Темперамент ребенка с нарушениями в развитии
Нами было обследовано 30 детей обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, из них 14 девочек и 16 мальчиков. Значения 9 черт темперамента детей с нарушением интеллектом в возрасте от 8 до 12 лет, представлены в приложении (таблица 7). В таблице 8 приведены средние значения темпераментальных черт детей с сохранным интеллектом и нарушением интеллектуального развития. В таблице результаты, полученные в специальной коррекционной школе VIII вида, сравниваются с аналогичными, но полученными в средней общеобразовательной школе № 90.
Таблица 8
Средние значения 9 черт темперамента детей с сохранным интеллектом и с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 8 до 12 лет.
Показатель | Дети с сохранным интеллектом n = 51 | Дети с нарушением интеллекта n = 30 |
АКТИВНОСТЬ | 3,62±0,14 | 3,88±0,23 |
РИТМИЧНОСТЬ | 4,23±0,1 | 3,8±0,18 |
ПРИБЛИЖЕНИЕ | 4,85±0,14* | 4,27±0,15 |
АДАПТАБИЛЬН | 4,54±0,12 | 4,17±0,17 |
ИНТЕНСИВН | 3,87±0,13 | 3,77±0,19 |
НАСТРОЕНИЕ | 4,48±0,12 | 4,14±0,12 |
ВНИМАНИЕ | 4,73±0,15 | 4,17±0,29 |
ОТВЛЕКАЕМ | 4,6±0,15 | 4,5±0,1 |
ПОРОГ | 4,09±0,09 | 4,05±0,09 |
Примечание: Различие между доверительными интервалами достоверно (*) р>0,05
Анализируя полученные данные, мы видим, что у детей с нарушением интеллекта по сравнению с детьми с сохранным интеллектом активность повышена – это говорит о том, что аномальные дети очень подвижны, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоционально – волевой сферы, в связи с чем, ребенок возбудим, непоседлив, оживлен. Показатели по остальным же темпераментальным чертам у детей с нарушением интеллекта слабее выражены, чему детей с сохранным интеллектом. (Диаграмма 1.) То есть нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. По таким чертам темперамента, как чувствительность, отвлекаемость, интенсивность дети с сохранным интеллектом и дети с нарушением интеллектуального развития почти не отличаются друг от друга. При этом уровня достаточной достоверности достигают лишь данные по такой черте темперамента, как приближение (рис. 2).
Диаграмма 1. Отклонение черт темперамента детей с нарушением интеллектуального развития, черты темперамента детей с сохранным интеллектом принимаются за 100%
1. ребенок с сохранным интеллектом
2. ребенок с нарушением интеллектуального развития
Рис. 2 Отличия интегративных темп – портретов детей нормальных и с нарушением интеллекта. Техника лиц Чернова, версия Stat Soft Statistic
Сравнивая данные черт темперамента отдельно мальчиков и девочек с сохранным и нарушенным интеллектуальным развитием, можно отметить существенную разницу между ними. В таблице 9 приведены средние значения черт темперамента мальчиков и девочек, как с сохранным, так и с нарушенным интеллектом. На рисунке 3 продемонстрированы темп – портретов мальчиков и девочек испытуемых групп.
Таблица 9
Средние значения 9 черт темперамента мальчиков и девочек с сохранным интеллектом и с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 8 до 12 лет.
Показатель | Мальчики с нарушением интеллекта n n = 16 | Мальчики с сохранным интеллектом n = 25 | Девочки с нарушением интеллекта n = 14 | Девочки с сохранным интеллектом n = 26 |
АКТИВНОСТЬ | 4,03±0,33* | 3,4±0,18 | 3,7±0,34 | 3,82±0,21 |
РИТМИЧНОСТЬ | 3,58±0,22* | 4,3±0,15 | 4,04±0,28 | 4,16±0,15 |
ПРИБЛИЖЕНИЕ | 4,06±0,23* | 5,02±0,21 | 4,51±0,15 | 4,67±0,18 |
АДАПТАБИЛЬН | 4,01±0,21* | 4,57±0,18 | 4,36±0,28 | 4,5±0,16 |
ИНТЕНСИВН | 3,83±0,28 | 3,54±0,17 | 3,7±0,27 | 4,21±0,19 |
НАСТРОЕНИЕ | 4,14±0,13* | 4,68±0,17 | 4,15±0,21 | 4,27±0,16 |
ВНИМАНИЕ | 3,75±0,34* | 4,92±0,2 | 4,65±0,46 | 4,54±0,22 |
ОТВЛЕКАЕМ | 4,66±0,14 | 4,33±0,17 | 4,31±0,13 | 4,87±0,24 |
ПОРОГ | 3,94±0,12 | 4,06±0,13 | 4,19±0,13 | 4,12±0,13 |
Примечание: Различие между доверительными интервалами достоверно (*) р>0,05
Анализ результатов таблицы свидетельствуют, что изменения черт темперамента у мальчиков с нарушением интеллекта более выражены и более достоверны, чем у девочек с таким же нарушением развития.
Рис. 3 Отличия интегративных темп – портретов мальчиков и девочек испытуемых групп.
Если сравнивать мальчиков и девочек с нарушением интеллектуального развития, то мальчики активнее, интенсивнее и более отвлекаемы, чем девочки, которые более предсказуемы, адаптабильнее, ритмичнее, внимательнее, чувствительнее, а так же у них преобладает положительная реакция на новый раздражитель. У аномальных мальчиков и девочек, исходя из наших исследований, присутствует темпераментальная черта, которая почти одинаково проявляется у тех и у других не зависимо от пола – это положительное настроение. (Диаграмма 2.) Однако данные показателей черт темперамента не достигают уровня достаточной достоверности.
Диаграмма 2. Черты темперамента мальчиков и девочек с нарушением интеллекта
Анализ данных только мальчиков, с нарушением интеллектуального развития, так и нормально развивающихся, показывает, что мальчики с нарушением интеллекта значительно активнее, интенсивнее, более отвлекаемы по сравнению со своими нормально развивающимися сверстниками, которые в свою очередь внимательнее, адаптабильнее, более предсказуемы, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. При всем этом по уровню чувствительности мальчики достаточно близки. (Диаграмма 3.) Однако, данные мальчиков достигают уровня достоверности, только по таким чертам темперамента, как активность, ритмичность, приближение, настроение, внимание.
Диаграмма 3. Отклонение черт темперамента мальчиков с нарушением интеллектуального развития, черты темперамента мальчиков с сохранным интеллектом принимаются за 100%
Сравнивая данные девочек с сохранным интеллектом, с девочками с нарушением интеллектуального развития, то можно отметить, что девочки с нарушением интеллектуального развития несколько внимательнее и чувствительнее своих сверстниц, которые значительно интенсивнее и более отвлекаемы. Что касается таких черт темперамента, как адаптабильность, предсказуемость, активность, настроение и приближение, то разница у девочек с сохранным интеллектом и нарушенным не значительна, что говорит о том, что по этим темпераментальным чертам девочки не отличаются. (Диаграмма 4.) Однако данные показателей черт темперамента не достигают уровня достаточной достоверности.
Диаграмма 4. Отклонение черт темперамента девочек с нарушением интеллектуального развития, черты темперамента девочек с сохранным интеллектом принимаются за 100%
Источник
Индивидуальный подход в обучении с учетом темперамента ребенка.
Гагаева А.А.
Учение о темпераментах
Начиная обучение детей с нарушениями развития, не в последнюю очередь надо обратить внимание на темперамент ребенка.
Индивидуальное воспитание, как воспитание темперамента ребенка станет предметом нашего разговора. Об индивидуальности говорят по-разному.
Индивидуальность каждый из нас ощущает в другом человеке. Например, перед нами Сережа. Он может быть веселым и грустным, прилежным и упрямым, но за всеми этими характерными свойствами стоит уникальная личность. В жизни Сергей может стать преуспевающим деловым мужчиной, а о его внутреннем мире, его индивидуальности будут знать только близкие люди. Это в обычной жизни. Вспомним Чайковского, Шишкина, Саврасова. Искусствовед, глядя на полотно художника, сразу видит, что перед ним работа великого мастера – это Шишкин. Или слушая музыку, мы скажем, что звучит музыка Чайковского. Другими словами мы определяем почерк уникальной личности.
Каким-то шестым чувством распознаем мы эту индивидуальность уже в детях. Ребенок в своем поведении способе реагирования действует в соответствии типом, к которому он принадлежит. То, что называют воспитанием в этом возрасте, означает воспитание человека, как типа.
Всем, кто проявляет озабоченность, насколько социальной будет такая личность, можно ответить следующее: яркая индивидуальность дает обществу больше, чем человек, ограниченный достоинствами и недостатками только своего типа характера, т.к. при раскрытии всех сил индивидуальности высвобождаются и сильнее проявляются социальные способности людей.
В педагогике основной целью всякой системы воспитания должно являться развитие личности.
Начальные классы и четыре темперамента.
Начальные классы должны существовать в созвучии четырех качеств, определяющих жизнь школы на этом этапе. Мир видится сквозь призму учения о темпераментах.
В мире различные описания типов человеческих характеров, и постоянно создаются новые классификации. Существуют, однако, два требования, которым они должны отвечать. Во-первых, классификация должна быть всеохватывающей, и ни одно из явлений не должно выпадать из ее поля зрения. Во-вторых, классификация должна быть работающей, т.е. открывать новые возможности понимания человека.
Учение о четырех типах темпераментов берет свое начало из античности. И такая классификация может использоваться учителем в практической работе. Еще в первой половине двадцатого века будущих учителей знакомили с учением о темпераментах, рассказывали, что холерику свойственны стремительные и сильные эмоции, меланхолику – медленные и слабые, сангвинику – быстрые и слабые, флегматику – медленные и слабые. Неудивительно, что такое схематическое, формальное изложение учения о темпераментах не было использовано в практической работе.
А вот как раскрывается смысл учения о темпераментах в школьной жизни. Представим, что вдруг с грохотом открывается дверь в класс и на порог влетает потный запыхавшийся Коля, его щеки горят после потасовки во дворе, энергия так и кипит и выплескивается через край. За ним тихонько крадется худенький Юра, стараясь незаметно пробраться к парте. Может лучше переждать весь этот шум и гам в коридоре? Оценив ситуацию, Юра выбирает самый безопасный путь к своему месту и как мышка пробирается к нему. Далеко по коридору разносится веселый звонкий голос Иры. Подбежав к учителю, она начинает с восторгом рассказывать, какого чудесного котенка только что видела во дворе и как замечательно он прыгал. Не оглядываясь по сторонам, медленно и важно шествует по классу Илья и неторопливо усаживается за свою парту. Так перед учителем наглядно проходят все типы темпераментов: холерик, меланхолик, сангвиник, и флегматик.
С какими же словами обратиться к детям учитель? Если он не знаком с учением о темпераментах, скорее всего он скажет Коле-холерику: «Коля, помолчи ты хоть минутку»; Юре-меланхолику: «Смелее, Юра, смелее»; Ире-сангвинику: «А теперь сядь, достань тетрадь и приступай к работе»; а Илья-флегматик услышит: «А ну-ка поторопись, поторопись.»
А теперь представим реакцию учеников четырех типов темпераментов:
– Да как можно усидеть молча на одном месте, когда жизнь вокруг так увлекательна!
– Где набраться смелости, когда так страшно, что не знаешь, куда от страха деться?
– Как это, открыть тетрадь и начать работать, отгородиться от этого чудесного, наполненного всякими замечательными вещами мира?
– Поторопиться? Куда и зачем? У всех вещей должно быть свое место и прежде, чем что-то делать, не мешало бы подумать, а стоит ли вообще начинать.
«Золотое правило» учителя, знакомого с учением о темпераментах, гласит: «Никогда не действуй против темперамента ребенка!» если вы все-таки пойдете наперекор этому правилу, то окажитесь в мире, где из коровы пытаются сделать жаворонка, а поросенка хотят превратить в кошку. Еще хуже было бы начать жить по законам этого фантастического, придуманного мира. Вы потерпите фиаско.
Но если вы позволите жирафу быть жирафом, а пингвину пингвином, вскоре окружающий мир начнет медленно изменяться в приятную для вас сторону и невозможно будет без улыбки смотреть на чистое проявление любого из темпераментов. Учитель не может не пошутить в душе над Мишей, который слушает его рассказ только потому, что так надо и никуда е денешься, коли уж пришел в школу. И вдруг Миша увлекается – учитель начинает описывать меню обеда, а для нашего Миши такое описание подобно звукам волшебной флейты. В глазах у Миши пробуждается интерес, и он с улыбкой ловит каждое слово учителя. На рисунке Коли бушует красное огненное море, через которое и Моисею не под силу переправится, а Вова по-дружески бросает учителю, проходящему мимо: «Ведь, правда, красиво?»
А на Иру вдруг напала грусть-тоска, и хочется плакать: «Хочется полететь, как птица, а кругом все серо и печально, и никто не хочет меня понять.»
И первым результатом применения учения о темпераментах на практике будет воцарившийся дух доброжелательства в классе и в школе. А такая атмосфера внутри школьного настроения и является самой главной для успешного воспитания детей.
Как определить темперамент ребенка?
Прежде чем заняться воспитанием и обучением ребенка надо определить его темперамент. В некоторых случаях темперамент виден настолько явно, что невозможно допустить ошибку при его определении. Но часто в человеке уживаются насколько типов темпераментов. В таком случае пройдет время, прежде чем появится уверенность, какой из типов темпераментов укорениться в будущем. Всегда в классе есть ребятишки, темперамент которых надолго остается загадкой для учителя.
В условиях современного мира тип темперамента часто скрыт под слоем отклонений в нормальном развитии. Бывает, что в школу поступает чистый сангвиник, а ведет себя как малоподвижный и тихий меланхолик. Или другой пример: вздрагивающий от всякого окрика хрупкий меланхолик сидит за партой как типичный флегматик. В том случае, если учителю трудно определить темперамент ребенка на основании наблюдений за его реакциями в повседневной жизни следует обратиться к рассмотрению физического строения .
Обучение в соответствии с типом темперамента.
Как же следует строить учебный процесс? Учитель должен пытаться построить урок таким образом, чтобы дети могли пошуметь, затем немного помолчать – так будет сохраняться ритм (дыхание) урока: выдох – вдох, выдох – вдох. Выдохи – это золотое время для активных темпераментов. Основным принципом воспитания детей в соответствии с их типом темперамента является принципом «подобное подобным». Самой большой ошибкой было бы действовать против темперамента.
Выбросы силы холерика происходят постоянно, и учитель должен им противостоять. Холерик должен почувствовать, что взрослый сильнее, что он непоколебим и внутренне спокоен, а в случае необходимости может ответить «холерическими вспышками» на его выходки, чтобы холерик на минуту испугался и таким образом проснулся в сознании. Холерик не нуждается в любви и привязанности, в учителе признает силу и способности. Холерик стремится к уважительному отношению к учителю. Поэтому так называемое «свободное воспитание» наносит ему непоправимый ущерб, т.к. ребенок – холерик не испытывает противодействия, ему позволяют лишь бесконечно самовыражаться. Такое «воспитание» равносильно отсутствию всякого воспитания. После первых «боев» холерик глубоко прочувствовал, что взрослый оказался все-таки сильнее, и он удовлетворен этим. Когда учитель дает задание холерику или просит его выполнить какое-либо поручение, просьба может иметь оттенок признания силы холерика: «Так как на тебя можно положиться . . ., так как я знаю, что ты это умеешь» и т.д. но благодарить холерика не надо, в крайнем случае достаточно немногословного признания того, что это сделал Коля. Чувство собственного достоинства у холерика переполняет его душу, поэтому ему следует давать задания, которые не будут приносить постоянного успеха. Если холерик начинает вести себя беспокойно, значит подходит время выброса сил. Необходимо послать его побегать по коридору или по лестнице вверх-вниз. Затем, когда он устанет можно продолжать занятия. Его активность начинается, когда надо переставить столы и стулья и др. мебель. Например, ребенок переставляет мебель в классной комнате или дома, тщательно проводит уборку в помещении и в шкафах. Такие задания он выполняет с необыкновенной энергией и удовольствием. Если он сердится и взрывается, учителю не обязательно взрываться в ответ. Когда мел летает по классу, а ваза опрокинута, достаточно спокойно и безразлично сказать: «Ну что, Петр, мел на полу, а ваза разбита». Холерику нельзя позволять быть хозяином положения и вести остальных на поводу. К разговору о его дерзком поведении можно вернуться на следующий день. Картина для честного холерика возникает неприглядная, но совершенно справедливая. Ему делается стыдно за свою неумеренную силу. Именно в эти мгновения зарождается в холерике понимание необходимости силы иного качества.
Меланхолики – это робкие и хрупкие дети, которые нуждаются в большом количестве тепла, чтобы чувствовать себя в безопасности. Всякое проявление вспыльчивости приводит их в состояние шока. Если вы хотите услышать от них правдивый рассказ о происшедшем, можете быть уверены, что вы его не добьетесь, т.к. меланхолик из страха будет обманывать. Меланхолик – единственный из младших школьников, к которым можно обращаться с рассудочными объяснениями, беседовать с глазу на глаз: «Но ты же понимаешь . . . Ты знаешь по каким причинам надо поступить именно так». Одним из условий правильного развития отношений с меланхоликом является признание его внутренней независимой жизни.
Меланхолик влюблен во все хорошее и доброе. Но основной движущей силой всей его внутренней жизни является, тем не менее, эгоцентризм. Воображение меланхолика создает завораживающие картины собственной исключительности и совершенства. Воспитание меланхолика основывается на образах. Ему необходимо давать идеалы и образцы для подражания. Допустим, у меланхолика есть какой-то недостаток. Учителю следует поговорить с ним: «Если ты постараешься, то обязательно его преодолеешь» Каждая маленькая победа должна сопровождаться восторженной благодарностью, а если учитель не догадается похвалить, меланхолик сам подойдет и скажет: «Вот как замечательно я поступил». Свойственная ему смекалка и внутренняя подвижность используются им для того, чтобы организовать ситуации, которые заставят взрослых излишне беспокоиться о нем или вызовут жалость и сострадание к нему. Так меланхолик может выдумывать истории о том, какие ужасные вещи происходят с ним постоянно, как плохо идут у него дела и т.д. например, как одноклассник постоянно его обижает и дразнит или уроков задают так много, что с ними совершенно невозможно справиться.
Действительные причины, угнетающие ребенка, очень трудно найти; он, как правило, о них не говорит и педагогу приходиться самому догадываться. Дружелюбно отстраненное суховатое отношение со стороны взрослых пойдет только на пользу и будет способствовать воспитанию внутреннего равновесия.
Флегматики относятся к тем ученикам, глядя на которых у учителя опускаются руки. Учителю следует уважать внутренний покой флегматика. Он должен относиться к нему так же, как флегматик к окружающему миру – с непреходящим спокойствием. Учитель видит всех остальных детей в классе, флегматиков он не замечает. Когда он взглядом охватывает класс, на том месте, где сидят флегматики, для учителя нет никого – пустое место. Он непосредственно обращается к флегматику только в случае крайней необходимости, и то мимоходом. Таким является внешнее поведение учителя, которое заставляет его чувствовать себя непрофессионалом. Но все не так просто. Поведение флегматика не должно вводить педагога в заблуждение. Дети любят общество взрослых, флегматики его тоже любят, несмотря на свою внешнюю неуклюжесть. Медленно флегматик начинает просыпаться: «Может показать тетрадь учителю. Но в ней ничего нет. Наверно надо написать». Медленно взвесив все «за» и «против» флегматик втихомолку приступает к работе. В конце концов, флегматик решает, что теперь можно показать тетрадь учителю. Когда он медленно подходит к учительскому столу и безмолвно подсовывает свою тетрадь, учителю необходимо ясно представить, что несет в себе этот небрежный прозаический жест «незаметного» ребенка. Учитель, проходя по классу, по-деловому одобрительно склоняется над тетрадью флегматика. И вот флегматик показывает свою тетрадь учителю все чаще и чаще, это превращается у него в ежедневный ритуал; постепенно происходят и другие изменения в отношениях учитель и ученик. В конце концов, они становятся непринужденными и доверительными, если только учитель предоставит сделать первый шаг к такому сближению самому флегматику.
Но хотя учителю следует избегать прямых контактов с флегматиком, пока в них самих не проснется к этому желание, не стоит оставлять их на «произвол» вегетативного существования. Ведь на самом деле флегматики спят с утра до вечера. Поэтому необходимо продумать обходные пути для их постоянного пробуждения. Слишком настойчивые и бесцеремонные попытки не принесут пользы. Но, например, проходя мимо него, учитель может «случайно» задеть парту, или произнести необычную фразу, обронить какую-либо вещь на парту, или повысить голос. Флегматик вздрагивает и начинает прислушиваться к происходящему в классе.
Обычно во всех флегматиках скрывается много черт сангвиников, поэтому в них часто живет довольно чувствительная натура. И очень важно бережно обходиться с нашей «толстокожей мимозой». Учительское настроение обеспечивает приток оберегающего ровного тепла к этому неуклюжему маленькому слоненку. А ведь именно в этом и нуждается ребенок.
В светящемся мире сангвиника в центре находиться самый близкий человек – мама, учитель. Все, что делает сангвиник, он делает для любимых им людей: лишь бы доставить им удовольствие, так как от этого мир сангвиника становится еще светлее и ярче. Выполняя домашнее задание, девочка рассуждает:
«Если я сегодня постараюсь и все аккуратно напишу, учительница меня завтра похвалит. А мне будет приятно, как будто огонек внутри зажжется».
По работе маленький сангвиник скользит, не придавая ей большого значения. Особая целеустремленность развивается в том случае, когда его деятельность приносит кому-то (и ему самому) радость или когда чувство любви, жалости или сочувствия пронизывает все его существо. В сангвинике одновременно уживаются уступчивость и непостоянство. Он легко увлекается, отзывчив на чужую беду, его легко уговорить. Для него весь мир – это любовь; поэтому все, что он делает в школе, он делает из любви к учителю. Здесь кроется секрет того, как через трудоемкие поиски постоянного контакта учитель находит ключ к сангвинику. Воспитание сангвиника по принципу «подобное подобным» в определенном смысле заставляет закостеневшего взрослого проделывать сложнейшие трюки, развивая душевную легкость и подвижность. Приходя в школу, маленький сангвиник и не подозревает о сизифом труде учителя. Сангвиник еще не устал от работы в тетради, а учитель уже предлагает новое задание. Одно начатое дело на половине сменяется другим, потом – третьим.
Пройдет немного времени, и сангвиник скажет учителю: «Подождите, я хочу сначала это доделать до конца». Но этот момент наступит не раньше, чем с учителя сойдет семь потов и прежде чем гомеопатическое правило «подобное подобным» подействует и принесет плод в виде спокойной размеренной работы сангвиника.
Применение учения о темпераментах не должно ограничиваться исключительно тем, как учитель строит отношения с учениками. Четыре типа темпераментов пронизывают весь учебный процесс, особенно в младших классах. Дети видят себя как в зеркале, не только в соседе по парте, но и в тех картинах, которые рисует перед их взором учитель и в которых они узнают сами себя. Когда образы темпераментов отовсюду достигают сознания ребенка, он испытывает чувство удовлетворенности, становится более уравновешенным и может развивать себя в соответствии со своими наклонностями.
Источник