Тема театрализованная игровая деятельность для развития ребенка

   ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми. Поэтому, я не раз обращаюсь к этому виду деятельности. Но, когда я в очередной раз набрала группу малышей, поняла, насколько интересна и увлекательна театральная жизнь в детском саду. Она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение.

 Самым первым представлением для этих детей был показ русской народной сказки «Про репку». Это был типовой настольный театр. Дети на одном дыхании посмотрели представление, после чего попросили еще раз показать его. Ребята были в восторге. Я предложила детям самим обыграть снова эту сказку. Желающих оказалось не мало. Вскоре, дети самостоятельно показывали друг другу спектакль. Через несколько дней я показала кукольный театр. Это была русская – народная сказка «Курочка ряба». Реакция детей была для меня неожиданной. Одна девочка заплакала, ей было жалко разбитое яичко. Другие два мальчика смеялись. Фактор разбитого яйца для них казался смешным. Некоторые дети были в недоумении от происходящего в зрительном зале. Но, были и дети, которые ждали, когда воспитатель даст им возможность выступить в роли кукловода-рассказчика.

   После этих двух показов театра малышам я поняла, что воспитателю нужно как можно больше времени уделять данному виду деятельности. Ведь современная педагогика, из диагностической, постепенно становится развивающей.

  Что подразумевается под этим. Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

   В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям  осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

  Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

   Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

   Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются  замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

    Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем  привлечения с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

     Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй

 Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным  ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

     Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место,» – утверждал Б.М.Теплов.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба, доброта, честность, смелость и др./. Благодаря сказке ребенок познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой  идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на ребенка. Известный композитор Д.Б.Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца»  так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на детей на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе работы по развитию у детей театрально-творческих способностей необходимо:

  – создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);

  – приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

  –   обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

  – создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Театрализованную деятельность, в работе с детьми, мы включаем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; включаем в различные  другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, развитие речи и др.), все организованные формы театрализованной деятельности проводим небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Содержание театрализованных занятий включает в себя:

– просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

– игры – драматизации;

– разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

– упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);  

– упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка.

В своей работе мы целенаправленно используем разработку этюдов М.Чехова и М.Чистяковой для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства (этюды на внимание, на веру, наивность и фантазию, игры на преодоление двигательного автоматизма). Целенаправленное использование данных этюдов помогает детям  развивать выразительность жеста, уметь воспроизводить отдельные черты характера, тренировать определенные группы мышц, развивать память. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки. Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и со взрослыми.

  Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

     – во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно- выразительные

        умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

     – в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств

       (интонации, мимике и пантомиме);

     – в старшей группе совершенствовать   художественно-образные исполнительские

        умения;

     – в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

    Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

    Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Можно предложить детям загадать друг  другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа.  Например: «Чем отличается петушок Коли от петушка Артема? И т.д.

    При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

   Вначале фрагменты из  сказок могут использоваться как упражнения, затем можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию), разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. таким образом, ненавязчиво  и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

    Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

    Занятия в основном строятся по единой схеме:

       – введение в тему, создание эмоционального настроения;

       – театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой  творческий потенциал;

       – эмоциональное  заключение, обеспечивающее  успешность  театрализованной

          деятельности.

   Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

      – выбор детьми роли по желанию;

      –  назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

      – распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

     – проигрывание ролей в парах.

    Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного  опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Желательно привлечь родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. в любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать  интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Источник

Галина Гречишкина
Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Игра – естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

Л. С. Выготский писал, что «. игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

В дошкольномдетстве ребенок осваивает разнообразные игры: сюжетные, режиссерские, народные, подвижные и прочие. Среди многообразия игр, особое место занимают театрализованные игры.

Театрализованная игра привлекает внимание многих исследователей (И. Г. Вечканова, Л. В. Артёмова, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Акулова). Как показывает анализ, существуют различия в понимании театрализованной игры. Так, И. Г. Вечканова даёт следующее понятие театрализованной игре: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая социальные отношения, внешне подчинённые сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением).[2, с. 6] О. В. Акулова определяет театрализованную игру как интегративный вид деятельности, способ самовыражения ребёнка, средство его эмоционального, социального и речевого развития. Л. В. Артёмова обозначает театрализованную игру как вид сюжетной игры, развитие которой происходит по заранее определённому сценарию, в основе которого заложен литературный сюжет. Персонажи литературных произведений становятся действующими лицами в театрализованной игре детей, а их приключения, дополненные детской фантазией, – сюжетом игры.

Театрально-игровая деятельность воплощает в себе черты игровой деятельности:

• Импровизированный, творческий, активный характер (поле творчества).

• Эмоциональная наполненность, состязательность, эффект включённости, удовольствие от процесса (эмоциональное поле).

• Фантазийность, мнимость ситуации (поле условности).

• Бескорыстность, непредсказуемость результата (поле свободы).

Театрализованныеигры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

К режиссёрским играм относятся:

• настольный театр игрушек;

• настольный театр картинок;

• стенд-книжка;

• ковролинограф.

К играм-драматизациям относятся:

• игры с пальчиками, театр ложек;

• игры с куклами би-ба-бо;

• игры с куклами-марионетками;

• игры с большими напольными куклами.

Театрально-игровая деятельность является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности – игровой и художественной, что определяет её «рубежный» характер (А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придаёт театрализованной игре характер импровизации.

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста является интегративным видом деятельности, способом самовыражения ребенка, средством его эмоционального, социального и речевого развития. [1, с. 114]

К театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста относятся очень разные по сложности, развёрнутости и направленности виды детского художественно-игрового опыта:

-игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевой диалог на основе фрагмента текста;

-игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или контаминация нескольких сюжетов без предварительной подготовки;

-инсценирование крупного отрывка произведения;

-драматизация всего текста;

-постановка целостного спектакля по одному или нескольким произведениям.

При этом ребенок может либо принимать роль на себя, являясь «артистом», либо действовать фигурками театральных игрушек, организуя деятельность как «режиссер». [1, с. 114]

О. В. Акулова подчеркивает, что развитие театрально-игровой деятельности состоит в постепенном переходе ребёнка:

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту – к игре- контаминации, подразумевающей свободное построение ребёнком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной интерпретацией её ребёнком, соединяются несколько произведений (коллаж);

• от игры, где передаются некоторые особенности персонажа – к игре, в которой создаётся целостный и «живой» образ героя с помощью комплекса вербальных и невербальных средств выразительности;

• от игры, в которой центром является «артист», – к игре,в которой представлен комплекс позиций: «артист», «режиссёр», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребёнка связаны с какими-либо из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. [3, с. 191]

Театрально-игровая деятельность протекает чаще всего как совместная деятельность детей. Дети объединяются на основе интереса к литературному произведению, желании эмоционально ярко передать образы литературных героев, внести творческое дополнение, творчески подойти к развитию сюжета и представить новые линии развития сюжета и литературных событий. Нередко объединяют несколько литературных произведений в единый сюжет. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению и взаимодействию со сверстниками в разных видах деятельности.

В целом, содержание и организация театрально-игровой деятельности требует от детей проявления разнообразных контактов и взаимодействия на уровне игрового замысла, выбора темы игры, организации игрового пространства, распределения ролей и творческого воплощения замысла. Можно сказать, что театрализованные игры являются “школой социального взаимодействия” (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, О. В. Солнцева). В совместной театрализованной игре обогащается опыт сотрудничества детей со сверстниками в соответствии возрастными особенностями и возможностями дошкольников.

Библиография

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 176с.

2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2001 учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

3. Методические советы к программе «Детство» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 304с.

Источник