Тема развитие музыкальное творчество ребенка в доу

Сообщение  на педагогическом совете на тему:

«Развитие музыкально – творческих способностей дошкольников»

Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С. Станиславский назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по природе – синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную. Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог. В инсценировке песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна дня развития воображения, образного мышления. Полезно использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценировки, для танцевальной музыки.

Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами.

Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений:

 ∙ Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

∙ Подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» – точное воспроизведение заданных интонаций;

∙ Ориентировка в различении мажорного и минорного ладов; различение и воспроизведение мажорного и минорного трезвучий («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряда – упражнение типа «Солнышко и дождик»;

 ∙ Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

 ∙ Транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку» – воспитатель поет первый звук).

Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях:

∙ Импровизация простейших мотивов – пение своих имен;

∙ Самостоятельное нахождение интонаций звукоподражания: произвольное пение то более высоких звуков (поет маленькая кукушка), то более низких (большая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Пароход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.);

∙ Участие  в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, творческие задания типа вопросов-ответов «Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др., сотворчество двух детей – сочинение небольших фраз типа перепева, музыкального разговора.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на 8 основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное

творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и

подбором мелодий по слуху.

 Таким образом, для успешного развития творческих способностей

детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

– соблюдение принципа свободы;

– накопление впечатлений от восприятия искусства;

– накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на

музыкальных инструментах);

– развитие основных музыкальных способностей;

– оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в

семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и

атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными

инструментами.

Музыкальный руководитель

Кирсанова Александра Михайловна.

Источник

 «Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду »

Подготовила:  музыкальный руководитель Политова Вера Витальевна

“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”

В.Г.Белинский

 Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы. Развитию познавательного интереса способствует такая организация  обучения, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении детей к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в музыкальном зале различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей детей Дети в процессе обучения непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения, так как основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость.

Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает  у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает найти дорогу к сердцу и уму, чем слова, которые ребёнок воспринимает в силу своего диагноза.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности детей. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли  человека, образы. Её уникальность в тех развивающих возможностях, которые её восприятие обеспечивает как в плане творческого, так и общего психического развития ребенка. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и выразительной. Воплощая свой впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.                      

Воспитание детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Музыка, рисование, лепка, художественно-изобразительная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

В работе использую методическое пособие «Музыка и чудеса», авторы  Каплунова И.  и Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, пособие для музыкальных руководителей.

Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую музыку в конце занятия. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, целенаправленная, поэтапная работа, которая включает в себя:

 – этюды;

-двигательную импровизацию с предметами;

-двигательную импровизацию с речевым сопровождением

-свободную импровизацию.

         В детском саду создается благоприятная среда для творчества детей. Но не все дети одинаково талантливы. И задача педагога, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их. Сказки – подражалки помогают ребенку проявить элементарные творческие способности. Аудиопособия из серии “Музыка с мамой”, разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям и музыкальным руководителям. Новые сказочки для подражательных движений помогут обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также будут способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков.  

               Каждую сказку можно инсценировать, озвучивать или проводить в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений –  подборку музыкальных заставок в конце фонограммы. Выразительные голоса детей-артистов, красивая музыка и забавные звуковые иллюстрации  позволяют проводить увлекательные занятия  в дошкольных учреждениях.

На НОД в области Музыка использую различные игровые приёмы, для организации творческой деятельности воспитанников, в том числе и песенной. Песня А. Усачева «Как кричит крокодил» вызвала у детей творческий отклик. М.Ю. Картушина делясь опытом работы в своих книгах «Вокально-хоровая работа в детском саду» и «Мы играем, рисуем и поем» предлагает различные песенные игры и упражнения на развитие вокальных способностей дошкольников и  песенного творчества.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. У некоторых проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, иные легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Другим свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.

Этому способствуют подвижные музыкальные игры «Всем, Надюша, расскажи», «Было у матушки 7 детей» и т.д. 

           Для педагогов. Упражнения для рук без музыкального сопровождения:

  1. Бегать пальчиками по краю ширмы, наступая на пальцы других исполнителей;
  2. Медленно поднимать растопыренные пальцы над ширмой, пошевелить ими;
  3. Положить запястье одной руки на запястье другой, раздвинуть широко пальцы и пошевелить ими;
  4. Покачивать из стороны в сторону кистями с расставленными пальцами, потом собранными в щепотку;
  5. По подсказке педагога на счет 1,2 – руки танцуют, на счет 3,4- замирают;
  6. Исполняется то же самое  с музыкальным сопровождением.

Все движения можно исполнять в разноцветных перчатках.

Источник

Терехова Татьяна Борисовна
Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности.

Составила музыкальный руководитель Терехова Т. Б.

ДС №67 «Радость» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Способность творчества есть великий дар природы.

Акт творчества в душе творящей есть великое таинство,

Минута творчества есть минута великого священнодействия.

Виссарион Белинский.

М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, С. С. Прокофьев, И. С. Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Природа? Родители? Педагоги?Нередко можно услышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Однако, если бы наследственность была определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но не редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – скрипачом.

Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Теория развития творческих способностей дошкольников и влияние музыки на этот процесс исследовалась многими учеными.

Педагоги и психологи сходятся во мнении,что: музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.Такой ребенок может быть одаренным в разных сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Особенностью детского музыкального творчества является – его всеобщий характер, невзирая на маленький жизненный опыт, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Ребенок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами. Важной психологической особенностью детского творчества является и то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату.

Воспитание творческих задатков у современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний ребенок сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Ведущими задачами по развитию детского музыкального творчества,являются:

развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

формирование начал музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры;

развитие музыкально-художественной деятельности детей;

приобщение их к музыкальному искусству;

развитие детского музыкального-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.

Традиционно в детском саду принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности,как:

музыкальные занятия,

– самостоятельная музыкальная деятельность детей,

музыка в повседневной жизни,

музыка на праздниках.

творческие мастерские, кружковая работа

Творческие способности ребенка проявляются в разных видах музыкальной деятельности,и это:

• Слушание или восприятие музыки,

• Пение,

Музыкально-ритмические движения,

• Игра на детских музыкальных инструментах,

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, чувствовать настроение, осмысливать.

Творчество в этом виде деятельности заключается в синтезе восприятия музыкис практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение», последующие зарисовки.

Для детей младшего возраста нужно выбирать доступный музыкальный материал («Курочки и петушок» Тиличеевой, «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и другие). При повторном прослушивании музыки, можно предложить детям полетать «как птички», походить «как слоны» и т. д. Необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить заданный образ.

У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.

Прием «оркестровка». Дети прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие, по их мнению, характеру звучания музыки. При повторном слушании дети импровизируют на выбранных инструментах в характере музыки.

Прием «цвет – настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (Создать виртуальный эскиз, затем мысленно раскрасить, а позже нарисовать красками). Произведения для восприятии я выбираются более сложные (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)

Пение – любимый вид музыкальной деятельности дошкольников.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на «звукоподражания» в разном темпе, ритме и настроении.

– Могут быть и такие творческие задания: спеть самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

Создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие подпевания.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально – слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

– импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

– импровизация музыкальных вопросов и ответов;

– сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

– Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

-Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов. Педагог пропевает «вопрос», а ребенок импровизирует «музыкальный ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться.

Например,

«Что-то Машеньки не слышно?»

«Погулять наверно вышла».

Стихи -попевки можно брать из сборников детских книжек.

Сюда же можно отнести и разнообразные музыкально-дидактические игры.

Например, дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года – это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на музыкальном инструменте.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения и доступностью движения под музыку для детей даже самого раннего возраста. Кроме того, именно в музыкальномдвижении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции: радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Музыкально-ритмические движения это:

-Музыкально-ритмические упражнения,

-Танцы, пляски, хороводы,

-Игры,

-Танцевальные импровизации, этюды- фантазии.

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс осваивания детьми танцевальных движений.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, педагог предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

Следующий вид музыкально – ритмических движений – танцы, пляски, хороводы.Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выполнить движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, затем дети самостоятельно создают танец.

Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать движениями настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

Детская танцевальная фантазия это – двигательная импровизация под любую музыку. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, поэтапная работа,которая включает в себя:

– этюды;

-двигательную импровизацию с предметами;

-двигательную импровизацию с речевым сопровождением

-свободную импровизацию.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

– озвучивание,

– оркестровка,

– контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

стихотворения

– сказки

– рассказы о явлениях природы, о животных

– рассказы, сочиненные детьми

– рассказы по репродукциям

Приведу пример.

Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка Квак»:

Лягушонок Квак пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.

2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.

Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

3. Озвучивание стихотворений.

С. Я. Маршак «Апрель»

Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель – глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи– музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас

Стали птицы песни петь – свистулька

И расцвел подснежник – колокольчик

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

– контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;

– контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;

– контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный опыт, по-своему выражая музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Музыкальной творческой деятельности необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие.

Но не все дети одинаково талантливы. Нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их.

Педагогами, музыкантами, психологами разработано много методик, технологий и программ, которые активно используются в работе музыкальными руководителями. Некоторые из них представлены на слайде.

Но педагоги и по сей день находятся в их активном поиске. Аудиопособия из серии “Музыка с мамой“, разработанные Сергеем и Екатериной Железновыми знакомы многим воспитателям. Маленькие сказочки для подражательных движений помогают обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также способствуют развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков. Каждую сказку можно инсценировать, озвучивать или проводить в форме игрового массажа. Сказки – «подражалки» помогают ребенку проявить элементарные творческие способности в игровой форме в условиях группы.

Основные навыки и умения ребенок приобретает на музыкальных занятиях, но самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна лишь при условии создания специальной предметно-развивающей среды.

Творческое развитие ребенка реализуется только в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Творческий процесс музыкальном воспитании неосуществим без музыкального зала,

пособий по музыкальному воспитанию,

костюмов,

музыкальных инструментов и т. д.

Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.

Блоки компонентов среды должны соответствовать логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество).

восприятие музыки – пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;

пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;

пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

музыкально-дидактические игры

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов. В качестве таких центров развития могут быть: «Музыкальный центр» или «Музыкальный уголок».

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально –педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, настольных музыкально – дидактических игр, оборудования для художественно – театральной деятельности, атрибутов и костюмов для игр, звуковых пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром.

Музыкальную зону часто совмещают с театральной, где размещ