Текст для развития речи ребенка

Текст для развития речи ребенка thumbnail

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция − обязательное условие хорошей речи

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Дикцию можно улучшить в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

Трудные слова для отработки четкости звукопроизношения

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Занятие с логопедом

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Текст для отработки звков ч, ш, ж

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Пример скороговорки

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

Сказка о веселом язычке

Текст с веселыми картинками

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Упражнения для дыхания и дикции

Чистоговорки

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Популярные скороговорки

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

Длинная скороговорка

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Скороговорка про трех китайцев

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Скороговорка для развития речи и дикции

Скороговорка про лигурийского регулировщика

Скороговорка про шишкосушильщика

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источник

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.  Составьте из данных слов предложения, чтобы получился текст.

     Живёт, большого, белка, дупле, дерева, рыженькая.

     Гнёздышко, а, птичка, в, его, ветвях, маленькой.

     Целый, они, день, хлопочут.

     Червяков, а, птичка.

     В, ночной, лесу, час, затихают, шум, и, возня.

     Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

2.  Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

     Мама, аквариум, с, рыбкой, подарила, Виталику.

     У, жил, Виталика, Мурзик, котёнок.

     Котёнок, серый, и, пушистый, был.

     Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.

3.  Прочитайте.  По выбору вместо точек напишите кличку животных.

     1)  Дядя Саша вёл коня   …  на речку.   (Воронок, Орлик, Буян)

     2)  На лугу пасётся коза   … .  У неё маленький козлик   … .  (Розка, Зайка,

          Тоська, Пушок, Шустрик).

     3)  У Вовы была ручная ворона   … .  Вова сам кормил её.  (Муська,

          Люлька, Мила).

     4)  Кот   …    спит на крыльце.  Он ловит рыбу.  (Васька, Мурзик, Кузьма).

     5)  У нас живёт собака   …   .  Мы её очень любим.  (Гром, Джек, Шарик).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1.  Раздели текст на предложения.

     Стояла глубокая осень лес выглядел хмурым каждый день шёл дождь ползли низкие тучи журавли и аисты давно улетели на юг пусто и уныло в лесу.

     Хмурится осень зарядили холодные дожди налетел порывистые ветер нет больше цветов только сухие стебли торчат покинули лес звонкие птицы.

2.  Отредактируй.  Найди в тексте повторяющуюся мысль.  Запиши в исправленном виде.

Трудное плавание.

     Корабль плыл по бурному морю.  Вокруг поднимались высокие гребни волн.  Корабль их рассекал своим килем.  На море было сильное волнение.  Скоро мог начаться настоящий шторм.

3.  Прочитай внимательно четверостишие, запомни.  Напиши по памяти.

      Осинку украсила осень.

      Осинка мне нравится очень.

      Она позолотой блистает,

      Одно только жаль – облетает…

                                          В. Лунин

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Определи границу предложений.

     От пригретых солнцем елей. Поднимается чуть заметный пар.

     Петя подошел и услышал. Что собака громко залаяла.

     В чулане были мыши. Пушок ловко ловил мышей.

     Он сидел за сосной и с любопытством наблюдал за мной.

     Они бегали друг за дружкой, прыгали. И прятались.

2. Подбери синонимы.

     Источник,

     Плут,

     Ровесник,

     Мокрый,

     Душистый,

     Забава,

     Холодный,

     Родина,

3. Восстанови текст по плану, предложениям, заголовку.

Котята.

     Котятки наедаются и засыпают.  А кошка убегает искать своим малышам пищу.

     У нашей кошки шесть котят.  Они очень хорошенькие и пушистые.  Малыши живут в кухне на печке.

     Маленькие слепые котята пищат, ищут мать.  Им есть хочется.  Кошка ложится на бок.  Котята подползают к ней.  Они хоть и слепые, но умеют находить мать.

     Они слышат её голос и носом чуют её запах.  Кошка кормит котят своим молоком.  Котята сосут и чмокают.

     Кошка бегает худая, голодная ищет пищу.  Хищница ловит мышей, птичек и ест их.  Когда она сыта, у неё много молока.  Тогда она бежит в кухню, прыгает на печку.

План:

1.  Сколько котят у кошки?

2.  Для чего кошка-мама много ест?

3.  Как слепые котята находят мать?

4.  Что делает кошка, когда котята наедятся?

 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1.  Раздели текст на части.  Обозначь абзацы.  Составь план.

     Однажды, нырнув особенно глубоко, я вдруг увидел железную клетку, похожую на птичью! Я подплыл ближе, в клетке были рыбки! Я подхватил клетку и вынырнул из воды.  На берегу разглядел находку.  Клетка оказалась рыболовным садком, дверца садка закрыта на защёлку.  В садке пять ершей.  Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я выкинул в воду, а садок забрал в деревню.  Там и нашелся его хозяин – дед Степан.  Оказалось, что этот садок он потерял ещё в прошлом году! Наловил живцов-ершей, посадил их в садок, привязал садок на бечёвку и опустил с лодки за борт.  Но бечёвка перетёрлась и садок вместе с ершами утонул.  Так и просидели ерши в клетке под водой целый год!

     Как они жили взаперти и чем питались – неизвестно.  Но значит, питались, раз жить остались   (Н.  Сладков)  

2.  Отредактируй.  Замени повторяющиеся слова синонимами.

     Медведь подошёл к большому дубу.  Медведь засунул лапу в дупло.  Медведь зачерпнул пригоршню мёда.  Пчёлы начали кусать медведя.  Медведь побежал к речке.  

 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

1.  Запиши предложения, исправив ошибки в словах.

     1)  У розы колючие шыпы.  У нас жывёт собака Рыжык.

     2)  Декабрь – начяло зимы.  Чясто трещят лютые морозы.  Вот она,

          настоящяя зима!

     3)  За рекой дубовая рощя.  Мы с товарищями чясто ходим туда гулять.

     4)  Я помогаю маме.  Чищю двор.  В корзине тащю мусор в яму.  Я хочю,

          чтобы везде было чисто.

2. Запиши одним словом название каждой группы.

     1)  тополь, клён, берёза, ель;

     2)  волк, лиса, заяц, медведь;

     3)  сорока, ворона, воробей, аист;

     4)  брусника, черника, земляника;

     5)  футболист, хоккеист, волейболист;

     6)  шкаф, парта, стол, стул;

     7)  молоко, сахар, хлеб, мясо;

     8)  костюм, пальто, кофта, платье;

     9)  ботинки, сапоги, валенки, туфли;

   10)  кукла, мяч, юла, барабан.

(Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов)

 ПРИЛОЖЕНИЕ 7

1.  Отредактируй.  Запиши повторяющиеся слова синонимами.

     Маша рассказала нам о своём летнем отдыхе.  Сначала девочка рассказала о поездке на дачу.  Потом она рассказала про путешествие на машине в Крым.  Маша рассказала о Крымских горах и о Чёрном море.  Она рассказывала целых полчаса.  

2.  Подбери синонимы.

     Смешной,

     Беспокоиться,

     Спешить,

     Заглядеться,

     Белый,

     Красный,

     Лиловый,

     Зелёный,

3.  Подбери антонимы.

     Родина –

     Жёсткий –

     Город –

     Помогать –

     Лентяй –

     Делать –

4. Внимательно прослушайте слова, постарайтесь их запомнить (учитель произносит слова 2-3 раза).

     Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, скворцовый, краснеть.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1)  Сколько слов было названо?

2)  На какие группы можно разделить все эти слова?

3)  Какое слово было произнесено первым?

4)  Напишите по памяти имена прилагательные.

5)  Напишите по памяти глаголы.

6)  Подчеркните орфограммы, объясните их написание.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 8

1.  Прочитайте цепочки слов.  В каждой найдите лишнее.  Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

     1)  Ло… ка,  игру…ка,  кату…ка,  клю… ка.

     2)  Д…ро…ка,  кры…ка,  варе…ка,  но…ка.

     3)  Лоша…ка,  лю…ской, л…па…ка,  зага…ка.

     4)  Мину…ка, моне…ка,  гря…ка, конфе…ка.

     5)  Оши…ка,  ру…ка,  тру…ка,  ла…ка.

2.  Найдите слова в стихотворениях, которые звучат ласково, почему?

    Верочка время нашла:

    К Верочке в гости пришла.

    Дома её не застала –

    Времечко всё потеряла…

                                 С.  Белорусец.

    Тучка по небу плыла.                                  В теплых лужах потоптался

    Дождик за ручку вела.                                 Наигрался и умчался

    Он шагал на тонких ножках                      Не его ли там колошки?

    В чёрных маленьких колошках…             Мокнут в луже на дорожке.

    Дождик всюду походил,

    Дождик всюду наследил,                                               Г.  Лагздын

Источник