Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического развития ( Л.С.Выготский , Р.А.Лурия , Н.А.Берштейн , А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин ). Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием предметно-манипулятивной деятельности и общения. Для диагностики разработана система показателей (98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка. Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность , несовершенная форма, совершенная форма 3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).

Слайд 9

Е.А.Стребелева « Ранняя диагностика умственного развития». Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л.А.Венгера . Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым. Е.А.Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития.

Слайд 10

Все перечисленные диагностические методики для детей раннего возраста обеспечивают процедуру обследования и оценку хода развития ребенка. В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К.М.Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели. В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно – психического развития детей ( Фрухт Е.Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Слайд 11

Литература : 1. Ю.А.Разенкова Альманах института коррекционной педагогики РАО 6/2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.Педагогика 1985. 2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития М.Педагогика1989г . Интернет рессурсы : Сайт www . Supint.ru/ .И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика.

Источник

В современной теории и практике специального (дефектологического) образования достаточно остро стоит вопрос о ранней диагностике отклоняющегося развития. При этом, как и дефектология вобрала в себя различные отрасли науки, так и этот частный вопрос диагностики предусматривает под собой заинтересованность специалистов различного профиля. В случаях сильно выраженного отклонения в развитии, ребенок с рождения находится под пристальным наблюдением медицинского персонала, но и при этом важным аспектом является дифференциация патологических проявлений. В случае же когда нарушение носит не столь выраженный характер, в раннем возрасте могут проявляться только незначительные симптомы, которые не могут быть замечены неспециалистом. В этой связи вопрос ранней комплексной диагностики отклоняющегося развития приобретает более выраженные черты.

Под комплексной диагностикой мы понимаем целенаправленную, слаженную, но при этом независимую работу групп разных специалистов: медицинского, психологического и дефектологического профиля, выделяя при этом клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление.

Целью настоящей статьи является теоретическое рассмотрение основных аспектов комплексной диагностики отклоняющегося развития с отдельным выделением клинического и психолого-педагогического направлений данной деятельности.

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии является сравнительно молодым направлением в отечественной дефектологии. Несмотря на это диагностическая и коррекционная работа находит свое отражение в многочисленных научных трудах, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблемой диагностики и коррекции детей раннего возраста в отечественной дефектологии занимались Белякова Ю. Ю., Браткова М. В., Выродова И. А., Лебединская К. С., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И., Стребелева Е. А. и другие. Эти исследования объединяет одна основная цель, создание диагностической и коррекционной базы для оказания ранней помощи детям с психическими нарушениями.

В зависимости от времени воздействия вредных факторов на ребёнка по данным Мастюковой Е. М., Лебединского В. В., Марковской И. Ф., Бадалян Л. О. и др., аномалии психофизического развития детей, связаны с органическими поражениями ЦНС и другими патологическими процессами развития в период пренатального, натального, постнатального, в том числе и раннего онтогенеза.

Неопровержимым является тот факт, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка во время родов. Родовые травмы приводят к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. Наиболее тяжелые отклонения в развитии появляются при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией во время родов. Рядом авторов установлена взаимосвязь между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут возникают необратимые изменения в структуре головного мозга с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития или других, более или менее выраженных, отклонений в интеллектуальном, эмоциональном и/или физическом развитии [7, с.5].

Вместе со стойкими и необратимыми нарушениями развития, обусловленными органическими поражениями мозга, наблюдается и множество обратимых вариантов протекания этих нарушений, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической слабости, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Поэтому обязательное медицинское наблюдение беременности и первых лет жизни ребёнка является необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования психических отклонений ребенка раннего возраста.

Основными методами медицинского направления комплексной диагностики являются сбор и анализ анамнестических данных о протекании беременности матери ребёнка, об особенностях родов, о значимых показателях психофизического развития (например: заключения педиатра, особенно в первый год жизни) ребёнка; осмотр ребёнка узкими специалистами, проведение ряда лабораторных исследований (например: компьютерная томография, электроэнцефалография, эхо-энцефалография и др.) в том числе генетических, биохимических и патопсихологических (диагностика ВПФ в клинике).

Медицинское направление комплексной диагностики раннего возраста позволяет проследить причинно-следственные связи между признаками психических нарушений и повреждениями отдельных структур головного мозга. Клиническая диагностика в раннем возрасте бывает затруднена, так как многие психические отклонения не связаны с конкретными сенсорными или соматическими нарушениями и входят в состав различных симптомокомплексов.

В рамках психолого-педагогического направления комплексной диагностики детей раннего возраста, Лихачева Е. Н. отмечает, что значимость такого подхода в диагностике нарушений и отклонений развития возрастает еще и потому, что нарушения высшей нервной деятельности проявляются ранее на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. И если ребёнок не попадает в поле зрения специалистов, проблема приобретает более устойчивый характер[5, с. 254–255].

Анализируя и обобщая опыт различных специалистов, Мамайчук И. И. разработала и систематизировала основные принципы психолого-педагогического воздействия на ребенка, базирующиеся на основных положениях специальной психологии:

          восприятие и, соответственно, воздействие на личность ребенка. При этом личность рассматривается как целостная психологическая структура, которая формируется в процессе онтогенеза, и основывается на принятии человеком общественных форм сознания и поведения;

          психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций (особое место в этом процессе занимают значимые взрослые, которыми чаще всего выступают родители);

          важнейшую роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности. В раннем возрасте такой деятельностью является предметно-манипулятивная, к трем годам она трансформируется в ролевую игру и копирование действий взрослых;

          развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. Вне зависимости от степени тяжести нарушения и времени патологического воздействия все дети обладают способностью к развитию [6, с.26].

Отечественные авторы Кисова В. В. и Конева И. А. выделяют ряд новообразований, на которые следует направить особое внимание в диагностике возрастных норм развития детей от рождения до 3-х лет, к которым они относят:

          личную активность ребёнка (слуховое зрительное сосредоточение и восприятие, способность выделять близких людей, особенно мать);

          потребность в общении (начальный этап проявляется ещё в младенчестве в виде «комплекса оживления»);

          эмоциональное и личностное развитие (проявляется особо остро в кризисе 1-го года жизни, когда резко возрастает стремление ребенка к свободному передвижению и формирование самостоятельности в исследовании окружающих предметов);

          развитие речи (начинается гулением, лепетом ещё в младенчестве в последующем активно развивается пассивный и активный словарный запас);

          развитие всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание);

          предметно-манипулятивная деятельность, как ведущая на данном этапе развития;

          аффективность, т. е. эмоциональность и способность адекватно реагировать на внешние воздействия;

          развитие самосознания, которое начинается с 2-х с половиной лет и в конечном итоге приводит к кризису 3-летнего возраста [4, с.18].

Для диагностики эмоционально-волевых проявлений ребенка могут быть использованы задания, направленные на диагностику познавательной сферы. Шаповал И. А. указывает на необходимость использования метода наблюдения в сочетании с различными, доступными для ребенка раннего возраста, диагностическими заданиями, при котором необходимо обратить внимание на следующие показатели:

          общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.),

          активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; контактность [8, с. 233].

Особое внимание исследователи обращают на вовлеченность в контакт ребёнка, т. е. желание сотрудничать со взрослыми. Обычно неполноценный, поверхностный контакт характерен для детей с интеллектуальным нарушением. Дети с невротическими проблемами ведут себя тревожно, им присущи различные страхи. Плохо адаптированные дети раннего возраста, как правило, испытывают затруднения в установлении контакта; уход от контакта — один из ведущих симптомов в поведении детей с расстройствами аутистического спектра.

Немаловажным фактом является эмоциональная реакция ребёнка на поощрение и одобрение (обычно положительные реакции наблюдаются в норме уже в возрасте от года до полутора лет). При выраженном снижении интеллекта дети относятся к одобрению равнодушно; невротизированные дети наряду с проявлениями радости резко повышают результативность выполнения заданий благодаря уменьшению эмоционального напряжения. В норме уже с 2-х с половиной лет ребёнок способен самостоятельно обнаружить ошибочность своих действий. Обнаружив ошибку, он сосредоточивается на выполнении заданий и, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

Отношение к деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется прежде всего заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к её результату. Особое внимание акцентируется на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем. Возникновение аномалий развития детей связано с действием разнообразных неблагоприятных факторов: генетических, факторов внешней среды, травматизмом и пр.

Ранний возраст, от рождения до 3-х лет, является наиболее благоприятным и эффективным в установлении отклонений психического развития, так как позволяет приступить к коррекции этих недостатков как можно раньше, когда многие психические функции находятся в стадии формирования и развития. В раннем возрасте существует наибольшая возможность эффективного использования различных компенсаторных механизмов психики, т. к. именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие высших психических функции.

Необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования отклонений развития ребенка является комплексный подход специалистов, который начинается с регулярного осмотра ребёнка педиатром и посещения по его рекомендациям узких специалистов и позже поддерживается первейшим институтом социализации детей — яслями и детским садом. Только это условие является основой постановки правильного диагноза и предупреждением прогресса заболеваний ребёнка.

В рамках клинического направления определения нарушений развития выделяют психопатологическое обследование, включающее в себя выявление и описание симптомов нарушений эмоциональных и поведенческих отклонений, нарушений речи и познавательной деятельности, а также включает диагностику синдромов и болезненных состояний ребёнка.

Психолого-педагогическое направление помощи детям с отклоняющимся развитием в большей степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания. При этом социальная среда выступает не только как условие, но и как источник развития. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в раннем возрасте детерминирует их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Ведущие психологи и дефектологи отмечают, что следует особое внимание уделять контролю над ходом психического развития малышей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

Факторы приводящие к нарушениям развития в раннем детском возрасте весьма разнообразны — это и средовое влияние, и генетическая обусловленность, перенесенные заболевания как матери во время беременности, так и ребёнка в раннем возрасте, а также различные травмы. Однако диагностика и коррекция этих отклонений в раннем возрасте является необходимым и значимым условием преодоления последующих нарушений и их прогресса; так как в возрасте до 3-х лет психика ребёнка наиболее чувствительна к систематической стимуляции и воздействию. При этом данная работа должна проводиться специалистами в тесной, неразрывной и систематичной связи с семьёй ребёнка.

Неутешительные тенденции постоянного увеличения числа новорожденных детей с недостатками развития ставят проблему раннего обнаружения и коррекции нарушений в развитии на первый план, как в теории, так и в практике работы специалистов медицинского и психолого-педагогического, в частности дефектологического профиля.

Литература:

  1.                Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С.15–21.
  2.                Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 41 с.
  3.                Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей. учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет», 2010. — 88 с.
  4.                Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 352с.
  5.                Лихачева Е. Н. Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность, проблемы и пути решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. — № 17. Выпуск 20. — С. 254–256.
  6.                Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
  7.                Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  8.                Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.

Источник