Темы для развития речи ребенка

Темы для развития речи ребенка thumbnail

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь – основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Приглашаем Вас на большой “педсовет” по стимуляции и совершенствованию речевого развития дошкольников. Для достижения этих целей выработано огромное количество эффективных методов. Положительный опыт коллег по их применению собран и систематизирован для Вас на этих страницах. В том числе – специальные игры, логопедические занятия и советы по развитию речевого дыхания. Большой выбор готовых решений, конспектов, сценариев, дидактических синквейнов и мнемотаблиц.

Слово за слово: помогаем в ответственном деле речевого развития.

Включает в себя разделы:

  • Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
  • Игры по развитию речи
  • Логопедия. В помощь логопедам
  • Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы
  • Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи – синквейны»
  • Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 44532.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Новое

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в волшебную страну»
Цели: Обучающие: – Выявить уровень знаний детей; -Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; -к обобщающему слову подбирать подходящие слова; -изменять слова по числам; -тренировка навыка правильного…

НОД по развитию речи «Сравни животных»
НОД по развитию речи “Сравни животных“. Средняя группа. Цель: развитие мышления и речи посредством игры. Задачи: научить детей рассматривать игрушку, её детали; находить сходства и различия; учить использовать в речи новые слова (прилагательные, глаголы) Стимульный материал:…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста – Конспект НОД по речевому развитию «Со словами поиграем — много нового узнаем» в старшей группе

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Со словами поиграем — много нового…»
Цель: учить детей выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Образовательные задачи: – создать условия для совершенствования грамматического строя речи; – упражнять в словообразовании. Развивающие задачи: – развивать слуховое внимание при согласовании существительных с…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект мастер-класса по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве» Образовательная область “Речевое развитие” Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей…

Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи
Доклад Тема: “Инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи” Составила старший воспитатель МКДОУ Ребрихинский детский сад “Улыбка” Попелышева С.В. 2020 г Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая…

Конспект занятия по развитию речи «Одуванчики»
Тема: «Одуванчики» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации мастерской Задачи: 1. Создание условий для развития умения детей составлять рассказы по картине 2. Создать условия для расширения словарного запаса детей 3. Создать условия для выражения детьми…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста – Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду

Статья «Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в…» Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Задача воспитателя – позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие…

Профилактика дисграфий у дошкольников с нарушениями речи
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Собственно письмо включает ряд специальных операций: 1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. 2. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических…

Использование устного народного творчества в речевом развитии детей ДОУ Использование устного народного творчества в речевом развитии детей ДОУ
практически все задачи методики развития речи ,наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников. Использование устного народного творчества в речевом развитии детей МБДОУ д/с №9 « Родничок» Собинского района Владимирской области. Воспитатель Юнеева Любовь…

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
“Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, – будьте терпеливы и наблюдайте» Дипак Чопра. Затрагивая любой вопрос, касающийся наших детей, мы все без исключения хотим их видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться друг с другом и с окружающими людьми….

Читайте также:  Развитие ребенка встает на носочки

Источник

Содержится в разделах:

  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
  • Конспекты занятий, НОД

Включает в себя разделы:

  • Чтение художественной литературы, пересказ, заучивание
  • Картины. Знакомство с картинами, рассматривание и составление рассказов
  • Беседа. Проведение бесед на занятиях

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 26112.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Новое

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в волшебную страну»
Цели: Обучающие: – Выявить уровень знаний детей; -Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; -к обобщающему слову подбирать подходящие слова; -изменять слова по числам; -тренировка навыка правильного…

НОД по развитию речи «Сравни животных»
НОД по развитию речи “Сравни животных“. Средняя группа. Цель: развитие мышления и речи посредством игры. Задачи: научить детей рассматривать игрушку, её детали; находить сходства и различия; учить использовать в речи новые слова (прилагательные, глаголы) Стимульный материал:…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект НОД по речевому развитию «Со словами поиграем — много нового узнаем» в старшей группе

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Со словами поиграем — много нового…»
Цель: учить детей выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Образовательные задачи: – создать условия для совершенствования грамматического строя речи; – упражнять в словообразовании. Развивающие задачи: – развивать слуховое внимание при согласовании существительных с…

Конспект мастер-класса по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве» Образовательная область “Речевое развитие” Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей…

Конспект занятия по развитию речи «Одуванчики»
Тема: «Одуванчики» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации мастерской Задачи: 1. Создание условий для развития умения детей составлять рассказы по картине 2. Создать условия для расширения словарного запаса детей 3. Создать условия для выражения детьми…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Птицы» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Птицы»
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Птицы». Цели и задачи: ЗКР. Закрепление звукопроизношения звуков «Т», «Т», «Д», «Д» в звукоподражательных словах. Заучивание русской народной песенки «Тень- тень- потетень». Познакомить детей с некоторыми зимующими…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста «Накормим зверят»

Статья «Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста «Накормим…»
Цель: Учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы о различии голосов домашних животных. Задача: Сформировать доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным. Материал : Коза, лошадь, свинья, корова, овца. Трава, овощи. Кукла-перчатка «Бабушка»…

Конспект по развитию речи во второй группе раннего возраста «Петушок и его семья»
Конспект фольклорного занятия «Петушок и его семья». Тема: «Петушок и его семья». Цель: использование фольклора в обучении детей раннего возраста. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, в которых рассказывается о петушке, курочке,…

У куклы в гостях. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
Цель: Развитие речи у детей. Задачи: -Побуждать детей строить короткие описательные рассказы -Активизировать словарь наименований предметов посуды. – Уточнять и закреплять правильное произношение звука «С». Материал и оборудование: Игрушки: куклы. Детская посуда: самовар,…

Конспект занятия по развитию речи «Весна» с использованием методики «синквейн»
Конспект занятия по развитию речи «Весна» с использованием методики «синквейн». Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; использование технологии «синквейн» в развитии связной речи. Оборудование: картинки из серии «Времена года» (весна,…

Темы для развития речи ребенка

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Читайте также:  Игрушки для развития познавательных способностей ребенка

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Источник

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

Гиперопека родителей и лень ребенка

Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

Индивидуальное развитие ребенка

Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

Стрессы

К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

Заболевания

Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
Читайте также:  Кружки как они влияют на развитие ребенка

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории – слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

Развитие понимания речи 

Методика “развития понимания речи” хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

Специалисты делят речь на:

  1. Активную – то, что человек говорит.
  2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

Развитие активной речи

Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
  2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
  3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
  4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
  5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.

Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

Читайте далее: развитие памяти у детей

Источник