Тематический контроль речевое развитие ребенка в доу
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»
Тематический контроль
«Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ
по развитию речи и речевого общения детей»
Задача:
Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.
Дата проведения: с 13.02.2017г.-по 20.02.2017г.
Ответственные:
Зам.зав.по ВМР Тарасова Е.В.
Старший воспитатель – Фирсунина Г.С.
г.Москва, г.о.Троицк
2017г.
План проведения тематического контроля
№ | Направление работы | Содержание работы | Сроки контроля по возрастным группам | Ответственные | |||
Мл. возраст | Ср. возраст | Ст. возраст | Подг.к шк.группа | ||||
1 | Оценка профессионального мастерства воспитателя | -Карта анализа НОД по развитию речи и речевого общения (с точки зрения оценки деятельности воспитателя на занятии, используемые методы и приемы). | 15.02. 2017 | 15.02. 2017 | Зам.зав.по ВМР Старший воспитатель Фирсунина Г.С. | ||
-Наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью вне занятий: ежедневное чтение, беседы, создание условий для работы детей с книгой (организация и руководство) | 15.02. 2017 | 15.02. 2017 | |||||
2 | Выявление уровня развития детей | -Карта анализа НОД по развитию речи и речевого общения (с точки зрения оценки деятельности детей). | 15.02. 2017 | 15.02. 2017 | Зам.зав.по ВМР Старший воспитатель Фирсунина Г.С. | ||
– Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. | 15.02. 2017 | 15.02. 2017 | |||||
– «Опросник» по данной теме. | 15.02. 2017 | 15.02. 2017 | |||||
3 | Оценка создания условий в группе | – Смотр профессионального мастерства воспитателя по созданию «Уголка речевого развития», (с точки зрения размещения, содержания, метод.обеспечение, компетентность при её создании). | 16.02. 2017 | 16.02. 2017 | 16.02. 2017 | 16.02. 2017 | Зам.зав.по ВМР Старший воспитатель Фирсунина Г.С. |
4 | Оценка планирования работы | -Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы НОД по развитию речи и речевому развитию. Планирование совместной и самостоятельной деятельности вне занятий. Планирование работы с родителями. | 14.02. 2017 | 14.02. 2017 | 14.02. 2017 | 14.02. 2017 | Зам.зав.по ВМР Старший воспитатель Фирсунина Г.С. |
5 | Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме | -Карта анализа взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации, посещение групповых праздников и развлечений, собраний по теме, индивидуальная работа). Тетрадь протоколов родительских собраний. | 17.02. 2017 | 17.02. 2017 | 17.02. 2017 | 17.02. 2017 | Зам.зав.по ВМР Старший воспитатель Фирсунина Г.С. |
– Анкетирование по данной теме (все возрастные гр.) | |||||||
6 | Подведение итогов | -Обработка материалов проверки. Справка по итогам тематического контроля. | 20.02. 2017 | 20.02. 2017 | 20.02. 2017 | 20.02. 2017 | Зам.зав.по ВМР Старший воспитатель Фирсунина Г.С. |
Материалы тематического контроля:
- Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и изучение ЗУН детей вовремя НОД с детьми.
- Карта изучения планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию речи и речевому общению.
- Карта анализа взаимодействия с родителями.
- Карта анализа предметно-развивающей среды.
- «Опросник» для оценки знаний детей по теме.
- Индивидуальная карта воспитателя (оценка уровня педмастерства) по всем разделам тематического контроля.
Индивидуальная карта воспитателя
(оценка уровня педмастерства)
по все разделам тематического контроля
Ф.И.О. воспитателя______________________________________________________
Разделы контроля | Оценка | Подпись |
Проведение занятия | ||
Планирование работы | ||
Работа с родителями | ||
Создание развивающей среды | ||
Проведение открытого мероприятия | ||
Итоговая оценка |
В- Высокий уровень
С – Средний уровень
Н – Низкий уровень
Карта анализа предметно-развивающей среды
Смотр уголка «Организация и содержание уголка по развитию речи»
Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды | Возрастные группы | |||
№ | № | № | № | |
1. Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг) | ||||
2. Соответствие содержания уголка «Закону возрастных соответствий» | ||||
3. Наличие дидактического материала, с которыми детей знакомят на занятии | ||||
4. Наличие разно форматных игр | ||||
5.Доступность материала детям, эстетичность | ||||
6. Творческий подход по организации педагогического процесса (тематические папки, альбомы, схемы) | ||||
Итого баллов | % | % | % | % |
Критерии оценки:
1 балл – недостаточный показатель;
2 балла – достаточный показатель, но есть перспектива роста;
3 балла – полное соответствие показателю.
Карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы
Срок проведения: 14.03-16.03.2017
Направления воспитательно-образовательной работы по развитию речи и речевому общению | Ф.И.О. воспитателей | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Эстетика оформления документации (календарный план, перспективный план работы с родителями) | ||||
Планирование совместной работы с детьми (беседы, рассматривание книг, работа с тематическими папками, книжные выставки и т.д.) | ||||
Планирование индивидуальной работы с детьми по теме. | ||||
Планирование самостоятельной игровой деятельности. | ||||
Взаимосвязь занятий и запланированных игровых мероприятий с детьми. | ||||
Планирование НОД (занятий) по теме. | ||||
Планирование чтения на каждый день. | ||||
Планирование досугов, развлечений. | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
В- Высокий уровень
С – Средний уровень
Н – Низкий уровень
Карта анализа взаимодействия с родителями
Срок проведения: 17.02.2017
Взаимодействие с родителями по речевому развитию | Ф.И.О.воспитателей | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Наличие перспективного плана на год (содержание соответствует годовым задачам) | ||||
Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления) | ||||
Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями. | ||||
Проведение совместных тематических мероприятий: родительских собраний или консультаций. | ||||
Открытые занятия по теме для родителей | ||||
Тетрадь протоколов проведения собраний. | ||||
Итоговая оценка: |
В- Высокий уровень
С – Средний уровень
Н – Низкий уровень
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗКА»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
”20” февраля 2017г. № 2
по результатам тематического контроля
«Развитие речи и речевого общения детей посредством
произведений художественной литературы»
Составлена членами комиссии в составе:
Председатель заведующий МАДОУ №7
Заместитель председателя зам. зав. по ВМР
Секретарь Фирсунина Г.С. – старший воспитатель
Члены комиссии учитель-логопед
В период с с 13.02.2017г.-по 20.02.2017г. проведена тематическая проверка по следующим направлениям:
- Изучение профессионального мастерства воспитателя.
- Изучение ЗУН детей во время НОД.
- Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Речевое развитие».
- Анализ взаимодействия с родителями по теме.
- Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;
Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус “читающего человека”. В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача развитие речи и речевое общение путем приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка “социальном институте” – детском саду. Поэтому наш педагогический коллектив не стал исключением и решил включить в ежегодный план работы задачу: «Развитие речи и речевого общения детей посредством внедрения деятельностного метода».
1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.
Педагоги детского сада стремились развивать у детей устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний; воспитывали бережное отношение к книгам и играм. Старались создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Прошли открытые занятия во всех возрастных группах по развитию речи с внедрением деятельностного метода. Яркими и интересными стали занятия по развитию речи для детей в подготовительных группах на тему «Декоративно-прикладное искусство», «Музеи», интересным занятием стало на тему «Мой любимый детский сад», образовательную ситуацию ОО «Познавательное развитие» «Книги Джанни Родари».
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Так Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для детей к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимому для становления человека, как обычная пища — для физиологического развития. Воспитатель подготовительной группы Токтаева О.С. провела игру-викторину по сказкам К.И. Чуковского. С помощью игры познакомила детей с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского. В средней группе воспитатель подготовила детям видео-материал, презентации по творчеству К.И.Чуковкого. Дети угадывали героев сказок по рисункам и иллюстрациям, отгадывали отрывки из произведений К.И. Чуковского.
Для ребят второй младшей группы стала незабываемой встреча с русской матрешкой – которую организовала воспитатель. Во время занятия, матрешка вместе с детьми рисовала. Дети живо реагировали на происходящее, сопереживали и веселились вместе с матрешкой.
2. Изучение ЗУН детей вовремя НОД.
Занятии, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований. Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи в средней и старшей группах по сравнению с началом учебного года. Дошкольники этих групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Дети старшей группы используют в речи распространённые предложения, могут употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания, стараются соблюдать правила речевого этикета. Это хорошо заметно при выполнении детьми заданий по пересказу художественного произведения. Открытое занятие в подготовительной группе №18 показало, что дети не только знают много произведений автора, но и могут назвать и узнать произведения.
Стоит также отметить необходимый уровень речевого развития у детей второй младшей группе №4. Дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки). Умеют отвечать на вопросы воспитателя.
Речевые умения в младшей группе №16 тоже соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.
Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками. С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования: – в средней, а затем и в старших группах обращается внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.
3. Анализ взаимодействия с родителями.
Для родителей средней и младших групп были проведены консультации «Какие книги нужно читать малышу», « Роль книги в развитии ребенка», « Играем в театр!».
В младших и средних группах прошли открытые занятия на которых присутствовали родители. После проведения открытых мероприятий воспитатели получили положительные отзывы от родителей.
Учитель-логопед провела практикум для родителей старших групп «Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры».
На момент проверки во всех возрастных группах, в «Уголках для родителей», были оформлены папки-раскладушки с консультациями по проблеме «Развиваем речь с помощью игр». Особенно хочется отметить воспитателя младшей группы №5 Она подошла грамотно к оформлению папки, выдержав все необходимые требования при создании наглядной информации для родителей.
4. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию речи и речевому общению.
Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость речевого общения во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов, игр на развитие речи дошкольников.
В связи с этим педагоги планируют речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке.
В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.
Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, не планируются другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к художественной литературе (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).
5. Анализ развивающей среды прошел в форме смотра на «Организация и содержание книжного уголка с элементами речевого развития»
Согласно годовому плану, был проведен тематический контроль с анализом предметно-развивающей среды «Уголок развития речи». Просмотр проходил во всех возрастных группах.
Каждый уголок оценивался по выполнению требований к содержанию книжного уголка, с разделом по речевому развитию с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
В ходе анализа были сделаны незначительные замечания и рекомендации:
Во всех возрастных группах книжные уголки с разделом по речевому развитию размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т.д.).
Воспитатели каждой группы организовали свои уголки так, что ребенок может посмотреть (почитать) книгу, поиграть в игры.
Возрастная группа | Положительные моменты | Отрицательные моменты |
Младший возраст | – представлены книги, игры с которыми детей знакомят на занятиях; – представлены разножанровые книги (сказки, стихи, рассказы); – представлена тематика по ознакомлению с творчеством А.Барто. – представлена книжки-самоделки, дидактические игры. | Не оформлены правила работы с книгой в виде запрещающих знаков |
Средний возраст | – представлены книги, игры с которыми детей знакомят на занятиях; – представлена тематика по ознакомлению с творчеством К. Чуковского, дидактический материал; – создан тематический альбом составь рассказ: «Природа зимой». | -Не были представлены материалы о художниках-иллюстраторах. Не представлены два экземпляра одинаковых книг, разных издательств. |
Старший дошкольный возраст | – в помещении группы создали зону эстетического восприятия, которая включает в себя библиотеку детской книги; ознакомление с искусством «Полочка красоты», картина с репродукцией известных художников – представлена тематика по ознакомлению с творчеством писателя . – отражена в уголке книги взаимосвязь занятия по художественной литературе и развитию речи; -представлены новые тематические папки: «Природа весной» | В библиотеке не имеется каталог книг по темам; Не предусмотрено место для «Книжкиной больницы»; Не обозначены соответствующими знаками для ориентировки детей; Не оформлены правила работы с книгой в соответствии с возрастом детей |
Рекомендации:
1. Во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, игр, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно родителями и детьми.
2. Во всех возрастных группах тематику занятий по развитию речи систематически отображать в уголке книги.
3. В средней и старшем возрасте ввести традицию «Книжкины именины».
4. Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.
Выводы и рекомендации.
- Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.
- Продолжить работу по годовые задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.
- Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.
- В средней и старшей группе ввести традицию «Книжкины именины».
- Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.
- Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению.
- Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).
Источник