Темп и ритм для речевого развития ребенка

Упражнение № 1

 «Убежало молоко»

Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.

Уточнить, какие строки читать быстро, а какие медленно.

Убежало, убежало, убежало молоко!

Вниз по лестнице скатилось, вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло, постового обошло,

Под скамейкой проскочило, трех старушек подмочило,

Угостило двух котят, разогрелось, и назад.

Вдоль по улице летело, вверх по лестнице пыхтело

И в кастрюлю заползло, отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела: – Закипело? Закипело!

 М. Бородицкая

Упражнение № 2

«Угадай, как надо делать»

Педагог произносит  каждую фразу несколько раз в разном темпе – в быстром, медленном, нормальном. Дети выполняют движения в том темпе, в котором говорит педагог. В игру постоянно вводятся другие фразы:

«Мелет  мельница зерно»

«Мы с Антошкой шагаем по дорожке»

«Ветерок шумит листвою, в лес шагаем мы с тобою»

«По тропинке босиком мы шагаем под дождем»

Упражнение № 3

«Скороговорки»

Дети проговаривают скороговорки в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Дятел дерево долбит

На весь лес стучит, стучит

ДДДДДДДДД

Дятел наш совсем устал

И потише застучал

дддддддддд

Упражнение № 4

«Лесной дятел»

Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.

     Шла Саша по шоссе.

     Кукушка кукушонку купила капюшон.

     От топота копыт пыль по полю летит.

Упражнение № 5

«Лежебока»

Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.

Уточнить, какие строки читать быстро, а какие медленно.

Горько живет лежебока –

Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далеко,

Слезать лежебоке – морока!

Вот и лежит лежебока,

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока,

Спит и вздыхает глубоко:

Вот если еще бы два бока!

(Э.Мошковская)

Упражнение № 6

«Телефон»

Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.

   Звонок!

 – Кто говорит ?

 – Носорог!

 – Что такое?

 – Беда, беда!

   Бегите скорее сюда!

 – В чем дело?

 – Спасите!

 – Кого? – Бегемота!

   Наш Бегемот провалился в болото!

 – Провалился в болото? – Да! И ни туда, ни сюда!

   О, если вы не придете, он утонет, утонет в болоте!

   Умрет, пропадет Бегемот!

 – Ладно, ладно, бегу! Если могу, помогу!                          (К.Чуковский)

Упражнение № 7

«Хлопушки»

Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.

Уточнить, какие строки читать быстро, а какие медленно.

Хлопушки на елке висели, скучали

А в ночь, в Новый год

Они быстро стреляли: «БАХ-БАХ-БАХ»

Потом все хлопушки опять заскучали

И долго они Новый год вспоминали.

Упражнение № 8

«Дождик»

Педагог читает стихотворение, дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова: КАП-КАП-КАП:

Фраза произносится несколько раз в разном темпе – быстром, медленном, нормальном. Дети выполняют движения в этом темпе.

    Капля раз, капля два,

    Капля медленно сперва:

          КАП-КАП-КАП

    Стали капли поспевать,

    Капля каплю догонять:

          КАП-КАП-КАП

    Зонтик поскорей раскроем

    От дождя себя укроем

          КАП-КАП-КАП

Упражнение № 9

«Мышка»

Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Мышь в углу прогрызла норку,

                        Тащит в норку хлеба корку,

                        Но не лезет корка в норку,

                        Велика для норки корка.

Упражнение № 10

«Черепаха»

Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

                        Черепаха, не скучая

                        Час сидит за чашкой чая

                        Черепаха всех смешит

                        Потому что не спешит

                        А куда спешить тому,

                        Кто всегда в своем дому?

Упражнение № 11

«Кролик Гриша»

Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

    У кролика Гришки

     Четыре братишки::

Кролик Тришка

Кролик Трошка

Кролик Прошка

                                     Кролик Лешка

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

для развития темпа речи

Упражнение № 13

«Объявление»

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть к крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки!

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам

Упражнение № 14

«Глобус»

Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Круглый, круглый глобус школьный,

Словно мячик волейбольный,

Вот он, шар земной какой!

Я толкнул его рукой: поехали материки,

поплыли две Америки, Африка, Австралия,

Европа и так далее.

Читайте также:  Школа развития ребенка ленинский район

Закружилась вся земля: и леса, и поля,

И деревни, и мосты, и собака у ворот,

И дом, и комната моя, и шкаф, и стол, и стул, и Я!

Упражнение № 15

«Черепаха»

Дети проговаривают стихотворение в разных темпах , подбирая его по тексту.

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги.

И на камень лягушки кладут узелок.

Хорошо бы на камень прилечь на часок!

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они побежали от страха!

Это – ЧЕ! Это – РЕ

Это-ПАХА!

Это ЧЕЧЕРЕ!

ПАПАПА!

ПАПАПАХА

Список использованной литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009

2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004

3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985

5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004

6.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003

7.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009

8.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”,

9.Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

Упражнение № 12

«Карусели»

Дети проговаривают стихотворение в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли.

Карусели, карусели!

Мы с тобой на лошадь  сели

И по-е-ха-ли.

Карусели, карусели!

Мы с тобою в машину сели

И по-е-ха-ли.

Карусели, карусели!

В самолет

С тобой мы сели

И по-ле-те-ли.

Карусели, карусели!

Мы с тобою в ракету сели

И по-ле-те-ли.

Источник

Заикание у детей.

     Заикание – это нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание – это нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров(аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание – это судорогоподобные спазмы.

      До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля – логопедов, невропатологов, психологов и др. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило – и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о нервной высшей деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать “срыв” речи – заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы. К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы.

     Лекарства от заикания нет, а в помощи нуждается большое количество людей, для которых простое  речевое общение стало невыполнимым, принося много проблем в повседневную жизнь. Помимо медикаментозного лечения нервной системы и других систем организма, которые оставили такие осложнения, существуют дыхательные упражнения для лечения заикания по методу А.Н.Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика может использоваться как для лечения заикания у детей, так и у взрослых пациентов.

Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания.

       1)  «Кошка»

       Пациент стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Присесть         одновременно поврачивясь вправо, шумно вдохнуть. Выпрямиться со спокойным, неслышным выдохом. Теперь то же в левую сторону. Делать 12 раз по 8 вдохов.

    2)   Упражнение «Ладошки».

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох — нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

    3)   Упражнение «Погончики».

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

    4)   Упражнение «Насос».

  Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

Читайте также:  Развитие ребенка на уроках музыки

  При заболеваниях сердечно – сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

    5)   Упражнение «Кошка».

  Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    6)   Упражнение «Обнять плечи».

  Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

    7)   Упражнение «Маятник».

  Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

    8)    Упражнение «Поворот головой».

  Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево – опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    9)   Упражнение «Уши».

  Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу – снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    10)   Упражнение «Маятник головой».

  Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

  11)   Упражнение «Перекат».

  Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

  12)   Упражнение «Передний шаг».

  Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем то-же самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

  13)   Упражнение «Задний шаг».

  Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

    На логопедических занятиях с заикающимися младшими школьниками следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя игры-занятия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заикающемуся ребенку, в игровое занятие следует постепенно вводить элементы учебной деятельности.

     В тех случаях, когда дети с неврозоподобной формой заикания получают своевременную (т.е. приближенную ко времени появления заикания) и достаточно длительную (т.е. в течение, как минимум, целого года) регулярную логопедическую помощь, то как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной. Катамнестические исследования свидетельствуют о том, что в этих случаях заикание не рецидивирует.

Источник

Влияние ритма на речевое развитие

 детей старшего дошкольного возраста.

Максименко Татьяна Олеговна,

воспитатель логопедической группы,

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония», г. Тулун

   В процессе изучения методики развития речи дошкольников, отметила, что теоретики и практики акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования ритмических способностей. Ими установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. Как факт, в дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

   Опыт моей работы в логопедической группе показывает, что образовательно-воспитательный процесс в данном ключе необходимо выстраивать таким образом, чтобы рационально сочетать традиционные и современные методики для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

   Традиционно положительную роль продолжают выполнять дидактические игры и упражнения на развитие ритмического чувства у детей дошкольного возраста («Послушай, как стучит сердце», «Прохлопай ритм», «Слова на ладошках» (слоговой ритм слова), «Морзянка», «Рифмовочки» и др.). Данные игровые упражнения носят не только обучающий и развивающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом, так как направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Кроме этого  перечисленные дидактические игры создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат сравнивать и оценивать звуки по темпу и силе удара.

Читайте также:  Анкета роль родителей в речевом развитии ребенка

   Активно использую в своей работе и «звучащие» жесты, под которыми понимается игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.

   Термин «звучащие жесты» принадлежит Г. Кетман. Идея использовать те «инструменты», которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, так как подобные формы ритма есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Звучащие жесты в сочетании с ритмом музыки помогают добиться эмоциональной разрядки, снять нервное напряжение, умственную перегрузку и утомление.

Действительно, двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

   Использование «звучащих жестов» в речевых упражнениях, при заучивании наизусть стихотворений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в просодический мир речи.

   Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.  В своих трудах Александрова Н. Г., Далькроз, Румер М. А., Збруева Н. П., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорят об эффективном влиянии  ритмики на гармоничное развитие ребенка, на коррекцию речевых нарушений.

   Поэтому в своей практике развивающую и коррекционную работу выстраиваю в направлении от движения к речи, с успехом внедряя современные методики, такие как фонетическая ритмика, логопедическая ритмика.

   Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формировать фонетически правильную речь, а в сочетании с дыхательными упражнениями улучшается ритмика всего организма, развивается самоконтроль и произвольность.

   Содержание фонетической ритмики носит игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

   Обязательное условие фонетической ритмики – активное использование жестов, мимики, интонационного и ритмического языка.

   Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики дает положительные результаты:

– активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

– улучшается фонематический слух;

– нормализуется речевое дыхание;

– улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

– повышается речевая активность детей.

   Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого и физического развития.

   Логоритмика в своей основе – ритмичная деятельность, а ритмическая способность тесно связана с эмоциональным развитием ребенка. Проявление любой ритмичности всегда сопровождается выраженными положительными эмоциями.

   Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Посредством логоритмики реализуются такие задачи, как:

– нормализация темпа и ритма речи;

– развитие слухового внимания, фонематического слуха;

– развитие моторики, мимики, пантомимики;

– формирование правильного звукопроизношения и др.

   Логоритмические занятия способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания, музыкальности. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации.

   Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения и упражнениям по методике «Расскажи стихи руками», которые я использую как логоритмические с обязательной расстановкой ритмических акцентов. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы, произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения и образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

   В заключении хотелось бы отметить и тот факт, что хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: ритмического рисунка и  звукобуквенной структуры слова, просодики, развития других лингвистических способностей (словообразования).

   По моему мнению, комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб. 2012.
  5. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011.        
  6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000

Источник