Тематический план социальное развитие ребенка
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений. Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.). Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и сов- местно с родителями .
Месяц
Тема
Программное содержание
Методические приёмы
Литература
Сентябрь
Детский сад
Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада
Экскурсия по детскому саду. Беседа: «Наш детский сад» Чтение С. Махотин «Старшая группа»
Конспект
Я и моя семья
Закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым
Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой»
Заучивание А. Барто «Перед сном»
Октябрь
Моя большая семья
Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники» Чтение Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»
Конспект
Путешествие в страну мальчиков и девочек
Формирование собственной гендерной принадлежности и первичных гендерных представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку».
Чтение В. Драгунский «Денискины рассказы»
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. –
Ноябрь
Одежда девочек и мальчиков
Систематизировать знания о предметах одежды и предметах трудовой деятельности. Формировать у детей культуру взаимоотношений полов.
Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Чтение А. Шибаев
«Какая одежда?»
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: Л инка-Пресс, 1998.
Мой любимый детский сад
Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада.
Беседа «Детский сад – мой второй дом» Чтение О. Высоцкая « Детский сад»
Конспект
Декабрь
Мои родители меня назвали…
Формировать понятия « Я и моё имя», познакомить с происхождением имен, отечества, фамилии.
Беседа « Кому какие дают имена» Чтение Е. Чарушин « Почему Топу назвали Топой»
Новый год у ворот
Формировать представления детей о новогодних традициях России и других стран
Подготовка к утреннику, целевые прогулки на празднично украшенную улицу Чтение Г.Х.Андерсен
« Снеговик»
Картушина Праздники народов мира в детском саду. Ч. 1, Ч. 2. – М.: Скрипторий 2003,2009;
Январь
Наш детский
сад – большая семья.
Формировать представление о значении детского сада в жизни ребенка; формировать эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
Рассматривание фотографий из архива детского сада .Рассказ воспитателя. Чтение С. Михалков «А что у вас?»
Дурова Н.В. «Очень важный разговор.»
Кем я буду и каким я буду
Расширять знания ребенка о себе, о своем имени отчестве, представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
Беседа «Какими хотят стать девочки и мальчики?» Чтение русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Козлова С.А. Я- человек. Программа социального развития ребенка.
Февраль
Кто служит в армии
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
- Беседа «Будем в армии служить». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам Чтение А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Конспект
Забота о младших .
Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»Чтение М. Бородицкая «Ждем брата»
Март
Праздник девочек
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку – развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
Беседа «Мы любим наших девочек». Продуктивная деятельность: подарки девочкам . Чтение Е. Григорьева «Ссора»
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: Л инка-Пресс, 1998.
Мама- главный человек в нашей семье
Продолжать формировать представление детей о празднике «День матери», о добром отношении к маме
Беседа: «Как мы помогаем бабушке и маме» Чтение Е.. Благинина «Посидим в тишине»
Конспект
Апрель
Я и мое имя
Познакомить с историей происхождения некоторых имен, отчеств и фамилий
Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)» Чтение М. Яснов «Вот как я семью нарисовал»
Конспект
Какими мы были в младшей группе
Вспомнить вместе с какими они были в младшей группе
Чтение « Новая девочка»
Н. Найденова
Беседа « Что мы научились в детском саду»
Конспект
Май
Как мы говорим друг с другом и со взрослыми
Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома, развивать речевой этикет.
Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку» Чтение А. Усачёв « Что такое этикет»
Дурова Н.В. «Очень важный разговор.» Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду
Майский праздник – День Победы
Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины .
Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Конспект
Июнь
Мои друзья
Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде.
Продуктивная деятельность: «Наш участок летом» Заучивание А. Барто « Игра в стадо»
Конспект
Моя родословная
Продолжать знакомить детей с правом ребенка на воспитание в семье;
закрепить понятия «род», «родословная», «семья», «гениалогическое древо».
Рассматривание семейных фотографий.
Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения) Чтение Я. Аким «Кто кому кто?»
Конспект
Июль
Дружат дети всей Земли
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России» Чтение Мицкевич Адам «Друзьям»
Папа на работе
Закрепить знания о себе, своей семье.
Беседа: «Моя семья» Чтение Маргарита Иванычева
«А мой папа»
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу»
Август
Поведение девочек и мальчиков
Раскрыть интеллектуальный потенциал детей, закрепление доброжелательного отношения к противоположному полу,
Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Чтение А. Барто «Вовка – добрая душа», «Любочка»,
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: Л инка-Пресс, 1998.
Я житель Саратова.
Закрепить знания детей о родном городе, его истории.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем
городе»
Конспект
Источник
месяц
1. Ребёнок и взрослые.
2. Ребёнок и сверстники.
3. Отношение ребёнка к самому себе.
4. Отношение ребёнка к своей семье, к окруж.
сентябрь
Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.
- Д/и «Расставь картинки по цепочке» (младенец – старик)
- Д/и «Угадай настроение»
Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.
- Дидактическое упражнение «Определи возраст» (по картине, фотографии)
- Упражнение «Спиной друг к другу»
- Д/и «Переходы»
- Д/и «Найди пару»
Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.
- Беседа: «Расскажи о себе»
- Беседа: «Где ты живёшь?»
- Занятие «Моя семья»
- Д/и «Узнай, кто это» (по частям одежды, другим вещам)
- П/и «Цветы и пчёлки»
Познакомить с правилами телефонного разговора.
- Беседа: «Телефон в моём доме»
- Д/и «Телефонный разговор»
октябрь
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
- Рассматривание фотоальбомов.
- Беседы: «Выходной день в нашей семье», «Я люблю бабушку и дедушку»
- Этюд «Бабушкины ладони»
- Д/и « Грязи – нет! И пыли – нет!»
Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.
- Занятие «Будь всегда вежливым»
- Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»
- Д/и «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.
- Игра-драматизация «Послушай и угадай»
- Беседы: «Как я дышу?», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Какое у меня обоняние?»
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
- Беседа: «Воскресное фото»
- Составление семейного фотоальбома. (Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?)
ноябрь
Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Дать детям представление о профессиях взрослых.
- Составление описательных рассказов по картинкам.
- Беседа: «Как быть послушным»
- Беседа: «Профессии моих родственников»
Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.
- Беседа: «У меня есть старший брат»
- Изготовление подарков малышам.
- Д/и «Добрые эльфы»
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.
- Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Гномики на полянке», «Брыкалочка», «Сильный ветер», «Гномики на озере», «Гномики резвятся»
Воспитывать умение общаться со взрослыми.
- Беседа: «Будь внимательным к старшим», «Как я люблю маму»
- Беседа: «Мой день дома»
- Беседа: «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время»
декабрь
Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.
- Ситуация «Мама заболела»
- Беседа: «Откуда я знаю, что меня любят»
- Ситуация «Сестрёнка плачет»
Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.
- Упражнение «Приглашение на танец»
Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.
- Беседы: «Мой возраст», «Что я знаю о себе? Какой я?»
- Творческая игра «Угадай, кто это?»
- Упражнение «Кто я?»
Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.
- Беседа: «Наши отношения»
январь
Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким. Учить детей заботиться о своём здоровье
- Беседа: «Кем работают мои родственники»
- Игра-рисование «Спортсмены»
- Беседа: «Как стать сильными и ловкими»
- Д/и «Кто больше назовёт действий»
Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.
- Беседа: «с кем бы я хотел дружить?» Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы»
- Изготовление орденов «За благородный поступок»
Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них. Учить детей заботиться о животных и птицах
- Игра-драматизация «Девочка чумазая»
- Беседа «Как помочь животным и птицам зимой»
февраль
Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим.
- Д/и «Как Буратино стал вежливым»
- Игра-драматизация «Добрый день»
Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.
- Игра-соревнование «Рыцарский турнир»
- Игра-соревнование «Петушки»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Салон красоты»
Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему, формировать понятие «друг».
- Игра-драматизация рассказа «Три товарища»
- Сочинение «Кем я буду, когда вырасту»
- Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»
- Этюд «Зайчики»
Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.
- Занятие «Изучим правила вежливости»
март
Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.
- Занятие «Чем можно порадовать маму»
- Д/и «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
- Обсуждение стихотворения «Если был бы я девчонкой»
- Беседа «Как мы поздравляем маму в детском саду»
Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.
- П/и «Вспомни имена своих друзей» Занятие «Наша группа»
- Этюд «Странная девочка»
- Беседы: «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги»
Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
- Д/и «Радио»
- Д/и «Зеркало»
Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
- Беседа «Как тебя называют?» Игра-упражнение «Передай другому»
- Игра драматизация «Гуси-Лебеди»
апрель
Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.
- Беседа «Что ты знаешь о маме (папе) маленькой сестрёнке (маленьком) братишке?»
- Беседа «Интересы нашей семьи» (Космос, звёздное небо)
Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье
- Этюд «Котята»
- Д/и «Не поделили игрушку»
- Беседа «Если хочешь быть здоров»
Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
- Беседа «Есть ли эмоции у птиц?», Д/и «Птенцы»
- Д/И «Передай настроение»
- Беседа «Как настроение?»
- Д/и «Определи настроение детей» (с помощью моделей)
Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
- Д/и «Где это можно купить?»
- Беседа «Праздничное угощение»
май
Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.
- Чтение и заучивание стихов о войне, о Победе.
- Праздник «День Победы»
Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.
- Этюд «Капризуля»
- Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»
- Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
- Рассказывание из личного опыта « Моя семья. Как я помогал (а) маме стирать бельё (печь пироги)»
Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.
- Игры-экспериментирования.
Учить детей выразительным движениям и жестам.
- Д/и «Ожившие игрушки» (животные)
- Игры-имитации «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт?»
- Д/и «Птенцы»
- Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Воспитатель: Л.А. Малахова
Источник
месяц
1. Ребёнок и взрослые
2. Ребёнок и сверстники
3. Отношение ребёнка к самому себе
сентябрь
Углублять представления о людях: понимать различия взрослых по полу и возрасту; учить сравнивать разные ярко выраженные состояния людей, изображённых на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.
- Дидактическая игра «Отбери картинки»
- Обсуждение рассказа Б. Рисича «Иностранец»
Дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках. Учить детей различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей. Учить элементарным правилам культурного поведения в среде детей.
- Дидактическая игра «Мы – разные»
- Игра-беседа «Кто мы?»
- Ситуация «Помоги другу»
- Ситуация «Как развеселить друга»
- Беседа: «Что чувствует твой друг?»
Учить детей знать своё имя, фамилию, возраст.
- Игра с мячом «Ответь на вопрос»
Познакомить с основными правилами этикета, учить культурно вести себя за столом.
- Игра-драматизация «Угощение»
- Занятие «Мы дежурим по столовой»
октябрь
Продолжать учить детей различать людей разного возраста и пола, учить выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.
- Дидактическая игра «Опиши картинку»
- Составление рассказа «Мои родители»
Формировать представления о правилах поведения в общественных местах.
- Беседа: «Мы у врача»
- Занятие «В магазине самообслуживания»
Углублять представления о детях грудного, дошкольного и школьного возраста. Различать и сравнивать одежду совсем маленьких и старших детей.
- Дидактическая игра «Угадай, кто это?»
- Дидактическая игра «Кто что носит»
Учить детей знать свою улицу, двор, дом, квартиру.
- Беседа: «Где ты живёшь?»
- Игра с мячом «Назови свою улицу (дом и т.д.)
ноябрь
Учить детей знать членов семьи и ближайших родственников, воспитывать в детях любовь, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Учить понимать, что к взрослым надо обращаться по имени и отчеству, на «Вы».
- Занятие «Семейная фотография»
- Подвижная игра «Карусели»
- Сочинение «Хочу быть таким, как папа»
Формировать у детей представление о дружбе мальчиков и девочек. Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам; учить девочек благодарить мальчиков за их помощь.
- Подвижная игра «Лужа»
Учить детей осознавать некоторые свои умения (умею рисовать), знания (знаю сказку) и то, чему научился (строить дом). Развивать способность оценивать свои желания.
- Беседа: «Что ты умеешь?»
- Составление рассказа «Я научился…»
- Сочинение «Моя мечта»
- Беседа: «Когда ты вырастешь»
декабрь
Учить детей сравнивать людей разного возраста и пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной сплочённости.
- Занятие «У нас в гостях бабушка»
- Беседа «Папин портрет»
- Беседа «Дедушкин портрет»
Учить детей знать имена мальчиков и девочек, а также уменьшительно-ласкательные имена и формы обращения к маленьким детям.
- Игра с мячом «Передай мяч»
- Дидактическая игра «Назови ласково»
- Д/ игра «Общий круг»
Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.
- Беседа: «Как мы готовились ко дню рождения»
- Беседа: «Готовимся встретить гостей»
Дать детям представления о некоторых особенностях своего организма, о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть, нос – дышать).
- Дидактическая игра «Посылка от обезьянки»
январь
Учить детей узнавать взрослых людей в разных изображениях (на фото, картине, в скульптуре), учить рассматривать композиции, отражающие сюжеты общения, совместных дел, любви и нежности детей и взрослых.
- Рассматривание журналов.
- Рассматривание фотоальбомов.
- Сочинение «Моя семья»
Формировать у детей понятия о дружбе. Учить представлять, чем можно помочь, чем порадовать другого в случае огорчения. Формировать положительные чувства через улыбку.
- Дидактическая игра «Театр теней» Беседа «Что такое дружба»
- Д/игра «Не забывай о товарищах»
- Беседа «Мои любимые друзья»
- Этюд «Кто виноват?»
Дать детям представления о своей внешности, возрасте, о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки и чувства.
- Упражнение «Обезьянка»
- Беседа: «Что ты знаешь о себе?»
- Игра-драматизация «Почему так?»
февраль
Учить детей видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Учить детей из набора фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, составлять семью, отражая при этом разные сюжеты из жизни семьи.
- Д/игра «Настроение»
- Д/игра «Моя семья» (с использованием плоскостных фигурок).
Учить дружескому общению детей разного возраста, мальчиков и девочек. Учить детей быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные права на них. Учить беречь игрушки, тогда они дольше служат детям.
- П/игра «Найди свою пару»
- Игра «Устроим кукле комнату»
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Учить детей осознавать некоторые свои состояния, желания (скучно, радостно). Учить детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, жестами.
- Д/игра «Выбери карточку, которой ты покажешь своё настроение»
- Сочинение «Я хочу…»
- Д/игра «Я вам пишу»
- Д/игра «Жизнь в лесу»
- Д/игра «Муравьи»
март
Учить детей узнавать и называть людей отдельных профессий. Учить отвечать на вопросы о своей семье, о братьях и сёстрах.
- Беседа: «Профессия моих родителей»
- Сочинение «Хочу быть как мама»
Воспитывать чувство любви к маме, желание помогать ей в её работе по дому.
- Занятие «Наши мамы»
- П/игра «Курица и цыплята»
- Заучивание стихов о маме.
- Утренник к 8 марта.
- Беседа: «Я и моя мама»
Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять плохие поступки.
- Этюд «Капризуля Марк»
- Этюд «Конкурс лентяев»
- П/игра «Зайка»
- Упражнение «Болезнь куклы»
- Игра-драматизация «Репка»
- «Уроки вежливости»
- Сочинение «Мой хороший поступок»
- Беседа «За что бы я сегодня себя похвалил»
- Беседа «Добрые поступки»
Развивать у детей зрительную и эмоциональную память.
- Д/игра «Бабушка Маланья»
- Упражнение «Запомни моё лицо»
- Д/и «Чего не стало?»
- Д/и «Передай движение»
Учить детей выразительным движениям и жестам.
- Игра-инсценировка «Мишка и зайка»
- Игра-имитация «Мы – обезьянки»
- Д/и «Тень»
- Психогимнастика
апрель
Учить детей объяснять факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным. Учить детей проявлять интерес к действиям и словам воспитателя.
- Беседа: «Почему ты решил, что ты у мамы самый лучший?»
- Рассказывание «Моё любимое домашнее животное»
Учить детей видеть негативные действия детей, рассуждать о них вместе с воспитателем, высказывать своё отношение. Учить понимать, что детям бывает грустно, одиноко, если сверстники не приглашают их в игру.
- Беседа: «Как бы ты поступил?»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.
- Беседа: «Каким я был, какой я сейчас, каким я буду»
- Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»
май
Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к старшим.
- Рассказывание из личного опыта «Как я помогаю маме»
- Ситуация «Бабушка заболела»
Продолжать учить детей быть внимательными к своим товарищам по группе. Учить понимать, что если дети будут внимательны к своим товарищам, то и они станут внимательны к ним.
- Упражнение «Будь внимателен к друзьям»
- Развлечение «День рождения»
- Изготовление подарков именинникам.
Учить детей с помощью взрослого устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.
- Ситуация «Почему Колобок ушёл от дедушки с бабушкой?»
- Беседа «Почему поссорились лиса и волк?»
июнь
Учить детей задавать вопросы воспитателю о действиях старших. Учить детей самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»). Познакомить детей с правилами общения по телефону.
- Ситуация «Как звонить по телефону»
Учить детей оценивать поступки сверстников. Продолжать учить культуре поведения в общении с детьми.
- Этюд «На стуле»
Учить детей идентифицировать свои действия с действиями других людей. Прививать детям хорошие привычки.
- Чтение «Умей обождать»
- Д/и «Встреча с добрыми хорошими людьми»
- Д/и «Письма доброго сказочника»
- Д/и «Спать пора»
июль
Учить детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием.
- Дежурство в уголке природы.
- Участие в хозяйственно-бытовом труде.
Учить детей устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответным отношением других детей. Пытаться самостоятельно, с позиции опыта, разрешать проблемную ситуацию.
- Д/и «Умей извиняться»
- Упражнение-инсценировка «Котёнок»
- Игра-драматизация «Черепаха и заяц»
Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления.
- Упражнение «Разговор с лесом»
Учить детей быть внимательными.
- Упражнение «Будь внимателен»
- Игра «Я увидел из окна»
- Игра «Дикие животные»
- Д/и «Кто сказал?»
август
Учить детей по собственной инициативе пытаться проявлять заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки.
- Д/и «У нас в гостях кукла Таня»
Раскрыть значение вежливых слов. Продолжать учить детей по примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.
- Д/и «Поищем и найдём волшебные слова»
- Творческая игра «Страна вежливости»
Учить детей проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми. Задавать вопросы о детях, событиях из их жизни, поступках.
- Упражнение «Я хочу»
- Этюд «Гроза»
- Этюд «Встреча с другом»
Побуждать детей больше задавать вопросов о себе, о мире, о своих близких. Учить детей умению высказываться о себе, своём самочувствии, настроении.
- Беседа «Как я провёл вечер»
- Сочинение «Куда я ходил в выходной день»
Источник