Тенденции обучения и развития для ребенка

Тенденции обучения и развития для ребенка thumbnail

Тренды в детском образовании

Традиции больше не работают: пять новых трендов в детском обучении

Мир меняется слишком быстро, и привычная система образования уже не помогает адаптироваться к реальности. Вероятнее всего, современные дети будут осваивать профессии, которых пока даже не существует. Чтобы эффективно подготовить их ко взрослой жизни, необходимо пересмотреть сам подход к получению знаний: делать упор на развитие soft skills, максимально задействовать современные технологии и проявлять гибкость. Последние тенденции в образовании отлично иллюстрируют изменения, с которыми нам предстоит столкнуться.

Подпишитесь на наш канал

Адаптивное обучение

Школьная система постепенно перестает быть одинаковой для всех и становится более чувствительной к потребностям каждого конкретного ученика, ведь она унифицирована и не учитывает потребности конкретного ученика. На смену ей постепенно приходит новая, более гибкая модель, в которой реализован индивидуальный подход: она способна подстроиться под знания и способности каждого ребенка, а также направлена на развитие его личных качеств. Адаптивное обучение смещает фокус с теории на практику, помогает освоить навыки проектной работы в группе, делает ученика не объектом, а субъектом получения знаний.

Персонификация в выявлении способностей ребенка

Система профориентации десятилетиями помогала определиться с будущей профессией, но сегодня она уже не работает: новые специальности появляются быстрее, чем мы успеваем приспосабливаться к изменениям, — едва ли не каждые три месяца. Значит, нужно учиться выявлять способности ребенка «здесь и сейчас» и адаптировать его к постоянно меняющемуся миру.

Уже существуют методики тестирования, которые помогают определять предрасположенность к разным областям знаний с помощью технологий искусственного интеллекта. В качестве примера можно привести российский сервис для подбора и бронирования внешкольного образования Leoni, предлагающий тесты на базе ИИ с последующей рекомендацией путей развития нужных навыков.

Вместе с тем персонификация повышает требования к квалификации преподавателя и качеству обучения. Становятся востребованными сервисы, которые могут взять на себя ответственность за проверку и отбор поставщиков образовательных услуг, ведь рынок перенасыщен предложениями и важно суметь выбрать действительно качественные занятия.

Микрообучение

Клиповое мышление — реальность последнего десятилетия. Переизбыток информации снижает способность фокусироваться на одном процессе. Этот тренд дал толчок к появлению нового формата освоения определенных навыков — микрообучению. Его суть заключается в разбивке большого курса на маленькие части, изучение которых требуют не больше 10-20 минут. Учебные материалы часто представлены в виде инфографики или видео, активно используются интерактив и игровые элементы, поэтому ребенку нетрудно сконцентрироваться. Социальные сети тоже становятся частью процесса обучения — об этом свидетельствует популярность образовательных пабликов для изучения, например, иностранных языков.

Виртуализация и геймификация

Технологии влияют на восприятия информации детьми, поэтому один из новейших трендов в образовании — активное внедрение новых форматов подачи знаний. Речь не только и не столько о компьютеризации, сколько о принципиально ином подходе к иллюстрации учебного материала. Уже сейчас в школах, кружках и студиях применяется технология виртуальной реальности: VR-очки помогают наглядно увидеть процессы, которые ребенок изучает на уроке: например, «гулять» по улицам древних Афин или наблюдать, как движутся электроны в атоме — картинка в учебнике или видео на экране не дадут такого вовлечения.

Геймификация помогает осваивать знания в ставшем привычным для ребенка игровом режиме: проходить квесты, получать «ачивки» (достижения). На смену оценкам постепенно приходит система баллов, которые в последствии можно обменять на что-то нужное. Это не только усиливает мотивацию, но и дает первый опыт обращения с заработанными средствами.

Bring Your Own Device

Зачем закупать учебники, тетради и специализированное оборудование, если практически у каждого ученика есть смартфон или планшет? Система Bring Your Own Device — «принеси свое устройство» — вышла за пределы офисов и добралась образования. Школы адаптируются под диджитал-формат и все чаще задействуют приложения и онлайн-платформы, к которым студенты получают доступ со своих собственных гаджетов. Речь не только о дистанционном обучении, но и о традиционных уроках. Примером может служить сервис Kahoot!: он позволяет создать несложную викторину, чтобы проверить, насколько усвоен новый материал. Ученики прямо в классе подключаются к системе со своих смартфонов и вместе отвечают на вопросы.

Пока прогрессивные учебные заведения полностью отказываются от бумажных пособий в пользу цифровых, приверженцы традиционного образования продолжают запрещать гаджеты в школах. Однако наметившиеся тенденции говорят о том, что привычный формат обучения все же станет более технологичным и адаптивным. Дети получат возможность развивать нужные им навыки и использовать для этого весь спектр технологических возможностей. Уже очень скоро это станет привычным и естественным явлениям, и родителям нужно быть к этому готовым.

???? ???? ???? Курсы, вебинары, мастер-классы – более 1000 образовательных программ

Ставьте пальчики ВВЕРХ!

———————————————

Если материал показался интересным – подписывайтесь на обновления нашего Канала на Яндекс.Дзен.
Мы знаем многое об образовании и обучении, и с радостью готовы делиться своими знаниями.

Поставьте ЛАЙК, пожааалуйста !????????????

Вот еще интересные материалы нашего канала:

Множество полезных статей нашего канала

Оригинал этой статьи опубликован на сайте EduGid.ru

Читайте также:  Развитие моторики рук у ребенка

Источник

С каждым годом мир меняется и развивается. Темп жизни ускоряется, появляются новые проекты, стартапы и профессии, возникают нестандартные проблемы. Изменчивость мира рождает новые требования к детям, к тому, какими они будут и кем станут.

Все возникающие инновации для детей должны отвечать потребностям нового поколения. Развитие ради развития окончательно потеряло смысл, теперь мы живём в очень прагматичном мире.

Актуальными остаются только те инновационные направления, которые несут конкретную пользу и применимы на практике.

Направления инновационного развития детей

обучение и творчество

Дети отличаются от родителей, это свойственно любому поколению. Но такого контраста взглядов и кардинальных отличий между поколениями история ещё не знала. Тип мышления современной молодёжи сильно отличается от мышления взрослых. Цифровая эпоха, появление инноваций и широкое распространение нового, стирание границ между виртуальным и реальным миром накладывают свой отпечаток на всех людей. И если взрослые вынуждены перестраивать мышление, то младшее поколение растёт в таком мире с самого рождения.

Инновации для детей востребованы в тех областях, которые понадобятся ребёнку в будущем.

Ниже перечислены основные направления инновационного развития, в которых создаётся больше всего разработок:

  1. Организация работы в условиях многозадачности. Огромный объём информации, масштабность возникающих вопросов – всё это приводит к новым способам деятельности. Без организованности, умения переключаться и вовремя давать себе отдохнуть, детям будет непросто. Обучение навыкам многозадачности (с учётом возрастных особенностей) должно начинаться с раннего детства.
  2. В будущем будут востребованы навыки работы в коллективе, это тенденция развития общества. Умение работать в команде, отстаивать точку зрения и при этом с уважением относиться к границам других людей – навыки, которые нужно развивать.
  3. Чтобы вырастить социально адаптированных и здоровых личностей, взрослые должны дать детям творческую свободу, помочь раскрыть их сильные и слабые стороны. Не нужно воспитывать универсальных солдат, которые одинаково хороши в любой деятельности. Инновации помогают легко справиться с этой задачей.
  4. Обработка больших объёмов информации. Инноваций в этой сфере больше всего. Пресловутое клиповое мышление, о котором активно говорят последние несколько лет, одновременно и мешает, и помогает обрабатывать информацию. Изменения в мышлении уже произошли, это нужно принять и не пытаться переделать детей. В клиповом мышлении скрыт огромный потенциал, который при правильном использовании приносит отличные результаты.

Любые инновации направлены на то, чтобы сделать жизнь лучше, эффективнее и счастливее.

Разработка и внедрение инноваций, создание технических новинок, образование по новым программам одинаково важны для гармоничного развития детей, это вклад в будущее человечества.

10 инноваций 2019 для детей: основные направления развития

На конкретных примерах можно увидеть, в каких именно областях будут применяться инновации для детей в 2019 году.

IT-академии и технопарки

IT-академия для детей

Создание технопарков и IT-академий, расширение и увеличение их количества во всех странах. Изучение программирования – не каприз и не дань моде. Это способ научить ребенка думать, решать задачи, всесторонне рассматривать проблемы.

Финансовая и бизнес грамотность

Финансовая и бизнес грамотность для детей

Изучение бизнес- и финансовой грамотности. Успешные стартапы, которые реализуют дети, давно не шокируют. Умение распоряжаться деньгами, зарабатывать их и вкладывать обязательно для любого современного человека, и лучше эти навыки получить в детстве.

VR-технологии

VR для детей

Системы получения знаний со встроенной дополненной реальностью. Инновации в обучении и воспитании успешно применяются и внедряются, однако в большинстве школ детей учат по-старому, так как техническая база далека от совершенства. В 2019 году образовательные программы нового типа, в том числе и с использованием VR-технологий, станут доступнее.

Современные технологии и программы

Разработка и внедрение в массы приложений и программ, которые помогают организовать своё время. Эффективный тайм-менеджмент –проблема, которая актуальна не только для взрослых бизнесменов.

В растущем потоке информации и дел без специальных навыков и инноваций ориентироваться сложно и неудобно.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни для детей

Мониторинг физического состояния, как одно из инновационных направлений развития. Согласно исследованиям, 80% людей всех возрастов ведут неправильный образ жизни. Благодаря различным гаджетам, начиная от приложений в телефоне и фитнес-трекеров и заканчивая приборами для неинвазивного измерения уровня сахара в крови, следить за своим физическим состоянием стало проще. Доступность этих технологий и их распространение в перспективе должна ощутимо улучшить здоровье людей.

Инновации в сфере развлечений

Пресыщенность информацией и низкая физическая активность приводят к тому, что дети сильно утомляются, поэтому развлечения и отдых должны быть активными.

Без правильно организованного досуга не получится сформировать социально успешную личность.

Дополнительное образование, как норма жизни

Дополнительное образование для детей

Ряд профессий перестанут быть востребованными в течение ближайших десяти лет. Поэтому так важно развивать навык обучения на протяжении всей жизни. Без высокой адаптивности и умения развиваться в будущем будет сложно конкурировать на рынке труда.

Тенденция к раннему обучению

раннее обучение для детей

Речь идёт не об «английском и хороших манерах с пелёнок». Новые программы обучения составлены таким образом, чтобы дети с первых классов школы обучались максимально эффективно. Учёба постепенно становится не просто абстрактным обменом набором знаний, а приобретает прикладной характер.

Читайте также:  Книга о развитии ребенка с грудного возраста

Безопасность в сети

безопасность в интернете для детей

Разбор основных правил безопасного поведения в интернете. Границы между реальным и виртуальным миром стираются, поэтому необходимо учить детей адекватному поведению в сети, умению выстраивать личные границы. Взрослые должны объяснять на конкретных примерах, почему эти навыки обязательны и на что они влияют.

Социальная благотворительность

Во многих образовательных учреждениях вводятся программы волонтёрской работы для детей. Такие проекты обучают навыкам работы с самыми разными людьми, воспитывают толерантность и формируют правильные ценности.

благотворительная помощь детям

Все вышеперечисленные инновации для детей объединяет одно: неуклонно изменяющийся мир, с новыми запросами и требованиями ко всем людям. Эти перемены пугают и вызывают отторжение, но они неизбежны. Инновационные разработки, которые создают и внедряют по всему миру, облегчают работу учителей, помогают родителям в воспитательной и образовательной деятельности. Новые способы работы нужны и важны.

Наши дети будут жить в мире, которого мы пока не знаем. Раньше главной задачей взрослого было передать знания и воспитать человека, который проживёт точно такую же жизнь, какая была у его родителей. Столкнётся с такими же проблемами и вопросами. Но сегодня люди разных возрастов оказались в одинаковом положении, и у взрослых гораздо меньше преимуществ. Всё, что можно сделать – не просто учить молодое поколение и разрабатывать для них инновационные программы. Учиться и меняться вместе с ними, и вместе строить наше будущее.

Источник

Наталья Трушина
Современные тенденции развития дошкольного образования

Введение

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим развития. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

4

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции Процесс

Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение

Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.Новые отношения и позиции:

– субъект-субъктные;

-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.Расширение структур сопровождения:

-медико-валеологическая;

-социально-педагогическая;

– психологическая;

-коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

6

По мнению В. Т. Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее, проведению совещаний по обмену опытом и т. п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Читайте также:  Бюлер выделял три ступени развития ребенка

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В. А. Сластенину, – процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни

7

педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл. 1.2.).

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развитияДОУ и его участников:

человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

– целостности педагогического процесса и комплексности целей;

8

– активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

– демократизации и гуманизации;

– системности и целостности управления;

– централизации/децентрализации;

– взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

– единоначалия и коллегиальности;

– объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ,в частности:

– совмещение инновационных программ с уже существующими;

– сосуществование представителей различных педагогических концепций;

– раскол педагогического сообщества;

– несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

9

– потребность в новом научно-методическом обеспечении;

– потребность в новых педагогических кадрах;

– приспособление новшеств к конкретным условиям;

– проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

– проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В. Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ:

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т. д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

10

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.

11

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы.

Основными функциями дошкольного учреждения являются:

— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

— забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.

Источник