Технологии развития ребенка в общем образовании

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
      Предтечи, разновидности, последователи

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
      Игровые технологии в дошкольном периоде
      Игровые технологии в младшем школьном возрасте
      Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 
      Технология проведения дискуссий
      Технология «Дебаты» 
      Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
      Дифференциация по уровню развития способностей
      Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 
      Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 
      Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 
      Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
      Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 
6.6. Технологии групповой деятельности
      Модель: групповая работа в классе
      Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) 
      Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 
7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 
7.6. Технологии интеграции в образовании
      Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
      Технология воспитания экологической культуры
      Концепция глобального образования
      Концепция холистической педагогики
      Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
      Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин» 
      Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
      Модель «Интегрированные занятия (уроки)» 
      Модель «Интегрированные дни» 
      Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения
      Модель суггестивного погружения
      Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
      Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
      Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» 
      Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России – 93» О.Г. Парамонова
      Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России – 94» М.А. Нянковского
      Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России – 95» З.В. Климентовской
      Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ? 96» Е.А. Филипповой
      Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России ? 97» А.Е. Глозмана
      Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
      Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России – 99» В.В. Шилова
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
      Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
      Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
      Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

Читайте также:  Развитие личности ребенка под ред фонарева

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 
      Особенности усвоения языковой культуры
      Технология «Другая математика» 
9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 
      Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) 
      Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе) 
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан) 
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

      Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
      Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
      Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 
      Технологии телекоммуникаций
12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
      Модель «Медиаобразование» как учебный курс
      Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 
      Модель «Школьный Центр СМК» 

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
      Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 
      Модель «Содружество школы и производства» 
      Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 
      Модель «СПК как специально спроектированная среда» 

13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
      Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
      Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения
13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
      Модель дифференциации и индивидуализации обучения
      Технологии компенсирующего обучения
      Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
      Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 
      Технология работы с умственно отсталыми детьми
      Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
      Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 
      Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» 
      Модель «Социальный приют» 
      Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
      Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
      Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
      Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) 
      Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) 
      Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

Читайте также:  Диагностика познавательного развития у ребенка младшего школьного возраста

Педагогические технологии авторских школ

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 
      Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
      Технология управления школой в режиме развития
      Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 
16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) 
      Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

Источник

Технология развивающего обучения

           Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

          Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега,  К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности  

преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и  

учащихся;

2) совокупность приемов, методов;

3)  проектирование и организация процесса обучения;

4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития  

личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие

позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

                               Основные характеристики педагогической технологии

Название

Цель

Сущность

Механизм

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса

На потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение учеников в различные виды деятельности

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.                               Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

  •  вне деятельности нет развития;
  •  знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть       обязательные условия их дальнейшего психического развития;
  •  ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Читайте также:  Как заполнять карту развития на ребенка зпр

Условия   достижения

  • Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию –  достраиванию – к решению – к действию;
  • Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
  •  Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
  • Освоение новой педагогической  позиции «педагогического менеджера»;
  •  Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную  деятельность учащихся;
  • Слияние учебной и внеурочной деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.                                           Организация учебной деятельности 
                                  в рамках технологии развивающего обучения 
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы: 

  •  Использование специально отобранного дидактического материла
  • Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
  • Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование “лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
  • Исследовательский проект

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:

– ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

– он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

– он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.

Источник