Тема самообразования формирование и развитие познавательных способностей ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54 «Веснушки»
План работы по самообразованию
воспитателя средней группы №2 «Земляничка»
Варшавской Натальи Владимировны
Тема: ” Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста”
Сроки реализации: 2017-2018 учебный год
г.Междуреченск
Цель: Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей в нетрадиционной форме.
2.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
3.Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств по формированию познавательных способностей детей дошкольного возраста.
4.Провести консультацию для педагогов на тему «Развивающие игры – как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста».
5. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
План работы на 2017-2018 учебный год
Тема
Содержание работы
Сроки
Методы, формы, литература
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации
1. ФГОС дошкольного образования
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”
3. См. список литературы
Сентябрь
Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды
Работа с педагогами
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
1. Подготовить консультацию для педагогов
2.Выступление на педагогическом совете
По плану ДОУ
Консультация
Использование ИКТ
(презентация)
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы по теме
1.Проведение образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ
Март
Открытый просмотр
Работа с родителями
Предоставление консультаций по данной теме
1.Буклеты, консультации, папки-передвижки.
В течение года
Консультации
Совместное оформление выставок
1.Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей по теме: «Путешествие с колобком» 2.Выставка детских дидактических игр
«Математика – это интересно». 3.Презентации на темы: «Растем – играя!».
Апрель-
Май
Творческий отчет
Совместное участие
1.Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса
В течение года
Конкурс
Работа с детьми
«Форма и цвет»
1. Проведение дидактических игр:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)
В течение учебного года
«Математика и дети» А. Белошинская
«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.
«Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка»..
Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».
«Количество и счёт».
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
– «Стоит в поле теремок»
– «Колобок ищет друзей»
В течение учебного года
«Математика и дети» А. Белошинская
«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.
«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.
«Играем в числа» серия пособий
«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
«Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
. 1. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
2. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий? »
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
В течение учебного года
Давыдова Г.Н. «Математика и дети»
«Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова
«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.
«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.
Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».
Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
Участие в конкурсах
Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса
Апрель-
Май
Выставка
Оформление выставок
Творческий отчет
Выставка дидактических игр
Апрель-
Май
Выставка
Диагностика детей
Проведение диагностики познавательных способностей у детей.
Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества в таблице, отражающей индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.
Апрель-
Май
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» — серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. 2009. – 152 с.
12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с.
13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 2008.258с
14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. – Архангельск, 2009.
15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2012. – 228 с.
Источник
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме:
“Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста “.
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 Мухаметшина Диана Рафаэлевна
Нижнекамск,
Республика Татарстан.
2018г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Ф.И.О. педагога – Ф.И.О. Мухаметшина Диана Рафаэлевна
Образование: средне-специальное, Нижнекамский педагогический колледж, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста, специальности «Дошкольное образование», 2018г.
Стаж работы:
Курсы повышения квалификации, год прохождения, количество часов:
Диплом № 160400001878 о профессиональной переподготовке. С 01 октября 2015г. по 30 июня 2018г. прошла профессиональную переподготовку в ГАПОУ “Нижнекамский педагогический колледж»” по дополнительной образовательной программе “Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку”, квалификация обучение детей дошкольного возраста татарскому языку, 2018г.
№160400001887 о профессиональной переподготовке. С 01 октября 2015г. по 30 июня 2018г. прошла профессиональную переподготовку в ГАПОУ “Нижнекамский педагогический колледж»” по дополнительной образовательной программе «Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии», квалификация педагог дополнительного образования в области хореографии, 2018г.
Квалификационная категория, год присвоения:
Тема самообразования: Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста “.
Цель самообразования: Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей в различной форме деятельности.
2. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
3. Внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать) современные технологии, методики для организации воспитательно – образовательной деятельности, сохранения здоровья, повышения качества образования детей дошкольного возраста.
5.Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования: «Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста “.
6. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.
7. Посещать открытые городские мероприятия.
- Обучаться и повышать свою квалификацию.
Источники самообразования:
Специализированная литература (научная, методическая, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации с целью саморазвития и расширения кругозора).
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая- через участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (педсоветы, семинары, консультации).
Ожидаемый результат самообразования:
•Повышение своей компетенции в вопросах формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
•Выработка методических рекомендаций по применению личностно-деятельностного подхода, проблемного обучения и принципов их реализующих в работе с детьми по формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста
•Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.
•Сообщения, выступления на педагогическом совете.
Планируемые результаты самореализации:
•Ведение электронного портфолио воспитателя.
•Выступления на педсоветах, консультация
Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы самообразования:
Раздел 1. Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
1. Изучение научной и методической литературы по теме исследования, опыта работы педагогов ДОУ
Раздел 2. Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
1. Разработка календарно-тематического планирования.
2. Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Познавательное развитие»)
3. Разработка дидактических игр по занимательной математике для дошкольников
4. Разработка электронных презентаций для детей.
5. Разработка консультаций для родителей.
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
1. Участие в педагогических советах, вебинарах .
2. Разработка пакета дидактических материалов в электронном виде 2018-2020гг. Медиатека материалов.
3. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ
5. Изготовление игр, пособий, макетов, коллекций
6. Подбор материала для работы с семьей
Раздел 4. Участие в методической работе детского сада
Сообщения на педагогических советах, консультациях.
Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
1. Освоение компьютерных программ.
2. Курсы повышения квалификации.
Раздел 6. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера
1. Расширение педагогической эрудиции через анализ и обобщение опыта работы воспитателей других ДОУ.
2. Становление и развитие организаторских качеств личности при подготовке и проведении методических мероприятий.
Поэтапно-перспективный творческий план
воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25»
на 2018-2019 учебный год
по теме: “Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации”.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
Дети | Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования. Обследование состояния уровня интеллектуального развития детей. | Организация выставки « Осенний вернисаж» из природного материала. | Участие в конкурсе творческих работ из бросового материала «Ёлочка, живи!» Мониторинг достижений детьми результатов освоения образовательной программы дошкольного образования | Зональный конкурс “Легоград” (ДОУ № 91); | Организация выставки «Служу Родине!» | Оконный вернисаж «Мамин портрет». Изготовление подарков на * Марта из подручных средств. | Зональный конкурс для воспитанников детских садов (групп) с обучением и воспитанием на татарском языке «Сөйкемле бала» (ДОУ № 64) | Мониторинг достижений детьми результатов освоения образовательной программы дошкольного образования | |
Педагог | Районный конкурс для малокомплектных детских садов «Уголок конструирования в группе ДОУ» (с. Городище), | Зональный конкурс «Ярмарка педагогических идей» (доу № 91); | Муниципальный конкурс «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» (ДОУ 77) | Республиканский конкурс детских проектов «Я познаю мир» в рамках республиканского конкурса исследовательских проектов «Дебют в науке» (ДОУ 90) | Зональный конкурс “Легоград” (ДОУ № 91); | Зональный «Семинар-практикум «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников ” (ДОУ 35), | Муниципальный конкурс методических разработок «Калейдоскоп профессий» для педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района | Зональный семинар «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством LEGO – технологий и моделирования робототехники» (ДОУ 45), | Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Познавательное развитие») – Разработать картотеку развивающих игр по РЭМП |
Родители | Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с окружающим миром» | Памятка для родителей на тему “Дети познают мир через игры” | Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни» | Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей на тему «Путешествие в страну математики» | Консультация для родителей «ЛЕГО – нужная игра!» | Выставка детских дидактических игр «Математика – это интересно». | Создание папки-передвижки «В гостях у Игровичка» | Презентации на темы: «Растем – играя!». | Муниципальный конкурс творческих семейных проектов «Моя родословная» (ДОУ 1) |
Участие на КМО, ГМО, конкурсах | РМО Развитие конструктивно – модельной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (с. Городище) | РМО «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (ДОУ 4КП), | ГМО «Танып белү сәләтен үстерүдә уеннарның роле”, “Роль игр в познавательном развитии дошкольников” (ДОУ 7), | Зональное методическое объединение «Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» (ДОУ 1), | ГМО «Формиро-вание элементарных математических пред-ставлений у дош-кольников посредст-вом разнообразных форм работы» (ДОУ 44), | ГМО «Использование принципа моделирования при организации работы по ФЭМП в ДОУ» (ДОУ 31), | РМО «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте этнокультурного образования» (ДОУ 5КП), | ГМО «Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» (ДОУ 75), | – |
План методической работы воспитателя на 2018-2020 год
По теме: “Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста “.
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |
1 | Изучение учебной, научно –методической литературы: – изучение интернет ресурсов; -посещение семинаров; -прохождение курсов повышения квалификации; – ознакомление с публикациями в печатных изданиях; – взаимопросмотр открытых ОД организованных ДОУ. | 2018-2020 | Воспитатель | |
2 | Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала | 2018-2020 | Воспитатель | |
3 | Разработка конспектов и проведение занятий | 2018-2020 | Воспитатель | |
4 | Подведение итогов диагностики, уровня усвоения знаний детей. | 2018-2020 | Воспитатель | |
5 | Оформление и пополнение уголка в группе. | 2018-2020 | Воспитатель | |
6 | Изготовление наглядного и раздаточного материала по | 2018-2020 | Воспитатель | |
7 | Составление календарных, тематических, годовых планов. | 2018-2020 | Воспитатель | |
8. | Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, образовательных программ и методических разработках. | 2018-2020 | Воспитатель |
План работы с детьми на 2018-2020 год
По теме: “Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста “.
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |
1 | Образовательная деятельность: «Форма и цвет» 1. Проведение дидактических игр: • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Найди свою пару» (варежку) 2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: • Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. 3. Проведение игр – соревнований. • «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года «Математика и дети» А. Белошинская «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». «Количество и счёт». 1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: • «Магазин игрушек» (много, один, поровну) • «Зоопарк» (счёт) • «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) • «Путешествие на корабле» 2. Игровые математические знания с театрализацией: • «Математика в сказках» – «Стоит в поле теремок» – «Колобок ищет друзей» В течение учебного года «Математика и дети» А. Белошинская «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева. «Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина. «Играем в числа» серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. «Ориентировка в пространстве». «Ориентировка во времени». 1. Настольно – печатные игры: • «Лото» • «Парные картинки» • «Домино» • «Цветная мазайка» • «Пазлы» 2. Дидактические игры: • «Собери сказочного героя» (из частей) • «Кто больше найдёт отличий? » • «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Пароход», и т. д. «Дом» • «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.) В течение учебного года Давыдова Г.Н. «Математика и дети» «Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова «Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина. «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. | 2018-2020 | Воспитатель | |
2 | Досуги и развлечения | 2018-2020 | Воспитатель | |
3 | Участие в республиканских, региональных, муниципальных конкурсах. | 2018-2020 | Воспитатель | |
4 | Диагностика: -проведение диагностики уровня знаний детей по развитию познавательных способностей. -индивидуальная работа | 2018-2020 | Воспитатель |
План работы с родителями на 2018-2020 год
По теме: “Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста “.
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей на тему «Путешествие в страну математики» | 2018-2020 | Воспитатель |
2 | Подготовка памяток для родителей. | 2018-2020 | Воспитатель |
3 | Буклеты, консультации, папки-передвижки «В гостях у Игровичка» Совместное оформление выставок | 2018-2020 | Воспитатель |
4 | Знакомить родителей с развивающими играми, влияющими на развитие познавательных способностей. | 2018-2020 | Воспитатель |
5 | Выставка детских дидактических игр «Математика – это интересно». | 2018-2020 | Воспитатель |
6 | Презентации на темы: «Растем – играя!». | 2018-2020 | Воспитатель |
7 | Индивидуальные беседы, консультации. | 2018-2020 | Воспитатель |
План работы с сотрудниками на 2018-2020 год
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Консультация на тему «Игра, как средство развития познавательных процессов. | 2018-2020 | Воспитатель |
2 | Изготовление дидактических игр и пособий для развития познавательных способностей детей. | 2018-2020 | Воспитатель |
3 | Показ открытых занятий для воспитателей. | 2018-2020 | Воспитатель |
4 | Подготовка тематического проекта по развитию познавательных способностей детей. | 2018-2020 | Воспитатель |
5 | Пополнение предметно – развивающей среды. | 2018-2020 | Воспитатель |
6 | Результаты диагностики. Самоанализ. Выступление на педсовете о результатах диагностики. | 2018-2020 | Воспитатель |
7 | Составление перспективного плана для всех возрастов. | 2018-2020 | Воспитатель |
Источник