Технологии развития ребенка в доу
Дмитриева Елизавета Алексеевна
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка
в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а
вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический
инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость
Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:
– логикой процесса,
– взаимосвязью его частей,
– целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и
методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в
конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по
затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)
образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как
педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого
педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных
особенностей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия
педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,
биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы
формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий
зависит:
· от типа дошкольного учреждения,
· от продолжительности пребывания в нем детей,
· от программы, по которой работают педагоги,
· конкретных условий ДОУ,
· профессиональной компетентности педагога,
· показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих
технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским
требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии
организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи-
лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,
дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие
психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение
эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии
психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе
ДОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на
развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья
(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,
дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-
ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных
занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-
игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия,
технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести
и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой
понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных
инструментальных и методологических средств, используемых для достижения
педагогических целей.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с
детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить
о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-
ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для
самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается
мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями
выделяются:
· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью
психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с
ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются
комнаты психологической разгрузки – это мягкая мебель, много растений, украшающих
помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для
индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания
(после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной
деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует
всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет
принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,
уступчивы, не конфликтны.
· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного
образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе
взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей
среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют
разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических
отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений,
индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической
направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные
программы «Радуга», «Из детства – в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на
основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)
образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки
должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а
также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его
уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы
воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных
целей. В соответствии с этим в технологическомподходе к обучению выделяются:
· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с
ориентацией на достижение результата;
· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в
соответствии с учебными целями и задачами;
· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на
достижение целей;
· заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,
обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии –
атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-
ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные
моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в
соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка,
указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю.»
(«Мне нравится.», «Обожаю, когда.», в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-
графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем
малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на
предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.»,
«Я вижу себя.», «Я хочу видеть себя.», «Мои любимые дела.»;ответы на вопросы:
«Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки,
рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных
организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем
и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к
специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь
будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и
можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором
предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится
информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала
и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала
ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда
последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его
рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения
ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ
родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о
знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак
зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о
росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на
сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать
до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о
членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-
бимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен
за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы
ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские
работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений,
которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е.Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся»,
включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-
тели.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за
ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-
циальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование
различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе»содержит информацию, полученную от самого
ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях,
награды, дипломы, грамоты).
Л. И.Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах
ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о
ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»;
ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги
теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину
пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту,
щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание
ребенка;
блок «Какой ребенок умелый»содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает,
и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке;
рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и
секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных
интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу,
самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный»содержит информацию о творческих способностях
ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-
ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить
индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как
подарок самому ребенку и его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
· творчески думающим,
· владеющим современными технологиями образования,
· приемами психолого-педагогической диагностики,
· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях
конкретной практической деятельности,
· умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,
интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может
стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных
видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,
коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и
результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразноввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
· Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития
педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по
диплому);
· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном
учреждении;
· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,
проблематика курсов);
· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и
степеней;
· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные
письма;
· дипломы различных конкурсов;
· другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов
деятельности педагога за определенный период.В раздел могут быть включены:
· материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
· материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей,
уровень развития личностных качеств;
· сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов
педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах
и олимпиадах;
· анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о
профессионализме педагога.Это могут быть:
· материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в
деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
· материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой
группе;
· материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагоги-
ческих конкурсах;
· в неделях педмастерства;
· в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
· авторские программы, методические разработки;
· творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и
кабинетах:
· планы по организации предметно-развивающей среды;
· эскизы, фотографии и т. д.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Источник