Темпы развития ребенка от рождения до трех лет

Темпы развития ребенка от рождения до трех лет thumbnail

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что подоплека особенности закладывается в раннем детстве, следовательно, воспитывать малыша необходимо от рождения. Первые три года жизни ученые выделяют в особый период — период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями детей этого возраста. В период раннего детства происходит становление и развитие детей во всех психических процессах — восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, воображения и т.д. Малыш получает представление об окружающих предметах, начинает ориентироваться в их форме и величине.

Признавая приоритет семейного воспитания, государство предоставило матери возможность воспитывать ребенка до трех лет дома. Однако, как показала жизнь, далеко не все семьи смогли воспользоваться такой возможностью для полноценного развития своих детей.

Нужно понимать, что основные направления работы дошкольного учреждения с наименьшими — это обеспечить эмоциональный комфорт, создать внутренние предпосылки для дальнейшего психического и личностного развития детей, оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и обучении детей. Поэтому для малышей в детских садах должны быть созданы определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, которые используются на последующих возрастных этапах.

С первых дней новорожденный ребенок требует от взрослого ласкового, приветливого внимания, ласкового отношения к себе. Начиная с двухнедельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Для этого во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и активного бодрствования надо ласково разговаривать с ребенком, проговаривать все действия, которые выполняет взрослый, называть, предметы, но не слишком эмоционально. Нежное отношение к ребенку — главное условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это и есть основа его активности.

Первая реакция на действия взрослого (ритмичный стук, разговор, осязание) является предпосылкой к общению, которое выражается сосредоточенностью и зрительным поиском. В первые дни жизни это основная реакция ребенка на обращение взрослого. В конце первого месяца младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи утверждают, что улыбка является первой социальной реакцией ребенка, сообщает взрослому о приятном ощущении его присутствия.

Очень важно заметить и поддержать эту социальную реакцию ребенка на взрослого. Активное, эмоциональное общение взрослого с ребенком побуждает к рождению первых социальных контактов младенца.

Улыбка как проявление позитивных эмоций появляется позже от плача — при зрительном сосредоточении на предмете или в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Впоследствии у ребенка (второй-третий месяц жизни) вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция — комплекс оживления: сосредоточенный взгляд на лицо взрослого, оживленные движения руками и ногами, тихие звуки. Это проявление первой социальной потребности ребенка в общении со взрослым.

В четыре — пять месяцев ребенок начинает отличать своих от чужих, к своим проявляет радость, к чужим – негативное отношение. Сразу после рождения резко изменяется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Чрезвычайно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом в течении нескольких дней, даже часов после рождения. От скорости этих адаптивных изменений и преобразований, возникающих в организме новорожденного ребенка в связи с переходом в существенно новые условия среды, зависит степень физиологической полноценности и развития в постнатальном периоде.

Через две — пять недель после рождения, движения обоих глаз становятся хорошо согласованными, координированными, развивается реакция сосредоточенности, которая проявляется в остановке взгляда на предмете и прекращении в этот момент всех двигательных и голосовых реакций, а в три — пять месяцев появляется способность фиксировать взгляд на предмете в поле зрения.

Дети рано начинают различать цвета. Уже в три месяца можно выработать условный рефлекс на некоторые цвета (желтый, красный, зеленый), а с шести месяцев — на все цвета. Первые реакции на звук у новорожденного ребенка имеют характер ориентирующих рефлексов и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, в разных мимических движениях. Малыши могут различать звуки одинаковой интенсивности, но разные по тембру и высоте. Разнородные звуки дети начинают различать из двух — трех месяцев, позже точность различения увеличивается. Функциональное развитие слухового анализатора длится до шести — семи лет.

В течение первых месяцев жизни ребенка органы зрения и слуха быстро совершенствуются, что обусловлено развитием нервной системы, особенно головного мозга. Развитие детей проходит очень интенсивно.

Ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижных предметах, следить глазами за движением предметов, реагировать на нерезкие звуки и голос взрослых. На зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка движений головы, рук, ног, прекращается плач — происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Итак, совершенствуются реакции на внешние раздражители.

Зрение и слух развиваются быстрее, чем движения. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослый человек, который активизирует ее ориентировочные реакции. Правильное воспитание обуславливает переход ребенка от ее непосредственного общения со взрослым в совместной деятельности, в которой взрослый руководит действиями ребенка. Большое значение при этом имеет способность ребенка подражать действиям взрослых. Действия ребенка, которыми он овладевает под руководством взрослого, составляют основу для его психического развития.

С чего же начинать учить ребенка? Как его воспитывать? Анализ теоретических и экспериментальных исследований, анализ методик развивающего обучения свидетельствуют о том, что чем раньше начинать обучать малыша, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Лучшие учителя для малыша — это его родители. Далеко не все они понимают, что умственное развитие детей зависит от их участия в воспитании и обучении. От семейного воспитания зависят и эмоциональные переживания ребенка, формируются ощущения. Малыш учится воспринимать окружающий мир, запоминать предметы, действия, ориентироваться в пространстве, выполнять умственные и практические действия, конечно, учится правильно разговаривать.

Полноценное развитие детей, обеспечивается в процессе его активной деятельности:
— Первый год — эмоциональное общение;

— Второй год — предметная деятельность;

— Третий год — игровая деятельность.

Начиная с двух-трех недельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Родители должны знакомить малыша с теми предметами, которые его окружают, с игрушками разных цветов и разной формы. При этом надо стараться сосредоточить взгляд ребенка на предмете. Если взрослый держит младенца, вертикально на руках, то необходимо сосредоточить его взгляд на своем лице. Это способствует выработке у ребенка умения удерживать голову и развития зрительных реакций в вертикальном положении.

В возрасте двух с половиной — трех до пяти — шести месяцев продолжают развиваться органы зрения и слуха, вырабатывается умение находить источник звука, реагировать на присутствие взрослых, агукать, брать игрушки из рук взрослых. Ребенок начинает различать предметы, их цвет и форму, интонацию речи взрослых, у него формируются действия с предметами и активные движения.

Исследованиями было доказано, что, начиная с трех лет, младенца можно знакомить с буквами, цифрами, различными предметами, игрушками. При этом ученые рекомендуют использовать наглядный материал: игрушки, математические наборы, комплекты алфавита, рисунки предметов, картины художников, кассеты с классической и современной детской музыкой. Занятия с дидактическим материалом следует проводить три раза в день во время бодрствования ребенка. Для занятия взрослый выбирает такое время, когда младенец чувствует себя хорошо и может заниматься. Надо найти для малыша удобное место. Взрослый показывает перед глазами ребенка один предмет, громко называет его и побуждает ребенка смотреть на него. Это нужно делать очень быстро и заканчивать эмоциональной проявлением радости и похвалой ребенка. Такие занятия занимают 1-2 минуты.

Через пять дней один предмет или одно изображение предмета на картинке (растения, животные, написанные слова и др.) взрослый заменяет на новый предмет или его изображение. Быстрая замена взрослым одного предмета другим побуждает ребенка запоминать сам предмет и его название. Учеными доказано, что малыш лучше «фотографирует» предметы, которые быстро перемещаются перед его глазами. Если ребенку становится неинтересно, то виноват взрослый, слишком медлительный в своих действиях. Главное, чтобы взрослому и ребенку было интересно, и занятия приносили удовольствие. А когда нет удовольствия, то надо немедленно прекращать такие занятия. Основным методом на таких занятиях выступает игра. Взрослый играет с ребенком и в процессе игры знакомит его с новым материалом.

Обучение — это игра, которую нужно остановить раньше, чем устанет ребенок. Таким образом, предлагает проводить уроки живописи и знакомить малыша с художниками и их картинами. По такой методике можно рекомендовать родителям и воспитателям обучать детей родному языку, математике, знакомить с элементами географии, истории, биологии.

При правильной организации воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни у малыша возникает любознательность, постепенно он овладевает простыми способами действий с предметами, начинает действовать на основе представлений. Большое значение приобретает общение взрослого с ребенком.

Взрослый активно разговаривает с малышом. Потребность в общении является основой для развития речи. После трех месяцев ребенок в хорошем настроении подает звуки гуление, в четырехмесячном возрасте младенец часто подражает ритм звуков воспроизводимых взрослым. Во втором полугодии многое лепечет, пытается повторить склады, произнесенные взрослым. Лепет способствует постепенному совершенствованию голосового аппарата. Вещание развивается на основе зрительного восприятия. Когда взрослый спрашивает у ребенка о каком-то предмете, то это вызывает у него ориентировочную реакцию, и он показывает этот предмет. В результате многократных повторений возникает связь между произнесенным словом и предметом, на который указывают. К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Ребенок ищет предмет, чтобы продолжить общение со взрослым. Такое общение, когда младенец понимает речь взрослого, приносит ему большую радость. Причем сначала ребенок, только смотрит на предмет, позже — тянется к нему, а затем — представляет этот предмет взрослому или указывает на него.

Ребенок вместе со взрослым участвует в несложных учебных и подвижных играх. Взрослый учит выполнять игровые действия, постоянно поощряет его, хвалит. Итак, в конце первого года жизни дети уже выполняют действия, основанные на простых связях между предметами и их свойствами, производятся первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.

На втором году жизни ребенок учится произносить отдельные слова, объединять по два, а потом и по три слова, образуя простейшие комбинации слов, которые иногда имеют характер предложений. Малыш начинает произносить новые слова только после многократного повторения их взрослым. Ребенок учится запоминать маленькие стишки, сказки и пытается их рассказывать. Взрослый должен постоянно поддерживать интерес и желание к восприятию художественных произведений.

В первые три года у ребенка развиваются все функции языка, а с ним и мышления. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми, средством познания. С его помощью ребенок сравнивает, устанавливает сходство, делает обобщения, элементарные условия, выводы.

Систематические занятия по родному языку, сенсорного воспитания, физической культуры, музыки позволяют ребенку ознакомиться с окружающим миром и постепенно войти в активную жизнь в нем.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований дает возможность выделить принципы, которыми надо руководствоваться педагогам и родителям в воспитании и обучении детей раннего возраста:

— Лучшие учителя для малыша — это родители;

— Обучение — это игра, которую надо останавливать раньше, чем устанет ребенок;

— Не надо проверять своего ребенка;

— Любознательность поддерживается быстротой и новизной;

— Не следует принуждать ребенка к обучению.

Следовательно, от того, насколько успешно будут реализовываться эти принципы, будет зависеть развитие детей. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучения детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития независимо от того, где растет и воспитывается ребенок, в семье или в детском саду.

Источник

Стадии развития ребенка от рождения до трех лет

Стадии развития ребенка от рождения до трех лет

Удивительно, насколько Ваше чадо выросло за такой короткий промежуток времени. Малыш только недавно сидел, а теперь уже ходит, бессвязно лепетал – и уже болтает без передыха; список самых важных этапов его развития – довольно внушительный. Чтобы расставить все по своим местам, как развивается ребенок от рождения до пятилетнего возраста, мы попросили рассказать об этом Александру Мамонтову (эксперта по развитию детей, практикующий педиатр).

Так как существует множество важных моментов, за которыми нужно внимательно следить, пока растет Ваш малыш, важно не слишком зациклиться на календаре. “Развитие – это все-таки прогресс, а не гонка; Вы не получите золотую медаль за то, что уже чего-то сумели достичь”, говорит Александра. Помня об этом, воспользуйтесь этими советами как способом отследить все важные изменения в развитии Вашего ребенка – и не забудьте, что каждый шаг в развитии ребенка – это целый праздник, который стоит отметить.

Стадия 1: Малыш держит голову

Когда наблюдается:  В возрасте от трех до четырех месяцев

По мере того, как малыш растет, его мышцы становятся сильнее, он перестает отклонять голову назад, когда Вы держите его за ручки и слегка подтягиваете, чтобы он сел. “Он начинает напрягать шею, предвосхищая это движение вперед, не откидывает голову назад”, говорит Александра. Помогайте ему развивать мышцы шеи и умение держать голову, регулярно выкладывая его на животик, пока он бодрствует.

Стадия 2: Сидит самостоятельно

Когда наблюдается: От шести до восьми месяцев

Прежде, чем малыш начнет сидеть, он начинает самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Когда он учится сидеть, подложите подушки ему под ножки и под спинку и они будут служить своего рода опорой. “Сначала он может сидеть с “подпоркой” — поставив ручки либо между ножками либо рядом с ними”, говорит Александра.

Стадия 3: Прорезывается первый зуб / зубы

Когда наблюдается: В возрасте около шести месяцев

Что показывает начало этой стадии:

Предпосылки к этому абсолютно очевидны (обильное слюноотделение, склонность тащить все в рот). Первым, как правило, прорезывается передний нижний зубик и за ним  в среднем каждый месяц появляется еще по одному, и в итоге к концу года у ребенка обычно появляется пять – девять зубов. У всех детей первых зубик появляется в разное время, но если к полутора годам нет еще ни одного, обязательно  нужно проконсультироваться с врачом.

Стадия 4: Ест твердую пищу

Когда наблюдается: В четыре месяца, но не позднее шести

Что показывает начало этой стадии: Хороший знак, что малыш готов к твердой пище, – это ослабление рефлекторной отрыжки. “Это – инстинкт, целью которого является выталкивание ненужных предметов изо рта с помощью языка”, говорит Александра. Еще один знак, который указывает на то, что малыш готов: он внезапно проявляет огромный интерес к тому, что находится на Вашей тарелке.

Стадия 5: Ползает

Когда наблюдается: В восемь – десять месяцев

Что показывает начало этой стадии 

По мере того, как малыш растет и становится более сильным и храбрым, он встает на четвереньки, раскачивается вперед и назад и поворачивает голову туда, куда он хотел бы попасть. Малышам свойственно ползать сначала задом наперед, говорит Александра. Некоторые ползают “по-пластунски”, и кажется, что они плавают на полу без каких-либо продвижений вперед или просто бегут на месте, сидя на попке. Некоторые малыши вообще пропускают стадию ползания, и вместо этого уже начинают ходить. И это происходит прежде, чем Вы понимаете, что еще не все в доме для него безопасно.

Стадия 6: Начинает общаться и говорить

Когда наблюдается: Около шести месяцев

Что показывает начало этой стадии:

Малыш способен распознавать знакомых людей, начинает реагировать, хлопая в ладоши и размахивая ручками, улыбается своему отражению в зеркале и играет в простые игры. К концу года, говорит Александра, малыш должен уметь произносить два – три слова, и может проявлять свои вокальные способности бессмысленным детским лепетом.

Стадии развития ребенка в возрасте от 1 года до двух лет

Стадия 1: Начинает ходить

Когда наблюдается:С девяти месяцев и не позже 18 месяцев

Что показывает начало этой стадии

Малыш подтягивается, чтобы встать, ходит, держась за мебель и стены, чтобы сохранить равновесие и пытается сделать несколько шагов самостоятельно. “Это – один из тех этапов, когда ожидания сильно отличаются от того, что происходит в действительности”, говорит Александра. “Все родители хотят похвастаться тем, что их дети ходить начали рано, но если это происходит позже, все равно нужно отнестись к этому с терпением  и благодарностью. Как только они начнут ходить,  дальше все понесется очень быстро”.

Стадия 2: Начинает пользоваться столовыми приборами 

Когда наблюдается: Приблизительно в 1 год и 3 месяца

Что показывает начало этой стадии.

Сначала дайте ему поэкспериментировать с мягкими пластмассовыми ложками, чтобы он понял, для чего они нужны, чтобы развивались хватательные движения пальцев  и их сила. Это ему понадобится, когда он начнет держать столовые приборы. “Поставьте мусорное ведро рядом с его стульчиком и надейтесь на лучшее”, говорит Александра. Кроме того, имейте в виду, что до того, как им исполнится год, у малышей трудно определить праворукие ли они или левши — до этого возраста они владеют одинаково обеими руками. “До 12 месяцев, если они действительно проявляют предпочтение одной руке, возможно, это случается не потому, что они действительно выбрали эту руку, а из-за какой-нибудь врожденной слабости другой руки, и в этом случае нужно обязательно проконсультироваться со специалистом”.

Стадия 3: Переходит от двухразового сна к одноразовому

Когда наблюдается: Около 18 месяцев

Что показывает начало этой стадии

Не слишком огорчайтесь, что Ваш малыш теперь спит только один раз в день, говорит Александра. “Малыши от полутора до двух лет могут спать и один раз, и два раз в день — если они находятся в долгой автомобильной поездке или у них был особенно богатый событиями день, им наверняка понадобится второй сон, и это нормально”.

Стадия 4: Начинает подражать

Когда наблюдается: От полутора до двух лет

Что показывает начало этой стадии. 

Малыш постоянно наблюдает за окружающим миром  и учится, начинает подражать тому, что он видит каждый день (играя со своими игрушками, он может “приготовить” и подать “еду”, например). “Развивайте его воображение, объясняя, что Вы делаете, когда заняты чем-то  и дайте ему самому попробовать это сделать, только выбирайте безопасные предметы, например, деревянную ложку или пустую миску”, говорит Александра.

Стадия 5: Увеличивает лексический запас и понимает чужую речь 

Когда наблюдается: От полутора до двух лет

Что показывает начало этой стадии 

В этом возрасте малыш изучает свое тело. Он должен различать как минимум три части тела, показывая на них пальцем и выполнять несложные команды (например: принеси мне свои ботиночки или отнеси подгузник в ведро), говорит Александра. Он уже должен произносить около 10 слов и понимать, что значит “нет”. Чтобы увеличить его словарный запас и понимание того, что ему говорят, нужно как можно раньше начинать изучать с ним книги, музыку и песни.

Стадии развития ребенка в возрасте от двух до трех лет

Стадия 1: Посещение зубного врача

Когда наблюдается: В два года

Что показывает начало этой стадии 

Когда прорезался первый зуб, можно начинать пользоваться детской зубной щеткой с мягкой щетиной. До того, как ребенок по-настоящему научится пользоваться щеткой, пройдет много времени, но малыш должен знать, как это делать. Примерно после его второго дня рождения пора показать малыша зубному врачу. Некоторые специалисты считают, что нужно сделать это, когда малышу исполнится год.  Другие рекомендуют начинать посещения зубного кабинета в три года, но я советую всем родителям после посещения педиатра в два года зайти и к зубному врачу”, говорит Александра.

Стадия 2: Учится ходить в туалет

Когда наблюдается: В два года и старше

Что показывает начало этой стадии 

Малыш идет за Вами в ванную, с любопытством следя за мем, что Вы там собираетесь делать. Он научился говорить Вам, когда хочет в туалет, и, кажется, у него сформировался определенный график хождения в туалет. Иногда он даже убегает  в укромный уголок, чтобы заняться этим интимным делом в одиночестве и уже неудобно чувствует себя в грязном подгузнике. Вот теперь пора приучать его к туалету. Но Александра рекомендует не спешить с этим и не оказывать никакого давления на ребенка. “Этот процесс у всех проявляется по-разному. Не ускоряйте его. Он может занять долгое время – вплоть до четырех с половиной – пяти лет”, говорит он.

Стадия 3: Говорит более четко

Когда наблюдается: В течение года

Что показывает начало этой стадии 

По мере того, как словарный запас увеличивается, к двум годам малыш начинает комбинировать и связывать слова, и к трем годам должен рассказывать простые детские стишки и петь короткие песенки. Также он должен понимать основы грамматики и быть в состоянии узнавать животных в иллюстрированной книге и имитировать звуки животных, говорит Александра.

Стадия 4: Переходит от колыбельки к кровати

Когда наблюдается: Около двух лет

Что показывает начало этой стадии 

Если Вы уже опустили матрасик в колыбельке на самый низкий уровень, а малыш уже пытается (успешно или безуспешно) выбраться на свободу, это может послужить знаком, что пора  перемещать его в кровать.

Стадия 5: Рисует, собирает, сравнивает

Когда наблюдается: В течение года

Что показывает начало этой стадии 

Так как у малыша развивается мелкая моторика рук, он любит рисовать мелками, управляется со столовыми приборами уже с большей координацией,  с огромным энтузиазмом чистит зубы, помогает одевать себя и раздевать, складывает простые  головоломки и собирает пирамидки из шести и больше блоков, говорит Александра. К концу года он должен также уметь завинчивать и отвинчивать крышки бутылок, крупные  гаечки и болтики, нанизывать большие бусинки, управляться с детскими ножницами.

Стадия 6: Поднимается и спускается по лестнице

Когда наблюдается: В течение года 

Что показывает начало этой стадии 

Вместо того, чтобы заползать по лестничным ступенькам на коленях, малыш смело подходит к лестнице, ставит ножку на ступеньку и преодолевает одну ступеньку за другой. Шаг за шагом. (Однако, ребенок все еще очень мал, поэтому не оставляйте его без контроля и обязательно стойте рядом с ним или поддерживайте под руки, пока он учится подниматься и спускаться).

Смотрите также: “Стадии развития ребенка от 3 до 5 лет>>.

Источник