Тематический контроль состояние работы по познавательному развитию ребенка
Елена Ческидова
Тематический контроль «Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ» (оформление документации)
Тематический контроль
Тема: «Познавательное развитие дошкольников в ДОУ»
Цель: Выяснить состояние работы в МБДОУ «Детский сад № ___» по познавательному развитию дошкольников в ДОУ, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.
Возрастные группы: 2 мл, средняя, старшая, подготовительная.
Отбор содержания контроля:
Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности воспитателя и детей.
Анализ условий, созданных в группах для самостоятельной деятельности детей.
Планирование работы с детьми.
Взаимодействие с родителями по вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста.
Сроки контроля: 07 – 15 апреля 2016г.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2015-2016 уч. год.
Ответственные за проведение контроля:
Старший воспитатель ___
Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие познавательному развитию детей.
Методы исследования:
Проверка календарных планов воспитателей;
Посещение мероприятий;
Обследование предметно-развивающей среды для познавательному развитию дошкольников;
анализ; наблюдение; выводы.
Рабочий материал для осуществления тематического контроля:
План проведения контроля;
Карта анализа планирования работы с детьми;
Протокол обследования предметно-развивающей среды для познавательному развитию дошкольников;
Опросник для родителей по данному вопросу, итоговый лист по анкетам родителей.
Приказ
04.04.2016г. г. Троицк №
Об организации тематической проверки.
В соответствии с Положением о должностном контроле МБДОУ «Детский сад №___», годовым планом и с целью выяснения состояния работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Старшему воспитателю:
1.1. Организовать тематическую проверку по теме: «Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ» с 07.04.2016г. по 15.04.2016г.
2. Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).
3. Итоги контрольно-аналитической деятельности по результатам тематической проверки по теме: «Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ» обсудить на педагогическом совете 21.04.2016г.
4. Контроль за выполнение данного приказа возложить на старшего воспитателя.
И. о. заведующего МБДОУ
“Детский сад №___” ___/___
С приказом ознакомлен
Старший воспитатель ___/___
Приложение № 1
к приказу № ___ от 04.04.2016
И. о. заведующего МБДОУ «Детский сад №___»
___/___
План проведения тематического контроля
«Познавательное развитие дошкольников в ДОУ»
с 7 по 15 апреля 2016года
Цель: Выяснить состояние работы в МБДОУ «Детский сад № ___» по познавательному развитию дошкольников в ДОУ, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.
1) Вопрос контроля
Результативность работы воспитателей по познавательному развитию дошкольников
Методы контроля
– Анализ планирования работы с детьми в мл., сред., ст. подг. группах (07.-08.04.2016);
– Наблюдение педагогического процесса в мл., сред., ст. подг. группах (11-12.04.2016).
Рабочие материалы
– Карта анализа планирования работы с детьми;
– Карта анализа НОД.
2)Вопрос контроля
Создание условий для познавательного развития детей по ФГОС ДО
Метод контроля
– Изучение предметно-развивающей среды в мл., сред., ст. подг. группах (13-14.04.2016) Рабочие материалы
Протокол обследования предметно – развивающей среды
3) Вопрос контроля
Работа с родителями
Метод контроля
Анкетирование родителей в мл., сред., ст. подг. группах (15.04.2016)
Рабочие материалы
-Опросник для родителей по данному вопросу:
– Итоговый лист по анкетам родителей.
Протокол обследования предметно-развивающей среды для познавательного развития дошкольников
Воспитатель ___ группа ___
Дата проверки:___ Проверку проводил:___
Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды
1. Познавательные зоны (наличие, соответствие гигиеническим требования и возрасту детей)
– математический
– природы, экспериментирования
– окружающий мир
2. Наличие картотек (опытов, наблюдений, задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, загадок, пословиц и поговорок, математических считалок; стихотворений, сказок и т. д.) по:
– ознакомлению с окружающим миром
– РЭМП
– экологическому воспитания
3. Наличие наглядного материала для:
– ознакомления с окружающим миром
– ФЭМП
– экологического воспитания
4. Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности.
5. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)
– ознакомление с окружающим миром
– РЭМП
– экологическое воспитания
6. Наличие раздаточного материала для ФЭМП (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др. ; счетные палочки и другое).
7. Наличие Мини-музея, эстетическое оформление
8. Методическая литература
9. Пособия для НОД
10. Набор материалов для диагностики детей
Выводы, рекомендации:___
С результатами проверки ознакомлен: ___
Условные обозначения:
«+» – присутствует в полном объеме;
«-» – присутствует частично;
«?» – отсутствует.
Источник
Татьяна Мачинская
План тематического контроля «Познавательное развитие»
План тематического контроля “Познавательное развитие“
Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.
Срок проведения с 10 ноября по 21 ноября 2015 года.
Содержание контроля Методика организации контроля
1. Конструирование
Сенсорное развитие:
– выявить уровень сенсорного развития детей по отличению предметов по форме, величине, цвету;
– конструктивные навыки в соответствии с программой. 1. Занятия с дидактическими пособиями,строительным материалом: наборы конструктивных материалов различной величины, цвета, формы (кирпичиков, кубиков, пластин, брусков, машин различной величины, кукол, наборы игрушечных животных и т. д.)
2. Специальные игры и занятия на различение цвета, формы, величины предметов,например: «Дороги для машин», «Трамвайные линии», «Заборы», «Загородки», «Мосты», «Мебель для кукол» и т. д.
3. Наблюдения за игровыми действиями в процессе самостоятельной игровой деятельности.
2. Познание окружающего мира.
– выявить уровень элементарных представлений о сезонных явлениях, предметах быта через познание окружающего мира, игровые действия. 1. Специальные игры на представления о сезонных явлениях, о культуре быта,например: «Найди своё дерево», «У нас порядок», «Кому что нужно?», «Путаница», «Помоги маме найти её детёнышей», «Накрой на стол», «Подбери по цвету» и т. д.
2. Рассматривание картин, картинок, иллюстраций о сезонных явлениях, о культуре быта.
– Показы инсценировок на выявление внимания, культуры мышления, способности рассматривать, слушать.
– Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К. Л. Печоры) на возрастной период.
3. Знание воспитателем программы по теме.
– анализ методов, приёмов и форм работы с детьми. Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты и т. д.).
– Анализ проведения занятий воспитателем.
– Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.
– Анализ самостоятельных игровых действий.
– Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня
– Анализ самообразования воспитателей.
– Анализ работы воспитателя с родителями.
4. Система планирования работы. Анализ календарных планов работы за квартал: выполнение всех режимных процессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые поручения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры.
5.Оценка условий для правильной организации и проведению работы:
– в группе Посещение групп.
Анализ предметно-развивающейигровой среды в группе: наличие
– строительных наборов конструктивных материалов разной величины, формы, цвета его рациональное использование;
– различного по тематике игрового материала, аксессуаров для обыгрывания построек;
– материалов, пособий, атрибутики на развитие мелкой моторики;
– игрового и дидактического материала на сенсорное развитие детей раннего возраста;
– уголка природы, его содержание в соответствии с возрастом;
– наборы игрушек и картинок: предметы быта, одежда для кукол, мебель и т. д.
6. Оценка работы с родителями. – Анализ анкетирования;
– Анализ планов;
– Анализ наглядной агитации по данному направлению;
– Анализ индивидуального собеседования с родителями.
Критерии для анализа
предметно-пространственной развивающей среды в группах
№ Показатель Оценка (в баллах)
1 Пространство игровых комнат разделено на отдельные субпространства, структурированные в определённом порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов
2 Помещения групп оформлены индивидуально;обстановка отражает происходящие в группе события: оригинальная расцветка, вывески и картины на стенах, фотографии, детские проекты, работы и т. п.
3 Наличие субпространств представляет собой многообразие различных развивающих средств в помещении групп
4 Интерьер групп содержит легко трансформируемые элементы, что представляет каждому ребёнку возможность самостоятельного выбора, чем, где и как ему заниматься
5 Воспитатели не непосредственно руководят деятельностью детей, направляя их в ту или иную часть комнаты, а организует окружающую их среду (наполняют Центры необходимыми учебными материалами и оборудованием, предлагают детям различные сюжеты и формы деятельности в каждом из них, то есть формируют определённое поле выбора, в котором каждый ребёнок принимает самостоятельное решение, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей
6 Планировка и оборудование групп часто меняются с учётом индивидуальных интересов и уровня развития каждого ребёнка
7 Все имеющиеся в группах материалы находятся в поле зрения детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать
8 Дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и бережно к ним относиться. Воспитатели помогают детям овладеть рациональными способами хранения игрушек и материалов (например, чётко обозначать место хранения материалов, пособий, оборудования соответствующими табличками, картинками)
9 Воспитатели учитывают меняющиеся интересы детей, для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование
10 В группе преобладают предметы, сделанные руками взрослых. Каждый ребёнок может найти в группе свой «личный» уголок (то есть своё любимое место). Всё это создаёт атмосферу уюта и подлинной «детскости» окружающей обстановки. Воспитатели располагают доступный материал на уровне глаз детей, в удобном для просмотра месте
11 Воспитатели поддерживают игры, элементарное экспериментирование и «исследования» с использованием многоцелевых материалов, предусматривающих возможность творческих решений
12 Воспитатели предоставляют учебные материалы, мотивирующие детей на самостоятельные действия (из опыта ребёнка)
13 Среда достаточно гибкая и управляемая как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого
Оценка эффективности работы с детьми по освоению образовательной области «Познание»
(1-я младшая группа)
№ Вопросы для изучения Да Нет Частично
Сенсорная культура
Характеристика деятельности воспитателя
1 Учит детей определять предметы по цвету, форме, размеру, количеству в процессе обследования и согласования
2 Учит детей выделять и выбирать предметы с заданными свойствами из 2-4 разных предметов
3 Учит детей сравнивать два предмета (находить одинаковые, составлять пары)
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей
1 Принимают и используют в собственной речи слова – названия размера, формы
2 Понимают и используют с помощью взрослого слова,обозначающие отношения предметов по количеству и размеру: много, мало, меньше
3 Определяют цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения
4 Разбирают и собирают игрушки в правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрёшки)
5 Проявляют сообразительность в игре: складывание домика из квадрата и т. д.
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе
Характеристика деятельности воспитателя
1 Учит детей обследовать объекты природы с помощью зрительно-двигательных действий
2 Выполняет совместно с детьми посильные действия по уходу за растениями
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей
1 Называют объекты природы, их части, отдельные признаки, свойства
2 Узнают и называют животных и их детёнышей
3 По примеру взрослого проявляют сочувствие, огорчение, сопереживание при неосторожном обращении с объектами природы
4 Узнают и называют растения, некоторые их признаки, цвет, размер, форму, вкус, запах
Конструктивная деятельность
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей
1 Имеют представление об основных свойствах объёмных геометрических фигур, форм
2 Воссоздают знакомые предметы на горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики)
3 Пытаются делать постройки со взрослым и самостоятельно
АКТ
ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
Тема «Организация самостоятельной познавательной деятельности детей»
Цель: совершенствовать работу воспитателей по организации самостоятельной познавательной деятельности детей, выявить уровень познавательной активности детей.
Вопросы, подлежащие проверке.
1. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей (развивающая среда в группе и на участке)
2. Динамичность развивающей среды (происходит ли смена материала в познавательном центре, заменяются ли дидактические и развивающие игры,как часто: каждый день, раз в неделю, раз в месяц; замечают ли эти перемены дети).
3. Какой промежуток времени отводится на самостоятельную познавательную деятельность детей (утро, день, вечер? Его целесообразность.
4. Количество времени, уделяемого самостоятельной познавательной деятельности детей.
5. Уровень познавательной активности детей:
– задают ли вопросы, их количество, содержание;
– стремятся ли пополнить знания об интересующем предмете (просят почитать, пытаются экспериментировать, рассматривают иллюстрации, самостоятельно наблюдают);
– отражают ли свои наблюдения в различных видах деятельности;
– участвуют ли в беседах о том, что их интересует; рассказывают ли взрослым о своих интересах.
6. Планирование познавательной деятельности детей.
Основные формы и методы проверки.
1. Наблюдения за самостоятельной познавательной деятельностью детей в группе и на участке.
2. Оценка условий для организации самостоятельной познавательной деятельности детей.
3. Анализ календарных планов.
4. Беседа с воспитателями на тему «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребёнка».
Сроки проведения:
с 10 ноября 2015 по 21 ноября 2015 года
Участники (Ф. И. О. педагогов, квалификационная категория)
Программа проведения тематической проверки (из плана)
Описание хода и результатов проверки.
На момент проверки во всех группах санитарное состояние хорошее, помещения регулярно убираются и проветриваются, освещение соответствует санитарным требованиям.
1. В ходе тематической проверки старшим воспитателем Мачинской Т. В. были проанализированы условия в группах и на участке для самостоятельной познавательной деятельности детей. Было выявлено, что во всех группах создана насыщенная развивающая среда с разнообразными центрами согласно образовательной программе ДОУ, которые побуждают детей к познавательной активности.
Однако хотя во всех группах имеется в наличии весь материал, необходимый для центра познавательной деятельности, отдельно в группах этот центр не создан. Не оборудован в группах центр песка и экспериментирования, не приобретены ёмкости для кинестетического песка.
В группах №3, №2, №1, №4 не достаточно материала для игр-экспериментов (памятки выданы).Во всех группах не достаточно материала: нет фигурок, изображающих взрослых и детей разного возраста, макетов ближайшего окружения.
В группе №3 создан центр познавательной деятельности (стол для игр с песком и водой) однако не достаточно разнообразных игр, пособий и материала
На участке детского сада недостаточно стационарного оборудования для познавательного развития детей, однако воспитатели используют много выносного оборудования для организации познавательной деятельности детей.
2. Далее была проанализирована динамичность развивающей среды в группах. Смена материала в познавательном центре в группах №5, №1 происходит регулярно, дидактические и развивающие игры и пособия часто заменяются; в группах №2, №3, №4, №6 смена материала происходит один раз в 2-4 недели, в зависимости от тематического планирования и удовлетворения познавательных интересов детей.
Дети сразу замечают эти перемены, быстро находят новые пособия и действуют, играют с ними (после инструктажа и объяснения воспитателя). В группе №6, №4 дети с неослабевающим интересом играют с макетом (по теме «Транспорт») перекрёстка.
3. Самостоятельная познавательная деятельность детей планируется и осуществляется во время утреннего приёма детей, после вечерней прогулки, а также во время прогулок. Это целесообразно, так как в дневные часы планируется и осуществляется организованная образовательная деятельность.
4. Количество времени, уделяемого самостоятельной познавательной деятельности детей во всех группах, достаточно. Дети удовлетворяют свои познавательные интересы.
5. Уровень познавательных интересов детей во всех группах высокий. Дети в первых младших группах задают вопросы разнообразного содержания и тематики: о предметах и явлениях окружающего мира, о взаимосвязях и взаимозависимостях; стремятся пополнить знания об интересующем предмете, внимательно слушают объяснения и художественный текст, наблюдают и принимают посильное участие в осуществлении опытов (в основном вместе с педагогом, рассматривают иллюстрации, самостоятельно наблюдают природные явления. Особенно дети увлечены наблюдениями на прогулке,сами находят объекты для наблюдения: транспорт, люди, состояние погоды, свойства веществ и материалов (песок, земля, листья, снег, движение, притяжение и т. д. Малыши отражают впечатления от познавательных наблюдений в различных видах деятельности – чаще всего в играх. Дети с удовольствием участвуют в беседах о том, что их интересует, рассказывают, отвечают на вопросы взрослого или сверстника.
6. Далее старший воспитатель проанализировал проектирование познавательной деятельности детей в календарном плане. Во всех группах запланировано недостаточное количество мероприятий познавательной деятельности детей; запланированная деятельность однообразна по тематике и содержанию.
7. На следующем этапе тематической проверки старший воспитатель провёл с педагогами беседу на тему «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребёнка»
Педагоги Малютина Т. А., Слободчикова Л. В., Григорьева Л. В., Цыпкало О. М., Замуракина С. В., Трекина Е. Н. продемонстрировали в беседе высокий уровень знаний о руководстве самостоятельной познавательной деятельностью детей, молодые специалисты Старицына Е. В, Карташова И. А. хороший уровень, Панина Е. И., Екименкова Н. В., Муравьёва И. А. средний уровень. Воспитатели используют такие методы руководства, как поддержка, наводящие вопросы, поощрения, первостепенное участие, стимулирование познавательных интересов детей.
Выводы. Проведение работы по организации самостоятельной познавательной деятельности детей в ДОУ СП «Ладушки» считать удовлетворительной. Продолжать повышать эффективность работы в данном направлении.
Рекомендации.
1. Отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах разнообразные мероприятия познавательной деятельности детей.
Ответственные: воспитатели групп №1, №2, №3, №4, №5, №6
Срок: постоянно
2. Приобрести или изготовить недостающие пособия в центры познавательной деятельности: макеты предметов ближайшего окружения (дома, перекрёсток и т. п.); пополнить центр экспериментирования по памятке.
Ответственные: воспитатели групп №1, №2, №3, №4
Срок: до 1 декабря 2015 г.
3. Оформить в группах №1,№2, №4, №5, №6 центры познавательной активности.
Ответственные: воспитатели групп №1, №2, №4, №5, №6
Срок: до 17 декабря 2015 г.
Источник