Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка

Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка thumbnail

Тест по курсу: « Образовательные технологии в профессиональной деятельности»

Автор-составитель: Синявская А.А., группа ППОм-1504, ТГУ

  1. Образовательные технологии – это:

А) способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами; представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей;

Б) это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя;

В) оба определения верны.

2. Критериями технологичности по Г.К. Селевко являются:

А) концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость;

Б) наглядность, массовость, информативность, последовательность;

В) структурированность, функциональность, логичность, научность.

3. Автор ТРИЗ-технологии:

А) Дж. Дьюи;

Б) Г.С. Альтшуллер;

В) И.Я. Лернер

4. Технология развития критического мышления использует прием:

А) афиширование;

Б) индукция;

В) кластер.

5. В технологию социального проектирования входят методики:

А) социальной пробы, социальной практики, социального проекта;

Б) социальной поддержки, социального эксперимента, социального наблюдения;

В) социальной работы, социальной группы, социального прогнозирования.

6. Одним из этапов работы по технологии педмастерских является:

А) адаптация;

Б) социализация;

В) реабилитация.

7. Использование в работе информационно-коммуникативных технологий не должно нарушать требования технологий:

А) гуманитарных;

Б) игровых;

В) здоровьесберегающих.

8. Этап афиширования в технологии педмастерских подразумевает:

А) ознакомление учащихся с планом и целями урока;

Б) презентация работ учеников;

В) ознакомление с результатами проверочной работы.

9. Система Е.Н. Ильина как педагогическая технология является:

А) общепедагогической;

Б) частнопредметной;

В) локальной.

10. Е.Н. Ильин высшим учебным средством считает:

А) артистизм учителя;

Б) увлеченность педагога своим предметом;

В) гуманно-личностную ориентированность преподавателя.

11. Демократизм и равенство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка реализуют:

А) гуманно-личностные технологии;

Б) технологии сотрудничества;

В) технологии свободного воспитания.

12. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются:

А) технологии свободного воспитания;

Б) эзотерические;

В) дидакто-центрические технологии.

13. К природосообразным технологиям, опирающимся на естественные процессы развития ребенка, относится:

А) технология М. Монтессори;

Б) перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова);

В) вальдорфская педагогика Р.Штейнера.

14. Ш.А. Амонашвили является автором:

А) гуманно-личностной технологии;

Б) личностно-ориентированной технологии;

В) технологии компенсирующего обучения.

15. К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификациидеятельности учащихся относится:

А) технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова;

Б) технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова;

В) технология решения эвристических задач.

16. Отметки «костылями хромой педагогики» назвал:

А) А.С. Макаренко;

Б) Я. Корчак;

В) Ш.А. Амонашвили.

17. В основе вальдорфской педагогики Р.Штейнера лежит принцип:

А) природосообразности;

Б) культуросообразности;

В) демократизации;

18. Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому» отражена в технологии:

А) Л.Г. Петерсон;

Б) М. Монтессори;

В) И.Г. Песталоцци.

19. Большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве называется…

А) умственной одаренностью;

Б) зоной ближайшего развития;

В) уровнем интеллектуального развития.

20. Школа, прообразом организации процесса в которой являются открытые студии в Древней Греции:

А) «Школа для всех» Е.А. Ямбурга;

Б) Школа «Синегорье» М.П. Щетинина;

В) «Школа-парк» М.А. Балабана;

Источник

Искусство воспитания – это стремление выявить то, что имеет человек «заложенным в зародыше», не толкать его Природу туда, куда она не стремится…

Я.А. Коменский

Природосообразностьпедагогический принцип, согласно которому воспи­татель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, при­родного развития ребенка, со­гласования всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой, в которой он живет, ее изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего свой вклад в развитие этого принципа. Его провозглашали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег. Из русских педагогов особо следует выделить К.Д. Ушинского, сто­ронника антропологического направления в педагогике.

В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.

В советской педагогике этот принцип видоизменялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индиви­дуальных особенностей учащихся, но позднее дополнен принци­пом индивидуализации воспитания и обучения. И только в нача­ле 90-х годов XX в. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию смысла термина «природосообразность» как целостной и логически звершенной концепции.

Концепция природосообразности примыкает к философии гуманизма, основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов и утверждает, что становление человека, его образование является раскрытием его природных сущностных сил

Принцип природосообразности в образовании означает ориентацию образования на цели понимания и сохранения природы, ноосферное развитие общества, сохранение биосферы планеты и выживание человече­ства как вида, становление личности, спо­собной решать глобальные проблемы чело­вечества; осознание путей обеспечения выживания цивилизации и сохранения ви­тальных основ человеческой сущности при создании искусственного интеллекта; прак­тическое включение личности в природо­охранную и природоисследовательскую де­ятельность.

Принцип природосообразности в учебно-воспитательном процессе предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала способностей и трактуется как:

– мировоззрение, исповедующее необходимость опоры на природные данные ребенка;

– методологическое основание проектирования педагогических систем и технологий;

– обучение и воспитание с учетом природы ребенка, уровня его здоровья, биологических и психологических особенностей;

– основа для расширения зоны биологической активности человека в учебном процессе;

– биоадекватность образования, отражение в нем экологических и ноосферных требований;

– учет половозрастных особенностей учащихся, преодоление противоречий, характерных для каждого возраста;

– гармонизация работы левого и правого полушарий мозга;

– основа свободного воспитания в согласии со свободной природой;

– основание процессов развития и саморазвития личности ребенка;

– основание дидактических принципов дедуктивного движения от простого к сложному, наглядности, доступности и др.;

– основание народной педагогики.

Принцип природосообразности требует соответ­ствия образовательной технологии природным закономерностям, означает не­обходимость экопсихологического подхода, обращения к генетическим культурообразующим истокам личности.

Его суть хорошо выразил швейцарский психолог и педагогЭ. Клапаред:«…Необходимо изучать естественные проявления детей и в соответствии с ними организовывать воспитательную деятельность. Методы и программы, вращающиеся вокруг ребенка, а не ребенок, изо всех сил старающийся крутиться вокруг программы, составленной без какого-либо учета его особенностей, – вот именно такую «коперникову револю­цию» требует психология от педагогики».

В современной педагогике принцип природосообразности приравнивается к значению таких фундаментальных методологических принципов, как культуросообразность и научная целесообразность. Поэтому важнейшей задачей педагогических технологий является правильное соотнесение в восприятии ребенка природосообразности, культуросообразности и целесообразности.

В данной главе рассматриваются технологии:

Источник

Природосообразностъ – педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Цистервег).

В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др. В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.

Природосообразность – один из педагогических принципов, в соответствии с которым педагог должен руководствоваться в своей деятельности факторами природного и естественного развития ребенка.

Принцип природосообразности в разное время изучался и трактовался разными авторами с разных точек зрения. С опорой на данный принцип в педагогике появлялись такие течения как фатализм, свободное воспитание, натурализм и т.д. В настоящее время принцип природосообразности требует от педагогического процесса учета природных закономерностей развития детей, а также учета национальных и этнических особенностей. Только опора на этническую культуру и особенности национальной психологии могут гарантировать высокий результат воспитания и обучения ребенка.

Разработкой природосообразного подхода в обучении чтению и письму, на современном этапе существования педагогики, занимался А. М. Кушнир.

Разработанная А. М. Кушниром технология была внедрена в массовую практику и показала высокие результаты в обучении детей чтению и письму. Модель А. М. Кушнира, в сравнении с аналогичной традиционной системой, имеет трехкратное превосходство по технике чтения и письма, десятикратное превосходство по информационной и содержательной емкости.

Высокая показательность технологии А. М. Кушнира обусловлена тем, что она в первую очередь опирается на интегральные процессы целостной психики учащихся. Обращение к личности и целостной человеческой психике позволило реализовать в рамках современного педагогического процесса тысячелетние традиции природосообразной народной педагогики, которая предусматривает отказ от развития процессов и функций по отдельности.

Основные классификационные параметры природосообразной технологии А. М. Кушнира:

h общепедагогический характер применения с уровнем метатехнологии, то есть допустимо применение во всех типах образовательных учреждений;

h частнопредметный характер охвата;

h природосообразная и антропологическая философские основы; личностно-ориентированный, стратегический и деятельностный методологические походы;

h социогенные и психогенные факторы развития;

h ведущей концепцией освоения опыта является совокупность гештальт и ассоциативно-рефлекторной;

h основные ориентации на такие личностные структуры и сферы как СУМ, ЗУН и СУД;

h совокупность светского, воспитывающего, гуманистического, проникающего и общеобразовательного характеров содержания;

h психолого-педагогический, воспитательный и управляющий вид социально-педагогической деятельности;

h ведущий тип управления педагогическим процессом является самоуправление;

h преобладают развивающие и диалогические методы обучения;

h альтернативные организационные формы; вербальные, практические и наглядные средства обучения преобладают над иными;

h основной характер подхода к ребенку – личностно-ориентированный; альтернативное направление модернизации педагогического процесса;

h распространяется на все категории образовательных объектов.

Целевыми ориентациями природосообразной технологии А. М. Кушнира являются:

1. Первостепенная цель – это воспитание читателя, а также автономной и самообучающейся личности.

2. Формирование необходимой психоинтеллектуальной основы для последующего развития таких процессов как воображение, интуиция и т.д.;

3. Формирование и развитие у детей навыков эйдетического способа чтения, то есть способности читать и одновременно представлять в воображение события, действия, явления и т.д., описанные в произведении.

4. Достижение максимально возможной разницы между темпом чтения «про себя» и вслух.

5. Осуществление отрыва чтения от артикуляции.

6. Кардинальная перестройка начального этапа обучению чтению. Исключение подготовительных и промежуточных моделей чтения. Изначально формировать чтение как процесс понимания текста.

Положительные и отрицательные стороны технологии А. М. Кушнира

В настоящее время природосообразная технология А.М. Кушнира достаточно популярна и используется многими педагогами с целью обучения детей чтению и письму. Однако имеются и противники данной технологии, которые указывают на ее отрицательные стороны.

Положительные стороны методики А. М. Кушнира:

Быстрое освоение чтения. Среднее время обучения составляет 2-2,5 месяца, по истечению которых дети умеют читать сразу целыми словами.

Норма чтения выше установленной, до 300 слов в минуту («про себя»).

В процессе обучения детям прививают любовь не только к чтению, но и к книгам. Дети с дошкольного возраста привыкают к лучшим образцам классики, что положительно сказывается на формировании высоконравственной и интеллектуальной личности.

В процессе чтения ребенок не просто читает, но и понимает смысл прочитанного.

Во время обучения осуществляется тренировка зрительной памяти, путем запоминания сразу целых слов. Этим объясняется и последующая легкость обучения детей письму.

Отрицательные стороны методики А. М. Кушнира:

1. Занятия недопустимо прекращать даже на один день, это может негативно сказаться на получении желаемого результата.

2. Многие дети, обучавшиеся чтению и письму по технологии А.М. Кушнира, сталкивались с трудностями в школьном обучении. Это связано с тем, что дети быстро читают и грамотно пишут, но не умеют делать фонематический разбор, так как слово оно воспринимают как одно целое.

3. Упражнения на развитие фонематического слуха могут отрицательно сказаться на уже достигнутых результатах в чтении и письме.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Природосообразностъ – педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.

В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир)

Кушнир Алексей Михайлович – главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.

Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообраз-ную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.

Классификационные параметры технологии.

По уровню применения: частно-предметная + общепедагогическая.

По философской основе: антропософская, природосообразная.

По основному фактору развития: психогенная + социогенная.

По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: мотивационно-личностный комплекс, ЗУН + СУД.

По характеру содержания: воспитывающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: самоуправление.

По организационным формам: природосообразная, разновозрастная, индивидуальная.

По подходу к ребенку: ребенок – взрослый – единый субъект жизнедеятельности.

По преобладающему методу: диалогическая, развивающая.

По направлению модернизации: возврат к народной педагогике, природо-сообразность

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

  • * Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной самообучающейся личности.
  • * Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в по следующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.
  • * Развитие прежде всего эйдетического чтения – способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.
  • * Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв чтения от артикуляции.
  • * Отказ от промежуточных – учебных и подготовительных – моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.

Технологическая карта развития навыка чтения

  • 1. Узнавание и называние букв.
  • 2. Узнавание звуков в звучащих словах, идентификация звуков и букв.
  • 3. Репродукция «близких» слов по зрительным образцам с помощью готовых моделей – кубиков с буквами, алфавитных касс и т.п.
  • 4. Репродукция слов по зрительному образцу с помощью продуктивных приемов – аппликация, лепка, рисование, «печатание» и т.п.
  • 5. Репродукция актуальных сообщений по зрительному образцу с помощью «печатания».
  • 6. Репродукция актуальных сообщений по звучащему образцу со зрительной опорой.
  • 7. Наблюдение за громким чтением учителем коротких завершенных текстов (пословицы, поговорки, анекдоты) на экране, плакате, сопровождаемым показом учителем читаемой строки рукой или указкой.
  • 8. Проецирование своей руки на читаемый учителем текст и следование по тексту вместе с учителем: вместе с учителем показываем на слово, и учитель озвучивает его.
  • 9. Движение рукой, пальцем, указкой, а следовательно, и глазами по строке, сопровождаемое озвучиванием строки, текста учителем: показываем учителю, где читать, по очереди подходя к экрану, плакату.
  • 10. Следование пальцем, а соответственно, и глазами по строке за чтением учителем знакомых стихотворных текстов с темпом от 40 слов в минуту как на эк ране (плакате), так и в книге: догоняя учителя, движемся за звуковым ориентиром.
  • 11. Сопровождение пальчиком по строчке чтения диктора – используем магнитофон – с темпом от 50 слов в минуту преимущественно стихотворных незнакомых текстов (по книге).
  • 12. Следование за звуковым ориентиром (чтением диктора) с темпом до 60 слов в минуту одними глазами на материале незнакомых продолжительных текстов.
  • 13. Чтение (по очереди – цепочкой) шепотом (вслух) вместе с диктором знакомых стихотворных текстов (из дошкольного домашнего чтения – К.Чуковский, С.Михалков) с темпом не более 70 слов в минуту.
  • 14. Отрыв от артикуляции – резкий переход к темпу 120 слов в минуту и более (середина 1-го класса). Следование одними глазами за ускоряющимся ежедневно на одно слово в минуту звуковым ориентиром до достижения 160 слов в минуту.
  • 15. Отрыв от строки, чтение с временным ориентиром. Используются двухминутные интервалы, отмеряемые с помощью песочных часов. Резкий переход к чтению про себя без звукового ориентира с темпом от 250 слов в минуту размеченного на временные отрезки текста с контролем времени.

Технологическая карта развития навыка письма

  • 1. Идентификация звука и прописного знака в словах. Учитель называет слово и «пишет» его на глазах у детей, собирая из кубиков, карточек и других готовых форм. При этом акцентируется и обыгрывается то, что слово состоит из звуков, каждый из которых имеет свой графический облик – букву. Продолжительность этапа – один-два урока. Задание на дом: мама или папа должны написать под диктовку ребенка, на глазах у ребенка десятка два слов.
  • 2.1. Репродукция детьми слов-эталонов с помощью кубиков, карточек и других готовых форм. Учитель пишет «психологически близкое слово» на доске или показывает на плакате, а дети собирают это слово из букв на карточках, кубиках и в других готовых формах. Одного-двух уроков достаточно, чтобы возникла устойчивая связь между звуками, образующими слово, и буквами, отображающими слово.
  • 2.2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями цветными карандашами или фломастерами.
  • 3.1. Освоение движения по строке. Ребенок показывает рукой прописной текст слово за словом, строку за строкой, а учитель озвучивает его в предлагаемом учеником темпе. Дети, сменяя друг друга, без пауз на приближение к доске работа ют с учителем, а остальные в это время пытаются делать то же самое, проецируя руку на текст. Два-три урока позволяют сформировать навык движения по строкам, а также появляется понимание полной зависимости звучания от того, что написано.
  • 3.2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями авторучками с цветными стержнями.
  • 3.3. Домашние сочинения, написанные рукой родителей. Не допускается стилевое вмешательство родителей в текст.
  • 4.1. Освоение идентификации звучащего текста с графическим (прописным).
  • 4.2 Учитель следует указкой по прописному тексту, звучащему с магнитофона, показывает, что звучит сию минуту. Дети делают то же самое, проецируя пальчик на экран (плакат). Учитель озвучивает пока еще в медленном темпе текст, а дети v доски или экрана, сменяя друг друга, пытаются удержаться на строке рукой или указкой, следуя по ней в темпе чтения учителя. Остальные дети делают то же самое, проецируя пальчик на текст. Требуется, как правило, до пяти уроков такого тренинга с детьми, не умевшими читать, чтобы сформировался первичный навык или полное понимание задачи.
  • 4.3. Копирование на кальку сюжетных рисунков типа «Картинок Бидструпа».
  • 5.1. Дети один за другим переходят к книге, где продолжают следовать пальчиком по прописному тексту за чтением учителя.
  • 5.2. «Печатание» – копирование на кальку «печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов, юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек, пословиц и поговорок, набранных курсивом.
  • 5.3. «Печатание» – списывание печатными буквами коротких актуальных текстов.
  • 6.1. Автоматизация следования пальчиком по прописному тексту за звуковым ориентиром с темпом до 60 слов в минуту.
  • 6.2. Копирование актуальных прописных текстов на кальку по графическому ориентиру. Используются прописные тексты без соединений между буквами и со знаками (точка и стрелка), обозначающими начало и направление движения в наиболее сложных для написания графемах.
  • 7.1. Чтение со звуковым ориентиром прописных текстов одними глазами с темпом до 60 слов в минуту. Дети перестают держать пальчик на строке и справляются с процессом одними глазами. Глаза больше не нуждаются в тренере-руке. (Отдельные дети продолжают работать с пальчиком.)
  • 7.2. Письмо на кальке по графическому ориентиру актуальных текстов. Используются содержательные прописные тексты с выделенными цветом соединениями.
  • 7.3. Документирование детских выступлений на уроках устного слова и природоведения с помощью магнитофонной записи уроков. Тиражирование записей, с тем чтобы они стали «обиходной мелочью школьного быта». Продолжается до завершения начальной школы.
  • 8.1. Чтение вслух со звуковым ориентиром знакомых и популярных (любимых детьми) стихотворных прописных текстов с темпом до 60 слов в минуту (одновременно с данным видом работы на уроках чтения).
  • 8.2. Письмо на кальке с графическим ориентиром. Копирование прописных текстов с актуальным содержанием. Используется стандартное слитное написание текстов-опор.
  • 8.3. Коррекция качества устных выступлений. Ребенку выдается запись урока устного слова с заданием, оценить (проранжировать) все выступления, кроме своего, по трем критериям: содержательность, артистичность, культура речи.
  • 9.1. Списывание интересных прописных текстов – письмо с графическим и(или) орфографическим ориентиром (письмо со зрительной опорой, списывание прописных и(или) печатных текстов).
  • 9.2. Подготовка рефератов для уроков устного слова посредством выделения (подчеркивания) наиболее значимых мест текстов для зачитывания.
  • 9.3. Поощрение в устных выступлениях элементов авторской передачи мате риала: интонация, выражение собственного отношения к информации, использование личного опыта.
  • 10.1. Письмо с орфографическим ориентиром – списывание актуальных печатных текстов.
  • 10.2. Реферирование актуальных материалов – подготовка выступлений и док ладов для уроков устного слова и природоведения. Поощряются «быстрые» способы компилирования материала – применение наряду с письмом вырезок, закладочек в нужных местах первоисточников и т.д. То есть не письмо ради письма, а письмо в контексте деятельности с завершенной мотивационной основой деятельности, имеющей социально или лично значимый продукт не в виде гипотетичного будущего умения писать, а в виде конкретного текста – подбора материалов, который непременно будет востребован значимыми другими или самим ребенком.
  • 11.1. Диктанты со зрительной опорой – письмо со звуковым, графическим или орфографическим ориентиром (прописной или печатный текст в зависимости от уровня ученика). Дети пишут под диктовку магнитофона с темпом до 40 слов в ми нуту, имея текст перед глазами.
  • 11.2. Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова.
  • 11.3. Отслеживание и поощрение устных сочинений на уроках устного слова, когда вместо реферата начинают проклевываться сюжетно и эмоционально сформированные выступления с выраженной авторской позицией.
  • 12.1. Диктанты со зрительной опорой с темпом до 40 слов в минуту. Дети пишут под диктовку магнитофона, постепенно все меньше и меньше нуждаясь в зрительном графическом или орфографическом ориентире. С момента, когда две трети детей начнут справляться с рекомендуемым темпом, последний медленно растет до 60 слов в минуту. Отставание детей от темпа диктовки – дело запланированное. Звуковой ориентир в данном случае «тянет» за собой темп письма, а успешность деятельности обеспечивается зрительной опорой.
  • 12.2. Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова. Продолжается на уроках устного слова и природоведения (организованных по принципам уроков устного слова) до завершения начальной школы.
  • 13.1. Устойчивое освоение учеником письма под диктовку с темпом до 60 слов в минуту – основа для его перехода на этап изложений со зрительной опорой. «Напиши короче и красивее» (в смысле художественном, а не графическом), такую инструкцию может использовать теперь учитель.
  • 13.2. Подготовка развернутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.
  • 14.1. Разработка развернутых планов и написание по ним изложений по произведениям, увиденным или услышанным один раз (используются видеофильмы, телепередачи и радиопередачи).
  • 14.2. Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развернутых рефератов на темы, предлагаемые учителем.
  • 15.1. Написание изложений и сочинений по читаемым произведениям со значительной степенью авторства ребенка – авторства впечатлений, суждений, позиции, стиля и других аспектов письменной деятельности.
  • 15.2. Разработка учителем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребенка в определенной области знаний. Самостоятельная подготовка учеником рефератов и выступлений в сфере своей специализации. Формирование и развитие индивидуальных информационных про странств.
  • 16.1. Авторское письмо. Работа над стилистикой и выразительностью письменной речи. Сочинение рассказов, написание очерков и статей, исследовательских отчетов и т.п.
  • 16.2. Совершенствование качества выступлений на уроках устного слова. Организуется как «закадровая» работа через аналитическую оценку выступлений друг друга по критериям, предложенным учителем (содержательность, убедительность, артистичность и т.д.), на основе магнитофонных записей.

Технологическая карта освоения грамматического феномена

  • 1. Показ грамматического феномена. Все случаи, встречающиеся в тексте, вы делены цветом, размером или подчеркнуты.
  • 2. Узнавание грамматического феномена. Подчеркивание при чтении или письме, если феномен встречается.
  • 3. Пассивное объяснение феномена. Карточка с правилом перед глазами с первого дня, когда появился феномен.
  • 4. Актуализация феномена – показ ярких примеров применения, откуда становится понятной полезность правила.
  • 5. Тренировка в узнавании феномена с учетом результативности и понимания (подчеркивание в тексте при чтении и письме). Учитель пользуется заранее обработанной книгой и точно знает, сколько раз на какой странице встретился тот или иной грамматический «выверт». Ученик индивидуально комментирует случай по требованию учителя.
  • 6. Контроль понимания правила – работа с тестирующей системой.

Оценивание результатов

В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояния).

Мониторинг развития и темпов развития состоит в определении разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. При этом:

  • – оценка не сравнивает детей друг с другом;
  • – обеспечивает ежечасную обратную связь деятельности с ее результатом;
  • – формирует у ученика ясное понимание смысла пребывания в школе, концентрированным выражением которого является ориентация на рост и развитие;
  • – дает ребенку ясное представление о том, насколько он изменился, вырос за день, за неделю, за месяц в школе по любому значимому аспекту развития, будь то знания, умения или навыки;
  • – оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к ученику, что совершенно ясно ученику и вытекает из внутренней сущности оценивания;
  • – оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успешность деятельности учителя;
  • – оценочная шкала имеет весьма широкий диапазон баллов, который позволяет видеть положение и динамику ученика на всей дистанции школьной программы по данному аспекту;
  • – в процессе оценивания доминирует не контрольная, а формирующая функция;
  • – оценивание занимает мало времени, органично вплетено в процесс планирования и контроля деятельности;
  • – оценка предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика относительно его личных достижений;
  • – оценка не позволяет останавливаться в развитии, остановка – это именно то, что немедленно снижает ее;
  • – оценка формирует привычку к позитивной изменчивости, развитию;
  • – оценка выступает технологическим элементом более общего процесса, в котором объединены планирование, контроль деятельности и оценка;
  • – новый тип оценки ускоренно формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования, мотивации достижений, в сущности, новый тип парадигмы жизненных ценностей.

Использование аудиовидеосредств

Звуковой ориентир, реализуемый с помощью магнитофона, не единственная техническая форма воплощения этой методологии. Существуют компьютерные и видеоверсии, такая забава, как «караоке», весьма точно реализует задачи обучения чтению, и, наконец, появились магнитофоны (плееры) с небольшим дисплеем, на котором слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звучащим текстом.

Источник