Технология психолого педагогического сопровождения развития ребенка

Беловолова Ксения
Направления и технологии психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации

Основные направления деятельности педагога-психолог:

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная)психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основными функциями работы педагога-психолога являются:

Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.

Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.

Консультационная – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.

Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).

Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.

Организационно-методическая – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.

Современные технологии в деятельности педагога – психолога.

Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе педагога – психолога?

Информационные технологии

В деятельности педагога – психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.

Реализация основных направлений деятельности школьного психологав режиме дистанционной службы происходит через:

– создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

– выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

– проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента,

организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

организацию школ дистанционного обучения

– проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми

– проведение опросов целевых групп

организацию психологического практикума для целевых групп

Одним из направлений использования информационной технологии в работе педагога – психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий.

Обучающие игры выполняют три основные функции:

•Инструментальная: формирование определенных навыков и умений – может выражаться в игровых упражнениях;

•Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

Читайте также:  Развитие воспитания и мышления ребенка

Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. 1

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т. д

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик,как:

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи.

Игровая терапия

Данная технологиярешает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др

Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

Метафорическая психотерапия – метод, основанный на идее, что жизнь представляет собой последовательность задач, которые человек вынужден решать, чтобы продвинуться в собственном развитии.

В данном контексте мы позволим себе упомянуть о работе с метафорическими (ассоциативными) картами. Они представляют собой набор иллюстраций (колода карт, изображающих людей, их отношения, ежедневные (и редкие неожиданные) ситуации, пейзажи, животных, предметы, абстракции.

Танцевально-двигательная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

Эмоционально-образная терапия основана на работе с воображением. Она применяется, когда человек не в силах выразить свои эмоции словами.Причины этому могут быть абсолютно разные: стыд, вина, алекситимия (не умение говорить о своих эмоциях, трудности вербализации и др. В данной концепции можно обойти названную сложность, работая с образами.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Источник

Заместитель директора по психолого – педагогическому и

медико –социальному сопровождению,

педагог – психолог  МКУДО «ДДЮТ»

 Закуповская Татьяна Николаевна

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Современная школа находится на этапе модернизации. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем образования и воспитания на одно из приоритетных мест выдвигаются проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовность жить в новых условиях.

В настоящие время при поступлении ребенку в школу возникает много проблем, связанных с дезадаптацией ребенка, неготовностью слушать, слышать, понимать, находить общий язык со сверстниками.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.

Основной целью сопровождения дошкольника является формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения, выработка эмоциональной стабильности и положительной самооценки, умения анализировать свое внутреннее состояние, сочувствовать и сопереживать.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, и именно ей придается большое значение. В игре дети учатся не только обсуждать доброжелательное отношению друг к другу, но и дискутировать анализировать поступки и поведение, отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать и логически рассуждать.

Период среднего старшего дошкольного возраста особо влияет на развитие личности. Особенность психики дошкольника заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие. Многие дети в этот период нуждаются в помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и педагоги внимательно вникали в проблемы ребенка, его переживания.

Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношения между сверстниками, занимают одно из важных мест в социальном развитии ребенка. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение. Все это служит основанием для решения задач психологического сопровождения и поддержки детей в процессе дошкольного воспитания и обучения.

Технология психолого–педагогического сопровождения детей дошкольного возраста направлена на формирование у ребенка положительного отношения к школе; тренировку положительной школьной учебной мотивации; развитие познавательного интереса и познавательной активности; предупреждение и снятие страха перед школой; создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».

Читайте также:  Программа для ребенка для развития речи

Ее предназначение – сохранение психологического здоровья детей.

Даная технология рассчитана для детей дошкольного возраста, посещающих МКУДО «ДДЮТ». Готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.

Отличительной особенностью технологии является комплексный характер решения задач, последовательность в продвижении от базовых процессов к более сложным, разнообразие используемых технологий.

При осуществлении педагогического сопровождения учащихся используются основные психолого-педагогические технологии:

 – психодиагностические технологии;

 – игровые технологии;

– личностно-ориентированные технологии;

 – технологии социально-эмоционального развития дошкольников;

 – информационно-коммуникативные технологии;

 – здоровьесберегающие технологии.

Психологический мониторинг развития личности ребёнка представляет собой комплексную программу, позволяющую предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития. Педагог-психолог, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение учащихся, оценивает результат своей деятельности через психодиагностические технологии на начальном этапе и при завершении курса коррекционно-развивающих занятий.

Таким образом, психодиагностические технологии для первичного психологического изучения детей 5-6-летнего возраста включают в себя следующие психологические методики: методика Г. Вицлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу», методика «Кодирование», методика «Кратковременная зрительная память», методика «Звуковые прятки», методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбург

Игровые технологии. Важной особенностью игровых технологий, которые я использую в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: учебная деятельность и игра, труд и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных игровых, проблемных ситуациях формирует гибкое оригинальное мышление у детей.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога-психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий и т.п.

Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются: личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно – ориентированный подход в общении, а именно, планирую непосредственную образовательную деятельность, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Технологии социально – эмоционального развития ребенка. Основная цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется в ходе всего образовательного процесса. У детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям

Также развиваются навыки социального поведения; помогающие ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение. Ребенок учится выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи; воспитывается заботливое отношение к животным; вырабатываются у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения и корректируются нежелательные черты характера и поведения (тревожность, агрессивность, страхи, самооценка)

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Для детей созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Я, являясь участником этого общего процесса, уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Читайте также:  Роль природы в развитии личности ребенка ушинский

В своей деятельности использую:

Ритмопластику. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

Релаксацию. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковую гимнастику гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Она полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами и проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Информационно-коммуникационные технологии.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Информационно – коммуникативные технологии в моей работе:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление документации, отчетов (составление планов мероприятий, ведение индивидуального дневника ребенка, запись различных данных о нем, результаты тестов, выстраивание графиков, в целом отслеживание динамики развития ребенка, а также ведение базы данных по книгам). Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Использование глобальной сети Интернет (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, поиск информации для непосредственной образовательной деятельности, электронных учебных пособий, предназначенных для детей дошкольного возраста и т.д.).

7. Использование мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

На основе выше перечисленных технологий и модифицированных мною авторских программ по подготовке к школе (программа «Преемственность Волков С. И,, Федосова Н. А., Новицкая М. Ю., Плешаков а. А., «Предшкольная пора» Виноградова Н. Ф.,  «Ступеньки детства» Бадулина И. О., Зверева М. В., Истомина Н. Б., Конышева Н. В., «Ступеньки к школе» Безруких М. М., Филипова Т. А). разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа «Развивалочка»  с учетом возрастных особенностей детей.

Программа направлена на развитие эмоционально – коммуникативной и познавательной сферы ребенка, что позволяет более успешно психологически подготовить ребенка к школьному обучению.

Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяющих ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

Задачи:

  • научить доброжелательному и эффективному взаимодействию с окружающими сверстниками и взрослыми;
  • дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • развить навыки совместной деятельности, общения;
  • научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  • развить у детей школьно – значимые навыки.

Ожидаемые результаты:

  1. Мотивационный компонент:
  • сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;
  • способность удерживать внутреннюю позицию ученика;
  • сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;
  • появление учебно-познавательного мотива.
  1. Личностно-волевой компонент:
  • позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;
  • появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.
  1. Коммуникативный и социальный компоненты:
  • развитие коммуникативных способностей;

рост социальной успешности детей,

Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Проводимая диагностика, ее положительная динамика позволяет говорить об эффективности разработанной программы.

Источник