Технологии развитие ребенка в школе

Технологии развитие ребенка в школе thumbnail

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя   современные образовательные технологии.

Что же такое «технология»? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения

      1. Технология разноуровневого обучения

      2. Технология обучения как учебного исследования

      3. Технология обучения в сотрудничестве

      4. Технология эвристического обучения

      5. Метод проектов

      6. Развивающее обучение – РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

  2. Предметно-ориентированные технологии обучения

      1. Технология постановки цели

      2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

      3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

      4. Технология концентрированного обучения

      5. Модульное обучение.

  3. Информационные технологии.

б.Технологии дистанционного обучения

  1. Технологии оценивания достижений учащихся

      1. Технология “Портфолио”

      2. Безотметочное обучение

      3. Рейтинговые технологии

  2. Интерактивные технологии

      1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

      2. Технология проведения дискуссий

      3. Технология «Дебаты»

г. Тренинговые технологии

Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

Я думаю, что для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, необходимо использовать современные образовательные технологии.

Моя задача – не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Рассмотрим несколько технологий.

  1. Технология проблемного обучения

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего используют при объяснении новой темы. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

“Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь”.

(Конфуций)

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследование – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3.Здоровьесберегающие технологии.

Русский язык и литература, математика, окружающий мир – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Использование на уроках разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение – гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Нельзя забывать, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. В ходе работы с классом выяснилось, что для довольно большой группы детей характерно проявление нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, что свидетельствовало о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания(СДВ). Для сохранения психического здоровья этой группы детей, корректировки их поведения регулярно совместно со школьным психологом готовила и проводила родительские собрания по теме «Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания», использовала методические рекомендации М.М.Безруких.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровье сберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания

Читайте также:  Что мы понимаем под развитием речи ребенка дошкольного возраста

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой можно вводить уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга можно предложить им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию.

Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

5. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

6.Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:

– Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

– Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык», «Природа, Человек, общество»

– Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».

– По возможности применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

7. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

 Переход к информационному обществу существенно меняет требования к результатам образования. К концу 20-го века стало ясно,  что в современном информационном пространстве накапливание знаний, умений и навыков не позволит выпускнику школы быть конкурентно способным. Для современного  молодого человека очень важно уметь добыть информацию, извлекать из неё знания, легко находить своё место в обществе и чувствовать себя комфортно в динамичном и быстро изменяющимся мире. В настоящее время обновляющейся  школе потребовались такие методы обучения, которые:

– формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
– развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
– формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
– были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
– реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью

Источник

Известный дидакт, одна из ведущих
разработчиков проблемы формирования интереса в
процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что
интересный урок можно создать за счёт следующих
условий:

  • личности учителя (даже скучный материал,
    объясняемый любимым учителем, хорошо
    усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.
    Если первые два пункта не всегда в нашей власти,
    то последний – поле для творческой деятельности
    любого преподавателя.

Сегодня в школьном образовании происходят
значительные перемены, которые охватывают
практически все стороны педагогического
процесса. Личный интерес обучающегося – это
решающий фактор процесса образования.

Одной из главных задач считаю, является
повышение педагогического мастерства учителя
путём освоения современных образовательных
технологий обучения и воспитания.
Педагогическая технология – проектирование
учебного процесса, основанное на использовании
совокупности методов, приёмов и форм организации
обучения и учебной деятельности, повышающих
эффективность обучения, применение которых
имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией
начинается новое педагогическое мышление
учителя: чёткость, структурность, ясность
методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на
уроках, я убедилась, что процесс обучения можно
рассматривать с новой точки зрения и осваивать
психологические механизмы формирования
личности, добиваясь более качественных
результатов.

Читайте также:  Речь ребенка и развитие его мышления курсовая

Для повышения эффективности образовательного
процесса при проведении уроков в начальной
школе, использую следующие современные
образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Еёактуальность определяется
развитием высокого уровня мотивации к учебной
деятельности, активизации познавательных
интересов учащихся, что становится возможным при
разрешении возникающих противоречий, создании
проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая
посильные трудности учащиеся испытывают
постоянную потребность в овладении новыми
знаниями, новыми способами действий, умениями и
навыками. Эффективность применения этой
технологии подтверждается не только моими
собственными наблюдениями, но и результатами
анкетирования учащихся, их родителей, динамикой
повышения качества обучения.

“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь”.

(Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми
возможностями построения любого урока, где
ученики не остаются пассивными слушателями и
исполнителями, а превращаются в активных
исследователей учебных проблем. Учебная
деятельность становится творческой. Дети лучше
усваивают не то, что получат в готовом виде и
зазубрят, а то, что открыли сами и выразили
по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не
теряло принципа научности, выводы учеников
обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами,
теоретическими положениями учебников,
словарных, энциклопедических статей. Технология
проблемного диалога универсальна, так как
применима к любому предметному содержанию и на
любой ступени обучения, легко и доступно
изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный
урок или Как открывать знания с учениками».

1) Приведу пример использования этой технологии
на уроке русского языка по теме
«Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически,
орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)

– Что вас удивило? (Буква т в слове
пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)

– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где
звук не произносится?

Как узнать или проверить, надо ли в слове
писать букву, обозначающую согласный звук, если
мы его не слышим?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и
поставили цель урока. Термин «непроизносимые
согласные», как и вообще все термины и факты,
учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда
даю возможность своим ученикам предложить
собственные названия, а затем сравнить их с
научными терминами. В данном случае учащихся
можно приблизить к правильному названию:

– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно
выделить в слове корень. Возникают различные
мнения. На основе словообразовательного анализа
дети приходят к новому способу выделения корня (в
сложных словах).

3) Введение математических понятий
представляет также много возможностей для
организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2
прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5,
помноженное на 3». Можно записать обе задачи и
вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После
анализа действий учащиеся приходят к выводу, что
два разных результата могут быть правильным и
зависит от того, в какой очередности выполнять
сложение и умножение. Возникает проблемный
вопрос, как записать этот пример, чтобы получить
правильный ответ. Вопрос побуждает детей к
поискам, в результате чего они приходят к понятию
скобок. После вписывания скобок, задача
принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из
слушателя в активного участника процесса
обучения.

Исследовательское поведение – один из
важнейших источников получения ребенком
представлений о мире. Исследовать, открыть,
изучить – значит сделать шаг в неизведанное и
непознанное. Дети по природе своей исследователи
и с большим интересом участвуют в различных
исследовательских делах. Успех исследования во
многом зависит от его организации. Очень важно
научить детей наблюдать, сравнивать, задавать
вопросы и выработать желание найти ответы. А,
значит, нужно читать дополнительную литературу,
учиться ставить эксперименты, обсуждать
результаты, прислушиваться к чужому мнению. При
проведении исследований дети учатся мыслить,
делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя: проведение
тематических физминуток на каждом уроке,
динамических пауз, участие в спортивных
соревнованиях школы и района, проведение
родительских собраний на тему «Режим дня в школе
и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «У
теленяньки дитя без друга», «Компьютер и
ребёнок», организацию горячего питания в школе
для всех учащихся, серию встреч с врачом общей
практики, организацию подвижных игр на
переменах. Думаю, что наша задача сегодня –
научить ребенка различным приёмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы
затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята
могли уже самостоятельно их применять. Свои
уроки я стараюсь строить, ставя перед собой
именно эту цель: как сделать урок
здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые
физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и
многое другое.
На разных уроках предлагаю задачи со
здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2
меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

( дети составляют краткую запись и записывают
решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно
питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о
правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых
позволяют делать обобщённые выводы о здоровом
образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую
    воду. В открытом водоёме вода не может быть
    чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые
    организмы, микробы, которые вызывают кишечные
    заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной
работе.

Показываю массаж пальцев, сопровождая его
словами:

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная
с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные
пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик
у основания и вращательным движением дойти до
ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

4. Обучение в сотрудничестве
(групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не
только на первых этапах обучения, но и в
последующей учебно-воспитательной работе.
Методику групповой работы я стараюсь ввести уже
с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут
быть уроки технологии, окружающего мира, где на
первых этапах перед детьми не ставится сложных
задач анализа и синтеза изучаемого материала.
Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю
им разделиться на группы по 5–6 человек по
желанию. Даю задание выполнить работу
самостоятельно каждому, а потом эту же работу, –
но всем вместе.

Читайте также:  Диагностика определение уровня интеллектуального развития ребенка

Например, на уроке ручного труда работа с
пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала
каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей
группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая
на неё яблочки. Перед началом работы с детьми
оговариваю правила работы: называть друг друга
только по имени и в разговоре использовать
только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо
узнают друг друга, начинаю работу по
формированию групп на четверть. Основным
принципом отбора являются личные симпатии,
умение общаться, уровень интеллектуального
развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым
целым, то каждый ребенок должен быть
задействован в работе. И потому методика такой
работы предполагает распределить между детьми
их обязанности. Главным в группе выбирается
командир. Этот ребенок должен уметь организовать
работу, направлять ее в нужное русло. Генератор
идей – тот, кто подает идею, выделяет главную
мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто
записывает (желательно в схемах) все, что
предполагает группа. Критик – выявляет
недостатки в работе, критикует предлагаемое с
позиции неприемлемого в данных условиях.
Аналитик делает выводы, обобщает сказанное.
Главная цель работы в группе – приблизиться к
изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей
назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как
они ближе узнают друг друга, учатся общаться,
учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая
за ребятами, может для себя провести
мини-мониторинг психических особенностей
ребенка (умение общаться в микроколлективе,
обобщать сказанное, выражать свое мнение,
определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в
стороне. Даже дети с низким уровнем
работоспособности, которые на уроке
предпочитают молчать, делают попытки включиться
в работу группы. Нельзя думать, что эта работа
приносит результаты с первых уроков. Для этого
требуется серия таких уроков и кропотливый труд
учителя.

5. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная
форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим
детей не так, как нам, взрослым, удобно дать
учебный материал, а как детям удобно и
естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять
дифференцированный подход к учащимся, вовлекать
каждого школьника в работу, учитывая его интерес,
склонность, уровень подготовки по предмету.
Упражнения игрового характера обогащают
учащихся новыми впечатлениями, выполняют
развивающую функцию, снимают утомляемость. Они
могут быть разнообразными по своему назначению,
содержанию, способам организации и проведения. С
их помощью можно решать какую-либо одну задачу
(совершенствовать вычислительные,
грамматические навыки и т. д.) или же целый
комплекс задач: формировать речевые умения,
развивать наблюдательность, внимание,
творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в
следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела
    учебного предмета (урок-игра «Путешествие по
    стране Знаний», урок – спектакль «Народные
    праздники»);
  • в качестве урока (занятия) или его части
    (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
    контроля).

Это разнообразные игры – соревнования,
эстафеты, в которых предлагается найти значение
выражения, вставить нужный знак, придумать
пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке
автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в
игре «Кто больше?» дети самостоятельно
придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди
слово в слове» ученики составляют слова из букв
данного учителем слова. Например, гроза (роза,
рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры
«Найди пару» (подобрать синонимы к словам),
«Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести
букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из
них могут быть и первые и последние половинки
слов:

ОПТ                     
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА
ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата,
корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой
так, чтобы получились целые слова.

САМО                     
БУК
ФУТ
БАЛ
КАП
КОН
ВА
КА
ГОН
ЧАЙ
БОЛ
ВЕРТ
ВАРЬ
НИК
КОН
НАЛ
КА
ГОН
КАН
ВАР

3) На уроках математики дети с удовольствием
«путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое
царство и при встрече с каждым героем выполняют
определённые математические задания.

Например:

Устный счет в начальной школе можно проводить
по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Колобок» и
обыгрывает на магнитной доске. При встрече
колобка с героями сказки ставится цель перед ним:
решить примеры или задачу.

– Ребята, если Колобок не справится со своим
заданием, то его съест Волк, давайте поможем
решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и
решают примеры, которые записаны на отдельных
карточках)…

4) На уроке литературного чтения можно
провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны
догадаться о какой пословице на самом деле идёт
речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)
6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать,
что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Но включая в процесс обучения детей игры и
игровые моменты, учитель всегда должен помнить
об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за
игрой стоит урок – это знакомство с новым
материалом, его закрепление и повторение, это и
работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии,
применяемые на уроках и внеурочное время, дают
возможность ребёнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности,
повышают активность, приносят радость, формируют
у ребёнка желание учиться.

Литература:

  1. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент
    формирования компетентностей /Б. Андюхова
    //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
  2. Ягодко Л.И. Использование технологии
    проблемного обучения в начальной школе /Л.И.
    Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. –
    №1. – С.36-38
  3. Золотухина А. Групповая работа как одна из
    форм деятельности учащихся на уроке /А.
    Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое
    сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
  4. Андреев О. Ролевая игра: как ее
    спланировать, организовать и подвести итоги /О.
    Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. –
    С.107-114

Источник