Технологии развития ребенка в доу с авторами

Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.

Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).

Классификация проектов

Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.

Читайте также:  Карта развития ребенка 112 у

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:

Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Источник

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Чтобы учить других, нужно учиться самому,

чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя,

чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Стандарта дошкольного образования.

Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогической деятельности, который ведёт к повышению качества образования.

После введения Стандарта в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательной деятельности, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Основу деятельности всех субъектов педагогической деятельности составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (воспитанники, сотрудники, родители (законные представители) осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

– здоровьесберегающие технологии;

– технологии проектной деятельности;

– технология исследовательской деятельности;

– информационно-коммуникационные технологии;

– личностно-ориентированные технологии;

– технология портфолио дошкольника и воспитателя;

– игровая технология;

– технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в детском доме

Классификация здоровьесберегающих технологий:

– медико-профилактические; 

– физкультурно-оздоровительные; 

– обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; 

– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; 

– образовательные; 

– обучения здоровому образу жизни. 

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Этапы проектной деятельности:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), виды растений, виды животных, виды строительных сооружений, виды транспорта, виды профессий, путешествие по карте, путешествие по «реке времени»

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником  в мир новых технологий; наставником в выборе  компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  

ИКТ в работе современного педагога:

– подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);

– подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий;

– обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;

– оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

– создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

– гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Читайте также:  Проблемы в развитии интеллекта ребенка

– технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 

Технология портфолио дошкольника

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

– диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

– содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

– рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Варианты портфолио предлагают:

– И. Руденко;

– Л. Орлова;

– В. Дмитриева, Е. Егорова;

– Л. И. Адаменко.

Технология «Портфолио педагога»

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Раздел 5 «Работа с родителями»

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Игровая технология

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение.

Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов образовательной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 «Только та технология даст необходимый результат, когда она

одухотворена её главным автором – Педагогом. Ищите, творите!»

Список литературы

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

2. Бородина, О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О.Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. – № 1 – С.8-11.

3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 192 с.

4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.

Источник