Технология раннего развития ребенка семьи никитиных

Технология раннего развития ребенка семьи никитиных thumbnail

Семья Никитиных это Борис Павлович и Елена Алексеевна и их 7 детей,которых они воспитали по собственной системе. Эта необычная система раннего развития появилась в 60х годах ХХ века. Она включает в себя физическое и интеллектуальное развитие.

Давайте разберёмся, правы ли были Борис Павлович и Елена Алексеевна, воспитывая своих детей по своей, не на что не похожей в те времена методике. Ведь прошло много лет и теперь можно судить насколько она эффективна.

Суть методики:

1. Ребенок выбирает сам,чем именно ему заняться в данный момент, и поэтому обучение происходит по его желанию. Главный принцип в методике это побуждение интереса, для развития самостоятельности.

2. Обстановка в доме должна стимулировать на новые открытия (географические карты, спортивные снаряды, книги, инструменты и др.). Игрушки должны немного опережать возраст, чтобы они вызывали интерес к изучению нового, пока еще непонятного.

3. Родители не мешают ребенку самому получать знания, но всегда участвуют в жизни ребенка. Хвалят за успехи, подбадривают если что-то не получается, поддерживают, помогают только по просьбе самого ребенка. Необходимо дать ребенку самому подумать и сделать логический вывод. Самостоятельность еще один из принципов методики. Ну и конечно же важной составляющей является личный пример.

4. Работа по дому тоже должна быть без принуждения. Детей нужно не заставлять, а просить помочь.

5. Борис Павлович считал, что отрицательно влияют на развитие ребенка 2 варианта отношения к ним родителей.

1. Чрезмерная опека. Ребенку не остается места для самостоятельности и ему будет сложно принимать решения во взрослой жизни.

2. Заброшенность. Это когда одеть,обуть,накормить ребенка важнее развития и воспитания. Такие дети отстают в психоэмоциональном развитии.

6. Одна из основных идей методики:

НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) для интеллектуального и физического развития существует благоприятный возраст и время. Если упустить это время, возможность развития в этой области необратимо угасает.

Семья Никитиных

Предметно-пространственная среда

– это то что окружает малыша. Так вот предметно-пространственная среда окружающая ребёнка должна стимулировать его к познанию нового.

На стенах должны висеть плакаты: арифметическая таблица (таблица сотни), географическая карта, настенные часы с большим циферблатом. В доме должны быть разнообразные спортивные снаряды.

Главный принцип – все должно быть в свободном доступе для детей. Это книги и пособия, глобус, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, измерительные приборы (весы, секундомер и пр.), инструменты для работы с деревом, металлом, интеллектуальные игры.

Все к чему проявляет интерес ребёнок нужно поощрять и по возможности приобрести или изготовить материалы для более углубленного познания этой темы.

Физическое развитие и здоровый образ жизни.

Физическому развитию в данной методике отводится огромная роль. Занимаются в этом направлении с самого рождения и в книгах даже описывается занятия по физическому развитию во время беременности.

Вот основные правила:

  • минимум одежды, не кутать;
  • занятия на спортивных снарядах с самого рождения;
  • чередование умственных и физических занятий;
  • не перекармливать, здоровая пища;
  • закаливание (обливание холодной водой; ходить босиком по снегу; дневной сон на веранде, даже зимой; определённый температурный режим в доме).

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие ребёнка также важно, как и физическое.

Борис Николаевич Никитин разработал много интеллектуальных игр для своих детей. Которые в настоящее время пользуются популярностью и спросом. В своих книгах Борис Николаевич рассказывает, как их можно сделать самостоятельно.

Основной принцип – не объяснять ребёнку правила игры. Дети, наблюдая за играющим сами должны понять, как играть. Если ребёнок ни как не может понять, в чем суть игры, её на некоторое время необходимо отложить. Еще один принцип это “от простого к сложному”. Все игры разработаны от самого лёгкого постепенно усложняясь. В процессе можно придумывать свои схемы, узоры, чертежи и варианты.

«Сложи узор».

В наборе 16 кубиков, грани которых имеют определённую окраску. С помощью кубиков можно выкладывать различные узоры и фигуры. Играть можно начинать уже с 1,5 лет.

Игра “Сложи узор”

«Сложи квадрат».

Геометрическая игра головоломка, из различных фигур необходимо собрать квадрат. Есть разные уровни игры. Первый уровень можно начинать играть с 2х лет. В комплекте 24 разноцветных квадрата.

Игра “Сложи квадрат” 1 уровень

“Уникуб”

Из 27 кубиков, 3 грани которых окрашены в определённый цвет, необходимо построить объёмные фигуры. Предлагается 60 заданий, начинать играть можно от 1,5- 3 лет. Задача не так проста, как может показаться изначально.

Игра “Уникуб”

«Обезьянка»

Рассказать историю про обезьянку, которая все повторяла за людьми, предложенную Борисом Павловичем Никитиным в своей книге (можно придумать свою). Задача детей повторять движения взрослого. Игра развивает внимание и быстроту реакции.

“Точечки”

Для этой игры понадобятся 3 комплекта карточек. На первом и втором комплекте нарисованы точки как на домино (с разным фоном и разным расположением точек), на другом цифры от 0 до 10. Вариантов игр множество: разложить карточки от 0 до 10, разложить по цветам, соотношение карточек с одинаковым количеством точек, игра больше – меньше.

игра “Точечки”

“Внимание”

Взрослый рисует на листе в клеточку фигуру и показывает ребенку, затем прячет. Малыш должен как можно точно повторить рисунок. В книге Никитина есть примеры таких рисунков.

Рамки Монтессори

Игра для самых маленьких. Начинать с простых геометрических фигур переходя к более сложным. Просить ребенка обвести контур фигуры.

рамки “Монтессори”

Кирпичики

Эта игра помогает детям разбираться в чертежах и работать с ними. Понадобятся 8 брусочков из дерева или пластмассы и ребенок по чертежу строит модель. Играя в эту игру, у ребенка развивается пространственное мышление.

игра “Кирпичики”

Игра “Дроби”

Игра от 3х лет. Представляет собой 12 пластин с вырезанным в них одинаковыми кругами. 1 круг целый, 2 разделен на две части, 3 на три, самый последний на 12частей. Отличная игра для освоения детьми дробей. Начать можно с пересчета деталей, сравнения их между собой и т.д.

игра “Дроби”

Плюсы

  • дети имеют хороший иммунитет;
  • отличное физическое развитие;
  • формируется и развиваются самостоятельность, воображение, память, сообразительность, логика, любознательность, ответственность, пространственное мышление, мелкая моторика;
  • развиты интеллектуально и опережают в развитии интеллектуальном сверстников;
  • быстро находят выход из любой ситуации.

Минусы

  • отсутствуют сюжетно – ролевые игры;
  • методика развивает не всестороннее;
  • дети занимаются тем, что им нравится и легко даётся;
  • мало общаются со сверстниками, круг общения ограниченный;
  • предполагает домашнее воспитание.

Чего добились и кем стали дети Никитиных.

Главным показателем эффективности методики, это результаты. А результаты можно увидеть узнав, кем же стали их дети и чем занимаются.

1959 году родился в семье Никитиных сын Алексей. Сейчас он живет в Лондоне, работает инженером- консультантом по разработки электроники. У него 2-ое детей.

В 1960 году родился второй сын Антон. Сейчас живет в подмосковье, работает заместителем начальника производственного отделения. У него тоже 2-ое детей.

1962 году родилась дочь Оля. Сейчас Ольга живет в городе Королев и работает руководителем юридической службы в крупной компании. И у нее 2-ое детей.

В 1964 году родилась дочь Анна. Тоже живет в г.Королев. работает логистиком в международной транспортной компании. У Анны четверо детей.

В 1966 году родилась Юлия. Живет в подмосковье,работает журналистом в пресс службе крупного предприятия.

Читайте также:  Ребенок с синдромом дауна умственное развитие

В 1969г. родился Иван.Живет в Московской обл, занимается оператором – режиссерской деятельностью телевидение. Пятеро детей.

В 1971 году родилась Любовь. Она живет в г.Королев. Домохозяйка, воспитывает 10 детей.

Вывод

-все благодарны своим родителям за воспитание и обучение;

– у всех хорошее здоровье и физическое развитие;

-все преуспели в жизни;

-все считают,что методика развития их родителей, помогла им в успешно учиться и помогает в работе;

-все использовали опыт родителей в воспитании и обучении своих детей (пусть и не в полном объеме).

внуки Никитиных

Так правы ли они?

Несомненно, семья Борис Павлович и Елена Алексеевна замечательные родители. Если подумать, то как много они сделали для своих детей. Они не претендовали на создание какой-то новой методики развития. Просто хотели воспитать своих детей здоровыми, умными, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, какими мечтают видеть своих детей многие. Общественность заинтересовалась таким необычным воспитанием и их жизнью стала интересоваться вся страна.

Книги о воспитании детей в этой семье, стоит почитать. Каждый родитель почерпнет из них многое для себя. Скорее всего методику “в чистом виде” мало кто будет воплощать. Но поучиться можно многому и взять то что подходит Вашему малышу и Вам.

Конечно, они были правы в своей методике и вырастили замечательных детей!

В настоящее время методика Никитиных очень популярна, издаются книги на разных языках мира. В Японии одна из основных детских программ развития основана на данной методики. В Германии открылся институт имени Никитиных, который изучает раннее развитие.

Книги, сайт, фильм.

Официальный сайт семьи Никитиных – https://nikitiny.ru/

Книги

можно скачать на официальном сайте или здесь https://www.koob.ru/nikitini_l_i_b/

1. Здоровое детство без лекарств и прививок.

2. Интеллектуальные игры

3. Мама и детский сад.

4. Мы и наши дети.

5. Развивающие игры.

6. Резервы здоровье наших детей.

7. Ступеньки творчество, или Развивающие игры.

8. Я учусь быть мамой.

О Никитиных был снят фильм в 1965 году «Правы ли мы?».

А этот фильм о семье был снят 1975 году.

Читайте так же:

Раннее развитие – плюсы и минусы

Источник

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – “системе раннего разностороннего развития детей”. В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность “Методики Никитиных”

В первую очередь “воспитание по Никитиным” требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

– создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;

– все занятия предполагают свободу творчества детей;

– родительское неравнодушие.

“Раннее развитие по Никитиным” предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр (“Сложи узор”, “Уникуб”, “Обезьянка” и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Семья Никитиных

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, “перескакивание” нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению “Организация делопроизводства” и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская “методика раннего развития”, по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности “детская медсестра”. Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

“Раннее развитие”, по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в игре

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря “раннему развитию” он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это “перескакивание” через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Читать другие статьи и новости

Источник

Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это. Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками. Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.

Система Никитиных

Суть методики Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Семья Никитиных

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Читайте также:  Пример положительного влияния сверстников на развитие ребенка

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

развитие по никитиным

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Закаливание по Никитиным

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Сложи узор по Никитиным

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Сложи квадрат Никитина

Уникуб Никитина

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Уникуб Никитина

Дроби Никитина

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Дроби Никитина

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

Источник