Тема по самообразованию роль дидактических игр в развитии речи ребенка

         Актуальность выбранной темы:

         Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

         В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

– развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи;

– развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

         Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

        Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

        Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

   Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

   Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

    Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

         Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи  детей через дидактические игры.

       Задачи:

  1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи  детей через дидактические игры».
  2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3. Развивать  словесно-логическое  мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

 4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5.Развивать  монологическую  речь при составлении рассказа – описания предмета.

       6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

       7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.

Формы работы с родителями и детьми:

– Родители:

– сотрудничество через консультации,

– родительские собрания,

– беседы,

– совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

– Дети:

– специальные занятия по развитию речи,

– дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

– дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

– дидактические игры на развитие связной речи,

– дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

-дидактические игры по методике ТРИЗ.

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта

Сентябрь-май

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проектов

(Приложение 1)

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для  развития речи  детей.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.

 «Испорченный телефон»

«Светофор»

«Повтори»

Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Размытое письмо»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

«Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало» 

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключь»

Май

 Дидактические игры по методике ТРИЗ.

« Фантазия»

«Маша-растеряша»

«Угадай, что я загадала»

«Черное-белое»

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет»

Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

Ноябрь

Консультация  «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление   картотеки дидактических  игр на развитие лексической и фонематической  стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм  в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Февраль

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые  дидактические игры  своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ  НОД « Пришла весна!»

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство»

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Октябрь

Изучение методического комплекта программы «Детство»  Изучение проекта «ФГОС дошкольного образования».

Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи.

Ноябрь

Изучение методики О.С.Ушаковой

Повышение профессионализма по развитию речи.

Декабрь

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

Сбор и обработка данных.

Январь

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Февраль

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Обеспечение возможности  общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Март

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Апрель

Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС.

Распространение педагогического опыта по развитию речи.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

                                                                                                                                                                                                      Приложение 1

Список литературы

1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

https://www.standart.edu.ru/  нормативная база, повышение квалификации

edu – “Российское образование” Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects – Национальный проект “Образование”.

https://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт “Всё для детского сада”

https://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

https://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

https://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

https://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

https://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)

https://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

https://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.

Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч – https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd

1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада –

https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak

(Технология «СИТУАЦИЯ»)

5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Лыкова И.А. Культурные практики – https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО – https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе – https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

11.  htt:|\detsad-kitty.ru

12. htt: \ www.i-deti.ru

13. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования

14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.

Периодические издания:

1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.                                                                                

 3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

Источник

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Широкова Ильмира Камильевна

воспитатель

Пед. стаж: 21 год

Кв. категория: высшая

Дата последней аттестации: январь 2019

Дата предполагаемой аттестации: январь 2024

ТЕМА:  «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

2019– 2020 учебный год

Старшая группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020

Санкт – Петербург, Колпино

2019

Тема

 «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью дидактической игры я решила развивать связную речь детей.

Цель

Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Задачи

  • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • Формировать грамматический, лексический строй речи;
  • Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
  • Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Этапы работы

1 этап. Организационно-диагностический

2 этап. Теоретический

Цель:

 – изучение особенностей развития детей среднего дошкольного возраста;  

– изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;  

– формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

1 этап. Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Консультации с зам. зав по УВР по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию старшего  дошкольного возраста»

Изучение и обобщение психолого- педагогической  и методической литературы  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

2 этап. Теоретический

Октябрь

Дидактические игры:

  • «Приготовим салат»
  • «Назови правильно»
  • «Магазин»
  • «Отгадай»

Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 5-6 лет» (особенности развития детей)

2 этап. Обобщающий

Ноябрь

Дидактические игры:

  • «Найди отличия»
  • «Путаница»
  • «Новая квартира»
  • «А у нас»

Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Декабрь

Дидактические игры:

  • «Сочинялки»
  • «Кто, где живет?»
  • «Новоселье»
  • «Диалоги»

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей

«Игра, как средство развития

речи дошкольника».

Январь

Дидактические игры:

  • «Что напутал незнайка?»
  • «Кто сумеет похвалить»
  • «Какая, какое, какой?»
  • «Скажи какой»

Буклет «Рекомендации по планированию дидактических игр для педагогов»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»,

Февраль

Дидактические игры:

  • «На выставке»
  • «Загадка»
  • «Кто внимательнее»
  • «Задумай слово»

Консультация для

педагогов

«Дидактическая игра как

средство речевого

развития дошкольников»

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Анкетирование

«Игра в жизни вашего ребенка»

Март

Дидактические игры:      

  • «Какое что бывает?»
  • «Что для чего»
  • «Играем со сказкой»
  • «Нарисуем картину словами»

Мастер – класс

«Игра по развитию речи

детей своими руками»

Оформление картотеки  «Словесные дидактические игры»

Составление памяток для

родителей по данной теме

Апрель

Дидактические игры:      

  • «Придумай сказку»                  
  • «Я начну, вы продолжите»                  
  • «Объясни, покажи»      
  • «Скажи по – другому»

Взаимодействие с

учителем-логопедом

Оформление карточек – схем и картинок для разучивания стихотворений.  

Консультация «Учимся играть

правильно» (картотека игр для

развития речи)

Май

Фотовыставка «Вот как я играю в детском саду»

Показ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Взаимодействие с

учителем-логопедом

Составление отчета по выполнению плана по самообразованию.

Родительское собрание «Во

что играют наши дети?»

Список используемой литературы

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Ребенок в детском саду».

4. Журнал «Воспитатель ДОУ»

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

6. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994

7. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

8. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

Список используемой литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г

Источник